СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НПО И СПО) ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА Председатель Совета директоров ссузов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Advertisements

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
21 октября 2010, г. Брянск «Отраслевые вузы в реализации государственной политики в области среднего профессионального образования» Президент Ассоциации.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Инновационная экономика и человеческий капитал Вопросы профессионального образования Позиция работодателей Председатель Комитета по рынку труда, кадровым.
А.И.Забейворота, проректор Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) Программа приграничного обучения соотечественников.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Транксрипт:

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НПО И СПО) ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА Председатель Совета директоров ссузов Тверской области А. Корзин, Тверь, г. 1

2009 г. V объединенный съезд директоров работников СПО и НПО Парламентские слушания по теме «Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования» 2010 г. Обсуждение Проекта нового закона «Об образовании» 25 августа проведен Президиум Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию России 31 августа проводится заседание Государственного Совета и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию России по вопросу «Приоритеты профессионального образования в Российской Федерации» В последнее время произошли значительные события в сфере модернизации профессионального образования 2

3 3 «… Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития.» «… Человеческий капитал- ресурс для модернизации никак не меньший, чем капитал финансовый.» «По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на неуклонное повышение качества жизни.» Цель : Соотнести принятые обществом цели и реальные изменения в социально-трудовой сфере, идентифицировать успешные направления и предложить новые точки роста. Президент РФ Медведев Д.А. 3

Темпы выхода из экономического кризиса и посткризисного экономического роста в условиях демографической ситуации находятся в тесной взаимосвязи и зависят: от возможностей роста производительности труда создания новых рабочих мест качества человеческого капитала гибкости рынка труда I II III IV 4

5 Основные целевые ориентиры: социально-экономическое развитие Российской Федерации на период до 2020г. с приоритетом создания инновационной экономики Рост производительности труда - 2,5 раза. Рост реальных доходов населения – 2,5 раза, рост заработной платы - 3,3 раза, увеличение численности среднего класса к 2020 году - до более половины населения страны. Повышение качества профессиональных кадров для инновационной экономики. Охват необходимым для инновационной экономики высшим и средним профессиональным образованием должен составить 60 – 70% населения. 5

Наибольшее отставание по производительности - в машиностроении Доля производительности в РФ от производительности США (%) Источник: Strategy Partners 6

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в социально-экономическом развитии России и Тверской области 7

Структура кадровой потребности реального сектора экономики НПО 20% 8

9 В условиях кризиса и демографической ситуации В условиях кризиса и демографической ситуации В настоящее время в РФ б олее 6 тыс. учебных заведений более 6 млн. студентов В структуре кадрового потенциала отраслей экономики (от 60 до 80 %) В Тверской области - 98 учебных заведений НПО, СПО, ВПО, в которых обучается студентов. В настоящее время в РФ б олее 6 тыс. учебных заведений более 6 млн. студентов В структуре кадрового потенциала отраслей экономики (от 60 до 80 %) В Тверской области - 98 учебных заведений НПО, СПО, ВПО, в которых обучается студентов. Корректировка целей и задач ПО Оптимизация ресурсов обучения Изменение менеджмента учебного заведения Корректировка целей и задач ПО Оптимизация ресурсов обучения Изменение менеджмента учебного заведения На основе изменений в социально-экономическом развитии необходима: Возрастает роль учебных заведений НПО и СПО

10 Задачи учебн ых заведени й НПО и СПО в современных условиях Обеспечить качественные изменения на рынке труда, снижения дефицита кадров Содействовать трудовой занятости населения С охранить оптимальные объемы подготовки, изменить в соответствии с потребностями рынка труда структуру, объемы, профили подготовки кадров Обеспечить опережающий уровень ПО Обеспечить качественные изменения на рынке труда, снижения дефицита кадров Содействовать трудовой занятости населения С охранить оптимальные объемы подготовки, изменить в соответствии с потребностями рынка труда структуру, объемы, профили подготовки кадров Обеспечить опережающий уровень ПО

РЫНОК ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЕ 11

12 Механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий Классификация в образовании Образовательные стандарты Оценка квалификации Сертификация, аттестация Профессиональные стандарты

13 Существенным ограничением развития российской экономики и экономики Тверской области является качество рабочей силы, для которой характерен: Ключевые элементы управления человеческим капиталом Качество рабочей силы а. низкий уровень профессиональной подготовки; б. недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины. а. низкий уровень профессиональной подготовки Уровень профессионализма работников требует коренных изменений в системе квалификаций и профессиональном образовании. В стране отсутствует современная национальная система квалификаций. В России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах ОЭСР сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий. Например, профессии «miner» (шахтер), в России соответствует 6 профессий (горнорабочий очистного забоя, забойщик, крепильщик и др.). В России отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности. Профессиональные учебные заведения часто используют устаревшие методические материалы, списанную технику для обучения и т.д. Для опережающего обучения необходима практика составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объему и качеству высшего среднего и начального профессионального образования. Необходимо перейти от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики. 13

14 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Несоответствие подготовленных специалистов в профессиональном образовании требованиям рынка труда Несоответствие подготовленных специалистов в профессиональном образовании требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель – Рынок и его субъекты вне процесса формирования заказа и формулирования требований на подготовку специалистов

15 Основные проблемы развития качества трудовых ресурсов слабая профориентация; слабая профориентация; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по избранной профессии; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по избранной профессии; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; слабая связь между профессиональными достижениями и уровнем оплаты труда (советская система нормирования (ЕТКС) и оплаты труда). слабая связь между профессиональными достижениями и уровнем оплаты труда (советская система нормирования (ЕТКС) и оплаты труда). Для работника:

16 Основные проблемы развития качества трудовых ресурсов подготовка специалистов не соответствует требованиям работодателей: подготовка специалистов не соответствует требованиям работодателей: по содержаниюпо содержанию по численности обученных по профессиям;по численности обученных по профессиям; по изменяющимся требованиям к профессиямпо изменяющимся требованиям к профессиям перечень профессий в классификаторах не соответствует вновь образовавшемуся в организациях перечню и содержанию профессий; перечень профессий в классификаторах не соответствует вновь образовавшемуся в организациях перечню и содержанию профессий; доводка специалистов в организациях – процедура затратная;доводка специалистов в организациях – процедура затратная; в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных компетенций; в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных компетенций; применение требований корпоративных международных стандартов при обучении работников в организациях в целом не меняет ситуации, т.к. они являются отражением экономики других стран, отдельных организаций. применение требований корпоративных международных стандартов при обучении работников в организациях в целом не меняет ситуации, т.к. они являются отражением экономики других стран, отдельных организаций. Для работодателей:

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ в России и Тверском регионе 17

18 Динамика числа выпускников дневной общеобразовательной школы и демографический прогноз на 2010 год (тыс. чел.) 18

19 Динамика числа выпускников дневной общеобразовательной школы Тверской области 19

20 Динамика приема в государственные учреждения профессионального образования РФ и демографический прогноз на 2010 г. (тыс. чел.) 20

21 Динамика приема в государственные учреждения профессионального образования Тверской области 21

22 Демографическая ситуация в России естественная убыль населения России за гг. может составить от 5 млн. человек по высокому варианту прогноза до 10,5 млн. естественная убыль населения России с 1992 до 2010 г. составила 12,9 млн. человек, можно говорить об экономических, демографических, геополитических, социально-психологических и т.п. компонентах этих последствий, в последние годы в демографическом развитии страны обозначились некоторые благоприятные сдвиги, которые, связаны с активизацией с начала 2007 г. мер государственной социально-демографической политики. 22

Направления развития системы НПО и СПО Тверской области в современных условиях 23

Проблемы профессионального образования Работа выпускников по специальности - только 15% Слабая профессиональная мотивация в процессе обученияСлабые знания студентами производственных отношенийСлабые навыки образовательной деятельностиСнижение качества практического обученияРост безработицы среди выпускников (20% возраст 20-24г.) Качество кадрового состава УЗ ПО: руководители лет 9,8%, преподаватели от 50 лет 60%, всего (50-60 лет 37,4%, свыше 60 лет 23%) Ресурс развития (база, дидактика старше 25 лет) 24

25 Как изменить ситуацию в сфере труда ? Разработка и внедрение новой идеологии престижа и ценности труда рабочего и специалиста среднего звена; Обучение рабочей специальности в школе - развитие трудовых навыков, воспитание трудолюбия; Облегчение труда - стандартизация операций, разработка норм труда; Создание условий труда высокого качества – стандарты оснащения рабочих мест и непроизводственных помещений; Достойная оплата труда и социальный пакет; Охрана здоровья.

Направления повышения роли систем НПО и СПО в современных условиях - приоритет – переподготовка и повышение квалификации, - «обучение в течение всей жизни», - оптимизация учреждений, формирование Федеральных колледжей, - изменение «статуса» молодого специалиста, - обеспечение мобильности выпускников, - реализация прикладного бакалавриата, - университетские комплексы на ассоциативной основе - профильная школа, - повышение общественного признания роли подготовки кадров в системе НПО и СПО 26

Необходим эксперимент по созданию Федеральных колледжей Федеральные колледжи (пример Федеральные Университеты) - лидеры ПО Необходим эксперимент по созданию Федеральных колледжей Федеральные колледжи (пример Федеральные Университеты) - лидеры ПО 1.обеспечение единство образовательного пространства, 2.проводники государственной политики в области НПО и СПО, 3.реализация внедрение инноваций, интегрированных программ и передового опыта ориентированного на рынок труда, сетевое взаимодействие УЗ независимо от их подчиненности 4.особое финансирование программ развития, развитие итогов нацпроекта «Образование» 5.многофункциональное учебное заведение нового типа, реализующее программы всех уровней образования, в т.ч. программ «Прикладного бакалавриата» 6.центры экспертизы и оценки качества ПО, методического обеспечения, повышения квалификации, подготовки экспертов в ПО 7.реализацию НИОКРОВ совместно с предприятиями и компаниями, 8.развитие международного сотрудничества. 27

Национальная система квалификаций РФ Механизмы участия работодателей в развитии профессионального образования Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП) и единая система классификации программ профессионального образования Внешняя независимая экспертиза профессиональных образовательных программ Развитие новых организационно-правовых форм образовательных учреждений Налогообложение имущества, передаваемого предприятиями образовательным учреждениям Усиление социальных гарантий получения довузовского профессионального образования лицами с ограниченными возможностями 28 В настоящее время перед системой НПО и СПО стоят ряд задач:

29 Предложения для развития системы профессионального образования Тверской области 1.Провести в годах реальную модернизацию системы профессионального образования в регионе. Разработать программу «Новое профессиональное образование в Тверском регионе» 2.Внести изменения и дополнения в Закон «Об образовании» Тверской области в части профессионального образования 3.Создать Тверские отраслевые Советы по взаимодействию профессионального образования и предпринимательства и организовать их реальную работу 4.Разработать положение и реализовать региональный проект «Образование» в части развития профессионального образования в Тверской области по аналогии с Национальным проектом «Образование»