Проблемы лесного законодательства на основании АРВ Лесного кодекса. Печенюк Олег ОО «Независимая экологическая экспертиза»
Данная презентация подготовлена на основании Анализа регулятивного воздействия Лесного кодекса на субъектов предпринимательства, подготовленного ОО «Независимая экологическая экспертиза». АРВ Лесного кодекса размещен на сайте
Отношения в области лесного хозяйства регулируются следующими нормативными правовыми актами: Конституция, Лесной кодекс, Земельный кодекс, законы «Об охране и использовании растительного мира», «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», «Об экологической экспертизе», «О ставках платы за пользование природными объектами животного и растительного мира в Кыргызской Республике» и подзаконными актами. Вопросы ответственности за правонарушения в лесной сфере регулируются Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности и Уголовным кодексом Кыргызской Республики.
Понятие «лес» «Лес - один из основных видов растительного покрова Земли, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травяных и других растений, включающий животных и микроорганизмы, биологически связанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Лесная почва - неотъемлемая часть лесной совокупности. Лес - составная и важная часть биосферы, элемент географического ландшафта. Ему принадлежит огромная роль в обеспечении гидрологического режима рек, в предупреждении эрозии и дефляции почв, в борьбе с суховеями.» (ст. 1 Лесного кодекса)
Понятие «лес» В статье 1 Лесного кодекса понятие «лес» понимается как совокупность различных элементов (растительного, животного мира, почвы и др.) В статье 12 Конституции КР, в ст. 7 Лесного кодекса идет отделение понятия леса от животного, растительного мира и других природных ресурсов.
Понятие «лес» В Статье 6 Лесного кодекса «Все леса и земли, находящиеся в государственной, коммунальной и частной собственности, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют единый лесной фонд Кыргызской Республики, т.е. лес представлен как отрасль материального производства (статья 1 ЛК), несмотря на то, что все леса в КР являются природоохранными и выполняют почвозащитные, водоохранные, климаторегулирующие, санитарно- гигиенические, оздоровительные и другие функции и охраняются государством (статья 29 ЛК). В Лесном кодексе нет определения понятия «нужды лесного хозяйства».
Понятие «лес» В соответствии со ст. 24,27, 28 Гражданского кодекса КР лес можно определить как находящуюся в собственности государства сложную и неделимую недвижимую вещь
Проблемы Из-за разных трактовок леса четко не простроены правовые отношения между субъектами лесопользования и контрольно-надзорными органами, что также затрудняет регулирование лесных правоотношений.
«Лесной фонд» В соответствии со статьей 8 Лесного Кодекса лесной фонд состоит из лесных и нелесных земель. Согласно ст. 74 Земельного кодекса сенокосы и пастбища являются особо ценными сельскохозяйственными угодьями. Сельскохозяйственные угодий являются приоритетными в составе земельного фонда, и их перевод в менее приоритетные категории запрещается. В соответствии с ЗК использование земель не по целевому назначению запрещается. Для лесного фонда приоритетными землями являются лесные земли, а на нелесных землях лесного фонда должна проводиться посадка лесных культур. Использование лесных земель для сенокошения и пастьбы является не целевым использованием. В соответствии с Административным кодексом «Неиспользование без уважительных причин земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования, в течение одного года влечет наложение административного штрафа»
Разделение функций Законы КР «О животном мире», «Об основах технического регулирования», «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» запрещают совмещения функций по осуществлению государственного контроля, надзора за использованием и охраной объектов животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира.
Разделение функций Законы КР «О лицензировании», «О защите прав предпринимателей», «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» органы исполнительной власти не вправе устанавливать дискриминирующие или исключительные условия для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие условия ограничивают конкуренцию, в том числе препятствовать созданию предприятий и организаций в какой-либо сфере деятельности. А также запрещает раздел рынка по территориальному принципу и ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов
Разделение функций Концепция развития лесной отрасли КР, Национальная лесная программа на г.г. Предусматривает следующие институциональные направления: передача части производственных функций частному сектору, улучшение систем совместного управления лесами и арендных отношений, рационализация структуры лесной службы на территориальном и национальном уровне, проведение экономической реформы в структурных подразделениях Гослесслужбы, повышение статуса сотрудников Гослесслужбы
Штат – 2270 ед., бюджет на 2012 год – 416,9 млн. сомов Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства ОАО/ГП «Кыргызтокой» ГП «Кыргызмерген» (охота) ОАО/ГП «Кыргызтокой» ГП «Кыргызмерген» (охота) 13 передача функций по охране лесного хозяйства (в течение 6 месяцев)
Охрана и защита леса, государственный контроль Охрана лесов - совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, самовольными рубками леса и другими лесонарушениями.(ст.1 ЛК) Защита леса - совокупность мероприятий по защите лесов от вредителей, болезней и воздействия других неблагоприятных факторов. (ст.1 ЛК) Государственный контроль за состоянием, охраной и защитой, воспроизводством и использованием лесного фонда осуществляется с целью обеспечения соблюдения всеми государственными и негосударственными организациями, гражданами требований лесного законодательства Кыргызской Республики. (ст.27 ЛК)
Государственный надзор, контроль Статья 1 Закона КР «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» государственный надзор за соблюдением положений технических регламентов - деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти по проверке соблюдения положений технических регламентов; контроль - форма оценки соответствия, осуществляемая путем наблюдения и выводов, сопровождаемых соответствующими испытаниями и измерениями. Мониторинг - система регулярных комплексных наблюдений, оценки и прогнозов изменений состояния экосистем под влиянием антропогенных воздействий (Лесной кодекс, ст. 1)
Лесное хозяйство и лесхоз Статья 1 Лесного кодекса Лесное хозяйство - отрасль материального производства, в функции которой входят изучение и учет лесов, их охрана, защита и воспроизводство, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов. Лесхоз - обособленная производственно- хозяйственная единица, являющаяся главной составной частью государственных органов управления лесным хозяйством и осуществляющая функции территориального государственного органа управления лесным хозяйством и лесохозяйственного предприятия; является юридическим лицом с полной хозяйственной и финансовой самостоятельностью.
Собственность на лес В статье 6 и 7 ЛК лес может находиться в собственности государственной, муниципальной и частной, что противоречит ст. 12 Конституции КР. Что бы убрать противоречие необходимо ввести и четко разграничить понятии: право владения и распоряжения лесным фондом, право пользования лесными ресурсами
Регулирование В сфере природопользования согласно положению о Государственном агентстве по охране окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР, Госагентством выдается следующие лицензии и разрешения: Лицензия на охотничий промысел и ловлю птиц; Лесорубочный билет; Лесной билет; Разрешение на использование объектов растительного и животного мира, в том числе рыбой (добыча, сбор и прочее); Разрешение на ввоз, вывоз объектов растительного и животного мира в (за) пределы Кыргызской Республики, в том числе рыбы; Разрешение на акклиматизацию, воспроизводство и вселение в водоемы Кыргызской Республики отдельных видов рыб и других водных организмов. Разрешение на пользование объектами животного и растительного мира в научных целях, в том числе рыбой; Разрешение на импорт, экспорт и реэкспорт видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции CITES, в (за) пределах Кыргызской Республики.
Регулирование Природопользователь получает разные разрешения на один и тот же вид пользования, которые выдаются разными подразделениями ГАООСиЛХ, в связи с тем, что эти разрешения регулируются тремя законами, и выдаются относительно одних и тех же объектов, при этом законы «Об охране и использовании растительного мира», «О животном мире» действуют на всей территории КР, а действие Лесного кодекса ограниченно территориально.
Спасибо за внимание!