Подготовка персонала для высокотехнологичных отраслей промышленности: взгляд работодателя - система взаимодействия предприятия с профильными учебными заведениями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) д.т.н., профессор Лёвин Борис Алексеевич 17 ноября 2009 г., Москва.
Advertisements

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Корпоративный институт Владимирского государственного университета на учебно-производственной площадке ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир.
1 Дирекция по персоналу1 Тольятти Подготовка и развитие персонала ОАО «АВТОВАЗ» Вице-президент по персоналу и социальной политике Михаленко Дмитрий.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Развитие взаимодействия с учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования по профессиональной ориентации.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
О сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг как условии обеспечения отрасли экономики квалифицированными кадрами Руководитель департамента.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Министерство образования и науки Самарской области.
«О состоянии подготовки рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждения Тюменской области» «О состоянии подготовки рабочих кадров и специалистов.
Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт (технический университет) ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ БУДУЩЕГО Первый.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
Опыт трехстороннего взаимодействия ГОУ СПО «КИТ», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», НОУ «РЦПП «ЕВРАЗ-Сибирь» по реализации дуального обучения Корнеев Е.П., председатель.
«Ресурсный Центр ЧЭАЗ» Совместный проект Чебоксарского электроаппаратного завода и Чебоксарского электромеханического колледжа.
Транксрипт:

Подготовка персонала для высокотехнологичных отраслей промышленности: взгляд работодателя - система взаимодействия предприятия с профильными учебными заведениями - система внутрифирменного обучения ОАО «НПО «Сатурн» Директор по персоналу ОАО «НПО «Сатурн» Иванов Леонид Михайлович 2-3 ноября 2010 года Международный форум «Инновации. Бизнес. Образование»

СТРУКТУРА БИЗНЕСА ВОЕННЫЕ ПРОГРАММЫ Двигатель пятого поколения для ПАК ФА и двигатель «117С» для истребителей Су-35 и его модификаций Двигатели АЛ-31Ф/ФП/ФН для истребителей Су-27, Су-З0 и их модификаций Двигатель АЛ-55 для мирового рынка учебно-тренировочных и легких боевых самолетов Семейство двигателей для крылатых ракет воздушного и морского базирования Газотурбинные двигатели и агрегаты для кораблей ВМФ и пограничной службы ФСБ РФ ГРАЖДАНСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ Газовые турбины большой мощности для технического перевооружения энергомощностей РАО «ЕЭС РОССИИ» Газовые турбины, агрегаты и тепло- электростанции малой и средней мощности для модернизации и развития энергосистем ЖКХ, промышленных предприятий и нефтегазовых компаний Семейство газоперекачивающих агрегатов для модернизации и развития инфраструктуры ОАО «ГАЗПРОМ» Двигатель SаМ146 для мирового рынка регионально- магистральных самолетов Двигатель Д-З0КП «Бурлак» для модернизации парка транспортных и военно- транспортных самолетов Ил-76 и Ил-78 Семейство двигателей для магистральных и транспортных самолетов Ту-154М, Ил-76, Ил-62 Направления деятельности

Кадровый состав предприятия Общая численность на – чел. Доля сотрудников с высшим образованием – 35 %, среднеспециальное образование имеют 26% работающих 686 чел. (37%) молодых руководителей до 40 лет Ежегодно проходят производственно-техническое обучение и повышение квалификации ~ 8 тыс. чел. (7% обучение во внешних обучающих организациях) Средний возраст персонала НПО «Сатурн» - 43 года 20 % персонала составляют молодые люди в возрасте до 30 лет Наиболее востребованный персонал: Операторы и наладчики станков с ПУ 5-6 разрядов Инженеры-конструкторы Инженеры-технологи Опытные, талантливые руководите- ли всех уровней управления

Основные проблемы в сфере труда и профобразования Спрос и предложение рабочей силы имеют дисбаланс в профессионально- квалификационном разрезе Образовательные услуги отстают от потребностей рынка труда Нет четких квалификационных требований и критериев их оценки, отражающих современных уровень развития техники и технологии Почему необходимо менять систему обучения персонала? Повышение конкурентоспособности экономики отрасли, региона, страны Повышение производительности и качества труда Внедрение инноваций, новых прогрессивных методов работы, повышение уровня развития техники и технологии Увеличение личной ответственности работников (в т. ч. за качество и безопасность), возможности принимать решения Более тесное сотрудничество сферы труда и сферы образования Принятия ключевых решений в области профобразования на государственном уровне (акцент на рабочие профессии, разработка профстандартов, аккредитация и лицензирование и др.) Формирование необходимых качеств, способностей и установок в процессе обучения Возрастание роли обучения в процессе труда и обучения на рабочем месте Тенденции в сфере труда и профобразования

