Подлинные результаты образования: анализ траекторий И.Фрумин Эврика (Москва) 2013 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характеристики ответственности как фактор школы в биографии выпускников Красноярск, 2012.
Advertisements

«Фактор школы в образовательных и трудовых траекториях ее выпускников» НИУ ВШЭ – ИППР
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
И ССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГ О МНЕНИЯ О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕНН ОМ ЭКЗАМЕНЕ.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Удовлетворенность организацией профильного обучения Результаты мониторинга учащихся 10-х профильных классов СОШ города.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
ИППР СО РАО, гимназия "Универс", Основательность ожиданий старшеклассников и доступность высшего образования Наталья Васильева, Красноярск.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Новосибирский государственный педагогический.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
Социально-экономическая мобильность и стратификация российских домохозяйств Исполнители: Колотова Е.В. (ГУ-ВШЭ) Рыбина Е.Г. (МГУ) Селезнева Е.В. (ГУ-ВШЭ)
Прогноз результатов I этапа Программы развития образования.
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Ценностные ориентации российской молодежи: идеологические.
Транксрипт:

Подлинные результаты образования: анализ траекторий И.Фрумин Эврика (Москва)

Образование – то, что остается, после того, как забыл все, чему учили… оценки на выпускных экзаменах? профессиональные экзамены? опыт (портфолио)? жизненный успех? эффективная работа на благо страны? Как оценить результаты\эффекты образования? 2

впечатления и здравый смысл как основа педагогических исследований 0% педагогических диссертаций использует точные количественные методы, нет анализа отдаленных эффектов середина 20 века – анализ факторов образовательных и жизненных достижений (связь прошлого и настоящего) середина 20 века - лонгитюды, конец 20 века – сравнительные исследования, кросс-культурные исследования Слабость исследовательской базы 3

Исследования микродинамики Связь результатов с исходными характеристиками (социальным и культурным капиталом) Микротраектории – зависимость следующего шага образования или перехода «школа-работа» от результатов обучения на предыдущих ступенях ПРОБЛЕМА «БЛИЗКОДЕЙСТВИЯ» 4

Исследование траекторий Этнография (длительные наблюдения динамики) – Цукерман, Эльконин и Драгунова, Мухина, Ф.Джексон Фильм «Рожденные в СССР» Изучение устройства на работу и заработной платы выпускников Ретроспективный анализ траекторий выпускников (ретротрейсинг) 5

Ретротрейсинг Фильм «Наш класс» Исследования выпускников университетов «Следы школы» - исследование выпускников школ: Томск и Красноярск (20, 15, 10, 5 лет после выпуска) - сравнение школ 6

Следы школы Отличаются ли траектории у выпускников разных школ? В чем основные отличия? Как они связаны с особенностями школы? В чем вклад школы?

Признаки отличий траекторий масштаб Изменение стратегии Образование _____ ______ _____ _______ Карьера _____ ______ _____ _______ Гражданская активность _____ ______ _____ Семья _____ ______ _____ _______ Здоровье _____ ______ _____ _______

Этапы и методы исследования 1 этап Реферативный обзор зарубежных и российских исследований; Фокус-группы с выпускниками 1991 и 2001 года выпуска, а также учителями школы; Экспертный опрос о структуре траекторий методом Дельфи; 2 этап Анкетный опрос выпускников с глубиной среза до 20 лет в 6 школах г. Красноярска ; Анализ публичных отчетов школ; Опрос педагогов школ, участвующих в исследовании; 3 этап Каузометрия

Школы CountPercent , , , , , ,18006 Поколения CountPercent , , , ,01887 Missing 372, –от 37 лет и старше, лет, 3 – лет, 4 – 24 года и младше. 1 и 2 – среднестатистические школы; 4 и 5 – лицей и школа «Универс» 3 и 6 – стагнирующие школы 36, 4 % мужчин и 63,6% -женщин. В качественном исследовании приняло участие 85 человек, трех возрастных групп лет, лет и года из двух типов школ – концептуальной и других

Траектории жизни

Среднестатистические школы Наименьшая доля выпускников с высшим образованием Наибольшая доля выпускников, закончившая только 11 классов Выбор первого вуза как «запасного» варианта Изменение специальности по причине «понял, что не мое» Высокая успеваемость в вузе Выпускники характеризуют атмосферу школы как свободную и объединяющую Выпускники считают, что школа помогла им: получить прочные знания подготовила к поступлению в вуз научила иметь и отстаивать свое мнение

