СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ (диагностика, клиника, терапия) Доктор медицинских наук, профессор Ретюнский Константин Юрьевич Заведующий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минимальная Мозговая Дисфункция Современные представления Врач-интерн Петренко Т.С.
Advertisements

Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Наши невнимательные гиперактивные детки. … ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
«Методико – психологический спектр подходов в организации ситуации успеха на уроке в работе с учащимися умеренной степени нарушения интеллекта».
Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время.
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД) В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ РОЛЬ ММД ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ Докладчик: Ретюнский К.Ю., доктор медицинских наук, Кафедра.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): клинико-психологическая сущность и ориентиры психолого-педагогического сопровождения.
Синдром Дефицита Внимания или Гиперактивные дети. Лазарева Виктория Александровна Педагог – психолог МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа.
Краевой психоневрологический диспансер. « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» Участковая медицинская сестра ГКУЗ «КПНД» Баширова Ольга.
«Гиперактивные дети «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Раттер М., 1987, с. 307). В отношении дальнейшего.
1 Подходы к определению понятия "умственная отсталость"
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Адаптация первоклассника к школе - -приспособление организма и психики ребенка к изменению привычного образа жизни, сопровождающееся специфическими их.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
(синдром дефицита внимания) – нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Савельева Я. И., Сергель Т. Н. – учителя-логопеды высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вила 2»
Семинар « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.» Педагог- психолог Соловьева Э.Р.
Опыт применения препарата АЛЗЕПИЛ у пациентов со смешанной деменцией Наумовская Наталья Алексеевна РНПЦ неврологии и нейрохирургии.
Транксрипт:

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ (диагностика, клиника, терапия) Доктор медицинских наук, профессор Ретюнский Константин Юрьевич Заведующий кафедрой психиатрии ГОУ ВПО Уральская Государственная Медицинская Академия Росздрава 19 февраля 2011 г. Екатеринбург

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

ИСТОРИЯ 1845 г. – H. Hoffman рассказал историю про «непоседу Фила» г. – G.F. Still 43 случая нарушения внимания, гиперактивности, импульсивного поведения у детей. Поведение объяснил генетическим дефектом, родовой травмой, а не изъяном воспитания гг. – эпидемия летаргического энцефалита Экономо и постэнцефалитные нарушения поведения, представленные симптомами СДВГ 1938 г. – P.M. Lewin связал гиперактивность с поражением лобных долей головного мозга у приматов. Доказал модель патологии на 279 детях с органическим поражением ЦНС гг. – концепция минимальной мозговой дисфункции с признаками гиперактивности (S.R. Paine, 1963; R.J. Schain, 1968) 1957 г. – создан Риталин (метилфенидат)

1970 гг. – E. Lofer, J. Werry, R. Sprug – заменили диагноз ММД на гиперкинетический синдром (гиперактивность) DSM-II гиперкинетические реакции в детском возрасте рассматривает как психиатрический диагноз 1971 г. – P. Wender описывает признаки синдрома MМД / гиперактивность: патологическая двигательная активность, сниженные внимание и когнитивная функция, нарушения обучения, слабый контроль импульсивной активности и эмоций, проблемы межличностного общения 1972 г. – W. Douglas сводит синдром к дефициту внимания, гиперактивности и импульсивности ИСТОРИЯ (2)

ИСТОРИЯ (3) гг. – первые статьи, описывающие взрослых с синдромом ММД / гиперактивность 1975 г. – создан пемолин (Цилерт) 1980 г. – DSM-III меняет формулировку диагноза на «Дефицит внимания с гиперактивностью или без гиперактивности» 1987 г. – DSM-III-R выделяет варианты СДВГ: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), либо СДВ без гиперактивности 1990 г. – СДВГ - нарушение саморегуляции с изменением когнитивной функции, дефицитом внимания, нарушением рабочей памяти и исполнительных функций 1994 г. – DSM-IV расширяет диагностические критерии, вводит 2 перечня симптомов, и разрабатывает 3 подтипа (с нарушением внимания, гиперактивный и смешанный)

