История и культура финно-угорских народов в лицах Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Advertisements

СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
Философия Б. 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Вариативная часть: ГСЭ.Б.02 для студентов специальности История Документоведение.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Курс « СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ » осуществляет кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой КФиСН ГУТОВА.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Теория «Москва-третий Рим» в политической мысли России Цикл Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Цикл Б.3. Профессиональный цикл Курс осуществляет:
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (квалификация (степень) «бакалавр»)
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Транксрипт:

История и культура финно-угорских народов в лицах Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии Шибанов Виктор Леонидович, кандидат филологических наук, кафедра общего и финно-угорского литературоведения

Цель освоения дисциплины формирование у студента способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, способности к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач через изучение историко- антропологической составляющей исторического процесса.

Задачи освоения дисциплины: – Осмысление студентом образа науки в финно-угорском мире, являющегося квинтэссенцией доминирующих в обществе представлений о ее социальном статусе; – Через изучение биографий научной и творческой интеллигенции – представителей финно-угорского мира прояснить формирование и смену господствующих представлений об истории и культуре, о развитии научной мысли и творческой деятельности, о природе и характере гуманитарного знания.

Задачи освоения дисциплины: – Через интеллектуальный опыт ученых, деятелей культуры, литературы формирование у студентов общекультурных компетенций, свойственных современному интеллектуалу-гуманитарию и профессиональных компетенций историка- исследователя, – Освоение методологии исторической антропологии и интеллектуальной истории; – выработка у студентов умений и навыков конкретной методологии междисциплинарного научного исследования, – помощь студентам в организации своей исследовательской деятельности,

Задачи освоения дисциплины – научение студента критическому оцениванию полученных результатов, применению адекватных способов их презентации (в том числе с помощью информационных технологий), – формирование необходимых качеств будущего исследователя и активного члена научно-экспертного сообщества; – научение студента оценивать получаемый научный результат; – закрепление навыков конспектирования, аннотирования, рецензирования, реферирования научной литературы; – закрепление навыков работы с Интернет-ресурсами; – закрепление навыков библиографического описания и правил цитирования; – закрепление навыков технологии работы с научной литературой; – закрепление навыков оформления научной работы.

Содержание курса. Модуль 1. Историческая часть: Историческая антропология. История и личность как исследовательская проблема. Исторические личности финно-угорского мира в исторических источниках имперского периода российской истории. Государственные и общественные деятели финно-угорского мира XX в. Историческое научное сообщество и творческая интеллигенция. Жизнь «незамечательных людей» как исследовательская парадигма.

Содержание курса. Модуль 2. Культурологическая часть – Феномен «Калевалы» (эпос Элиата Лённрота, живопись Галлен-Калелы, музыка Сибелиуса), скульптура Степана Эрьзи, мыслители земли Коми (Каллистрат Жаков, Питирим Сорокин),). венгерский литературовед Петер Домокош о финно- угорской литературной общности, теория этнофутуризма (финн Кари Салламаа, эстонец Андрес Хейнапуу, удмуртские и марийские исследователи

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; (повышенный уровень) ОК2 – способность порождать новые идеи (креативность) (повышенныый уровень) ОК3 – способность к адаптации к новым ситуациям, к измению научного и научно- производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта; ( повышенный уровень) ОК 4 – способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения ( повышенный уровень) ПК1 – способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; ( повышенный уровень) ПК3 – способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; (пороговый уровень) ПК5 – способность применять современные методы и методики исследования; (повышенный уровень)). ПК6 способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; (пороговый уровень)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать Содержание сущности, природу междисциплинарного подхода в исторических исследованиях, в том числе для историко- антропологических изысканий; Природу возможностей применения новой социальной истории и междисциплинарного подхода в исторических исследованиях Понятийный аппарат персональной биографии, интеллектуальной истории, современные трактовки личностного фактора в истории, ценностные доминанты в отечественном историко-литературном процессе

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Уметь Определять взаимосвязь истории с иными науками социально-гуманитарного цикла (литературоведением, культурологией) Распознавать междисциплинарные проблемы исторического познания, системно анализировать и выбирать литературоведческие концепции и критические интерпретации в историко- культурном контексте биографий творческой интеллигенции; Анализировать биографическую составляющую исторического процесса;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Владеть методологией исторического исследования; навыками обоснования междисциплинарного подхода, выбора методов, понятий, концепций, теорий, заимствованных из других наук. навыками методологического обоснования исследовательских задач в исследовательской работе; навыками реферирования, аннотирования научной литературы навыками конспектирования научной литературы владеть навыками составления презентаций

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ПК 7- способность к инновационной деятельности, умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи ПК8 - способность к критическому анализу собственной научно исследовательской и прикладной деятельности (пороговый уровень) ПК9 - способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов ((повышенный уровень) ПК11 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры; (повышенный уровень) ПК12 способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе междисциплинарных подходов пороговый уровень) ПК14 – способность использовать в исторических исследованиях тематических сетевых ресурсов, баз данных, информационно-поисковых систем; (повышенный уровень) ПК17 умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (пороговый уровень); ПК21- способность к подготовке аналитической информации с учетом исторического контекста) для принятия решений органами госуправления и местного самоуправления

