Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией в области охраны окружающей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 wecoop-project.org Д-р МИККО ПУНКАРИ. Директива ЕС по СЭО (2001/42/EC) относительно оценки воздействия определенных планов и программ(PP) на окружающую.
Advertisements

1 wecoop-project.org Д-р МИККО ПУНКАРИ. Директива ОВОС (85/337/EEC) вступила в силу в 1985 году и применяется к проектам в государственном и частном секторах,
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Проект разработан Е.Лаевской Редактирован Т.Плешко и Н.Замфир в соответствии с рекомендациями Jerzy Jendrośka.
Выполнила Горохова Екатерина Александровна. Система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности.
Неофициальный перевод Принудительное переселение 0P 4.12: Инструменты планирования.
Экологический аспект. ключевое понятие СЭМ, позволяющее соотнести деятельность организации и ее взаимодействие с окружающей средой. Использование этого.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Водные проблемы, решаемые проектом ГЭФ/ПРООН «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал» и возможная.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Тема лекции: Процедура стратегической экологической оценки.
Тема лекции: Процедура стратегической экологической оценки.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.
Внедрение Системы Эколого- экономического Учета (СЭЭУ) Питер Харпер Председатель Комитет экспертов ООН по эколого-экономическому учету Семинар высокого.
Этапы создания системы управления окружающей средой: экополитика, планирование, внедрение и функционирование системы управления окружающей среды.
Транксрипт:

Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией в области охраны окружающей среды и водных ресурсов: WECOOP Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка» Д-р МИККО ПУНКАРИ

Основой ОВОС является национальное законодательство (Закон «Об охране окружающей среды»; Закон «Об экологической экспертизе»). Право человека на благоприятную окружающую среду также предусмотрено конституцией. ОВОС также является обязательной при реализации проектов, финансируемых определенными международными организациями (например, АБР, ЕБРР, ВБ) – обычно подобная документация утверждается органами государственной власти. 1) Национальная процедура ОВОС (готовят разработчики, возможно, при содействии со стороны внешних лицензированных экспертов), в которой описывается намерение и его экологическое воздействие. 2) Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ, инструмент административного надзора) проведет анализ соответствия проекта национальным стандартам и нормам в области охраны труда, окружающей среды и безопасности (несколько законов об охране окружающей среды). Экологические стандарты, включая, например, предельно допустимую концентрацию (ПДК) загрязняющих веществ, предельно допустимый сброс сточных вод, вредных веществ и уровень радиации, использование химикатов в сельском хозяйстве. Все это будет включено в Разрешение природоохранных органов. Процедура ГЭЭ также учитывает документы государственной политики (например, НПДООС) и соответствующие международные конвенции. Вопрос: Природные ресурсы принадлежат государству, и процедура ОВОС также в значительной степени находится в руках органов государственной власти, – как повысить прозрачность?

Д-р МИККО ПУНКАРИ Директива ОВОС (85/337/EEC) вступила в силу в 1985 году и применяется к проектам в государственном и частном секторах, определенным в Приложениях к ней. Поправки: Директива 97/11/EC, учитывающая Конвенцию Эспо ЕЭК ООН об ОВОС в трансграничном контексте. Директива 2003/35/EC для согласования с Орхусской конвенцией об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Директива 2009/31/EC с поправками к Приложениям I и II Директивы ОВОС относительно добавления проектов, связанных с транспортировкой, улавливанием и хранением углекислого газа (CO2). Последняя кодифицированная версия 2011/92/EU. Предложение 2012: упростить ненужные административные барьеры и облегчить оценку потенциального воздействия, без ослабления существующих мер безопасности. Качество процесса принятия решений будет улучшено, текущий уровень защиты окружающей среды будет повышен, а предприятия должны пользоваться более гармонизированной нормативно-правовой базой. Появляющиеся задачи: в процессе оценки будет отражаться эффективность ресурсов, изменение климата, биоразнообразие и предотвращение стихийных бедствий.