1990 гг. - впервые ПЭТ при СДВГ подтверждает нарушения нейрометаболизма - Высокая генетическая детерминированность СДВГ (близнецовый метод, полиморфизм генов DAT1 и DRD4) - Апробирован аддерол (амфетамин) 2003 г. – зарегистрирован атомоксетин – первый за 27 лет препарат «непсихостимулятор» для лечения СДВГ у детей и взрослых 2006 г. – Модафинил – средство от нарколепсии в США и Мексике – ПЭТ, МРТ, ОФЭКТ подтвердили повреждения структур и функций мозга при СДВГ – Молекулярная генетика: выявлены DBH и DRD5 в качестве возможных факторов развития СДВГ наряду с многими другими участками хромосом (16p13) ИСТОРИЯ (4)

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СДВГ 0%5%10% Нидерланды США: Взрослые США Швейцария Канада Пуэрто - Рико Германия DSM-IV DSM-III-R DSM-III ICD-10 Критерии Диагностики Ирландия Новая Зеландия Великобритания Испания США Бразилия Варьирует в широком диапазоне, от 1 до 10%, и зависит о критериев диагностики © R.A. Barkley, 2006

СДВГ И СОПУТСТВУЮЩИЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ В ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ Соматовегетатив- ный период (с 0 до 3 лет) Психомоторный период (с 3 до 10 лет) Аффективный период (с 7 до 12 лет) Эмоционально- идеаторный период (с 12 до 16 лет) В.В. Ковалев, 1971

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЙ ПЕРИОД (до 3 лет) Резидуально-органическая невропатия (С.С. Мнухин, 1968) Повышенная общая и вегетативная возбудимость (плаксивость, возбудимость, диэнцефальный субфебрилитет, гипергидроз, акроцианоз) Расстройства сна Склонность к расстройствам пищеварения Дисбактериоз, дискинезия желчевыводящих путей, аллергодерматозы, ОРВИ «цепочкой», бронхиты Резидуально-неврологическая микросимптоматика Спинномозговое сегментарное поражение: формирование нарушения осанки, плоскостопия, разновысокости ног, мышечной гипотрофии Признаки гипертензионно-гидроцефального синдрома (размеры головы, роднички, выраженный венозный рисунок)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПСИХОМОТОРНЫЙ ПЕРИОД (3-10 лет) Синдром дефицита внимания и гиперактивности - DSM-IV (гиперкинетический синдром – МКБ-10, астено- гипердинамический синдром – по В.В. Ковалеву, 1979) Гипокинетический синдром (астено-гиподинамический синдром по В.В. Ковалеву, 1979) Церебрастения (цефалгии, непереносимость вестибулярных нагрузок, жары, духоты, метеотропная чувствительность) Диссомнии (в т.ч. парасомнии: вздрагивания при засыпании по типу стартл-реакций, бруксизм, моторная гиперактивность во время сна, кошмарные сновидения, психомоторные пароксизмы, сомнабулизм) Вегетативные нарушения Системные нарушения (заикание, тики, энурез, энкопрез, атопический дерматит, бронхиальная астма)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В АФФЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД (7-12 лет) Синдром школьной дезадаптации: Окончательное структурирование церебрастении, с преобладанием гипердинамического варианта Повышенная аффективная возбудимость (раздражительная слабость, дисфориеподобные пароксизмы) Диссомния Синдром ВСД Задержка формировани и слабость волевой сферы Патохарактерологические реакции (протеста, оппозиции, отказа, ухода) Формирование самосознания и элементарной способности у самооценке субъективных переживаний с невротическими реакциями (например, логофобия)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ ПЕРИОД (12-16 лет) Обострение и компенсация церебрастении Завершение структурирования психопатоподобных и неврозоподобных расстройств, невротических нарушений «Патологические реакции пубертатного возраста» (Сухарева Г.Е., 1959): психогенные патохарактерологические реакции (протеста, эмансипации и др.), сверхценный ипохондрический синдром, синдромы дисморфофобии, нервной анорексии, сверхценных увлечений и интересов и др.

