КОНТРОЛЬ ВОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (организационно-управленческий аспект) УРАЛЬСКАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Advertisements

Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Контрольно-счетная палата Ленинградской области является постоянно действующим органом государственного.
Государственная гражданская служба как система: содержание, характеристики элементов и подсистем ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ГРУППЫ 3104 КУГОТОВА ФАТИМАТ.
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Транксрипт:

КОНТРОЛЬ ВОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (организационно-управленческий аспект) УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

1. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Контроль Управленческое решение Организация исполнения Обратная связь Анализ Целеполагание Прогнозирование Планирование Организация Координация Стимулирование Учет Промежуточный анализ Регулирование Оценка степени достижения поставленной цели УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ Это логическая последовательность реализации общих функций управления:

ГОСУДАРСТВЕННАЯФУНКЦИЯГОСУДАРСТВЕННАЯФУНКЦИЯ Правоустанавливающие функции принятие нормативных правовых актов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Функции контроля - осуществление действий по контролю за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения. Задача: выявление правил, которые не обеспечивают развитие, организацию, создание условий для реализации кого-то, чего-то, содержание кого-то, чего-то и являются условием для их изменения. Подготовка проектов законов, муниципальных правовых актов, изменяющих правила Функция надзора - осуществление действий по надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения. Задача: выявление лиц, не исполняющих общеобязательных правила и их наказание. Подготовка проектов законов, нормативных правовых актов, изменяющих ответственность за нарушение правил, их не исполнение, ненадлежащее исполнение. Функция по управлению имуществом - осуществление полномочий собственника в отношении государственного, муниципального имущества для решения вопросов местного значения, реализации полномочий субъекта федерации. Подготовка проектов законов, нормативных правовых актов, устанавливающих, изменяющих правила использования имущества для решения вопросов совместного ведения федерации и субъекта федерации, реализации полномочий субъекта федерации.

Управленческий цикл t 1 t 2 t 3 t 4 t 5 t 6 Выявление проблемы Подготовка решения Принятие решения Планирование и организация исполнения решения Контроль, анализ, оценка исполнения Представление отчета Постановка задачи Варианты решения Решение Исполнение решения Результат Продолжительность цикла Совокупность определенных последовательно исполняемых рабочих периодов, которые следуют друг за другом, вызывают потребность в определенных действиях соответствующих органов управления T1 - Точное формулирование проблемы для постановки задач, которые должны быть решены T2 - Варианты возможных действий и их сравнение T3 - Выбор и закрепление пути достижения поставленных целей наиболее рациональным способом исходя из условий T4 - Планирование, организация, координация, стимулирование совместных действий T5 - Контроль, анализ, оценка, результат

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ органов государственной власти Цель, задачи, функции Содержание действий Срок, скорость действий Технология ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ органов государственной власти Состав (количество элементов) Структура Статус ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ деятельности органов государственной власти Ресурсы (емкость, концентрация) Правовое поле (согласие на поле деятельности) Однородность – неоднородность среды Стабильность среды Турбулентность среды Создание, изменение, ликвидация органа государственной власти, структурных подразделений ИЗМЕНЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ органов государственной власти Актуальность Достоверность Однозначность Полнота Своевременность Экономичность Ясность Блок схема: Интерпретирование поведения, состояния и условий деятельности органов государственной власти ПОСЛЕДСТВИЯ: политические; правовые; социально-экономические; финансовые; организационные и др. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА Цели, задачи; Персонал; Технология реализации государственной функции, предоставления государственной услуги; Организационная структура; Культура управления ВНЕШНЯЯ СРЕДА Макросреда: правовые, политические, экономические, социальные, и иные институты. Базовая среда: географические, природно-климатические условия, инфраструктура, демографическая ситуация, социокультурный уровень развития населения и т.д. Непосредственное окружение: поставщики, потребители, конкуренты, деловые партнеры органов местного самоуправления, муниципального образования.

2. КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТЕХНОЛОГИЯ

Control – проверка, наблюдение с целью поверки. 1) Контроль - вид деятельности. Систематическая, конструктивная деятельность субъекта управления (руководителя, лица, замещающего государственную должность, органа государственной власти, органа местного самоуправления, лица, замещающего муниципальную должность); 2) Завершающая стадия процесса управления; 3) Контроль - функция управления; 4) Контроль - обратная связь в управлении; 5) Контроль - неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений. Контроль Цель контроля «… Цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами …». А. Файоль Задачи контроля 1. Контролируемость состояния и поведения объектов контроля. 2. Выявить фактическое состояние дела, сопоставить с замеченными целями, нормами функционирования, оценить ситуацию и предложить корректирующие меры в случае необходимости. Принципы контроля Общепризнанные правила действия в контрольных ситуациях: научности; системности, комплексности; планирования; упреждающий характер; единства контроля и организации исполнения; непрерывности; экономичности; своевременности; действенности; гласности; участие лица, принимающего решения. Предмет контроля Состояние и поведение объекта управления и контроля, которые описываются количественными и/или качественными характеристиками. Объект контроля Экономические, политические, социальные отношения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, процессы, флора, фауна и т.п. КОНТРОЛЬ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ – система процедур управления, формирующих управленческое решение или правила его принятия и реализации. это процесс обеспечения достижения органом власти целей, установленных норм, правил и т.п. направляющая, прогнозная; оценки, регулирования. Функции контроля Общие Частные

ТИП КОНТРОЛЯ ЛИНЕЙНЫЙ КОНТРОЛЬ - осуществляется в соответствии со стратегией развития, перспективными планами и т.п. Контролю подвергается субъект федерации, муниципальное образование в целом. Базовыми законами для осуществления линейного контроля для субъекта федерации является 184-ФЗ (вопросы совместного ведения как система), для муниципального образования 131-ФЗ (вопросы местного значения как система). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - обеспечивает реализацию государственных функций, предоставление государственных услуг. В основе функционального контроля для органов государственной власти лежат требования, изложенные в административных регламентах государственной функции, государственной услуги, регламенте взаимодействия, регламенте органа государственной власти. Для органов местного самоуправления в основе функционального контроля лежит каждый конкретный вопрос местного значения в отдельности. ОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ. Процедуры операционного контроля основаны на требованиях должностного регламента государственного служащего, должностной инструкцией муниципального служащего. В основе операционного контроля лежат функции исполнения, вытекающие из административных регламентов государственной функции, государственной услуги, регламента взаимодействия, органа исполнительной власти, стандарта услуги, стандарта обслуживания. Для органов местного самоуправления - обязательные для исполнения на территории муниципального образования, общеобязательные правила решения вопросов местного значения. Хорошо организованный операционный контроль – основа эффективности и результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Операционный контроль относится к числу жестко запрограммированных систем Осуществлять линейный контроль сложнее, чем функциональный, поскольку сложно определить нормы функционирования. Линейный контроль – это установление норм функционирования системы, функциональный контроль – их исполнение. Хорошо разработанная и организованная система функционального контроля обеспечивает уверенность в своевременном достижении поставленных целей, вытекающих задач. Линейный контроль – это прошлое, настоящее и будущее. Функциональный контроль – это настоящее и реже будущее. Операционный контроль – это жестко заданное настоящее. Функциональный и операционный контроль обеспечивают будущее в развитии территории. Функциональный и операционный контроль основан на совершении ряда определенных действий в соответствии с требованиями, установленными административными регламентами и вытекающими из них должностными регламентами государственных служащих.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – призван обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов для достижения целей органов государственной власти, органов местного самоуправления. Контроль призван обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов для решения вопросов совместного ведения федерации и субъекта федерации, реализации полномочий субъекта федерации, решения вопросов местного значениям местного значения. Контроль одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы все другие функции управления. Контроль призван обеспечить правильную оценку реальной ситуации, является главным инструментом для выработки политики и принятия решений. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ – служит своевременному выполнению текущих действий в рамках реализации государственных функций, предоставления государственных услуг на основе административных регламентов, должностного регламента государственного служащего. Для органов местного самоуправления – текущие действия, зафиксированные в должностных инструкциях муниципальных служащих, вытекающих из обязательных для исполнения на территории муниципального образования, общеобязательных правил решения вопросов местного значения. ТИП КОНТРОЛЯ Линейный контроль Функциональный контроль Операционный контроль Оперативный контроль включает в себя часть линейного, функционального и операционного контроля Линейный контроль включает в себя часть функционального и операционного контроля Функциональный контроль включает в себя часть операционного контроля Операционный контроль – составная часть линейного и функционального контроля.