Содержание самостоятельной работы студента Историческая составляющая курса включает: Портфолио научной, персональной, творческой, интеллектуальной биографии любого деятеля(на выбор студента, желательно, связанного с тематикой научных исследований магистра), связанного с финно-угорским миром. Портфолио включает в себя: реферат по персональной биографии героя, аннотацию статей о нем или его произведений; библиографию творчества героя, в том числе по возможности, представленную на иностранных языках; презентацию персональной биографии.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций являются рубежный контроль по итогам освоения дисциплины на основе балльно-рейтинговой процедуры и личного портфолио студента – комплекса индивидуальных учебных достижений, который содержит все виды письменных заданий, выполненных в ходе самостоятельной работы в течение семестра (аннотацию, библиографию, контрольную работу, презентацию).

Итоговый контроль Сумма баллов за портфолио о рубежный контроль -60 баллов (30 за каждый рубеж) Итоговый контроль – зачет 40 баллов

Основная литература История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. М., Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская и др. М., К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, Репина Л.П. Новая социальная история. М., Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторической науки. М., 2006.

Основная литература Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Курс лекций. Саратов, Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М, 2007.

Дополнительная литература: Александров Д.А. Историческая антропология в России // Вопросы истории естествознания и техники С Александров Е. П. Историческая биография как историографическая проблема: к изучению вопроса // Ученые записки Российского государственного социального университета С. 223 – 227; Беленький И. Л. Биография и биографика в отечественной культурно- исторической традиции. М., С. 37 – 54; Беленький И. Л. Генеалогия и биографика // Генеалогия: Источники. Проблемы. Методы исследования: тез. докл. и сообщ. М., С ; Шумков А.А. Биографика и генеалогия: Вопрос соотношения // Источниковедческие и методологические проблемы биографических исследований: Сборник материалов науч. – практ. семинара. СПб., С ; История через личность. Историческая биография сегодня. / под. ред. Л. Репиной. М., : Квадрига, 2010.

Тема 1. Историко-антропологический подход к изучению истории Смена исследовательских парадигм. Микроистория как исследовательская парадигма. Предмет исторической антропологии.

Литература Бёрк П. Антропология итальянского Возрождения // Одиссей. Человек в истории М., Военно-историческая антропология. Ежегодник, М., Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., Ежегодник историко-антропологических исследований М., 2003.

Три парадигмы исторического познания Классическая Неклассическая Постнеклассическая

Классическая модель исторического исследования XVIII - XIX вв. - представление о закономерном характере исторического процесса и о внутренних факторах как о главных движущих силах истории по отношению к внешним. обоснование теории исторического процесса

историческое исследование в рамках классической парадигмы Общая формулировка проблемы исследования на первой стадии поиск литературы и источников формулировка рабочей гипотезы. На второй шло: формирование эмпирической базы данных (исторических фактов), которые историк устанавливал по предшествовавшей литературе и источникам. На третьей стадии шло формирование теоретической концепции исследования с учетом существовавших к тому времени концепций и новых фактических данных, выявленных на предыдущей стадии работы историка.

историческое исследование в рамках классической парадигмы В рамках классической парадигмы исторического исследования оказались известные концепции исторического процесса: концепция государственной школы русской историографии середины - второй половины XIX в.; теория многофакторности исторического процесса конца XIX - начала XX вв., которой придерживался, в частности, В.О.Ключевский; марксизм; цивилизационные теории, например, евразийская; теория индустриального общества; теория расколотого общества применительно к России А.С.Ахиезера и т.д

Неклассическая наука (первая половина XX в.) Появление неклассической парадигмы исторического исследования произошло на рубеже XIX - XX вв. Это была эпоха, когда на смену историческому оптимизму нового времени пришли пессимизм и известное разочарование в ценностях эпохи Просвещения, когда возникло сомнение в возможности непрерывного поступательного движения по пути прогресса на основе осуществления идеалов Великой Французской буржуазной революции - Свобода, Равенство и Собственность.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) Смутные же ожидания грядущих потрясений ХХ столетия сменялись все более глубокой уверенностью в неизбежности их наступления, а философская идея исторического прогресса как основа прежнего оптимистического воззрения на прошлое и на перспективы человечества стала расцениваться как наивная, не учитывавшая реалии новой жизни.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) в течение XVIII - XIX вв., гуманизм был сменен социоцентризмом, а вместо интереса к человеку, к отдельной личности возник интерес прежде всего к разного рода сообществам людей - этносам, социумам, государствам и т.д., связанные с которыми процессы, как это казалось, определяют и объясняют ход истории. видеть в человеке по существу мерило всех ценностей и конечную историческую цель, а не средство к достижению каких-то иных, более общих целей. Эта идея была широко известна, но являлась фактически мало востребованной не только в социально-политической практике, но и в практике гуманитарного познания, в том числе исторического познания.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) Формирование неклассической парадигмы исторического исследования выразилось прежде всего в изменениях его методологии. Она стала в несравненно большей степени, чем методология классической исторической науки, обращена к человеку и стремилась учесть человеческое начало и на стадии возникновения источников исторического познания, и на стадии использования этих источников в конкретных исторических и вообще в гуманитарных исследованиях, т.е. личности и автора источника, и историка, изучавшего этот источник.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) Общий вывод об уникальности и неповторимости всякого исторического явления и личности, доведенный до логического своего конца, приводил к отказу от представления о закономерном ходе истории, о связи между собой разных ее явлений, об отсутствии иных причинно-следственных связей, кроме личностно-психологических. Это давало основание для постановки вопроса об основаниях, по которым история могла бы считаться наукой, поскольку описание уникального не относится к функциям науки.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) Под прямым воздействием неклассической парадигмы исторического исследования оказались некоторые новые направления историографии, прежде всего историко- психологическое и историко-антропологическое, в центре исследовательского внимания которых стоял человек в исторической ситуации изучаемого времени. С этой парадигмой также было связано возникновение во французской историографии в 1929 г. направления "Анналов", заявившего о своем идеале "тотальной истории" и ставившего в качестве исследовательской цели создание всестороннего представления о человеке в конкретной общественно-исторической ситуации.

