Саморегулирование: актуальная проблематика Филиппов Дмитрий Сергеевич Исполнительный директор Союза Строителей Железных Дорог г. Ростов-на-Дону, 17 апреля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАЙ 2011, Смоленск СРО – 2011 РОЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕИМУЩЕСТВА создания саморегулируемых организаций в различных отраслях промышленности.
Advertisements

«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
1 Роль основных принципов и механизмов саморегулирования в отраслевом законодательстве ФОНД ПОДДЕРЖКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ Президент Г.А. Томчин.
Развитие системы саморегулирования в строительной отрасли Президент ССЖД, Вице президент АСР – Кайков М.И г., РСПП. 1.
Преимущества создания саморегулируемых организаций в различных отраслях промышленности Докладчик: Томчин Григорий Алексеевич, член Общественной палаты.
Заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности года Июнь 2012 Роль национальных объединений в системе.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Повышение ответственности строительных компаний перед потребителями услуг в системе саморегулирования, действенные механизмы имущественной ответственности.
Методология создания, регистрации, выполнения требований к саморегулируемым организациям, необходимых для внесения в государственный реестр регулирующим.
ОКТЯБРЬ 2011, Ростов СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ: необходимо ли взаимодействие СРО и профсоюзов?
Совершенствование системы аккредитации испытательных лабораторий аттестующих организаций.
1 Негосударственное пенсионное обеспечение: первые шаги внедрения, проблемы и пути их решения Рыбальченко Андрей Анатольевич Член Государственной комиссии.
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России ЛУКАШЕВИЧ.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Голубев Александр Валерьевич Руководитель отдела развития СРО НП РОС «ОБОРОНЭНЕРГО»
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Проект федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» О.В. Фомичев - заместитель Министра экономического развития.
Имущественная ответственность саморегулируемых организаций: компенсационный фонд, инвестиционная декларация, специализированный депозитарий Саморегулируемая.
Проверки документации и ее применения на соответствие международным и государственным стандартам на системы качества. Назначение экспертов и документирование.
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
Транксрипт:

Саморегулирование: актуальная проблематика Филиппов Дмитрий Сергеевич Исполнительный директор Союза Строителей Железных Дорог г. Ростов-на-Дону, 17 апреля 2008 г.

2 Советский Союз: Советский Союз: Период классического государственного регулирования: государство является производителем, потребителем, контролером и страховщиком в одном лице Государство постоянно выделяло значительные средства на актуализацию фонда нормативно-технических документов, срок обновления стандартов составлял около пяти лет. Постоянно, с учетом научно-технического прогресса, разрабатывались новые стандарты, аналогичные, или даже значительно превосходившие соответствующие международные стандарты. Разработкой стандартов, имевших статус государственных, занимались соответствующие министерства и им подведомственные институты. Все это вместе позволяло, и абсолютно заслуженно, считать советскую нормативную базу одной из лучших в мире

3 Переходный период гг.. Переходный период гг.. Внедрение механизмов государственного лицензирования в строительстве, как условия допуска на рынок Период более 5 лет на запуск и отладку механизма лицензирования Разные территориальные разрешительные структуры, различные, в том числе противоречивые требования к лицензиатам Лицензия, выданная в одном регионе, не признается в другом Несоответствие срока выдаваемых лицензий императивным нормам Федерального закона «О лицензировании…» Тарифы от 200 до 1500 долларов за допуск на рынок Не осуществляется контроль за деятельностью лицензиатов! Не производится архивное делопроизводство!