Муниципальная функция Полномочия по реализации функции Функции исполнения Исполнительно- распорядительный орган Структурные подразделения Муниципальные служащие Уровни управления Функция исполнения полномочий - целенаправленная, обособившаяся, периодически повторяемая, технологически определенная совокупность действий (решений), в рамках соответствующих правил и обеспечивающая регулирующее воздействие на объект управления, достижение конкретного результата, имеющего внешнего по отношению к данному органу исполнительной власти потребителя во исполнение полномочий. Муниципальная функция - порученные органам местного самоуправления местным сообществом, законом сферы деятельности и закрепленные законодательно (нормативно) условия, требования и ответственность в отношении полномочий органов исполнительной власти, границы использования властных действий по определению правил поведения и принятию решений в данных сферах. Полномочия органов исполнительной власти по реализации функции – вид деятельности по реализации или обеспечению реализации властных полномочий, закрепленных законодательно, выраженной в решениях (действиях) и направленных на формирование поведения неопределенного круга лиц в сферах деятельности, определенных соответствующей функцией.

Соотношение линейного, функционального и операционного контроля в органах государственной власти ЛИНЕЙНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Контрольный орган Главы муниципального образования Глава муниципального образования Операционный контроль Муниципальные функции Органы Местного самоуправления (административные регламенты) ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Операционный контроль Функции исполнения Муниципальные служащие (должностные инструкции) Функции исполнения

ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ После завершения действия нормативного правового акта, после оказания государственной услуги, после установления условия для осуществления какого- либо вида деятельности. (Точки Т 4 – Т 5 ) Результат: оценка эффективности исполнения нормативного правового акта, управленческого решения, внесение изменений в условия функционирования, в процедуры предоставления государственной услуги, оценка произошедших на территории изменений, наращивании потенциала и т.п. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Используется до начала деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, до принятия нормативных правовых актов. (Точки Т0 – Т1) Результат: оценка целесообразности осуществления действий, принятия нормативного правового акта, управленческого решения. ОБЩИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАПРАВЛЯЮЩИЙ КОНТРОЛЬ Используется от начала осуществления мероприятий до их завершения (в течение всего срока действия нормативного правового акта). (Точки Т 1 – Т 4 ) Результат: определение состояния контролируемого объекта, отклонений от установленных норм функционирования, норм поведения, определение степени достижения поставленной цели и т.п. ФИЛЬТРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ Используется к определенной дате исполнения какого-либо действия, получения определенного результата. (Точки Т 2, Т 3 ) Результат: фиксирование промежуточных результатов. Определение целесообразности осуществления последующих действий, осуществления мероприятий и т.п. Т0Т0 Т1Т1 Т 2 - точки действия фильтрующего контроля - Т 3 Т4Т4 Т5Т5 Зона действия предварительного контроля Зона действия направляющего контроля Зона действия последующего контроля

Предварительный контроль - контроль целей (правильно ли поставлены цели, корректно ли построено дерево целей организации, не противоречат ли разные цели друг другу, насколько адекватно количественные критерии отражают качественные цели органа государственной власти, органа местного самоуправления); - контроль прогнозов (насколько они реалистичны, обоснованы, информативны, как они помогают органам государственной власти, органам местного самоуправления решить стоящие задачи); - контроль разрыва между целевыми и прогнозируемыми значениями (насколько прогноз развития событий соответствует целям); - контроль ограничений (какие внешние или внутренние условия мешают органу государственной власти, органу местного самоуправления достичь поставленных целей, какие тенденции существуют в развитии этих условий); - контроль планов (насколько различные планы органа государственной власти, органа местного самоуправления оптимальны с точки зрения достижения его целей, не противоречат ли различные планы друг другу и т.д.); - финансовый контроль (контроль за образованием и расходованием фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления контроль над затратами путем разработки бюджетов). Текущий контроль контроль и мониторинг внешней среды органов государственной власти, органов местного самоуправления с целью выявления «слабых сигналов»; мониторинг внутренней среды с целью обнаружения проблем. Заключительный контроль КОНТРОЛЬ ОБЩИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ (вариант подхода) Расчет отклонений фактических от плановых; Анализ причин отклонений

ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ Предмет контроля: состояние и поведение объекта контроля. Основные характеристики состояния и поведения объекта контроля: количественные, качественные, структурные, пространственные, временные и т.п. СХЕМА ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДА КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТ КОНТРОЛЯ Внешний контроль Внутренний контроль Общие методы контроля Предварительный Направляющий Фильтрующий Последующий ВИДЫ КОНТРОЛЯ Задача контроля: контролируемость состояния и поведения объекта управления и контроля в соответствии с нормами функционирования. Общая задача Частная задача Операционный тип контроля Функциональный тип контроля Линейный тип контроля

Контроль Оценочный Аналитический Мотивационный Отклонений Последствий Кризиса Стратегический

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО и МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО, УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Судебный контроль Прокурорский контроль Контроль полномочного представителя Президента РФ Контроль государственных инспекций Контроль органов государственной власти Финансовый контроль Налоговый контроль Контрольно-счетная палата УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Внутриведомственный контроль Контроль ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО органа Контроль Губернатора субъекта федерации, Главы местного самоуправления Последующий контроль Фильтрующий контроль Направляющий контроль Предварительный контроль Операционный контроль Функциональный контроль Линейный контроль

5. Мониторинг внешней среды организации 1. Установление норм функционирования (Управленческое решение) 2. Сбор данных о фактическом положении дел в объекте управления, результате или ходе выполнения управленческого решения. 3. Сравнение и оценка фактического положения дел, сложившегося в объекте управления с нормами функционирования (ожидаемого результатов), скорректированными в соответствии с изменяющимися параметрами внешней среды. 4. Выработка и осуществление корректирующего действия, регулирование процесса реализации управленческого решения. Объект управления (объект контроля) и его окружающая среда ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ

ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ Ситуация – это совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих конкретный этап, период или событие управленческой практики и требующей от руководителя соответствующих оценок, решений и других организационных действий. Ситуация – исходное состояние объекта управления для осуществления контроля. Формы норм функционирования Процесс контроля - деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, методов, средств, технологий, соответствующих принципов. Процесс контроля и его характеристика Содержательная характеристика Что делается в процессе контроля Организационная характеристика Кем и в каком порядке осуществляется контроль Технологическая характеристика Как осуществляется процесс контроля Сфера контроля 1) измерение фактического результата исполнения, 2) сравнение и оценка фактического и ожидаемого исполнения, 3) выработка и осуществление корректирующего (регулирующего) действия. 1. Числовая – числовое выражение контролируемого параметра (время, температура, кг, руб. и т.п.). 2. Шкальная – нельзя выразить в числовой форме, ранжируется по шкалам предпочтения, например, сравнение: хуже – лучше, больше - меньше и т.п. 3. Дескриптивная – нельзя определить ни первым, ни вторым способом. В этом случае формулируют описательно. Требования к нормам функционирования: 1. Обоснованность: 2. Гибкость; 3. Сопоставимость и др. Должностные регламенты государственного служащего, должностные инструкции муниципального служащего, разграничивающие обязанности, также могут быть отнесены к нормам функционирования Стандарты, нормы и нормативы предотвращают субъективизм при оценке служащего.