Экспериментальная школа и лицей - Большинство выпускников имеют высшее или незаконченное высшее образование - Выпускники не завершают свое образование в связи с нехваткой денег - Выпускники считают, что школа помогла им: понять, что они хотят научила быть самостоятельными научила иметь и отстаивать свое мнение

Показатели дифференциации по уровню среднедушевых доходов в месяц 14 Уровень дохода, руб. Образовательное учреждение СОШ 1СОШ 2СОШ 3СОШ 4СОШ 5СОШ 6 Средний8024, , , , , ,5 Модальный1156,861156,461140,851154,931161,294916,67 Децильный коэффициент дифференциации доходов 27,5530,1331,3429,7429,7622,77

Распределение ответов выпускников школ по уровню материальной помощи родителей и/или других родственников (%) 15 Уровень материальной помощи родителей/ родственников Да, их помощь покрывает больше половины трат Да, их помощь покрывает меньше половины трат Нет, не оказывают помощи Всего СОШ 1 31,632,835,6100 СОШ 2 21,341,237,5100 СОШ 3 17,631,451,0100 СОШ 4 25,530,044,2100 СОШ 5 22,433,344,3100 СОШ 6 9,831,159,0100

Распределение ответов выпускников школ на вопрос о предпринимательском опыте (%) 16 Варианты ответа Да, и хочу продолжать Да, но больше не хочу Нет, но хочу заняться Нет, и не хочу Затрудняюсь ответить Всего СОШ 119,73,437,534,15,3100,0 СОШ 227,31,832,730,97,3100,0 СОШ 312,06,826,540,214,5100,0 СОШ 417,46,029,938,68,2100,0 СОШ 515,67,426,239,311,5100,0 СОШ 616,12,833,234,613,4100,0

Фактор школы в жизни выпускников

Причины изменения специальности во время учебы в вузе

Причины создания семьи

Планирование рождения детей выпускниками, имеющих одного ребенка

Планирование рождения детей выпускниками, не имеющими детей

Уровень удовлетворенности обучением в учебном заведении

Уровень удовлетворенности работой

Уровень удовлетворенности материальным доходом

Уровень удовлетворенности семейной жизнью

Уровень удовлетворенности здоровьем

Мотивационная насыщенность у выпускников Гимназии «Универс» и других школ

Некоторые выводы относительно выпускников школы «Универс» более высокие по сравнению с выпускниками других школ ожидаемые показатели продолжительности жизни; высока значимость школы с точки зрения достижений в настоящем; демонстрируют самостоятельность в принятии решения в ситуации неопределенности; большая удовлетворенность различными аспектами жизни показатели большей осмысленности жизни, с точки зрения собственных содержательных достижений, событие выступает при этом поводом для внутренних изменений и описывается в связи с произошедшими с изменениями

Лонгитюдные исследования в образовании: преимущества «Классические» Динамическая картина Установление причинно-следственных связей между образованием и жизненной траекторией «Опциональные» Возможность изучать социальные и культурные процессы в формировании Возможность реконструкции устойчивых комплексов выборов и последствий (чтобы показать «как работает картина мира» требуется временная перспектива) 30

Лонгитюдная инициатива ВШЭ в международном контексте СтранаСШАФРГ Исследова ние National Survey of Youth 1979 (NLSY 1979) National Education Longitudinal Study (NELS 88)* National Educational Panel Study (NEPS) Финансиро вание Бюро трудовой статистики США Национальный центр статистики образования США Федеральное министерство образования и научных исследований ФРГ Цели исследова ния Изучение опыта возрастной когорты на рынке труда, а также в области образования, семьи и т.д. Сбор информации широкого спектра: обучение, работа, личная жизнь и т.д.+ тестирование успеваемости Собрать данные об образовании на протяжении всего жизненного цикла Структура и количество респонден тов Молодежь года при первом интервью в 1979 году. N= около 12,5 тыс Ежегодные опросы, затем – раз в 2 года. Ученики 8 классов опрошены в 1988 году. N= почти 25 тыс. Затем еще 4 волны до 2000 года. 6 возрастных когорт: Младенцы Выборка около 3 тыс. Дети в возрасте 4 лет Выборка около 3 тыс. 5классники Выборка около 6 тыс. 9классники Выборка около 13,5 тыс. Студенты 1 курса Выборка около 32 тыс. Взрослые Выборка около 12 тыс. *NELS 88 Входит в группу из 5 лонгитюдов Центра статистики для изучения учеников старших классов школы и студентов университетов, запущенных с 1972 по 2009 год. 31

Траектории в переходных обществах Парадоксальное влияние «нарушений норм» Только 33% без нарушений норм 8% - устойчивые нарушители Небольшой отрицательный эффект на социальное положение в начале 90-х, положительный – в конце 90-х Исследование Титма ( ) 32