4 Лицензирование сегодня Лицензирование сегодня Полная дискредитация государственного лицензирования в строительстве Ужесточившиеся требования к лицензиатам, рост стоимости Государственной лицензии до долларов, с учетом услуг посредников Деятельность контрольно-лицензионных органов, заключающаяся в «выколачивании» денег из лицензиатов Полное отсутствие ответственности государства за деятельность недобросовестных, но тем не менее лицензированных организаций Принятие Федерального закона о долевом строительстве, в попытке защитить конечного потребителя

5 Саморегулирование и государственное регулирование: pro и contra Саморегулирование и государственное регулирование: pro и contra Утверждение, что саморегулирование означает сокращение государственной власти или ослабление мощи государства, неверно Саморегулирование не только не противоречит совершенствованию государства, но такое совершенствование государства невозможно без саморегулирования. Под таким совершенствованием государства понимается возрастание силы государства при одновременном сокращении сферы действия его функций там, где они могут быть заменены саморегулированием Также существует расхожее мнение, что требования к участникам рынка при саморегулировании априори более мягкие, чем при государственном регулировании. Однако это категорически неверно Невозможно сравнивать преимущества схем саморегулирования вне контекста базовых условий (страна, отрасль). Саморегулирование существует, развивается и успешно заменяет государственное регулирование в развитых странах

6 Саморегулирование: основы Саморегулирование: основы Создание и успешное функционирование системы саморегулирования возможно лишь при условии объединения максимального числа организаций одной отрасли в саморегулируемые организации (СРО). Их структура должна быть построена таким образом, чтобы иметь возможность разрабатывать и применять на практике систему аккредитации членов СРО, контролировать актуальность ранее установленных правил и корректность их применения. Объем полномочий, предоставляемых СРО, должен позволять им применять санкции как в отношении своих членов, так и, косвенно, к организациям, не состоящим в СРО. При этом высокую значимость имеет количественный и качественный состав членов, входящих в СРО. Чем большее число компаний объединяется, тем более объективно и полно представлены интересы всех профессионалов отрасли, и тем большую значимость для отрасли приобретают правила и стандарты, по которым работают члены СРО

7 Саморегулирование в Европе. Саморегулирование в Европе.Великобритания Служба Constructionline – это реестр британских аккредитованных («предварительно квалифицированных») местных и общенациональных строительных и около-строительных подрядчиков и консультантов, чья деятельность охватывает все сферы строительства: от проектирования и изысканий до сноса зданий. Концепция единой общенациональной базы данных изначально была предложена в 1994 году, а создана в 1998 году. С тех пор организация Constructionline разрослась и была усовершенствована, чтобы соответствовать современным потребностям. Владельцем Constructionline является Департамент по торговле и промышленности (DTI), а обеспечением функционирования занимается выбранная в рамках открытого конкурса компания Capita, являющаяся одним из лидеров в области обработки деловой информации в Великобритании. Служба собирает и предоставляет информацию заказчикам как государственного, так и частного сектора, давая бесплатный доступ к данным по всем аккредитованным подрядчикам. Цели аккредитации: -упростить процесс поиска и выбора заказчиками подрядчиков; -предоставить возможность подрядчикам искать зарегистрированных в Constructionline заказчиков; -поощрить участие в строительной деятельности организаций малого и среднего бизнеса.

8 Саморегулирование в Европе. Саморегулирование в Европе.Великобритания Преимущества для заказчиков при использовании Constructionline: -позволяет повысить эффективность внутреннего процесса предварительной аккредитации подрядчиков при проведении тендеров; -позволяет сократить расходы на административный персонал, уполномоченный содержать в рабочем состоянии списки подрядчиков, поскольку работники Constructionline гарантируют, что база данных всегда находится в актуализированном состоянии и пополняется регулярно; -экономит время, поскольку является возможным составлять длинные списки подрядчиков, экспортируя их непосредственно из базы данных.

9 Саморегулирование в Европе. Саморегулирование в Европе.Великобритания Преимущества для подрядчиков/консультантов при использовании Constructionline: -экономия времени, сокращение количества бумаг, которые необходимо заполнить для прохождения аккредитации каждый раз при участии в тендере; -размер стоимости регистрации в Constructionline является вполне приемлемым (от 70 фунтов) и рассчитывается в зависимости от оборота для подрядчиков и от численности профессионального и технического персонала для консультантов; -центральная база данных позволяет заказчикам в любое время получить актуальную информацию о подрядчиках в полном объеме; -размер организации не имеет значения: более половины аккредитованных компаний имеют оборот менее фунтов стерлингов в год, и многие заказчики выбирают именно небольшие компании.