РЕАЛЬНЫЙ И ФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Контролируемость процессов управления – возможность определять результаты управленческой и иной деятельности, т.е. способность субъекта контроля устанавливать значение контролируемых параметров. Реальная контролируемость – это способность определять и устанавливать значения необходимых контролируемых переменных в соответствии с научно установленной нормой функционирования системы. Формальная контролируемость – это способность выявления и влияния лишь на некоторые значения переменных и частичное их установление. 2. РЕАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 1. ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 3. ФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 4. БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ Состояния контроля 4. Бесконтрольность – субъект управления и контроля полностью теряет контроль над ситуацией, не может оказать никакого воздействия на ее ход. Связь с объектом контроля не утрачивается, но никаких контролирующих мер не вырабатывается и не применяется к объекту контроля. В результате запланированные цели не достигаются, резко возрастает число нарушений действующих норм права. 1. Тотальный контроль – состояние, когда мельчайшие изменения состояния объекта контроля и его частей находятся под неусыпным вниманием субъекта контроля, все решается им. Целесообразности в тотальном контроле нет. В реальной практике состояний бесконтрольности и полного контроля не существует. 3. Формальный контроль – соблюдается внешняя форма, порядок контроля проникнут формализмом. Форма превалирует над содержанием. 2. Реальный контроль – исходит из понимания учета подлинных условий действительности, основан на фактах, оказывает «нужное» воздействие на объект контроля.

Формальный контроль – имеет две стороны: 1. Смыкается с бесконтрольностью, когда форма полностью отрывается от содержания. 2. Соприкасается с реальным контролем. Этот контроль, хотя и не полностью, имеет соответствие формы и содержания, он может оказывать положительное частичное воздействие на объект контроля. РЕАЛЬНЫЙ И ФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Достоинства формального контроля - строго установленный порядок осуществления контроля, достигаются частично запланированные цели. Среда контроля при этом является относительно стабильной. Форма контроля должна меняться адекватно среде контроля, изменениям, происходящим в объекте контроля. Реальный контроль: смыкается с формальным контролем с одной стороны, с другой – с полным (тотальным). Между реальным и формальным контролем, реальным и полным контролем нет абсолютных граней; формальный контроль всегда содержит в себе те или иные элементы реального контроля. Полный контроль есть абсолютное единство формы и содержания. Достижение этого единства чрезвычайно дорогостоящий процесс, из-за чего полный контроль практически не применяется; ориентирован преимущественно на будущее, обеспечивает лицо, принимающее решение информацией о предстоящих событиях; обеспечивает достижение поставленных целей в условиях изменяющейся среды; опора на управленческий аппарат в сочетании с личным контролем руководителя; спроектирован, апробирован, имеет количественные и качественные измерители. Формальный контроль: ориентирован на частные, отдельные элементы в структуре объекта контроля, которые иногда совсем не влияют на достижение запланированных целей, на реальный ход политических, социально-экономических, организационных и иных процессов; носит эпизодический характер, время от времени; нередко изолирован от общей системы управления, является как бы инородным телом; может что-то запретить, предписать, остановить ход процессов в объекте контроля, но он не может оказать реальную помощь, воздействие, у него нет для этого реальных ресурсов; нередко передоверяется помощникам, создаваемым органам контроля. Результат – утеря реального контроля за состоянием объекта контроля, базируется на приблизительном знании свойств объекта контроля; контроль как обратная связь носит нерегулярный характер, основывается на неточных, не полных измерениях, измерителях, информации, проходит множество инстанций, запаздывает, искажает реальную картину, не дает объективных и точных оценок.

РЕАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Обеспечивает заданный уровень норм функционирования объекта контроля Ориентирован на состояние регулируемого объекта контроля в целом Ориентирован на будущее состояние объекта контроля, носит упреждающий характер Осуществляет регулярную обратную связь с объектом контроля Основан на точных оценках, объективных измерителях Получает информацию о положении дел в объекте контроля непосредственно Определяет степень достижения поставленных целей. ФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 1)Не обеспечивает заданный уровень норм функционирования объекта контроля 2)Ориентирован на частные стороны деятельности объекта контроля 3)Обращен в прошлое, оценивает завершенную, выполненную работу 4)Не создает регулярной обратной связи с объектом контроля, носит эпизодический характер 5)Использует приближенные оценки и измерители (типа усилить, улучшить и т.п.) 6)Получает информацию опосредованно, с опозданием 7)Оценивает выполнение запланированных в решении мероприятий

