« СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА » «Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональное выгорание учителей 26 ноября Часть 1 теоретическая.
Advertisements

Вегетативные проявления стресса Проанализируйте свое состояние и отметьте в правых узких колонках те симптомы, которые для вас в данный момент характерны:
Билль о правах личности. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО: Иногда ставить себя на первое место.
Дороги, которые мы выбираем … Социальная природа преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Я подросток !. ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я подвергаюсь воздействию могучих сил, как бы распирающих меня изнутри, в каком-то смысле, даже разрывающих меня на.
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
Автор: Дорошенко Л.С КГБС(К)ОУ «Баюновоключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. По оценкам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире в структуре заболеваемости.
Я уже не ребенок! ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я расту, во мне что-то меняется, мне очень важно, чтобы вы меня понимали и помогали мне взрослеть. Моё отношение.
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСИЛЬКУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ИМ. М.А. Р УДЕНКА.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
БЫЛЬ О ПРАВАХ. ЛИЧНЫЕ ПРАВА У каждого человека есть неофициальные, личные права. Они отличаются от юридических прав. Некоторые не понимают, что человек.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
«Убеждения, права и обязанности» Цель: формировать у участников умение слушать собеседника, уважать его убеждения, права.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
"Учитесь властвовать собой!" - профилактика профвыгорания педагогов
Симптомы, стадии, профилактика Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению.
Транксрипт:

« СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА » «Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим» Цицерон

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) / профессиональное сгорание – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ

«Эмоциональное выгорание» как психологическая защита «Эмоциональное выгорание» как профессиональная деформация I фаза напряженияII фаза сопротивленияIII фаза истощения Полезный навык подключать к взаимодействию с подопечными эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкая, спокойная речь, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Неадекватная экономия на эмоциях, эмоциональная черствость, равнодушие, неспособность сопереживать, раздражительность, грубость, манкирование профессиональными обязанностями, эмоциональная и личная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. Профилактика «эмоционального выгорания» как профессиональной деформации Работа с дистрессовыми записями (консультации психолога, психотерапевта или другого соконсультанта). Восстановительный процесс – эмоциональная разрядка (плач, дрожь, смех, пот, крик, разговор с сочувствующим слушателем). Личный рост. Развитие произвольной саморегуляции (аутотренинг, просоночное самовнушение и т.д.). Арт-терапия (рисунок, танец, фотография). Дыхательная гимнастика. Спорт, обливания. Секс. Общение с природой, охота, рыбалка. Общение с животными и растениями. Трудотерапия, хобби, коллекционирование. Библиотерапия. Юмор. Молитва. Психогимнастика. Позитивное мышление, работа с воображением. Силовое поле любви!

Как пишет ряд авторов, существует очень много определений СЭВ, но Freudenberger, автор идеи СЭВ, говорит, что профессиональное выгорание "является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это, как он утверждает, сопровождается циничной установкой: "Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения". Когда сотрудник выгорает, по какой- либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях.

Другой основоположник идеи выгорания, C. Maslach определяет это понятие как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам". Доктор Maslach подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее "эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением".

психологический эмоциональный физический информационный

СХЕМА РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА СТРЕССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТРЕССА

Негативные последствия хронического стресса Стресс вредит здоровью Если он является продолжительной нагрузкой, Если напряжение не сменяется расслаблением. Люди в состоянии постоянного стресса имеют Внутреннее давление, Страх, Изможденность, Нарушение сна, Депрессии, Психосоматические заболевания. "Мы не можем быть большим, чем мы есть..., но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем".