Исследование образовательных и трудовых траекторий (ИнОбр НИУ ВШЭ, ) N респ Ярославль-1 (школьники) волна 9 класс N= волна 11 класс и= N= «Меченый атом» n=30 follow-up ? 3 волна 3-4 курсники N= «Меченый атом» n=30 Татарстан-1 (школьники) волна 9 класс N= волна 11 класс и= N= follow-up «Меченый атом» n=30 ? 3 волна 3-4 курсники N= «Меченый атом» n=30 Ярославль-2 (студенты) волна 4 курс N= волна выпускники 2г N= М.А. n=30 ? 3 волна Выпускники 5л N= «Меченый атом» n=30 Татарстан-2 (студенты) волна 4 курс N= волна выпускники 2г N= «Меченый атом» n=30 ? 3 волна Выпускники 5л N= «Меченый атом» n=30 Нац. панель (PISA/TIMSS) волна (зима ) 9 класс N= волна 11-классники N=5000; «Меченый атом» n=120 3 волна 1-курсники и = N=5000 «Меченый атом» n=120 Москва (студенты) волна 1 курс N= волна 4 курс N=3000 (?); «Меченый атом» n=40 СПб (студенты) волна 1 курс N= волна 4-курсники N=4000; «Меченый атом» n=40 Москва (9 класс) волна 9-класс N=4000; Меченый атом n=40 2 волна 11-классники N=4000 «Меченый атом» n=40 Москва (5 класс) волна 9-классники N=3000 «Меченый атом» n=30 33

Уникальность лонгитюда НИУ ВШЭ Контекст переходного общества и переходной экономики Региональная дифференциация Уникальная панель, девятиклассников, прошедших через исследования PISA и TIMSS одновременно 34

Проблема достижимости респондентов: международный опыт Проблема достижимости респондентов (осыпание панели) – ключевая проблема лонгитюдных исследований Наибольшие потери происходят во второй волне, когда отсеиваются не склонные к сотрудничеству респонденты Примеры: 1.NLSY79 (National Longitudinal Survey of Youth, США). Эталонное исследование по этому показателю. Группа: молодежь год, достижимость 78% за 25 лет ( ). 2.NLS (National Longitudinal Survey, США), Группа: молодежь год, достижимость 65% за 25 лет ( ). 3.NEPS (National Educational Panel Survey, Германия). Группа: первокурсники университетов, достижимость во 2 волне 80% от количества респондентов в 1 волне ( ). 4.Исследование группы Д.Л. Константиновского (Новосибирская обл., ): 49% за 10 лет. 5.«Пути поколения» М. Титмы (СССР, бСССР): от 20% (Литва) до 68% (Эстония) за 10 лет. 35

Базовые гипотезы Траектория рассматривается как осмысленное целое, которое, тем не менее, может меняться во времени (один и тот же участник исследования может демонстрировать различные представления о собственной траектории в разных волнах). Понимание отдельных шагов, событий, решений в рамках одной траектории возможно только с учетом шагов, событий, решений, им предшествоваших, а также планов, представлений о возможном будущем. Существуют более или менее массовые, устойчивые и воспроизводимые – типичные жизненные траектории. За каждой типичной траекторией стоит «форма жизни», набор взаимосвязанных способов действия и образцов поведения, культурные структуры, «картина мира», словом, особая «рациональность». 36

Исследовательский фокус БЛОКИВОПРОСЫ Блок 1: Типичные траектории, траектории как «формы жизни» Реконструкция социальных смыслов и культурных структур основных типичных траекторий. Каковы основные сценарии того, как люди производят важные выборы в жизни? Как формируется «авторитет» типичной траектории, ее убедительность? Блок 2: Взросление и этапы формирования траектории Как изменяются процессы взросления в современном мире? Каковы доминирующие сценарии взросления? Как существующие формы образования и профессионализации связаны с возрастными периодами и переходами между ними (подростковый возраст, emerging adulthood, взрослость)? Блок 3: Факторы и барьеры формирования траектории Каковы основные ресурсы и барьеры, способствующие или препятствующие получению качественного образования? Насколько устойчив декларируемый выбор образовательной траектории? Как личностные характеристики влияют на успех в образовательных и профессиональных траекториях? Блок 4: Влияние образования на профессиональную траекторию Каково влияние образования, условий его получения и факторов контекста на профессиональную карьеру? На семейные роли? Какую роль образование играет в формировании компетенций людей? Блок 5: Портрет поколения Какова общая картина судеб поколения с точки зрения образовательно- профессиональных траекторий? Какова образования с диффузностью траекторий и устойчивостью траекторий? Блок 6: Формирование классов Как существующие типичные траектории связаны с классовыми отношениями? Иными словами, в каких случаях и в какой степени траектории молодых людей обладают существенной преемственностью по отношению к характеристикам социальной группы, к которой относятся их родительская семья? 37