Инициативы федерального уровня в области кадров промышленности Государственный план подготовки кадров для ОПК Профессиональные стандарты (Для ОАК - «Директор по персоналу промышленного предприятия», «Управление и организация в промышленности», «Инженер промышленного предприятия (компании)»). Аккредитация образовательных программ (для РОСНАНО) Сертификация выпускников ВУЗов (Для ОАК - «Проектирование и конструирование авиационной техники» и «Прочностные расчеты авиационных конструкций) Субсидирование кооперации «Предприятие-ВУЗ» Стипендии молодым ученым Стипендии молодым работникам ОПК 5

Источники комплектования кадров предприятия ИГЭУ, ИГАСА, ИГХТУ, БГУ, КАИ, ЯРГУ, ЯГТУ, МАТИ Стратегические источники персонала ШколыЛицеиПЛ-1, ПУ-32РАК РГАТАСГАУМАИ МГТУ им. Баумана ОАО НПО «Сатурн» Высшее образование РГАТА (г. Рыбинск)563 ПГТУ (г. Пермь)16 ПГУ (г. Пермь)4 СГАУ (г. Самара)23 МГТУ им. Баумана (г. Москва)1 МАИ (г. Москва)3 Прочие ВУЗы58 Средне-специальное образование РАК РГАТА83 Прочие50 Среднее общее образование ПЛ 3272 СПТУ-133 Прочие50 ИТОГО862 Принято молодых специалистов за г.г. – 807 чел., работает в настоящий момент 520 чел. (64,4 %) На г. принято 55 чел. Общая тенденция 2010 года – низкий уровень трудоустройства выпускников

Строительство и ремонт Оснащение: макеты двигателей, оборудование, режущий инструмент, программное обеспечение Целевая подготовка студентов, организация практик студентов и стажировок преподавателей Выплата грантов и стипендий лучшим студентам Совместные работы над НИОКР Поддержка создания ресурсных центров на базе ПЛ-32 и РАК Поддержка учебных заведений Профильные учебные заведения: - Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П.А. Соловьева (РГАТА) - Рыбинский Авиационный колледж (РАК) - Профессиональный лицеё 32 (ПЛ-32) Вложения предприятия в профильные учебные заведения

Ежегодно РГАТА привлекает специалистов и руководителей НПО «Сатурн»: Преподавателей-совместителей - 22 чел. Членов Государственной аттестационной комиссии - 32 чел. Руководителей дипломных проектов - 24 чел. Формулирование профессиональных требований к подготовке студентов Согласование учебных планов, распределение учебной нагрузки (дополнительно 400 час) Обеспечение дисциплин необходимым оснащением, преподавательским составом Критерий оценки знаний студентов – участие представителей НПО «Сатурн» в работе государственной аттестационной комиссии с правом решающего голоса Проведение занятий с учётом производственного опыта НПО «Сатурн», с возможностью стажировки в подразделениях предприятия Этапы работы с высшим учебным заведением НПО «Сатурн» реализует программы целевой подготовки студентов РГАТА

1. Целевая подготовка в РГАТА Обучение по специальностям: - Металлорежущие станки и комплексы - Обработка металлов давлением - Технология машиностроения - Конструирование авиационных двигателей - Проектирование и эксплуатация энергетических установок - Технология производства авиационных двигателей - Литейное производство черных и цветных металлов В настоящий момент проходят обучение студенты 4-го и 5-го курса - 90 чел. Работают по совместительству на предприятии – 134 студента С 2006г. прошли стажировку на Snecma (Франция) 6 студентов, 2 студента факультета ФАТ готовятся к стажировке – изучают французский язык В г.г. на работу в НПО «Сатурн» и его дочерние предприятия принято 259 выпускников программы целевой подготовки РГАТА Программы целевой подготовки

2. Направление выпускников школ и студентов РГАТА для завершения обучения МАИ г. Москва Специальность «Авиационные двигатели и энергетические установки» 9 человек МГТУ им. Баумана г. Москва Специальность «Технология машиностроения» 2 человека Условия приёма: Высокие результаты обучения в школе или на 3- х курсах РГАТА Условия обучения: Оплата предприятием обучения и общежития Корпоративная стипендия Прохождение практик на ОАО «НПО «Сатурн» Отработка в компании 3-5 лет после завершения обучения СГАУ им. Королёва г. Самара Специальность «Авиационные двигатели и энергетические установки» 21 человек Программы целевой подготовки