синдром хронической усталости Ученые выяснили, что синдром хронической усталости, который ранее врачи не признавали болезнью, вызван генетическими мутациями. В результате сбоя работы центральной нервной системы человек не может приспособиться к стрессам, сообщает Forbes. Чтобы сделать такой вывод, четыре независимых команды провели свои исследования в американском Центре контроля и профилактики заболеваний.Forbes В каждую команду входили врачи, математики, молекулярные биологи и компьютерщики. «Группой риска» являются женщины в возрасте между 40 и 60 годами»

Симптомы личностного выгорания Физические Усталость Чувство истощения Восприимчивость к изменениям показателей внешней среды Астенизация Частые головные боли Расстройства желудочно- кишечного тракта Избыток или недостаток веса Одышка Бессонница

Симптомы личностного выгорания Поведенческие и пихологические Работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее - все меньше и меньше. Рано приходит на работу и остается надолго. Поздно появляется на работе, и рано уходит. Берет работу домой. Испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (чувство неосознанного беспокойства) Чувство скуки Снижение уровня энтузиазма Чувство обиды Чувство разочарования Неуверенность Чувство вины

Симптомы личностного выгорания Симптомы личностного выгорания поведенческие и пихологическиеоведенческие и пихологические Чувство невостребованности Легко возникающее чувство гнева Раздражительность Обращает внимание на детали Подозрительность Чувство всемогущества (власть над судьбой пациента) Ригидность Неспособность принимать решения Дистанцирование от пациентов и стремление к дистанцированию от коллег Повышенное чувство ответственности за пациентов Растущее избегание Общая негативная установка на жизненные перспективы Злоупотребления алкоголем и (или) наркотиками

Перезагруженный специалист После работы До работы

Изможденный специалсит До работы После работы

Выгорание в организациях ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» ВнешниеВнутренние Хронически напряженная психоэмоциональная деятельность Дестабилизирующая организация деятельности (завышенные нормы подопечных, нечеткая организация труда и т.д.) Повышенная ответственность за исполняемые функции (прессинг социальных институтов) Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности Психологически трудный контингент Дистрессовые записи Склонность к эмоциональной ригидности Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности Нравственные дефекты и дезориентация личности

Кто подвержен риску выгорания? По данным А. Анголд (A. Angold, 1991), девушки в 2 раза чаще юношей обнаруживают депрессивные расстройства. Каннели с соавторами (1993; цит. по Г. Крайг, 2000) тоже выявили, что переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков. Пол \ Возраст, лет Мальчики Девочки Переживание депрессии школьниками в зависимости от пола, процент случаев У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, а у девочек и девушек - нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией).

Условия возникновения внутриличностных конфликтов Высокий уровень развития чувств и ценностей Внешние условия Возникают затруднения в удовлетворении каких- либо глубоких и активных мотивов и отношений личности Сложный внутренний мир личности и актуализация этой сложности Сложно организованная и развитая познавательная структура Внутренние условия Сводятся к противоречию между различными сторонами личности Сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов личности

СТЕРЕОТИПЫ СПАСАТЕЛЬСТВА Чувство, что вы должны исправить чувства другого человека или решить его проблему. Желание облегчить его задачу. Страх ответной реакции и попытка заставить другого человека чувствовать себя лучше (т.е. избегание интенсивности переживаний или конфликта). Вы думаете, что должны убедить другого человека сделать правильный выбор. Чувство вины за действия другого человека. Быстро переключаетесь на решение проблемы, чтобы обуздать неприемлемую для вас интенсивность.

ИЗБЕГАНИЕ СПАСАТЕЛЬСТВА Не помогайте без контракта. Никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания). Помогайте людям, которые чувствуют себя беспомощными, обратиться, воспользоваться той силой, которая у них есть. Не берите на себя более 50% работы, требуйте, чтобы клиент взял на себя хотя бы 50%. Не делайте ничего, чего вы в действительности не хотите делать.