Исследовательский фокус Основной для исследования является Национальная панель. Тем не менее, она не позволяет делать репрезентативные сравнения внутри регионов. Поэтому есть несколько региональных панелей (Ярославль, Татарстан, Москва – студенты и школьники). Для того, чтобы более подробно отследить сюжеты выбора образовательной траектории и роли различных факторов (семейных, личностных, культурных, экономических) в выборе образовательной траектории, запущено исследование Московских пятиклассников. Каждая панель сопровождается сбором глубинных интервью «Меченый атом» для получения более насыщенных описаний траекторий. 38

Предварительные результаты 1.География респондентов 2.Траектории 1.Планы и их реализация среди школьников 2.Планы и их реализация среди студентов 3.Успех, взросление и этапы формирования траектории 1.Уровень образования 2.Переезд 39

1. Текущая География респондентов 40

Планы и их реализация (Ярославль, 2 волна, 2012г.) 16,4% 6,6% «Продолжу обучение в учреждении НПО» 42,4% «Продолжу обучение в 10м классе» 44% Ушли в НПО Остались в школе 92,6% 83,2% 41

Успех, взросление и этапы формирования траектории Школьники (две волны) и студенты (1 волна) о необходимых для успеха 1.географической мобильности Пример анализа траектории с введением категорий (в данном случае «Успех»), отражающий возможные жизненные ориентиры. 42

Успех в жизни связан со сменой места жительства 43

44 Успех в жизни связан со сменой места жительства

Успех и смена места жительства Школьники Татарстана больше привязаны к своему региону. 43% ответили, что успех связан с переездом внутри республики Татарстан. К 11 классу уже сопоставимые доли респондентов считают, что для успеха необходим переезд внутри региона (32,4%) и внутри страны (27%). На 10% выросла доля тех, кто считает, что для успеха необходим переезд в другую страну. Хотя даже среди них при переходе в 11 класс растет доля тех, кто считает переезд внутри страны и из страны необходимым условием успеха. В Ярославле сопоставимые доли старшеклассников считают необходимым для успеха переезд внутри страны (27,7%) и из страны (26,9%). 45

Аналитические планы На основе анализа качественных интервью в качестве тестовых было выделено несколько типов траекторий (среди студентов), к примеру -Ориентированные на содержание профессиональной деятельности и приоритизация профессиональной деятельности -Ориентация на принцип («Главное, быть честным с самим собой») -Ориентация на маскимизацию материального благосостояния при низких стартовых условиях -… 46

Аналитические планы В отношении всех выделяемых типов траекторий будет производится выделение факторов, (как социально-экономических, так и культурных, т.е. смысловых и символических), их обусловивших. Для каждой траектории будет проанализирована роль образования (основного, дополнительного, неформального), значимых персон (родителей, друзей, педагогов), символических ресурсов (книги, фильмы, музыка) в формировании ресурсов принятия решений и представлений о возможностях. 47

Интересные факты о выборе специальности Экономическую специальность выбирают скорее те, кто ищут интересную и высокодоходную работу. При этом девушкам, выбирающим экономическую специальности, не важен интерес. Гуманитарные специальности выбирают скорее те, кто ищут интересной работы и легкого обучения. Независимо от пола, те, кто отмечает интерес в качестве важного фактора, не выбирают инженерные специальности. Кроме того, студенты инженерных специальностей имеют слабую уверенность в будущем трудовом пути, хотя они отмечали, что при выборе специальности легкость нахождения работы была для них важна. 48

Интересные факты о выборе специальности С/х направление характеризуется тем, что при его выборе сильна мотивация «это была единственная специальность, куда я смог поступить» (регрессионный коэффициет выше 3). Сходной силы фактор мотивации наблюдается только среди медиков – для них оказывается важная мотивация «найти работу, имеющую общественное признание». А также строители – для них важным оказалось соответствие выбранной специальности желаниям родителей. 49

Предложение совместного проекта Консорциум школ, собирающих и аккумулирующих информацию о траекториях учеников Консорциум школ, собирающих и аккумулирующих информацию о траекториях выпускников Регионы-партнеры по проведению представительных мониторингов траекторий Консорциум университетов, собирающих и аккумулирующих информацию о траекториях выпускников 50