Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду.. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Советы педагога-психолога
Advertisements

Суицид- это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
«Я среди других людей» программа по психологии для 7-8 классов.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковского Ныркова Л.Б.
Школа ответственного родительства: начальное общее образование Цель: формирование и развитие компетенций, необходимых для воспитания детей, гармонизации.
МОУ Усть-Ордынская СОШ 1 им. В.Б. Борсоева. Баймеева Елена Никитична Васильева Надежда Владимировна.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика суицида. Информацию подготовила педагог- психолог: Загородина Екатерина Сергеевна.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Как помочь ребенку в период подростковых изменений?
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Транксрипт:

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду.. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Слово суицид переводится как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Сегодня 30 процентов молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет имеют суицидальные мысли. Из них 6 процентов юношей и 10 процентов девушек совершают попытки самоубийства. Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни. Сегодня 30 процентов молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет имеют суицидальные мысли. Из них 6 процентов юношей и 10 процентов девушек совершают попытки самоубийства. Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.

Проблемы Проблемы трех «Н» непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и непереносимость тоски и одиночества. одиночества. Борьба с Борьба с тремя «Б» беспомощностью, бессилием и бессилием и безнадежностью. безнадежностью. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. Суицид это результат социально-психологического кризиса, когда страдание настолько тяжело, что надо от него освободиться любым способом, даже уничтожением своего тела. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. Суицид это результат социально-психологического кризиса, когда страдание настолько тяжело, что надо от него освободиться любым способом, даже уничтожением своего тела. Жизненные ситуации

Особенности психологии мальчиков и девочек Девушки более эмоциональны, попыток совершить самоубийство у них больше. Но так как они совершаются более «щадящим» способом, в большинстве случаев срываются. Девушки в трудных ситуациях подолгу размышляют, происходит болезненный самоанализ. Девушки более эмоциональны, попыток совершить самоубийство у них больше. Но так как они совершаются более «щадящим» способом, в большинстве случаев срываются. Девушки в трудных ситуациях подолгу размышляют, происходит болезненный самоанализ. Депрессивные расстройства, встречающиеся у подростков мужского пола, приводят к действию, а не к долгому анализу. Депрессивные расстройства, встречающиеся у подростков мужского пола, приводят к действию, а не к долгому анализу. Тем не менее, такие психологические расстройства в школьном возрасте наблюдаются у парней чаще, чем у девочек. Тем не менее, такие психологические расстройства в школьном возрасте наблюдаются у парней чаще, чем у девочек.

Психология рассматривает человеческие действия и поступки как проявление целостной личности и ее направленности эмоционально- эмоционально- ситуационная ситуационная защищенность защищенность система ценностных ориентиров: люди, созидательный труд, учение, духовная деятельность Внутренние ресурсы- Способности: знания, умения, черты характера, особенно волевые, дарования, энергетические потенциалы личности

Потенциалами личности являются: а) система здоровых ценностей (Чем больше интересных, любимых ценностей, тем больше у человека шансов на светлую, радостную жизнь. При этом важна любовь не только к большим ценностям, как люди, созидательный труд, учение, но и к духовным деятельностям); б) способности (Качества, знания, умения, черты характера, особенно волевые, дарования, энергетические потенциалы личности, т. е. все те внутренние ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации устремлений человека, успешного осуществления ее целей и задач, самостоятельного созидания смыслов для полнокровной жизни); в) эмоционально-ситуационная защищенность (Душевные страдания, подавленность, возникающие под влиянием различных препятствий – неурядиц в семье и школе, отсутствия условий для удовлетворения потребностей, перспектив на улучшение – вот что существенно подрывает эмоциональную защищенность подростков, ведущие к дивиантному поведению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и суициду.)

скука стресс тревога Утрата ценностных ориентиров суицидкайф

Причины, ведущие подростков к суициду 1. Конфликты внутри семьи. 1. Конфликты внутри семьи. 2. Неразделенная любовь. 2. Неразделенная любовь. 3. Конфликты со сверстниками 3. Конфликты со сверстниками и педагогами. 4. Внутренняя опустошенность. 4. Внутренняя опустошенность. 5. Подражание кумирам. 5. Подражание кумирам. 6. Отсутствие страха смерти (дети 8-10 лет). 6. Отсутствие страха смерти (дети 8-10 лет). 7. Значимость микрогруппы (класс, дворовая компания). 7. Значимость микрогруппы (класс, дворовая компания). 8. Влияние религиозных сект. 8. Влияние религиозных сект. 9. Бытовая неустроенность. 9. Бытовая неустроенность. 10. Прессинг успеха. 10. Прессинг успеха. 11. Интернет. 11. Интернет. 12. … 12. …

Признаки, по которым можно распознать подростка, намеревающегося совершить суицид. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия. Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия. Нередко происходит потеря интересов, хобби. Менее интенсивным становится общение с друзьями. Нередко происходит потеря интересов, хобби. Менее интенсивным становится общение с друзьями. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть.