F9 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА, НАЧИНАЮЩИЕСЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (МКБ-10) F90 Гиперкинетические расстройства F91 Расстройства социального поведения F92 Смешанные расстройства социального поведения и эмоций F93 Эмоциональные расстройства детского возраста F94 Расстройства социального функционирования с началом в детском и подростковом возрасте F95 Тикозные расстройства F98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА (F90) 1. Начало расстройства в возрасте до 7 лет 2. Нарушения представлены долго (не менее 6 мес) 3. Нарушения объективно выявляются в различных ситуациях (дом, школа, медицинские учреждения) 4. Социальная, учебная (дошкольная и школьная), производственная дезадаптация 5. Исключаются иные психические расстройства: F84 – общие расстройства развития (аутизм) F3 – аффективный эпизод F41 - тревожное расстройство

КЛИНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА (F90)

ВАРИАНТЫ ИЛИ СТАДИИ СДВГ? НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 6 ПРИЗНАКОВ) 1. Дети не в состоянии выполнить школьное или иное задание без ошибок, вызванных невниманием к деталям 2. Нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру 3. Часто не слушают то, что им говорят 4. Не могут следовать разъяснениям, необходимым для выполнения школьных (иных) заданий (но не вследствие оппозиционного поведения или непонимания инструкции) 5. Не в состоянии правильно организовать свою работу 6. Избегают нелюбимую работу, требующую усидчивости 7. Часто теряют предметы, важные для выполнения заданий (письменные принадлежности), книги, игрушки, инструменты 8. Отвлекаемы внешними стимулами 9. Часто забывчивы в повседневной деятельности

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (НЕ МЕНЕЕ 3 ПРИЗНАКОВ) 1. Дети часто размахивают руками и ногами, вертятся на сиденьях 2. Покидают свое место в классной комнате или других ситуациях, требующих усидчивости 3. Бегают вокруг, куда-либо карабкаются в неадекватной ситуации 4. Не способны к тихому времяпрепровождению, часто чрезмерно шумны в играх 5. Демонстрируют стойкий рисунок излишней двигательной активности, неконтролируемой социальным контекстом или запретом

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (НЕ МЕНЕЕ 1 ИЗ ПРИЗНАКОВ) 1. Часто выскакивают с ответом, не дослушав вопроса 2. Часто не могут дождаться своей очереди в играх или игровых ситуациях 3. Часто перебивают или мешают другим, вмешиваясь в разговор или игру 4. Часто излишне многословны, не реагируя адекватно на социальные ограничения

American Psychiatric Association , ADHD in Adulthood 1999, Weiss, Hechtman and Weiss Симптомы DSM-IV у детей Проявления у взрослых С трудом поддерживают внимание Не слушают Не следят за ходом мысли Плохо организованы Теряют важные вещи Легко отвлекаются, забывчивы С трудом поддерживают внимание во время встречи, при чтении, при работе с бумагами Склонны откладывать дела «на потом» до паралича деятельности Медлительны, малоэффективны Плохо планируют рабочее время, не организованы ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ У ВЗРОСЛЫХ ИНАЧЕ

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ ЧАСТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНАЧЕ American Psychiatric Association , ADHD in Adulthood 1999, Weiss, Hechtman and Weiss Ерзают и суетятся Не могут усидеть на месте Слишком много носятся и лазят Не могут тихо играть / работать В движении / С моторчиком Слишком много говорят Трудоголики Слишком много дел в расписании / Непомерно загружены работой Сами выбирает очень активную работу Постоянно заняты, что приводит к проблемам в семейных отношениях Слишком много говорят Симптомы DSM-IV у детей Проявления у взрослых Гиперактивность часто сменяется внутренним беспокойством

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНАЧЕ American Psychiatric Association , ADHD in Adulthood 1999, Weiss, Hechtman and Weiss Плохо переносят неудачи и разочарования Увольняются с мест работы Рвут отношения с людьми Превышают скорость при вождении Теряют самообладание Склонны к появлению зависимости Симптомы DSM-IV у детей Проявления у взрослых Импульсивность у взрослых приводит к более серьезным последствиям Выпаливают ответы Не могут дождаться очереди Перебивают / вторгаются в чужие разговоры

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ СДВГ

ЭТИОЛОГИЯ СДВГ Нарушение мозгового кровотока внутриутробное и в родах Свинец Курение мамы Перинатальная травма Другие причины Генетические влияния Joel Nigg (2006)