Отношения спасательства

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬСПАСАТЕЛЬЖЕРТВА "Ты в этом виноват"Помогает, когда его не просят "Бедный я, бедный" РигидныйЧувствует вину, когда не может помочь Стыдящийся. Критикующий. Обвиняющий Даёт жертве разрешение на неудачу Беспомощный. Неоправданно жёсткий Смягчает последствия для жертвы Бессильный. "Подавляемый" Держится в стороне. Злость Часто делает её работу Нуждается в спасателе, который бы "защищал и служил" Фокусирование на другом человеке помогает избежать собственных проблем. Опасение: если человек "сам", то он не будет нуждаться во мне Благополучие зависит от действий другого человека ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬСПАСАТЕЛЬЖЕРТВА

Я исправляюзащищаю спасаю контролирую перенимаю их чувства не слушаю Я чувствую тревогу усталость страх неуравновешенность Я беспокоюсь орешениии деталях ответах обстоятельствах о том, чтобы не ошибиться об исполнении Я манипулятор Я думаю, что человек живёт в соответствии с моими ожиданиями КОГДА Я ЧУВСТВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГИХ

Я демонстрирую эмпатиюподбадриваю делюсь конфронтирую чувствителен слушаю Я чувствуюУравновешенность свободу осознанность самоценность Я беспокоюсьоб отношении человека о человеке о чувствах с человеком Я верю, что моего присутствия с другим человеком достаточно Я помощник/проводник Я думаю, что человек сам отвечает за себя и за свои поступки Я могу доверять и принимать вещи как таковые КОГДА Я ОТНОШУСЬ ОТВЕТСТВЕННО К ДРУГИМ

Преодоление стресса Цель: внутреннее равновесие Самоинструктаж пед. антистрессовый тезис Социальная сеть для стабилизации Я Способы релаксации Физическая активность Способность решать проблемы Компенсационное проведение свободного времени Контроль за неприятностями (сознательное обращение с отрицательными чувствами) Фокусировка на положительных чувствах

«Слава Богу, что существуют здоровые люди -психотерапевты, здоровые люди без вмешательства психотерапевтов и, что особенно странно, здоровые люди после работы Нездоровых психотерапевтов» из лекций по психотерапии

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО: ИНОГДА СТАВИТЬ СЕБЯ НА ПЕРВОЕ МЕСТО; ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ; ПРОТЕСТОВАТЬ ПРОТИВ НЕСПРАВЕДЛИВОГО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ КРИТИКИ; НА СВОЁ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЯ; СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ, ПОКА НЕ НАЙДЁТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ; ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ЛЮДЯМ РЕШАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ; ГОВОРИТЬ "НЕТ, СПАСИБО", "ИЗВИНИТЕ, НЕТ"; НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ НА СОВЕТЫ ОКРУЖАЮЩИХ И СЛЕДОВАТЬ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ УБЕЖДЕНИЯМ; ПОБЫТЬ ОДНОМУ (ОЙ), ДАЖЕ ЕСЛИ ДРУГИМ ХОЧЕТСЯ ВАШЕГО ОБЩЕСТВА; НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ПРИНИМАЮТ ЛИ ИХ ОКРУЖАЮЩИЕ; МЕНЯТЬ СВОИ РЕШЕНИЯ ИЛИ ИЗБИРАТЬ ДРУГОЙ ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ; ДОБИВАТЬСЯ ПЕРЕМЕНЫ ДОГОВОРЁННОСТИ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ.

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ: БЫТЬ БЕЗУПРЕЧНЫМ (ОЙ) НА 100%; СЛЕДОВАТЬ ЗА ТОЛПОЙ; ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ, ПРИНОСЯЩИХ ВАМ ВРЕД; ДЕЛАТЬ ПРИЯТНОЕ НЕПРИЯТНЫМ ЛЮДЯМ; ИЗВИНЯТЬСЯ ЗА ТО, ЧТО БЫЛИ САМИМ (ОЙ) СОБОЙ; ВЫБИВАТЬСЯ ИЗ СИЛ РАДИ ДРУГИХ; ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ ЗА СВОИ ЖЕЛАНИЯ; МИРИТЬСЯ С НЕПРИЯТНОЙ СИТУАЦИЕЙ; ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМ ВНУТРЕННИМ МИРОМ РАДИ КОГО БЫ ТО НИБЫЛО; СОХРАНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ, СТАВШИЕ ОСКОРБИТЕЛЬНЫМИ; ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ; ВЫПОЛНЯТЬ НЕРАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ; ОТДАВАТЬ ЧТО-ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВАМ НЕ ХОЧЕТСЯ ОТДАВАТЬ; НЕСТИ НА СЕБЕ ТЯЖЕСТЬ ЧЬЕГО-ТО НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СВОЕГО "Я" РАДИ КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО.