10 Саморегулирование в Европе. Саморегулирование в Европе.Франция В общей сложности на территории Франции действует около десятка профессиональных объединений, являющихся органами по аккредитации. В их числе: OPQIBI - специализируется на инженерии и проектировании; QUALIBAT - специализируется на строительно-монтажных работах; QUALISPORT – специализируется на спортивных сооружениях; OPQTECC - специализируется на экономике и координации строительства; QUALIFELEC – специализируется на электрическом оборудовании; QUALIPROPRE – специализируется на клининге; QUALIPAYSAGE – специализируется на ландшафтах; OPQCM – специализируется на консалтинговых услугах; OPQF – специализируется на профессиональном образовании.

11 Саморегулирование в Европе. Саморегулирование в Европе.Франция Французский стандарт NF X50-091, изданный Французской ассоциацией по стандартизации (AFNOR) в 2004 году, помимо общей информации, содержит требования, предъявляемые к органам по аккредитации, в том числе к документации, управлению персоналом, системе качества, внутренним аудитам и, главное, к самой процедуре аккредитации организаций. В первую очередь, процедура аккредитации призвана повысить доверие заказчиков к организациям, функционирующим в той или иной отрасли. Для организаций аккредитация дает возможность заявить о своих ресурсах и готовности выполнять те или иные работы, а также заверить с помощью третьего лица рекомендации, полученные ими от заказчиков по реализованным проектам. В целом аккредитация также полезна для всей отрасли, поскольку позволяет определить уровень профессионализма и компетентности, которые требуются для производства работ, при этом создается информационная база по спросу и предложениям на рынке.

12 Саморегулирование в Европе. Саморегулирование в Европе.Франция Одним из базовых документов, на которых основана процедура аккредитации во Франции, является номенклатура видов деятельности, которую разрабатывает каждый орган по аккредитации в своей отрасли. Номенклатура состоит из рубрик и подрубрик по типам профессиональной деятельности, технологиям, уровню техничности и сложности работ. Информация, содержащаяся в номенклатуре, регулярно обновляется с целью соответствия передовым технологиям и современным профессиям. В тексте стандарта NF X подробно рассматриваются критерии, по которым проводится аккредитация организаций. В числе таких критериев юридические, административные, финансовые, технические

13 Основополагающие принципы: суммируя Европейский опыт и Российскую действительность Основополагающие принципы: суммируя Европейский опыт и Российскую действительность В саморегулируемые организации объединяются преимущественно предприятия одного профиля деятельности. Однако одному предприятию 315-ФЗ прямо запрещает состоять более чем в одной организации соответствующего профиля. Гарантией допуска на рынок будет являться аттестат аккредитации любой СРО, внесенной в Государственный Реестр саморегулируемых организаций Стандарты и правила саморегулируемой организации обязательны к исполнению всеми ее членами, и априори превышают по уровню требований национальные стандарты и своды правил. СРО осуществляет жесткий контроль за соответствием своих членов утвержденным правилам и стандартам В структуре СРО в обязательном порядке предусмотрены механизмы досудебного урегулирования конфликтов – комитеты по медиации (посредничеству), а также третейские суды Создается компенсационный фонд Создается система обязательного страхования ответственности

14 Многочисленные СРО одного профиля: профанация идеи Многочисленные СРО одного профиля: профанация идеи Коммерческие СРО – заниженные требования, зачастую не выполняемые, полное отсутствие стандартов, полное отсутствие ответственности - черный список - белый список Невозможность работы членов коммерческих СРО по международным стандартам – проигрыши в тендерах, негативное общественное мнение Исключение с рынка коммерческих СРО, проверка деятельности их членов