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 1. Биологические факторы СДВГ: - Генетические (вовлечены гены - регуляторы дофамина, перерераспределяющие нейротрансмиттеры в определенных участках мозга) – 48% - Поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза – 52% (пренатальные - патология беременности, недоношенность, кровоизлияние в мозг в родах - 45%, постнатальные - травма головы, гипоксия мозга, опухоли или инфекции – 7%) Патологические лобно-стриарно-мозжечковых связи 2. Психологические и социальные причины СДВГ недостаточно достоверны © R.A. Barkley, 2006

НЕЙРОХИМИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ Нарушения, связанные с дофамином (ДА) Нарушения, связанные с норадреналином (НА) Свидетельством является улучшение при лечении: Психостимуляторы увеличивают содержание ДА Метилфенидат замедляет обратный захват НА Амфетамин увеличивает выработку / высвобождение НА Страттера уменьшает обратный захват НА © R.A. Barkley, 2006

НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИЯ Участки мозга меньшего размера, менее развитые и функционально активные (МРТ, ПЭТ, ОФЭКТ, ЭЭГ) - Орбитально-префронтальная кора (преимущественно правая сторона) - Базальные ганглии (corpus striatum и globus pallidus) - Мозжечок (центральная область червячка, больше с правой стороны). Размер этой зоны коррелирует с выраженностью симптомов СДВГ, особенно торможением - С возрастом различия в большой степени сохраняются © R.A. Barkley, 2006

СНИЖЕНИЕ НЕЙРОМЕТАБОЛИЗМА ПЭТ: снижение уровня общего и локального метаболизма глюкозы преимущественно в ПРЕМОТОРНОЙ КОРЕ и ПЕРЕДНЕЙ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЕ Zametkin AJ, et al. New Engl J Med 1990;323: Норма СДВГ

ДИСФУНКЦИЯ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР ПРИ СДВГ R. Barkley, Scientific American, Sept. 1998, p. 47

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА СДВГ В основе СДВГ лежит нарушение взаимодействия между хвостатым ядром и фронтальной корой, обусловленное дисбалансом дофамина и норадреналина Для компенсации этого дисбаланса необходима стимуляция коры головного мозга через двигательные центры, что и приводит к синдрому гиперактивности Повышенная двигательная активность служит защитным механизмом, поддерживающим функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2006.

ФРАГМЕНТ ЭЭГ (Мальчик О.А., 6 лет, СДВГ)

ТЕОРИЯ СИСТЕМОБРАЗУЮЩЕЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНЕРАТОР ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА = СИНДРОМ Г.Н. Крыжановский, 1980

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

ЛЕЧЕНИЕ СДВГ «Североамериканский» подход: приоритет психостимуляторов как специфической терапии, имеющей в том числе и диагностическое значение «Российский» подход: приоритет ноотропов, либо их сочетание с седативными средствами, неспецифичность терапии с опорой на клиническую вариабельность синдрома Универсальный биопсихосоциальный подход: сочетание биологической терапии (с учетом клинических особенностей, возраста, индивидуальной чувствительности) и психолого-педагогических мероприятий (специальные программы, тренинги и т.п.) В.Н. Краснов, 2006

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ СДВГ ПО-АМЕРИКАНСКИ Высокая эффективность терапии СДВГ психостимуляторами и атомоксетином: улучшение наступает в 70-90%, нормализация - в 50-60% случаев Безопасность Применение на протяжение всей жизни © R.A. Barkley, 2006

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СИОЗН (СТРАТТЕРЫ) 1. Data on File: Eli Lilly and Company. Adapted from Bymaster FP, et al. [Poster] 58th Annual SOBP Meeting, May 2003, San Francisco, California. Atomoxetine

ТЕРАПИЯ ПСИХОСТИМУЛЯТОРАМИ

ТЕРАПИЯ СТИМУЛЯТОРАМИ Наиболее изученные в психиатрии препараты Применяются в течение более 40 лет; 350 исследований; тысячи наблюдений Психостимуляторы Эффект - Meтилфенидат 77% Риталин IR, SR, LA, Meтадат CD, Концерта, Фокалин IR & XR - Aддералл & XR (d-, l-амфетамин) 76% - Декседрин (d-амфетамин ) 74% - Цилерт (пемолин) (снят с производства) 73% © R.A. Barkley, 2006