Д-р МИККО ПУНКАРИ Рамочная директива ЕС по водной среде (2000/60/EC) для предотвращения истощения, улучшения качества и восстановления водоемов, достижения хорошего химического и экологического состояния и снижения степени загрязнения в результате сброса сточных вод и выброса опасных веществ. Планы водохозяйственных мероприятий в бассейне реки. Директива о среде обитания (92/43/EEC) для сохранения биоразнообразия с учетом экономических, социальных, культурных и региональных требований (вкл. Программу «Натура 2000»). Директива о птицах (2009/147/EC) для защиты птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и всех мигрирующих видов птиц. Директива ЕС о сточных водах 91/271/EEC (а также Директива 98/15/EEC с поправками), касающаяся очистки городских сточных вод, а также очистки и сброса сточных вод в определенных секторах промышленности. Директива ЕС о питьевой воде (98/83/EC) для защиты здоровья человека путем установления требований к полезности и чистоте питьевой воды. Директива направлена на защиту не только прав человека, но и окружающей среды. Директива о нитратах (91/676/EEC) требует разработки программ действий для участков, которые находятся под угрозой загрязнения нитратами (как правило, определенные сельскохозяйственные практики). Директива о наводнениях (2007/60/EC) касательно оценки и управления паводковыми рисками, а также выявления угрозы затопления русел рек и береговых линий. Директива о комплексном контроле и предотвращении загрязнения (IPPC, 96/61/EC). Выбросы во все среды (вода, воздух, почва), взятых вместе и регулируемых в целом (предотвращает разделение выбросов во избежание ограничений).

Д-р МИККО ПУНКАРИ Обязательная ОВОС: все проекты, перечисленные в Приложении I, считаются оказывающими существенное воздействие на окружающую среду и требуют проведения ОВОС (например, междугородние железнодорожные пути, автодороги и скоростные автомагистрали, аэропорты с базовой длиной взлётно- посадочной полосы 2100 м, установки для уничтожения опасных отходов, установки для уничтожения неопасных отходов > 100 тонн/день, установки по очистке сточных вод > населения). Полномочия Государств-участников (проверка): в отношении проектов, предусмотренных Приложением II, национальные органы принимают решение о том, требует ли «процедура проверки» проведения ОВОС. Определяется воздействие проектов (анализ критериев или отдельных проектов). Национальные органы должны учитывать критерии, установленные в Приложении III. В Приложении II перечислены проекты, которые, главным образом, не включены в Приложение I (железные дороги, автодороги, установки для удаления отходов, установки по очистке сточных вод), а также другие виды проектов, такие как проекты городского строительства, работы по ликвидации последствий наводнения, изменения в существующих проектах, предусмотренных Приложениями I и II…).

Д-р МИККО ПУНКАРИ Разработчик может запросить у компетентного органа информацию о том, что должно входить в данные по ОВОС, которые должны быть предоставлены разработчиком (определение объема работ); Разработчик (как правило, нанимаемая группа экспертов) должен предоставить информацию обо всех предполагаемых воздействиях на окружающую среду (отчет по ОВОС – Приложение IV); ОВОС должна определять прямое и косвенное воздействие проекта на человека, фауну, флору, почву, воду, воздух, климат, ландшафт, материальные запасы и культурное наследие, а также взаимодействие между различными элементами. В проекте должны использоваться наилучшие имеющиеся технологии (НИТ); Обязательное информирование и консультирование с природоохранными органами и общественностью (а также другими странами, подверженными воздействию); Компетентный орган выносит решение, принимая во внимание результаты консультаций. После этого решение доводится до сведения общественности, которая может его оспорить в судебном порядке; Ответственным за выполнение и финансирование ОВОС является инициатор проекта (разработчик).

Д-р МИККО ПУНКАРИ ОВОС – это процедура оценки экологического и социального воздействия любого значительного проекта и определения способов улучшения проекта. ОВОС направлена на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, включая природные ресурсы, здоровье и благополучие человека. ОВОС – это важный инструмент управления, предназначенный для улучшения долгосрочной осуществимости проектов, и его применение может помочь избежать ошибок, которые могут быть дорогостоящими и причиняющими ущерб (например, кумулятивное и косвенное воздействие). В процессе ОВОС должен осуществляться анализ любых рисков, которые становятся возможными в связи с проектом. Процедура ОВОС не является препятствием в принятии инвестиционных решений, скорее это помощь в принятии решения (формализация споров по поводу загрязнения окружающей среды). Проведение и утверждение ОВОС должны предшествовать выдаче разрешения на реализацию какого-либо проекта. ОВОС будет определять условия того, как проект может быть реализован на практике и как должен осуществляться контроль и составление отчетов в отношении изменений в окружающей среде.

Кто участвует в процессе ОВОС? Д-р МИККО ПУНКАРИ Инициатор (включая консультантов и экспертов, представляющих инициатора), ответственный за проект и проведение ОВОС – а также ответственный за выполнение условий, предусмотренных ОВОС и директивными документами. ОВОС будут проводить профессиональные консультационные фирмы по ОВОС; Компетентный орган (регулятивный орган), ответственный за принятие решений по ОВОС (утверждение, отклонение или требование проведения дополнительных исследований); Органы власти, предоставляющие дополнительную информацию (например, планирующие и экспертные организации) и оценивающие проект со своей точки зрения; Жители (например, население соответствующего региона, неправительственные организации, ученые), участвующие в определении объема работ, потоке информации, оценке воздействия, контроле и т.д.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ? Д-р МИККО ПУНКАРИ Для информирования населения о характеристиках, месте и плане осуществления предлагаемой деятельности с целью уменьшения противоречий и беспокойства. Предоставление средств для лиц, которые могут быть подвержены воздействию в результате реализации проекта, с целью включения знаний местной специфики в планирование, оценку и сопровождение проекта. Для определения объема работ по ОВОС. Лица, которые будут подвержены воздействию в результате осуществления деятельности, играют важную роль в определении серьезных вопросов или беспокойств и альтернатив, подлежащих анализу, а также в определении критериев для ОВОС. Для получения информации, общественного мнения и возможных альтернатив и вариантов для реализации проекта. Отдельные лица и местная общественность, подверженные воздействию, могут быть первичным источником информации для ОВОС. Для определения основных вопросов и получения критического анализа документации. Для разработки обоюдно согласованных правил и процедур проведения собраний и консультаций с представителями общественности. Для мобилизации населения с целью контроля и информирования о любых нарушениях со стороны разработчика в ходе строительства и на последующих этапах.

Д-р МИККО ПУНКАРИ Определение объема работ заключается в установлении экологических воздействий, которые с большей степенью вероятности будут существенными и, следовательно, требуют исследования во время возможного выполнения работ по ОВОС. Подготовка Технического задания на проведение ОВОС осуществляется на этапе определения объема работ. Многие из тех воздействий, которые может оказать предлагаемая застройка, могут быть обычными или незначительными для принимаемых решений. Определение объема работ предназначено для выявления основных вопросов, а также вопросов, которые являются важными с точки зрения регулятивных органов, заинтересованных групп и местной общественности. Вовлечение общественности в процесс определения объемов работ в ходе оценки полезно, особенно это касается спорных видов деятельности. При определении объема работ могут быть выявлены проблемы или конфликты, которые могут быть смягчены или решены в период, когда проект все еще находится на стадии разработки. Определение объема работ также может использоваться для координирования действий различных органов, участвующих в процессах оценки и принятия решений. Открытый процесс определения объема работ по ОВОС также является важным первым шагом к формированию взаимного доверия в отношении беспристрастной экологической оценки и решения проблем и, в конечном счете, в отношении беспристрастного процесса принятия решения.

Д-р МИККО ПУНКАРИ ФизическийБиологическийСоциально-экономический Проектная работа Почвы [эрозии) ЛандшафтНаземная вода Грунтовая вода ФаунаФлораЗащищен- ные области ШумКачество Атмос- ферного воздуха Движе- ние Исполь- зование земли Здоровье и безопасность населения Визуальн ое воздейст вие Культурное наследие Проектные мероприятия в отношении оползней Разгрузка Обезвоживание Дождевой сток Система раннего предупреждения + Ограждение с помощью дамбы (трубопроводный водосброс) Проектные мероприятия в отношении отходов Ограниченный доступ (ограда) Кэппирование Дренаж Укрепление берега реки Укрепление основания Строительство инфраструктуры/Реконструкция Дорожные работы и реконструкции Примечание: - означает неблагоприятное воздействие; + Означает благоприятное воздействие; Не зафиксировано означает незначительное или нейтральное воздействие Таблица 6.1 a Определение потенциальных воздействий на окружающую среду при выполнении Проектных работ, предложенных на Майлуу-Суу (Стадия строительства)

ЗОЛОТОЙ РУДНИК «КУМТОР» В КЫРГЫЗСТАНЕ– ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТ?

ЗОЛОТОЙ РУДНИК «КУМТОР» - КЫРГЫЗСТАН Канадская компания «Centerra Gold», собственник, занимающийся разработкой месторождения «Кумтор» - крупнейшего золотого рудника в Средней Азии, находящегося под управлением западной компании. 15,000 тонн руды и 220,000 тонн отходов в день (итого 89 миллионов тонн отходов). Процесс обогащения : отбойка, измельчение, флотация колчедана и вторичное измельчение флотационного концентрата. Золото извлекается из повторно измельченного концентрата и отходов флотации путем сорбционного выщелачивания (CIL), состоящего из двух отдельных циклов, в то время как окончательное извлечение достигается электролизом и аффинажем. Деятельность данной компании приводила к загрязнению местных водоемов и ледников, при этом доказательства такого неблагоприятного воздействия скрывались от общественности – это привело к крупномасштабным массовым беспорядкам в стране. Отходы вывозились на ледник, а талая вода смывает обломочный материал в реку. Учитывая воздействие, совершенно ясно, что ОВОС и Разрешение природоохранных органов были слишком мягкими. Сегодня правительство хочет пересмотреть ОВОС и разрешения природоохранных органов, имеющиеся у компании. Возможно, страна так нуждалась в инвестициях, что изначально окружающей среде не уделяли должного внимания – теперь, когда начался приток средств, настало время переосмысления и требования денег и защиты окружающей среды. В ЦАР возникло несколько споров в отношении иностранных горнодобывающих компаний; правительство получает плату за право разработки недр и может давать компаниям санкции (например, экологическая и техническая экспертиза; строгое законодательство в отношении норм). Вероятно, то же самое происходит в отрасли добычи нефти и газа.

Д-р МИККО ПУНКАРИ Рудник Талвиваара (основан в 2008 г.): Полиметаллические месторождения представляют собой один из крупнейших, знаменитых источников никеля сульфида в Европе, запас руды составляет миллионов тонн. Для извлечения металлов из руды на месторождении Талвиваара применяется новая технология – «биологическое кучное выщелачивание» (ранее опыта воздействия на окружающую среду не было). Руда также содержит кобальт, медь и уран. Изначально была проведена хорошая, масштабная ОВОС, но она была очень оптимистической – проблемы возникли, когда рудник расширился, а соответствующие защитные сооружения не были разработаны. Оценка рисков и способы защиты плотины при ОВОС не соответствовали увеличившемуся объему добычи. Природоохранные органы мягко отнеслись к руднику, так как это предприятие являлось крупнейшим работодателем в удаленном районе. Сброс сточных вод на руднике составляет 1.3 миллиона м3/год (очистной установки нет).

Д-р МИККО ПУНКАРИ В результате 1) «небывалого» количества осадков, 2) проблем с токсическими процессами (рафинат), из-за которых произошел временный сброс вод в отстойный бассейн для гипса (без разрешения), и 3) резкого увеличения высоты плотины из-за расширения рудника в 2012 году в стене бассейна образовалась катастрофическая трещина. C. 10 миллионов куб. м. воды вылилось на природный мир и аварийные бассейны, которые уже были заполнены. Вниз по течению несколько озер подверглись загрязнению такими веществами, как металлы, тяжелые металлы (включая уран) и сульфаты. Органы власти по ОВОС так и не поняли, что условия ОВОС не были выполнены. Компания не подготовила Водохозяйственный план, как того требует ОВОС.

Д-р МИККО ПУНКАРИ

С тех пор ситуация вышла из-под контроля, так как в противопаводковых водохранилищах находится огромное количество воды. Рудник попросил у суда разрешение продолжить неконтролируемый сбор воды, но разрешение не было выдано. По сей день ситуация остается практически безнадежной. Правительство стало крупнейшим собственником рудника, поскольку другие инвесторы исчезли в результате падения цен на акции. Урок извлечен! Цена на акции Компания попыталась построить новые аварийные бассейны и несколько каналов в лесу, пытаясь предотвратить загрязнение за пределами своей территории. Концентрация загрязняющих веществ в 10 раз превысила допустимые нормы даже за пределами их участка. Финская Бая-Маре – Тиза? Финляндия – мировой лидер в управлении природо-пользованием!

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ОВОС Д-р МИККО ПУНКАРИ I. Краткий обзор II. Описание Общих планов разработки III. Политика, правовая и административная структура IV. Основные условия в области, потенциально подверженной воздействию в связи с разработкой V. Потенциальные воздействия в области охраны труда, окружающей среды и безопасности (по каждой альтернативе) A) Прогнозирование воздействия – Методологии должны быть актуальными и соответствующими, с научной точки зрения, проблемам, которые необходимо решать, и должны позволять: (i) определить потенциальное воздействие (неблагоприятное или благоприятное для окружающей среды); (ii) выявить реципиентов, среду обитания и ресурсы, уязвимые к изменениям; (iii) определить взаимовлияния проекта /окружающей среды; (iv) изучить цепочку событий или «путей», связывающих причину и следствие; (v) описать и предсказать обоснованный и/или худший вариант развития событий, либо такие варианты, которые потребует документ по ОВОС; (vi) предсказать возможный характер, степень и масштаб ожидаемых изменений и воздействий, чтобы можно было выполнить оценку в количественных показателях, насколько это будет возможно.

Продолжение: СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ОВОС Д-р МИККО ПУНКАРИ B) Оценка воздействия – Оценка ожидаемых изменений и воздействий (в количественных показателях, насколько возможно). Методологии оценки воздействия должны учитывать следующее: (i) текущее или предполагаемое состояние окружающей среды без проекта; (ii) предполагаемое состояние окружающей среды с проектом и общее экологическое воздействие с учетом всех соответствующих существующих, подтвержденных и планируемых проектов; (iii) дифференциация между экологическим воздействием, вызванным проектом, и экологическим воздействием, вызванным другими проектами, и степень ухудшения или улучшения текущего или предполагаемого состояния окружающей среды благодаря проекту (кумулятивное воздействие, тенденции); (iv) экологическое воздействие на разных этапах разработки проекта; (v) оценка серьезности остаточного экологического воздействия. C) Уменьшение неблагоприятного воздействия – Методологии, предлагаемые для смягчения последствий, должны, в первую очередь, быть направлены на предотвращение воздействия. Метода оценки должна позволять: (i) определить и оценить мероприятия по снижению воздействия с целью предотвращения, снижения или ликвидации последствий воздействия; (ii) оценить эффективность мероприятий по снижению воздействия; и (iii) определить остаточное экологическое воздействие, которое будет общим воздействием, оставшимся при проведении мероприятий по снижению воздействия. D) Анализ альтернатив (i)Систематический анализ экологического воздействия различных альтернатив (ii)Природоохранные издержки и преимущества по каждой альтернативе

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ОВОС Д-р МИККО ПУНКАРИ VI. Оценка рисков A. Описание потенциальных рисков, вероятности их возникновения и воздействия (Риск = Воздействие x Вероятность) B. Мероприятия по снижению вероятности возникновения рисков (например, аварии и непредсказуемые события) C. Мероприятия по снижению воздействия потенциальных рисков D. Анализ общей значимости рисков (сценарии) VII. Мониторинг A. Описание объектов мониторинга (с описанием результатов каждого анализа) B. Методы мониторинга, график и ответственные лица (программа мониторинга) VIII. Заявление об обязательствах A. Обязательство минимизировать экологическое(ие) воздействие(я) предлагаемого проекта B. Обязательства разработать План охраны окружающей среды и План управления состоянием окружающей среды C. Соблюдение норм и положений об утверждении органами власти IX. Приложения A. Разрешения, выданные природоохранными органами и ожидающие решения / B. Информация о составителе / C. Соответствующие карты, фотографии, схемы / D. Материалы, контрольные списки и прочие источники, используемые для исследований на местах / E. Публикуемые данные о природных условиях в данном регионе / F. Протоколы собраний, проведенных в рамках ОВОС, включая открытые слушания и консультации с правительственными и неправительственными организациями / G. Список литературы

Д-р МИККО ПУНКАРИ Органы власти должны изучить документ для определения его соответствия ТЗ, а также его надлежащего качества. Отчет должен охватывать в достаточной степени все значительные экологические последствия проекта и предлагать все приемлемые альтернативы, иначе потребуется проведение дополнительных работ по охране окружающей среды. Необходимо указать в достаточной степени значительное отсутствие знаний или данных и неточность прогнозирования воздействия (рисков) в результате этого. Возможны экологические факторы, которые предполагают прекращение проекта. Инициатору могут быть предоставлены рекомендации (необязательные) или условия (обязательные) в отношении дополнительной разработки планов. Может потребоваться предложение конкретных мероприятий по экологическому проектированию, управлению, снижению воздействия или коррекции. В целях обеспечения того, чтобы проект не привел к возникновению неприемлемого ущерба для окружающей среды, необходимо требовать составления наиболее соответствующего плана проектирования, управления и мониторинга. Планы должны соблюдаться и контролироваться.

Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией в области охраны окружающей среды и водных ресурсов : WECOOP Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка» Д-р МИККО ПУНКАРИ

Директива ЕС по СЭО (2001/42/EC) относительно оценки воздействия определенных планов и программ(PP) на окружающую среду является дополнением к Директиве по ОВОС. Она требует оценки экологических воздействий широкомасштабных планов и программ таким образом, чтобы их можно было учитывать при разработке планов или внесении в них изменений и при их утверждении в установленном порядке. Ответственным за выполнение СЭО является орган, занимающийся подготовкой планов и программ. Статья 1 Директивы по СЭО гласит: «Целью настоящей Директивы является обеспечение высокого уровня защиты окружающей среды и способствование учету экологических факторов при составлении и утверждении планов и программ в целях устойчивого развития посредством проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с настоящей Директивой в отношении определенных планов и программ, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду».

Д-р МИККО ПУНКАРИ Отчет по охране окружающей среды должен быть подготовлен в рамках СЭО и должен содержать определение, описание и оценку вероятных значительных воздействий на окружающую среду в связи с реализацией какого-либо плана или программы. Природоохранные органы должны иметь возможность предоставить свои комментарии относительно того, считают ли они вероятным возникновение значительных воздействий на окружающую среду. Должны быть оценены и представлены реалистичные альтернативы. Обязательным является проведение консультаций с общественностью относительно проектов планов и оценки воздействий на окружающую среду, и мнение общественности необходимо принимать во внимание. Информирование о решении относительно утверждения плана или программы, а также о том, как СЭО повлияла на результат. Примеры: Планы и руководства по использованию природных ресурсов, региональному планированию, комплексному развитию инфраструктуры, энергетические планы, планы борьбы со стихийными бедствиями и изменением климата, планы водохозяйственных мероприятий в бассейне реки, в отрасли промышленности и пр. Опыт в реализации все еще достаточно небольшой. Органы государственной власти полностью не использовали возможности СЭО. Кто обладает компетенцией для подготовки СЭО (требуются ли, как правило, государственные процессы / консультации)?

Д-р МИККО ПУНКАРИ Рассмотрение долгосрочных тенденций и кумулятивных воздействий с предлагаемыми планами или программами и без них и исключение «моментального» анализа (здесь ОВОС может быть неэффективной). Существует ряд стратегических документов, международных конвенций и передовая практика (а также несколько Директив ЕС), которые можно использовать при СЭО. Ваши рекомендации должны быть основаны на принципе предосторожности, и вы должны признавать допущения и ограничения имеющихся знаний. Директива по СЭО также требует мониторинга значительных экологических воздействий планов или программ с целью выявления непредвиденных неблагоприятных воздействий на раннем этапе реализации плана или программы. Сценарии – это эффективный способ решения проблемы неточности, связанной со сложностью систем и неполнотой данных. Сценарии можно использовать для представления ряда возможных результатов или путей (например, изменение климата, аварии, рост численности населения). Учет принципов «устойчивого развития», «зеленой инфраструктуры», «эко- города», «универсальных городских стратегических руководств», «углеродного отпечатка», «анализа жизненного цикла», «энергоэффективности», «устойчивого транспорта», «услуг экосистем» и т.д. СЭО может быть важным инструментом повышения экологической грамотности.

Д-р МИККО ПУНКАРИ Политика СЭО – (не применяется в ЕС) анализ предлагаемых правительственных мер и вариантов в самых широких масштабах; включает потенциально широкий спектр решений в форме руководств, заявлений, документов с изложением позиции, законодательных актов и стратегий, касающихся определенных секторов (например, национальная политика в области энергетики) или применяемые на уровне государства (например, приватизация, либерализация торговли); может распространяться на проверку или переоценку давно изложенных политик, которые имеют неблагоприятное экологическое воздействие (например, сельскохозяйственные субсидии). СЭО секторного плана и программы – анализ программы развития или капиталовложений в определенном секторе (например, отходы, энергетика, транспорт или сельское хозяйство); включает оценку и сравнение экологических воздействий основных альтернатив (например, показатели спроса и предложения и смешивание источников топлива для генерирования энергии); может распространяться на любые группы проектов, которые, при объединении (например, по степени технологии), могут иметь потенциальное кумулятивное воздействие. СЭО пространственного плана и региональная СЭО – анализ мультисекторной программы развития или капиталовложений по определенному региону (например, бассейн реки, прибрежная зона или городская местность) или план землепользования на официально выделенной территории; включает оценку и сравнение экологических воздействий альтернативных стратегий и мероприятий по реализации плана; может распространяться на региональную оценку или оценку экосистемы в части кумулятивных воздействий на сырьевой потенциал, биоразнообразие или иные аспекты природного капитала. (в ЕС, долгосрочная защита среды обитания – программа «Натура 2000»). Источники: Goodland (1998); Всемирный банк (1993; 1996).

Д-р МИККО ПУНКАРИ Стратегическая экологическая оценка (СЭО) Заключительный отчет о воздействии на окружающую среду : План управления водными ресурсами (WRMP) «Severn Trent Water Ltd» Оглавление аналогично ОВОС. Исходный материал охватывает все основные характеристики бассейна. Подход шире, учитывает весь бассейн реки и всю деятельность по развитию, касающуюся водных ресурсов и их использования. При определении объема работ анализируются и классифицируются все затруднения, а также все экологические проблемы, влияющие на водные ресурсы (качество и количество). Оценка осуществлялась по каждой среде – почва, вода, воздух, население и т.д. Были представлены будущие сценарии развития и затруднения, связанные с водными ресурсами. WRMP разрабатывался одновременно с СЭО. Стратегические варианты определили структуру WRMP путем определения основных областей улучшения, инвестирования или развития, которые должны покрыть прогнозируемый дефицит в равновесии спроса и предложения за 25-летний период («Средства управления»). Оценка воздействия на окружающую среду проводилась отдельно по каждому Средству управления, куда входили альтернативные водные ресурсы и институциональное развитие управления водохозяйственной деятельностью. Проводилась оценка кумулятивных воздействий различных Средств управления. Были разработаны проекты программ мониторинга и соответствующие показатели.

Д-р МИККО ПУНКАРИ Несколько предложений по программам СЭО: СЭО и Планы водохозяйственных мероприятий в бассейнах крупных рек (не отделяя их от более мелких бассейнов), учитывающие изменение климата, возрастающее регулирование водного режима и потребления воды в верховьях; План управления сточными водами (утверждение новых технологий очистки и проектирования сетей, ремедиация прудов-илонакопителей, повторное использование осадка; Охрана озер, рек и их экосистем (борьба с изменением, загрязнением и чрезмерным использованием водных систем – развитие охраны природы); и прочее. Примечание: Существует множество соответствующих законов и постановлений, однако СЭО является более практической, специализированной и выявляющей местные особенности проблем.

Д-р МИККО ПУНКАРИ В ЦАР радикальное воздействие в связи с изменением климата (например, таяние ледников, дефицит воды, затопления) должно учитываться в большей части исследований ОВОС-СЭО. Источник : ADB TA-7532; Punkari et al Нурекское водохранилище Токтогульское водохранилище Приток Нурекского водохранилища (Амударья) Изменение Тср в январе (по Цельсию) с 1971 по 2000 гг. и

Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией в области охраны окружающей среды и водных ресурсов: WECOOP Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка» Д-р МИККО ПУНКАРИ

Было выявлено два основных преимущества, касающихся процедуры ОВОС: Процедура ОВОС обеспечивает учет экологических факторов в процессе принятия решений; Процедура ОВОС обеспечивает прозрачность процесса принятия решений в области охраны окружающей среды. Директива по ОВОС позволила повысить эффективность процедур ОВОС, способствовала продвижению основных прав общественности на участие в процессе принятия решений и, тем самым, увеличила консолидацию демократического развития в нескольких новых Государствах-участниках. Возможность для любого лица оспорить решения администрации в части ОВОС стала новой особенностью, обеспечивающей прозрачность, во многих странах. ОВОС и СЭО действуют как инструмент повышения экологической грамотности и многие сложные взаимодействия стали понятными. Директивы стали основой для обсуждения общих ценностей, экологических услуг и экономических проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Д-р МИККО ПУНКАРИ Некоторые потенциальные политики более широкого масштаба и институциональные выгоды от использования СЭО: Широкое внедрение экологических целей (ценности – люди/природа); Включение принципов устойчивого развития в процесс принятия решений; «Обеспечение устойчивого развития» при разработке предложений и вариантов; Выполнение обязательств, предусмотренных международными договорами в области охраны окружающей среды; Социальный прогресс, признающий потребности каждого (равенство); Установление экологической ответственности в отраслевых учреждениях; Большая прозрачность и открытость в процессе принятия решений. Проблема заключается в том, что было выполнено всего несколько значимых СЭО – никто их не заказывает и не финансирует и они могут быть трудоемкими и противоречивыми (= опасными для политиков).

Д-р МИККО ПУНКАРИ До внедрения ОВОС большинство стран ЕС имели свою процедуру изучения состояния окружающей среды. Принятие новой процедуры было трудоемким. Проведение ОВОС до принятия решений был новым для некоторых стран. Новые Государства-участники ЕС имели опыт в ОВОС в связи с 1) нормативно-правовой базой ЕС перед вступлением в ЕС и 2) ввиду Конвенции ЕСПО об ОВОС и Орхусской конвенции, применяемых первоначальными государствами-участниками ЕС в соседствующих с ними странами. ОВОС также применялась в финансируемых на международном уровне проектах. В противном случае, принятие процедуры ОВОС могло бы быть для них сложным. Механизмы проверки (скрининга) представляются проблематичными в связи с отсутствием возможности обеспечения тщательной проверки и вариаций в применении проверки критериев и каждого отдельного проекта. Нормативно-правовые инициативы необходимы для предотвращения разделения проектов на несколько подпроектов с целью уклонения от ОВОС; Участие общественности не было одобрено надлежащим образом, в особенности в новых государствах- участниках. Выявление «заинтересованной общественности» заинтересованных сторон не всегда было понято. Требование о «ранних и эффективных возможностях участия» редко позволяет этому участию состояться в процессе определения объема работ. Некоторые страны не включили представителей из Национальных служб здравоохранения в список органов власти, с которыми необходимо консультироваться в ходе проведения проверки, а также принятия решений относительно определения объема работ. Трансграничная консультация является проблематичной для многих новых Государств-участников, так как у них нет общих процедур для сотрудничества с природоохранными властями заграницей. Проведение мониторинга было неэффективным. Контроль результатов мониторинга был недостаточным, и даже крупные аварии с экологическими последствиями происходили без всякого предупреждения. Мониторинговое бремя проекта было забыто после того, как началось строительство (контекст и контроль разрешений природоохранных органов является несоответствующими?)

Продолжение ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОВОС-СЭО В ЕС Д-р МИККО ПУНКАРИ Планы землепользования составлялись и ранее, и они показывают местоположения, напр. для отраслей промышленности – незначительные изменения не подлежат СЭО. Трудно ограничить развитие, отвечающее требованиям утвержденного плана землепользования. ОВОС-СЭО – это опубликованный ранее сборник данных, и качество данных обычно является неизвестным. Главным образом, социально-экономические знания и данные были недостаточными и имели плохое качество. У стран есть трудности с пониманием того, как ОВОС должна быть согласована с результатами СЭО. Имелись трудности с включением принципов Комплексного контроля и предотвращения загрязнения (ККПЗ) в ОВОС. Многие страны не знают, как применить проблему изменения климата к ОВОС-СЭО. Главное беспокойство вызывает то, что в разных странах осуществляется совершенно по-разному контроль качества отчетов по ОВОС-СЭО и использованных данных (необходим анализ качества?). Исследования ОВОС показывают, что качество отчетов по ОВОС во многих странах ЕС было низким. Верно или нет? В проектах, запланированных органами государственной власти, природоохранные органы и процессы ОВОС- СЭО были проигнорированы. В проектах большой государственной важности требования ОВОС были снижены (например, горнорудные проекты). ОВОС ссылается на то, что экологические проблемы решены – но в действительности это не так. Альтернативы были представлены лишь для видимости. Они были отобраны с тем, чтобы показать, что предварительно запланированный способ выполнения проекта является лучшим. Целью процедуры ОВОС является быстрое сведение на нет экологических проблем, чтобы они больше не мешали рабочему проекту. Представление ОВОС рассматривалось как «конец строки». Большая часть текста ОВОС была написана на том же языке, что и все отчеты, составленные одним и тем же автором.

Д-р МИККО ПУНКАРИ СЭО предназначена для государственного сектора (политики), программ и планов >< ОВОС – для (как правило, частный сектор) рабочих проектов, отраслей промышленности, строительства и т.д. Очень редко эти процессы пересекаются. Отраслевые министерства обычно имеют планы и программы, например, в отношении будущего использования природных ресурсов или развития инфраструктуры – подобное требует проведения процесса СЭО – строительство и инвестиции требуют проведения ОВОС. Почему СЭО является отдельной процедурой в планировании землепользования и планировании секторного развития - а не является просто неотъемлемой частью планирования? Будет ли окончательное положение таковым, что всегда будет существовать общая СЭО и последующие несколько ОВОС для подробных проектов? Кто и когда должен осуществлять и финансировать крупные проекты по СЭО (также Планы по водохозяйственным мероприятиям в бассейне реки, природные запасы и т.д.)? Министерства ограничены в ресурсах (лишь у нескольких стран есть Ассоциации охраны окружающей среды - EPA ).

Д-р МИККО ПУНКАРИ У Природоохранных органов нет возможности и полномочия проводить надлежащие исследования SER. Существует вероятность, что исследования SER использовались с целью создания необоснованного финансового бремени для разработчиков (дополнительное налогообложение или коррупция). SER явилось причиной неопределенности среди инвесторов (препятствие для инвестиций), так как в некоторых случаях система использовалась неверно. SER использовалось больше для осуществления контроля за компаниями, а не за качеством окружающей среды. Решения SER становятся короче и в большей степени сосредоточены на методических вопросах, а не на существенных рекомендациях в отношении мер по снижению воздействия на окружающую среду (в России). Участие общественности в процессе SER было минимальным. Лицензии, требуемые от частных исследователей, стали способом неуместного контроля и налогообложения экспертов. Тем не менее, необходимо увеличить создание потенциала среди экспертов ОВОС, и, вероятно, также может быть применена аккредитация властей и консультантов. SER было необходимо для любых проектов (без проверки), что увеличило бюрократизм и выплаты. SER может быть разработано в качестве процесса рассмотрения ОВОС. СЭО необходимо внедрять и применять больше в странах ННГ (в рамках долгосрочного планирования). Верно или нет? Власти полагают, что они обо всем знают лучше и, к примеру, альтернативы даже не рассматриваются. В экономических проектах, запланированных органами государственной власти, более слабые природоохранные органы и процессы ОВОС-СЭО были проигнорированы. В проектах большой государственной важности требования ОВОС были снижены (например, горнорудные проекты).

Д-р МИККО ПУНКАРИ Материалы и обучение в сети Интернет: Training:

Д-р МИККО ПУНКАРИ XX

Д-р МИККО ПУНКАРИ XX