СВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по научно-методической работе МОУ Лицей 37 г. Саратова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ Макарова Марина Филипповна
Образованность – не многознание и владение определенным объемом знаний, умений и навыков по изучаемым учебным предметам, а развитость у школьников разнообразных способностей системного характера в высокой степени их продуктивности.
Наряду с уровнем обученности творческая активность является одним из показателей качества образования, характеризующим личностный рост учащихся.
В процессе обучения учащиеся должны приобретать опыт творческой деятельности, характеризующийся наличием умений осуществлять проникновение в суть изучаемого явления, процесса, установлением новых связей с ранее изученным, применением знания и усвоенных приемов умственной деятельности в новых ситуациях.
Научное решение проблемы развития творческой активности школьников означает не только создание соответствующих педагогических условий, но и организацию их деятельности, которая должна быть направлена на открытие чего-либо нового.
Для успешного включения в учебно-исследовательскую деятельность следует определить исходные педагогические требования к ней. Такая деятельность должна: способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью; содействовать формированию научного мировоззрения; служить условием для получения первичных профессиональных знаний и знаний профориентационной направленности; стимулировать познавательную активность и развитие творческих возможностей учащихся.
На практике мы сталкиваемся с пятью видами творческих работ: 4. натуралистические, 1. информационно-реферативные, 2. проблемно-реферативные, 3. экспериментальные, 5. исследовательские.
Уровни творческой активности Виды творческих работ 1. Репродуктивно- творческий Информационно-реферативные творческие работы 2. Частично-творческий Проблемно-реферативные творческие работы. Экспериментальные творческие работы. Натуралистические творческие работы 3. ТворческийИсследовательские работы Соответствие между уровнями творческой активности и видами творческих работ учащихся
Наиболее эффективной, на наш взгляд, формой организации учебно- исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию их творческой активности, характеризующейся многоаспектностью решаемых задач является проведение научных конференций школьников.
2006 год – 19 секций, 231 участник преподаватели ВУЗов города и учителя Лицея преподаватели ВУЗов города и учителя Лицея преподаватели ВУЗов города и учителя Лицея преподаватели ВУЗов города и учителя Лицея Состав жюри Количество участников учащихся учащихся учащихся 11 ые профильные классы классы классы (проводится с 2005 г.) ВЫПУСКНЫЕ ВЫПУСКНЫЕ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ Возрастные группы, виды работ
Наибольшее количество работ было представлено в секциях: Русский язык и литература– 52 работыРусский язык и литература – 52 работы Биология, химия, экология– 50 работБиология, химия, экология– 50 работ Иностранные языки – 49 работИностранные языки – 49 работ Русский язык и литература– 52 работыРусский язык и литература – 52 работы Биология, химия, экология– 50 работБиология, химия, экология– 50 работ Иностранные языки – 49 работИностранные языки – 49 работ Рекомендованы на региональную конференцию: 55% работ по математике55% работ по математике 50% работ по химии, биологии, экологии50% работ по химии, биологии, экологии 43% работ по иностранным языкам43% работ по иностранным языкам 55% работ по математике55% работ по математике 50% работ по химии, биологии, экологии50% работ по химии, биологии, экологии 43% работ по иностранным языкам43% работ по иностранным языкам
Изменение видов творческих работ, представляемых учащимися на школьную конференцию