Ознакомление с историей, деятельностью и планами развития предприятия Встречи с главными специалистами компании Специальные образовательные программы Возможность участия в деятельности Совета молодежи Создание молодёжных производственных бригад Молодёжная политика НПО «Сатурн» Адаптация молодежи на предприятии Формирование активной жизненной позиции Адаптация молодых специалистов Использование института наставничества В 2008г. и 2009г. Совет молодёжи НПО «Сатурн» признан лучшей молодёжной организацией г. Рыбинска и Ярославский области в категории «Работающая молодежь»

Профориентация учащихся школ г. Рыбинска ведётся с 2004 года: Ознакомление с деятельностью НПО «Сатурн», повышение интереса к инженерным специальностям учащихся 9,10,11 классов (~ 1500 школьников) Шефская работа с 28 школами Профессиональная ориентация молодёжи – помощь в выборе профессии и учебного заведения (выступление с презентациями, создания технологических профильных классов и пр.) Проведение спортивных мероприятий, конкурсов под эгидой ОАО «НПО «Сатурн» Организация ознакомительных, производственных и преддипломных практик – 936 чел. в год Профориентация Привлечение учащихся среднеобразовательных школ к получению профессий, востребованных НПО «Сатурн» Привлечение на работу лучших выпускников профильных учебных заведений

Планируемый выпуск 2010 года УНПО Ярославской области в отраслевом разрезе Отраслевое направление% в плане выпуска 2010 г. 1Транспорт19,3 2Строительство17,7 3Общественное питание13,3 4Сфера обслуживания9,8 5Финансовая деятельность9,8 6Машиностроение7,8 7Сельское хозяйство6,5 8Текстильное и швейное произв-во5,3 9Энергетика4,1 10Торговля3,6 11Химическая промышленность2,8 Несоответствие потребности и подготовки: Слесарь (потребность превышает подготовку в 2,6 раза) Станочник (в 2,6 раза) Токарь (в 1,6 раза) Оператор станков с ПУ (в 3,1 раза) Наладчик станков с ПУ (в 5,2 раза) По данной профессии подготовка в УНПО г. Рыбинска отсутствует! Анализ рынка образования и труда в регионе Динамика выпуска общеобразовательными школами г. Рыбинска ( г.г.)

Объёмы выпуска ПУ 1Объёмы выпуска ПЛ 32 Сравнительные темпы прироста выпускаемых специалистов Анализ выпуска по профильным специальностям в г. Рыбинске

15 Учебный Центр НПО «Сатурн» Углубленное практическое обучение, специализация на современном оборудовании (ПЛ, ПТУ) Ступенчатое обучение студентов (производственная практика) с присвоением профессии и разряда (1курс- станочник, 2 курс – оператор, 3 курс-наладчик) Стажировка, повышение квалификации педагогических кадров учебных заведений ОАО «НПО «САТУРН» Обучение и переподготовка незанятого и высвобождающегося населения Подготовка новых рабочих, Освоение 2-ой профессии Повышение квалификационного разряда рабочих Проф.ориентационное обучение «Введение в профессию» Служба занятости Промышленные предприятия региона Школы Учебные заведения Начальное, среднее, высшее профессиональное образование Подготовка новых рабочих, по второй профессии, повышение разряда Повышение квалификации специалистов на семинарах, курсах с практической демонстрацией возможностей нового оборудования, инструмента, технологий Концепция создания ресурсного центра подготовки на базе предприятия

16 Категория обучаемых: Обучение по профессии оператор и наладчик станков с ПУ Обучение по профессии токарь, фрезеровщик, шлифовщик Производственная практика учащихся РГАТА, РАК, ПЛ 32 Профориентационная работа со школьниками 8-11 классов Пропускная способность нового Учебного центра ~ 8000 чел. в год Практическое обучение рабочих: подготовка/переподготовка, присвоение второй профессии, повышение квалификации 700 чел. по 34 специальностям Теоретическое обучение всех категорий персонала чел. Задача центра – дать обучающимся необходимые производственные навыки и технические знания по профессии в соответствии с программами обучения и требованиями ЕТКС для рабочих 3-6 разрядов Концепция создания Учебного центра ОАО «НПО «Сатурн»

Сравнительный анализ организации процесса обучения оператора станков с ПУ

ВЫВОДЫ Обязательное условие сохранения и развития кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности - совместные усилия государства, администраций учебных заведений и представителей производства по повышению престижа и качества подготовки профильных специалистов Разработка и корректировка профессиональных стандартов с учётом развития промышленности Мониторинг потребности предприятий в персонале и подготовка профильных специалистов Создание, использование и господдержка Ресурсных учебных центров подготовки

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!