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА для выявления индивидуального стиля умственной деятельности индивидов, различающихся по силе нервной системы 1. В ситуациях, требующих длительного умственного напряжения: быстро устаете не устаете 2. К концу продолжительного рабочего дня: падает продуктивность умственных не снижается действий (делаете ошибки в работе продуктивность плохо воспринимаете информацию) умственных действий

3. В эмоционально напряженных ситуациях: излишне волнуетесь, испытываете не волнуетесь затруднения 4. На работе, когда требуется быстрый темп ответов, исполнения заданий: не успеваете, испытываете успеваете, спокойны напряжение 5. После неудачного ответа, после порицания, после ссоры с коллегой по работе: испытываете тревогу, быстро успокаиваетесь, не можете собраться включаетесь в работу с мыслями

6. Если во время работы требуется постоянное распределение внимания между отдельными видами деятельности: испытываете напряжение, спокойны, не отражается снижается продуктивность на показателях работы работы 7. При работе в шумной, беспокойной обстановке: снижается не снижается эффективность работы 8. При монотонной, однообразной работе: чувствует себя уверенно, испытываете раздражение, продуктивность работы отвлекаетесь, делаете высока ошибки

9. Выполняя работу по алгоритму, при необходимости соблюдать последовательность шагов, этапов: не допускаете ошибок, нарушаете последовательность не испытываете шагов, чувствуете раздражения дискомфорт 10. Если работа требует систематизации и планирования: легко выполняете ее предпочитает не делать этого 11. При необходимости проверить сделанное: без труда проводите проверку, делаете проверку исправляете ошибки небрежно, оставляя ошибки

Комплексная оценка проявлений стресса Интеллектуальные признаки стресса 1. Преобладание негативных мыслей 2. Трудность сосредоточения 3. Ухудшение показателей памяти 4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы 5. Повышенная отвлекаемость 6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе 7. Плохие сны, кошмары 8. Частые ошибки, сбои в вычислениях 9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого 10. Нарушение логики, спутанное мышление 11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения 12. Сужение «поля зрения», кажущееся уменьшение возможных вариантов действия

Поведенческие признаки стресса 1. Потеря аппетита или переедание 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий 3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь 4. Дрожание голоса 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье 6. Хроническая нехватка времени 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность 9. Антисоциальное поведение 10. Низкая продуктивность деятельности 11. Нарушение сна или бессонница 12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Эмоциональные симптомы 1. Беспокойство, повышенная тревожность 2. Подозрительность 3. Мрачное настроение 4. Ощущение постоянной тоски, депрессии 5. Раздражительность, приступы гнева 6. Эмоциональная «тупость», равнодушие 7. Циничный, неуместный юмор 8. Уменьшение чувства уверенности в себе 9. Уменьшение удовлетворенности жизнью 10. Чувство отчужденности, одиночества 11. Потеря интереса к жизни 12. Снижение самооценки, появления чувства вины или недовольства собой или своей работой

Физиологические симптомы 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли 2. Повышение или понижение АД 3. Учащенный или неритмичный пульс 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея и т.п.) 5. Нарушение свободы дыхания 6. Ощущение напряжения в мышцах 7. Повышенная утомляемость 8. Дрожь в руках, судороги 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний 10. Повышенная потливость 11. Снижение иммунитета, частые недомогания 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела

Д ЛЯ подсчета суммарного показателя используется следующая схема. Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из «физиологического» списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует. Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу. Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса истощению запасов адаптационной энергии.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!