CONCERTA (КОНСЕРТА): НОВАЯ СИСТЕМА ДОСТАВКИ - Технология OROS для создания осмотического насоса - Активируется при абсорбции воды в желудочно- кишечном тракте - Давление обеспечивает непрерывный поток жидкого метилфенидата - Продолжительность часов - По действию и побочным эффектам не отличается от обычного метилфенидата © R.A. Barkley, 2006

ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ - Повышение концентрации внимания и настойчивости - Снижение импульсивности и гиперактивности - Повышение продуктивности (~правильности) - Улучшение эмоционального контроля - Снижение агрессивности и случаев вызывающего поведения / поведенческих расстройств - Большая податливость и следование правилам - Улучшение рабочей памяти и усвоения языка - Улучшение почерка и координации моторики - Повышение самооценки - Улучшение отношения со стороны друзей-сверстников и взаимодействий с ними - Улучшение понимания игры в спорте - Улучшение водительских навыков R.A. Barkley, 2006

СТИМУЛЯТОРЫ: ПОБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ Все побочные эффекты зависят от дозы препарата Наиболее часто возникающие: Нарушения сна (50% +) Потеря аппетита (50%+) Головные боли (20-40%) Боли в животе (20-40%) Раздражительность, слезливость (

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ ВЫЗЫВАЮТ: Привыкание (наркогенный эффект) Агрессивность, асоциальное поведение Синдром Жилль де ля Туретта и иные тикозные расстройства Повышают риск возникновения судорог Повышают риск возникновения созависимости в дальнейшем Не улучшают академическую успеваемость ( R.A. Barkley, 2006

STRATTERA СТРАТТЕРА (АТОМОКСЕТИН) Селективный ингибитор обратного захвата норадреналина Отсутствует зависимость Применялся для лечения более чем 3,4 миллиона пациентов Эффективен для лечения СДВГ у детей, подростков и взрослых По эффективности равен метилфенидату у вновь заболевших и у нелеченных; у детей, ранее получавших стимуляторы, эффект несколько ниже (эффективность несколько ниже 0,6-0,8 по сравнению с 0,7-1,0) 75%+ - позитивная динамика показателей у вновь заболевших, 55% - у ранее принимавших стимуляторы Улучшение состояния более выражено в период приема препарата и держится 3 года Можно назначать раз в день (в первой половине дня) или разделить на два приема

ОСТОРОЖНО – ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ!

РОССИЯ: КЛЮЧЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА Создание отечественных медикаментозных средств лечения СДВГ, превосходящих по эффективности зарубежные препараты и лишенные их недостатков (побочные, зависимость), улучшающих мнестические и моторные функции: тенотен, ноопепт, семакс, фенотропил, нооглютил, ладастен Т.А. Воронина ГУ НИИ фармакологии им.В.В.Закусова РАМН, Москва, Россия

МОНОТЕРАПИЯ СДВГ НООТРОПАМИ Нейропептиды и их аналоги: церебролизин, семакс Производные пирролидона: пирацетам (ноотропил) Производные ГАМК: фенибут, пантогам Производные пиридоксина: энцефабол Многокомпонентные лекарственные средства: инстенон, актовегин Цереброваскулярные средства с ноотропным действием: ницерголин, винпоцетин Н.Н. Заваденко, 2006

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ СДВГ управляющий сигнал пороговое значение М.Б.Штарк, 2006 ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск, Россия

ДИНАМИКА АКТИВНОСТИ В БЕТА-ДИАПАЗОНЕУ ПАЦИЕНТА С СДВГ Пациент К., 8 лет. Лечение рекомендовано школьным психологом. При первом обращении жалобы со стороны родителей на невнима- тельность ребенка, нежелание выполнять домашние задания.. 45 сеансов тренинга Скорость чтения (слов в минуту) Среднее время выполнения пробы Шульте (сек) До леченияПосле лечения

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 18 ОТЛИЧНЫХ ИДЕЙ Родители – это пастыри, а не инженеры Избегать промедления, использовать время Найти внешнюю форму для важной информации Найти внешнюю форму для мотивации (стремиться к победе/ побеждать) Найти внешнюю форму для решения задач Использовать непосредственную обратную связь Увеличить частоту появления результатов Увеличить отчетность перед другими Больше использовать поощрения