Неклассическая наука в истории В этой культуре сложился новый тип рациональности, в стиль которой стала входить способность не только видеть типичное, но и замечать индивидуальное, не отбрасывая его в ходе размышления и познания. Особенность этой рациональности заключалась в умении актуализировать настоящее, понимать новое и, отказавшись от уже существующих стереотипов, вписывать это новое в человеческую жизнедеятельность.

Неклассическая наука в истории Неклассическая рациональность стала воспринимать историческую реальность как сложный и уникальный мир саморегулирующейся повседневности, основанием которой выступают различные картины мира и уникальные духовные коды жизнедеятельности людей.

Постнеклассическая наука (вторая половина XX – начало XXI вв.) – постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Влияние ценностно-целевых ориентаций на знание. Взаимосвязь всех научных картин (включение одной в состав другой) Парадигма самоорганизации ( синергетика)

Постнеклассическая наука Все большее внимание стала привлекать история "малых форм", или всего того, что ранее нередко квалифицировалось как "мелкотемье", в том числе изучение жизни людей, не относившихся к элите своего времени и обойденных вниманием историков. Распространенным объектом исторического изучения становятся отдельные сообщества и группы - этнические и конфессиональные, социальные и профессиональные, половозрастные и т.д.

Постнеклассическая наука Представление об уникальности и неповторимости явлений истории и культуры, об отсутствии в общественной жизни сколько-нибудь глубоких причинно- следственных связей и внутренних закономерностей, о значительной роли исторической случайности изменило понимание цели исторического исследования. Это уже не познание закономерностей исторического развития, и не стремление с помощью этого знания осуществлять социально- политическую практику и научное прогнозирование общественных процессов. Историческое познание в большей мере стало связываться с удовлетворением определенных культурных потребностей человека и общества, с интересом к прошлому в чистом виде, а также со стремлением к установлению диалога через источник с людьми ушедшего времени для более глубокого уяснения сущности человека, общества и культуры.

Постнеклассическая наука Объектом исторического познания может служить не реальность прошлого, всегда неопределенная и ускользающая, а текст. Для историка-постмодерниста текстом является всякий источник, а не только тот, который содержит письменный текст в прямом его значении. По его мнению, текст как результат творения человека крайне субъективен и допускает множественность интерпретаций, имеющих право на существование в качестве научных гипотез.

Сущность микроисторического подхода к истории процедура, которая берет за основу частное, которое нередко является индивидуальным и специфическим, что вряд ли может быть описано как типичный случай. микроисторию характеризуют уменьшение масштаба, заглавная роль частного (однако не в оппозиции с общественным), внимание к нарративу. основан на микроскопическом анализе и интенсивном изучении документального материала.

Сущность микроисторического подхода к истории Выбор индивидуального примера для более глубокого исследования может быть обусловлен тем, что представляет ситуацию в миниатюре, и историки имеют все основания считать, что данный пример отражает всю ситуацию. Микроисторический подход часто сопровождается применением количественных методов, при помощи которого исследователь отбирает наиболее типичные примеры в некоторой совокупности данных.

Сущность микроисторического подхода к истории выбор случая может быть определен тем, что он является исключением из правила и показывает недостатки социального механизма в действии. Микроистория позволяет рассматривать частный эпизод или небольшое сообщество людей в таком ключе, чтобы заметить алогичность большой социокультурной системы, сквозь которую просматривается индивидуальное.

Спасибо!

Историко-антропологический подход изучение отдельных аспектов поведенческих особенностей человека в определенный исторический период или в срезе пласта эволюции человека в контексте микроисторического подхода к истории.

Интеллектуальная история первоначально в качестве предмета имела изучение истории идей крупных мыслителей. В настоящее время исследует интеллектуальную деятельность человека, продукты человеческого интеллекта, историческое развитие интеллектуальной сферы (включая ее художественные, социально- гуманитарные, естественнонаучные, философские компоненты).