ФУНКЦИЯ Функция (от лат. function – исполнение, осуществление) 1. Деятельность, обязанность, работа. 2. Внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. 3. Роль, которую выполняет элемент системы в составе системы как в целях объединения элементов в целостную систему, так и для успешного функционирования системы. 4. Относительно обособленные направления управленческой деятельности позволяющие осуществить управляющее воздействие. 5. Обособившийся вид управленческой деятельности. 6. Конкретные виды целенаправленного управленческого воздействия на конкретные социально-экономические процессы в целях получения определенного заданного результата. Функциональный подход к исследованию систем: 1. Из чего (кого) состоит система; 2. Как связаны и взаимодействуют элементы системы. 3. Для чего, ради какой цели создана и действует система. 4. История система (зарождение, этапы развития, чем стала, тенденции развития, чем желает стать). 5. Среда, в которой система функционирует, развивается. 6. Характер и особенности взаимодействия системы со средой ее окружающей. 7. Особенности функционирования. Функция «подчинена» цели, «работает» на цель. Функция выполняет свою роль вместе с элементом системы, к которому она «привязана», в неразрывной связи и взаимодействии с иными структурными элементами системы, элементами внешней среды системы. СИСТЕМА - некоторая, имеющая границу, целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, но не сводимая к их простой сумме; для каждой из частей системы можно определить вклад, участие, назначение в рамках целого, равно как любая конкретная система всегда является сама частью другой системы со своим назначением, причем, части (элементы) системы наделяются некоторыми общими свойствами и находятся друг с другом в некоторых отношениях, определяемых характером существующих связей. Система состоит из совокупности элементов, каждый из которых реализует свою функцию, система в целом реализует главную функцию системы, которая состоит из функций элементов, при этом она не повторяет функции элементов, а лишь «как бы впитывает их» в себя, приобретая новое количественное и качественное содержание (интегральная сумма функций элементов). Главная функция системы Линейный контроль Функции элементов системы Функциональный контроль

Процесс управления Операции процесса управления 1. Интеллектуальные, поисковые, исследовательские. 2. Аналитические. 3. Информационные (учетные). 4. Организационные. Содержанием процессов являются работы: проектного, расчетного, элективного (выбор), оценочного, консультативного, контрольного характера. Необходимая последовательность действий, комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени, операции, осуществляемые в управлении в их определенной последовательности и комбинации. Свойства процесса управления 1. Свойство флуктуации – изменчивость процесса управления в виде колебаний вокруг определенных устойчивых состояний (цель - реализация решения). 2. Свойство непрерывности - управляемый процесс является непрерывным. 3. Свойство дискретности – процесс управления протекает неравномерно. 4. Свойство необходимости этапов – каждый из этапов является необходимым звеном в управлении организацией. 5. Свойство цикличности – повторяющаяся последовательность действий. 6. Свойство инерционности – запаздывание во времени. 7. Свойство временной протяженности процесса управления – время от осознания проблемы до ее реализации (время цикла). Организационные процессы Организационное функционирование – деятельность, связанная с сохранением организации как единого целого на основе постоянного поддержания сложившихся отношений и связей, обмена ресурсами, энергией и информацией как внутри организации, так и с внешней средой. Организационное развитие – систематическое и планомерное совершенствование отдельных сторон деятельности организации, которые находит выражение в регламентации функций структурных подразделений и работников, рационализации структур, упорядочении во времени производственных, социальных, управленческих процессов и их взаимодействия.

Система контроля и ее свойства Система контроля - это совокупность подсистемы учета (сбор, упорядочение первичной информации и определение текущих значений параметров) и подсистемы выявления отклонений (обнаружение отклонений). Данные подсистемы дополняют друг друга, составляют основу контрольной деятельности, реализуют обратную связь, общую цель своего функционирования; - это совокупность субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, изменения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения, выработки корректирующих воздействий. Основные свойства системы контроля: 1)Эффективность контроля. 2)Достоверность контроля. 3)Точность контроля. 4)Производительность контроля. 5)Время работы и перевода объекта контроля из данного в нужное состояние. 6)Объем контроля. 7)Универсальность, гибкость контроля. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ Объекты контроля Цели Содержание процесса контроля Проектирование Кадры контроля Принципы Формирование программ контроля Организация Органы контроля Методы Количественная интерпретация программ контроля Функционирование Технические средства контроля Технология Оценка исполнения программ контроля Развитие