15 Саморегулируемые организации: Саморегулируемые организации: Финансируют перевод, гармонизацию международных стандартов, принятие их в качестве стандартов СРО и в качестве национальных стандартов, во всем мире до 92% стоимости работ по разработке фонда НТД финансируется профессиональными объединениями Представляют интересы своих членов в различных инстанциях, в том числе на всех уровнях власти. Используют механизмы досудебного урегулирования конфликтов Создают благоприятные условия для допуска на рынок профессиональных организаций, в том числе без опыта деятельности «Очищают» рынок от недобросовестных участников Участвуют в реформе технического регулирования Создают предпосылки для интеграции отечественного бизнеса в мировое экономическое сообщество, исключают возможность потери рынка российскими компаниями при вступлении России в ВТО

16 Система обязательного страхования: первые шаги Система обязательного страхования: первые шаги Страховая сумма в рублей, установленная 315-ФЗ, не может гарантировать покрытие всех строительных рисков – необходима в полном объеме страховая защита строительной продукции на всех этапах ее жизненного цикла Недостаточный срок страхования – необходимо вводить десятилетнюю ответственность Российские страховые компании не страхуют строительные риски в зависимости от рейтинга компании, ввиду отсутствия внятных критериев оценки предприятий стройкомплекса; необходимо разрабатывать дифференцированную систему страховых коэффициентов Необходимо страховать ответственность третьих лиц

17 Компенсационный фонд Компенсационный фонд Сумма в 3000 рублей, установленная 315-ФЗ, не может гарантировать покрытие практически никакой ответственности Необходимо дифференцировать взносы в компенсационный фонд в зависимости от рейтинга компании и выполняемых видов работ В законе определены минимальные требования к порядку выплат из компенсационного фонда, который фактически регулируется внутренними документами СРО. Но закон не указывает главное основание – судебное решение в отношении члена СРО о возмещении ущерба. Также в законе нет императивного требования о том, что на средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам его членов, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением их уставной (профессиональной) деятельности. В законе отсутствует механизм ликвидации компенсационного фонда при ликвидации или реорганизации СРО

18 Саморегулируемая организация Союз Строителей Железных Дорог Критерии членства, процедура аккредитации Фильтр 1 Фильтр 2 Строительный рынок сегодня СРО на строительном рынке Ранги компаний в СРО А+ А B+B+ B C

Экспертный центр по обработке полученных данных Аудиторские компании Лаборатори и Органы по оценке соответствия Комитет по аккредитации Третейский суд Комитет по стандартам Комитет по медиации Контрольно- дисциплинарный комитет Пул страховых компаний Реализация саморегулирования в строительстве

Три вида показателей Технологические показатели Организационно- управленческие показатели Показатели деловой репутации Материально- техническая база Квалификация персонала Нарушения (ГСН, ФЛЦ), рекламации Освоенные объемы и объекты Организационное развитие Объем привлеченных кредитов Уставный капитал I. II.III. СМК 20

Три вида показателей Организационно- управленческие показатели Технологические показатели Показатели деловой репутации LILILILI I. II.III. L II L III 21

10 групп критериев R9 Репутационные показатели R2 Финансовая устойчивость R1 Легитимность R1 Легитимность R3 Показатели ликвидности R4 Производственные инвестиции R5 Структурное развитие R7 Материально- техническая база R8 Квалификация персонала R6 Интеллектуальные активы R10 Нарушения (ГСН, лицензирование) K19 Применение финансовых технологий K20 Применение различных систем управления K21 Зарегистрированные товарные знаки, их стоимость K22 Патенты, их стоимость 22

Рейтинги компаний A B C I II III 23

Характеристика девелопера. Рейтинг «А+» A B C I II III Характеристика девелопера, получившего рейтинг «А+»: - уставный капитал – не менее 500 млн. у.е.; - привлеченные кредиты и займы – не менее 50 млн. у.е.; - внедренная ERP-система; - 90% сотрудников имеют высшее специальное образование; - отчетность осуществляется в соответствии с международными стандартами (GAAP, МСФО); - сдано минимум 100 тыс. кв. м., минимум 2 дома заселено; - на рынке строительных услуг работает свыше 5-ти лет. 24

Саморегулируемая организация Союз Строителей Железных Дорог

Спасибо за Ваше внимание! , г. Москва, Потаповский пер., д. 16/5 +7 (495)