ИНФРАСТРУКТУРА В РОССИИ: ВЫХОД ИЗ ТУПИКА г. Москва Март 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новое в тарифном регулировании. Структура тарифа при использовании метода долгосрочной индексации. А.И. Дурнева июнь 2014 год.
Advertisements

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Финансирование проектов в фармацевтическом секторе Илья Скрипников, Советник.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Правовые аспекты реализации проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения 11 ноября 2014 Артём Родин, cоветник Инфраструктура и проектное финансирование.
КОНФЕРЕНЦИЯ «Актуальные проблемы развития пенсионной системы России» Инфраструктурные облигации как инструмент для инвестирования пенсионных активов Елена.
КОНЦЕПЦИЯ реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов с использованием механизма ГЧП (К П Р Т) Министерство регионального.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ Г. РОСТОВА-НА- ДОНУ И ЮГО-ЗАПАДА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1) Предмет.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
1 Динамика транспорта Транспорт – это то, как наши дети добираются в школу, это – получение своевременной медицинской помощи, это – парадигма современного.
Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации... бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств.
« ПИФ – эффективный финансовый инструмент регионального развития » Евстратова Ульяна Ведущий юрист компании IMAC.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно- частного партнёрства» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ.
Источники финансирования проектов государственно-частного партнерства СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Ключевые изменения нормативной базы в сфере тарифного регулирования.
Транксрипт:

ИНФРАСТРУКТУРА В РОССИИ: ВЫХОД ИЗ ТУПИКА г. Москва Март 2013

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Международная конференция «Пенсионные накопления - стратегический ресурс для развития российской экономики»1 Отставание России от Европейского союза по разным элементам инфраструктуры составляет 25-80% Основные проблемы: высокая грузонапряженность дорог, слабое развитие современных путей сообщения, деградация ЖКХ и социальной инфраструктуры * в процентах к аналогичным показателям Евросоюза Источник: Всемирный банк, UIC, Eurostat, World Economic Forum

ПОТРЕБНОСТЬ В ИНВЕСТИЦИЯХ Международная конференция «Пенсионные накопления - стратегический ресурс для развития российской экономики»2 McKinsey Global Institute оценивает потребности России в инфраструктурных инвестициях на период до 2030 года в 4% ВВП В денежном выражении общая сумма за 18 лет может составить $2,4 трлн. Транспортная стратегия России на период годов предусматривает инвестиции в размере $1,8 трлн. Реализация этих масштабных планов позволит увеличить темпы экономического роста с нынешних 3,5 до 5–6% Ключевой механизм достижения цели – государственно-частное партнерство (ГЧП)

ГЧП В РОССИИ Международная конференция «Пенсионные накопления - стратегический ресурс для развития российской экономики»3 Основные модели ГЧП: Инвестиционное соглашение (39-ФЗ от ) Концессионное соглашение (115-ФЗ от ) BOLT (Build, Own, Lease & Transfer) Контракт Жизненного Цикла Сферы применения: Транспортная инфраструктура Социальная инфраструктура Коммунальная инфраструктура Электроэнергетика Основные механизмы господдержки: федеральные и региональные целевые программы государственные и муниципальные гарантии субсидии юридическим лицам кредитные ресурсы Внешэкономбанка средства Инвестиционного фонда РФ

ГЧП В РОССИИ Международная конференция «Пенсионные накопления - стратегический ресурс для развития российской экономики»4 Примеры, иллюстрирующие многообразие российских ГЧП: строительство платной автодороги «Москва – Санкт-Петербург» на участке км программа модернизации систем коммунального теплоснабжения Курганской области на период годы реконструкция и оснащение центра амбулаторного гемодиализа в Казани.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГЧП Международная конференция «Пенсионные накопления - стратегический ресурс для развития российской экономики»5 Крупные проекты ГЧП нуждаются в значительном объеме заемного капитала Срок окупаемости проектов в среднем лет Такие длинные деньги есть только у институциональных инвесторов – их спрос на инфраструктуру растет, не взирая на кризис Объем прямых инвестиций институциональных инвесторов в инфраструктурные проекты, млрд. $

УДОБНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ Международная конференция «Пенсионные накопления - стратегический ресурс для развития российской экономики»6 Выплаты по инфраструктурным займам, как правило, привязаны к инфляции Правительство обычно предоставляет государственные гарантии по заимствованиям компаний, управляющих реализацией проектов Горизонт инвестиций идеально соответствует характеру пенсионных обязательств Участие в развитии инфраструктуры поддерживает имидж пенсионного страхования как социально- ответственного инструмента Котировки инфраструктурных займов слабо коррелируют с другими долговыми инструментами

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ В РОССИИ Международная конференция «Пенсионные накопления - стратегический ресурс для развития российской экономики»7 Три эмитента классических инфраструктурных облигаций: ОАО «Западный скоростной диаметр», ОАО «Главная дорога», ООО «Северо-Западная концессионная компания» Условия размещения: высокий фиксированный купон или переменные выплаты, привязанные к инфляции Все три компании имеют рейтинги инвестиционного уровня по российской шкале за счет государственных гарантий по займам Общий объем бумаг в обращении составляет около 50 млрд. руб. В 2013 году инфраструктурные облигации планируют впервые разместить ОАО РЖД и ОАО ФСК ЕЭС Часть выпусков на сумму до 425 млрд. руб. из средств расширенного портфеля пенсионных накоплений выкупит Внешэкономбанк

Финансирование проектов в дорожной сфере В России в 2012 году сформировано законодательство, позволяющее привлекать частные инвестиции на условиях ГЧП в дорожную сферу: Федеральный закон 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» регулирует создание дорог частными структурами, установление и взимание платы Федеральный закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» поддерживает механизм платы за доступность, позволяющий инвестировать даже в неплатную дорожную инфраструктуру Созданы Федеральный дорожный фонд и дорожные фонды субъектов РФ, являющиеся инструментом бюджетного планирования расходов в дорожной сфере, в том числе по расчетам с частными инвесторами на основании долгосрочных контрактов. Совокупный размер дорожных фондов субъектов РФ на 2013 год запланирован в размере около 500 млрд. руб., совокупный объем федерального и регионального фонда прогнозируется около 1 трлн. рублей.

Концессионные соглашения в дорожной сфере ОГМУ Частный инвестор (20% собственных средств) Банки Инвесторы Дорожный фонд, ДЦП Пользователи Концессионное соглашение (15-50 лет) Поставщики и подрядчики Сервисная компания 80% Строительство, реконструкция Техническое обслуживание в течение срока соглашения Контроль сбора платы в пользу ОГМУ Платежи за доступность (availability payment) в течение срока концессионного соглашения

Утвержденные объемы дорожных фондов (примеры) 12,6 млрд. руб. на 2012 – 2014 гг. (средства на строительство и реконструкцию дорог) Региональный дорожный фонд Тульской области 20 млрд. руб. на 5 лет. Региональный дорожный фонд Республики Якутия 23 млрд. руб. на 2012 – 2014 гг. Региональный дорожный фонд Самарской области 33,5 млрд. руб. на 2012 – 2014 гг. Региональный дорожный фонд Свердловской области 12 млрд. руб. на 5 лет (на строительство и реконструкцию дорог) Региональный дорожный фонд Красноярского края 14,2 млрд. руб. на 2012 – 2014 гг. Региональный дорожный фонд Ярославской области

Финансирование проектов в сфере водно-коммунального комплекса С 1 января 2013 года вступает в силу новое законодательство, снижающее риски частные инвестиции в сфере водно-коммунального хозяйства: Федеральный закон 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» разрешает установление долгосрочных тарифов и механизмы бюджетных компенсаций недополученных доходов, вызванных регуляторными рисками Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают возможность применения метода доходности на инвестированный капитал Сформирована нормативно-правовая база по формированию и утверждению инвестиционных программ эксплуатирующих организаций ВКХ, позволяющая учитывать в тарифе все затраты по привлеченным инвестициям

Концессионные соглашения в сфере водного комплекса ОГМУ Частный инвестор (20% собственных средств) Банки Инвесторы ДЦП Пользователи по договорам водоснабжения и водоотведения Концессионное соглашение, в т.ч. установление Долгосрочных параметров регулирования тарифов Поставщики и подрядчики Сервисная компания 80% Строительство, реконструкция Эксплуатация, обслуживание в течение срока соглашения Сбор тарифной выручки Компенсации разницы между установленным тарифом и тарифом, который зафиксирован в Концессионном соглашении

Почему НПФ ограниченно инвестируют в инфраструктурные проекты? Особенности инвестиционного процесса НПФ: Невозможность разнесения на счета застрахованных лиц по итогам календарного года как положительного, так и отрицательного инвестиционного результата приводит к непринятию НПФ и УК рыночных рисков долговых ценных бумаг (средняя дюрация портфелей УК 1,5-2,5 года). Невозможность вносить дополнения в типовой договор ДУ пенсионными накоплениями. НПФ обязан размещать все средства пенсионных накоплений через управляющие компании. В настоящий момент НПФ и УК обязаны заключать типовой договор ДУ. Внесение изменений в данный договор предусмотрено только в ограниченном количестве пунктов. Ввиду этого НПФ и УК не могут внести в договор ряд изменений, направленных на возможность покупки УК долгосрочных облигаций (стороны не могут детально описать ответственность сторон, порядок возврата активов в случае досрочного расторжения договора ДУ, порядок пролонгации договора ДУ и т.д.)

Различие в регулировании концессионных соглашений в зависимости от типа активов Почему НПФ ограниченно инвестируют в инфраструктурные проекты?

Проблема обеспечения возвратности и доходности при инвестировании в инфраструктурные проекты: Предоставить концеденту право принимать на себя обязательства по возмещению расходов концессионера на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объекта Обеспечить обязательность и приоритетность принятия концедентом на себя бюджетных обязательств на срок действия концессионного соглашения Закрепить условие о предоставлении государственной гарантии субъекта Российской Федерации и муниципальных гарантий в части неизменности формулы расчета тарифа на весь период действия концессионного соглашения. Урегулировать механизм начисления и уплаты концессионером налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Частично эти вопросы решит внесенный в Госдуму Правительством 12 марта законопроект «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