Как предотвратить рост суицидов среди детей и подростков? Необходимо проводить профилактическую работу, учить Необходимо проводить профилактическую работу, учить взрослых понимать детей, слышать и видеть, не игнорировать, не притеснять, не «откупаться» подарками, а именно общаться с ними, чтобы ребенок ощущал свою «нужность». взрослых понимать детей, слышать и видеть, не игнорировать, не притеснять, не «откупаться» подарками, а именно общаться с ними, чтобы ребенок ощущал свою «нужность». Нужно поговорить по душам, «присоединиться», установить доверительный контакт, мягко и спокойно выяснить что его волнует и тревожит, что вызывает опасения, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, виноватым, обиженным, отверженным, несчастным, должником, загнанным в ловушку. Нужно поговорить по душам, «присоединиться», установить доверительный контакт, мягко и спокойно выяснить что его волнует и тревожит, что вызывает опасения, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, виноватым, обиженным, отверженным, несчастным, должником, загнанным в ловушку.

Расширить масштаб переживаний и определить ресурсы выяснить с кем он дружит, чего хочет, чем увлекается, что ценит в людях, кому доверяет, кем хотел бы стать. Расширить масштаб переживаний и определить ресурсы выяснить с кем он дружит, чего хочет, чем увлекается, что ценит в людях, кому доверяет, кем хотел бы стать. Ребенку необходимо ощутить что он не одинок и его любят. Ребенку необходимо ощутить что он не одинок и его любят. Обязательно нужно знать Обязательно нужно знать признаки суицидальной признаки суицидальной готовности, чтобы их готовности, чтобы их своевременно заметить и своевременно заметить и помочь подростку. помочь подростку.

Профилактическая беседа должна включать в себя 4 этапа. Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего партнерства. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия. Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего партнерства. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия. Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: поддержка успехами и др. Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: поддержка успехами и др. Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: планирование, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; держание паузы - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу. Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: планирование, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; держание паузы - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу. Завершающий этап - окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы; логическая аргументация, рациональное внушение уверенности. Завершающий этап - окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы; логическая аргументация, рациональное внушение уверенности. Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д. Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Повышение жизнестойкости подростка. Особую важность приобретают различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием: 1.Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. 2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способст­ вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения; 2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способст­ вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения; Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам); Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам); собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим. осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их; формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их; формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя; формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя; формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их; формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их; формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь; формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь; формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния; формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния; формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, по­нимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуа­ций, выражения чувств, принятия решений); формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, по­нимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуа­ций, выражения чувств, принятия решений); формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим. формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

4. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения: навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения. навыков бесконфликтного и эффективного общения. Доступность информации о том как получить экстренную психологическую помощь по телефону. Для предотвращения суицидального поведения и создания надежды нуждающемуся в том, что его крик о помощи будет услышан, созданы кризисные службы, оказывающие экстренную психологическую помощь по телефону. Для предотвращения суицидального поведения и создания надежды нуждающемуся в том, что его крик о помощи будет услышан, созданы кризисные службы, оказывающие экстренную психологическую помощь по телефону.

Для семейной диагностики выделяются два объекта: Социально-психологический тип семьи. Социально-психологический тип семьи. Позиция подростка и степень удовлетворённости этой позицией. Позиция подростка и степень удовлетворённости этой позицией. Суицидальное поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на семейное окружение и вернуть, таким образом утраченную позицию. Наиболее суицидоопасна позиция человека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников. Протестные реакции свойственны подросткам, стремящимся уклониться от опеки, либо сохранить независимость в семье. Суицидальное поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на семейное окружение и вернуть, таким образом утраченную позицию. Наиболее суицидоопасна позиция человека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников. Протестные реакции свойственны подросткам, стремящимся уклониться от опеки, либо сохранить независимость в семье. Единовластие может служить источником постоянного психического напряжения, а у подростков, не склонных к компромиссу и не желающих подчиняться грубому нажиму со стороны взрослых, оно может провоцировать в некоторых случаях суицид протеста Единовластие может служить источником постоянного психического напряжения, а у подростков, не склонных к компромиссу и не желающих подчиняться грубому нажиму со стороны взрослых, оно может провоцировать в некоторых случаях суицид протеста

«Смысл жизни» мысли великих Жизнь это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик. Жизнь это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик. Призвание каждого человека в духовной деятельности в постоянном искании правды и смысла жизни. Антон Павлович Чехов Призвание каждого человека в духовной деятельности в постоянном искании правды и смысла жизни. Антон Павлович Чехов Помни: только эта жизнь имеет цену! Афоризмы из литературных памятников древнего Египта Помни: только эта жизнь имеет цену! Афоризмы из литературных памятников древнего Египта Жизнь не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват. Викентий Викентьевич Вересаев Жизнь не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват. Викентий Викентьевич Вересаев Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. Демокрит Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. Демокрит Нельзя ради жизни терять смысл жизни. Нельзя ради жизни терять смысл жизни. Децим Юний Ювенал Децим Юний Ювенал

Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием. Джон Рескин