Периодически менять форму поощрения Прикасаться больше, говорить меньше Действовать, а не болтать Сохранять чувство юмора Сперва поощрять, а потом наказывать Предвидеть возникающие проблемы – составлять план Расставлять приоритеты Видеть перспективу Уметь прощать (детей, себя, других) ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 18 ОТЛИЧНЫХ ИДЕЙ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХО- ФАРМАКОТЕРАПИЯ СДВГ

ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ СДВГ Принцип 1. Раннее вмешательство «у истоков заболевания» – стабилизация хронического процесса, высокая резистентность к терапии, вторичные личностные нарушения, социальная дезадаптация Принцип 2. Патогенетическая обоснованность и комплексность терапии – комплексное воздействие на все звенья патогенеза системного расстройства Принцип 3. Индивидуализация лекарственных средств и их дозировок – зависит от возраста, физиологических особенностей, токсичности препаратов и их побочных действий, характера течения и степень выраженности коморбидных синдромов Принцип 4. Непрерывность и длительность терапии – сроки определяются распространенностью и степенью выраженности повреждения мозга

ТРЕХФАЗНАЯ МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ СРЗТ Острая фаза терапии 2,5–3 мес Фаза продолжа ющейся терапии Фаза противореци дивной терапии 1-2 года 1,5–2 года

КОМПЛЕКСНАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ Непрерывная терапия в течение 2-2,5 лет АНТИКОНВУЛЬСАНТЫ Курсы терапии по 30 дней 4 раза в год на протяжении 3-4 лет 30 дней лечение 60 дней отдых 30 дней лечение 60 дней отдых 30 дней лечение 1.Нейрометаболические стимуляторы (пантогам, мексиприм, тенотен, глиатилин) 2.Сосудистая терапия (танакан, мемаплант) 3.Дегидратационная терапия (диакарб) 4.Нейрометаболические биогенные стимуляторы (кортексин, церебролизин) Ретюнский К.Ю., 2003

ПОШАГОВАЯ СХЕМА ПОДБОРА ДОЗ АНТИКОНВУЛЬСАНТОВ 1 неделя ¼ дозы ИТОГОВАЯ СРЕДНЯЯ СУТОЧНАЯ ДОЗА 2 неделя ¼ дозы 3 неделя ¼ дозы 4 неделя ¼ дозы

СРЕДНИЕ ДОЗЫ АНТИКОНВУЛЬСАНТОВ КАРБАМАЗЕПИНЫ (ФИНЛЕПСИН-РЕТАРД) мг/кг ВАЛЬПРОАТЫ КОНВУЛЬСОФИН мг/кг

ИНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕРАПИИ

СИМПАТОКОРРЕКЦИЯ Нейрогенная регуляция оказывает влияние на мозговой кровоток за счет изменения тонуса мозговых сосудах самых различных калибров: от магистральных артерий, до микроциркуляторного русла Констрикторное влияние на сосудистый тонус осуществляется через симпатический отдел ВНС, причем ведущая роль в этом процессе принадлежит верхнему шейному и звездчатому ганглиям Аппаратом «Симпатокор» производится чрезкожное воздействие на ганглии пространственно- распределенным полем электрических импульсов

Симпатокоррекция Симпатокоррекция является методом управления характеристиками вегетативной нервной системы с помощью фокусированного вращающегося поля электрических импульсов Для лечебного воздействия использовались характеристики поля со стимулирующим влиянием на звездчатый ганглий, подобранные по индивидуальной переносимости и на основании результатов АСР

РЕЗЮМЕ -СДВГ широко распространены в популяции -СДВГ часто оценивается и лечится неадекватно, что приводит к хроническому течению болезни -Эпилептогенезу принадлежит ведущая роль среди иных механизмов возникновения СРЗТ -Антиконвульсанты и нейрометаболические средства являются средствами патогенетической терапии СДВГ -Эффективная помощь оказывается у «истоков» болезни, предотвращая развитие последствий -Психосоциальные воздействия являются дополнением к средствам биологической терапии

Кафедра психиатрии ГОУ ВПО Уральская Государственная Медицинская Академия Росздрава Р.т. 8 (343) (80) Моб. т

Даже самые светлые в мире умы Не смогли разогнать окружающей тьмы. Рассказали нам несколько сказочек на ночь – И отправились, мудрые спать, как и мы. Омар Хайям, Рубаи (XI век)

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !