Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка (лекция 2)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Advertisements

Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Запчасть 2 План презентации l Связь с предыдущей презентацией и предуведомления. l Предисловие, оно же рабочий указатель. l Работа с Запчастью 1. Перекомпоновка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Запчасть I (написание черновика) От конспекта источников к составлению плана аргументации. Запчасть II От Запчасти I - полной последовательности.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Транксрипт:

Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка (лекция 2)

План Большое – это несколько раз маленькое. Как писать эссе (по Ружиэйро, В.Р. Мышление. 15 уроков для начинающих авторов. М., 2006) Две взаимодополняющие друг друга стратегии выявления плана, по которому будет организован материал – «сверху» и «снизу» Составление сводного конспекта и его трансформация в первую версию черновика Работа с черновиком

Пошаговый метод создания эссе Планирование (по Ружиэйро) 1. Собрать идеи (например, методом «свободного изложения»: все записывать, не заботясь об оценке и форме). Критически их оценить. Критически их оценить. Исправьте идеи, в которых есть недостатки; где необходимо, полностью измените свою точку зрения». (С. 141) Исправьте идеи, в которых есть недостатки; где необходимо, полностью измените свою точку зрения». (С. 141) Проверить на логику: Если под видом факта – не факт. Если путаются два понятия или две идеи. Если некий вывод представлен как единственно возможный... (С. 45) Проверить на логику: Если под видом факта – не факт. Если путаются два понятия или две идеи. Если некий вывод представлен как единственно возможный... (С. 45) 2. Выбрать порядок. 3. Выбрать введение и выводы. 4. Отметить идеи для поддержки и поддержать.

Составление плана идет в двух направлениях – сверху и снизу. Сверху – известно, на какие пункты надо разбросать имеющийся материал; по каким вопросам надо этот материал найти и родить мысли. См Указатель – слайд 5. Снизу – располагаете свои наблюдения в самом выигрышном порядке для их презентации. При необходимости, если к этому подталкивают наблюдения, реорганизуете формулировки пунктов плана, их порядок и иерархию.

Советы от У. Эко Начиная диплом, должны написать: заглавие, введение и содержание – то, что в конце работы пишется еще раз. Сравнение с автострадой как примерным планом (может меняться, но есть). Рабочему плану надо придать форму справочного указателя, и еще лучше, если за каждым названием будет следовать маленькое резюме. Таким образом выстроится и проспект для научного руководителя. Указатель включает в себя: 1) постановка проблемы; 2) опыт предшественников; 3) наша гипотеза; 4) данные, которыми мы располагаем; 5) их анализ; 6) доказательство гипотезы; 7) выводы и перспективы продолжения. Предисловие – развитие пунктов содержания. Это предисловие должно стать как бы рецензией на будущую работу. Функция рабочего предисловия: помогает выстроить рабочие идеи в цепочку, и цепочка уже меняться не может, а если будет – то лишь ценой сознательной перетасовки пунктов плана. Поможет сдерживать тягу к отступлениям и укрощать случайные импульсы.

Альтернативный вариант - составление сводного конспекта Идеология: не страдать от «проблемы чистого листа»; перерабатывать запчасть одного уровня в запчасть другого Характеристики-определения сводного конспекта: Характеристики-определения сводного конспекта: содержит все соображения и наблюдения, имеющие отношение к теме диплома; содержит все соображения и наблюдения, имеющие отношение к теме диплома; четко разграничивает голоса/форматы: источник, литература, собственные мысли, ненужное, план. четко разграничивает голоса/форматы: источник, литература, собственные мысли, ненужное, план.

Расположение в правильном порядке – техника чтения своего текста Жирный шрифт или заголовки Курсив Мелкий шрифт ПодчеркиваниеАП Смысл сохранить, но потом переписать Потом перенести в соответствующее номеру место Важно (потом может остаться для скелета = оглавления) Потом уточнить (и перенести в файл уточнений «блохи») Перенести в подвал или убрать Перенести в файл «хвосты». Иногда становится файлом «заключение» / «рефлексия о проделанной работе» Разговор с самим собой («здесь будет нужен переход», «привести пример!»)

Расположение в правильном порядке – техника чтения своего текста Выделение цветом Выделение другим цветом Выделение цветом фона Выделение в режиме исправлений То, над чем надо еще подумать То, что не понравилось какому-то внешнему читателю То, что на лекции пойдет на доску При совместной работе или комментарий по отношению к написанному ранее

Совет от У. Эко (С. 132) 1. Центральная тема 1.1. Первосте пенная подтема 1.2. Второстепен ная подтема 2. Распространение центральной темы Развитие первого аспекта Развитие второго аспекта

Советы от КБУ: Вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях. Вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях. На этом этапе вы, вероятно, сочтете более полезным план типа блок-схемы, называемый «доской объявлений». Запишите вашу главную идею и все доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Затем запишите все факты, которые поддерживают доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Наконец, расположите эти карточки на столе или стене так, чтобы сделать видимыми их логические связи, как на рисунке ниже. На этом этапе вы, вероятно, сочтете более полезным план типа блок-схемы, называемый «доской объявлений». Запишите вашу главную идею и все доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Затем запишите все факты, которые поддерживают доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Наконец, расположите эти карточки на столе или стене так, чтобы сделать видимыми их логические связи, как на рисунке ниже. Она схематически изображает не вашу письменную работу, а вашу аргументацию. Она схематически изображает не вашу письменную работу, а вашу аргументацию.

Советы при составлении плана (А.П.) 1. Следует стремиться к абсолютной логичности содержания: – только частный случай В этот момент – источник – закрытый объем (мой совет). Вы не продолжаете его чтение, а сперва выстраиваете его логику, модель. 3. Здесь у Вас появляется набор тезисов, который остается переписать человечьим языком. Обязательно – файлы с номерами версий. Не теряйте старые материалы – пригодятся как болванки, когда надо будет что-нибудь сокращать, раскрывать и т.п.

Работа с черновиком 1.Исправление логики повествования. 2.Определение и уточнение интонации и стилистики гуманитарного текста. 3.«Оснастка». Написание введений и заключений.

Исправление логики текста 1. Поиск суждений, нуждающихся в подтверждении «фактами» (КБУ) = показаниями источника. 2. Поиск и экспликация ((ошибочно) самоочевидных) «оснований» (КБУ). 3. Исправление последовательности повествования. КБУ – метод непрерывности лейтмотива (= ключевых слов) повествования (насыщение соответствующего отрезка и предварительная артикуляция этих ключевых слов в микровведениях). 4. Точная расстановка «логических операторов» и облегчение читателю навигации повествования. Распределение по тексту микровведений (которые будут предупреждать, куда сейчас направится поток авторской мысли) и микрорезюме. 5. Вдумчивое выбрасывание из текста работы (почти) всего, что не имеет отношения к теме и способно произвести невыгодное впечатление на предполагаемого читателя.

Итак: есть последовательность всех тезисов и всех примеров для обоснования и нюансировки, доводы и факты. Эта последовательность сделана логической. Что дальше? (перед тем как переписывать человеческим языком, с подлежащими и сказуемыми) Вписывание недостающего и выбрасывание лишнего

Первое золотое правило: не должно быть «тезисов-ублюдков» (происхождение которых неясно). l Эко: 191, сн. 1 «Любые важные сообщения, не являющиеся общепринятыми… должны подтверждаться доказательством их достоверности. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу». l Цитаты – двух разновидностей: для интерпретации (чаще – источник) или по отношению к суждению. l 10 правил цитирования (178 – 186). 10 правил цитирования l Правила могут быть разные, важно, чтобы они соблюдались последовательно и постоянно.

Главная проблема l Не комментируйте очевидное, и не указывайте источников, которые всем известны. l Очень мало аспектов аргументации влияют на ваш этос сильнее, чем то, как вы обращаетесь с неуверенностью и ограничениями. Это искусство. Слишком много оговорок вы покажетесь льстецом; слишком мало снобом. К сожалению, граница между оговорками и многословием очень тонка. Как всегда: обращайте внимание на то, как специалисты в вашей области обходятся с неуверенностью, и делайте то же самое. l По этому признаку профессионализм и определяется.

Плагиат и прочие ужасы ( См. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. - М.: Книжный дом «Университет», 2001 – С. 58, Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М.: ГУ- ВШЭ: ИНФРА-М, – С Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, С. 219 – 224.

Второе правило: проверяйте логические (и навигационные) операторы l «С одной стороны и с другой стороны» - «Во-первых, во-вторых, в-шестых и последних». l «Подведем итог» – «перейдем к следующей теме». l «Мы раскроем проблему» – «мы опишем ситуацию». l «Мы не намереваемся домысливать и ограничимся твердой позитивной информацией; не ставили себе целью ни с кем полемизировать» - «В данной работе мы хотели бы заострить позиции, эксплицировать некоторые логические полюса, сконструировать идеальный тип, пусть даже пренебрегая какой-то частью эмпирического материала». Другие образцы штампов: Гилберт и Малкей, Коломб, Бут и Уильямс

Выкидывать лишнее 1) недифференцированные примеры; 2) необоснованные и необоснуемые суждения; 3) суждения, которые могут быть обоснованы, но противоречат концепции; 4) несдержанные обещания; 5) избыточные красоты.

Пересказ человеческим языком. Советы Эко. Решив, к кому обращаться (ко всему человечеству или к конкретному оппоненту) – найдите интонацию (168 – 177). l Не стройте Пруста. Если пишете длинно – пишите, но потом бейте на составные части. MS Word: Сервис, Правописание, грамматика, статистика удобочитаемости - до 12. l Не изящничайте и не бойтесь повторов (хотя принимайте в расчет стилистические пристрастия научного руководителя). Не подражайте предмету диплома – язык научной работы должен быть метаязыком. Чаще делайте абзацы. Пишите все, что приходит в голову, но в черновике. Используйте руководителя (или хотя бы приятеля) как подопытного кролика. Не зацикливайтесь на том, чтобы писать с начала. Сознавайте, когда пользуетесь функциональным («Курьерский Венеция – Милан»), а когда фигуральным стилем. Риторические фигуры – или уметь применять, или не применять. l Риторизируя, не жеманьтесь и не оправдывайтесь, не разъясняйте юмор, без кавычек и риторических многоточий. l О научном достоинстве – нет права прибедняться. l Последний совет: Читайте учебники по стилистике.

Последний этап оснастки. Написание микро и макро введений и заключений. l Советы КБУ. Представлять себе своего читателя и необходимые для него Основания. l В том случае, когда «читатель» неясен, представляйте на его месте себя - что получилось узнать нового, что могло интересовать. l Итак, задача не столько придания тексту внешнего академизма, сколько смягчения и заострения позиций – поэтому и нужен сравнительно далекий и несимпатизирующий читатель, способный зафиксировать кашу или максимализм.

Советы по написанию Введения/й l Когда выявляется, что связь между рассуждениями сочинительная, или и вовсе отсутствует – следует анонсировать эту связь на ближайшем метауровне. l Направления работы над Введением: глядя на основную часть – закрыть дырки и предвосхитить ненужные вопросы. В окончательной редакции введения – обещаете куда меньше. –Может оказаться очень полезным файл «хвосты». l Осознание своего места в эволюции предшествующей историографии вопроса: а) прикрыться авторитетом традиции, думающей так же; б) понять более широко. Совершенно не обязательно ни повторять все за всеми, ни изображать оригинальность – достаточно сослаться. l При тщательном перечитывании текста, в голову приходят выводы. Или вопросы. l Зацикливайте Введения и Заключения – хотя лучше не совсем одними и теми же словами.

Конечно, правила существуют для того чтобы их нарушать: l но, во-первых, для этого надо быть мастером; l во-вторых, научное сообщество иногда допускает работы, написанные не по правилам. Но обычно ждет: покажите, что Вы знаете, от чего Вы отказываетесь. Покажите, что Ваш отказ сознательный. По умолчанию – обычно предполагают противоположное.