Региональный опыт оценки программ и регулирующего влияния в Швейцарии (Д.Б. Цыганков, директор Института оценки программ и политик) Семинар «Перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое оценка? XV. Оценка регулирующего воздействия Законопроект «Об улучшении рамочных условий налогообложения предпринимательской деятельности и инвестиций»
Advertisements

Что такое оценка? I. Оценка и оценочные исследования Основные подходы, методы и стандарты Серия презентаций ИОПП Москва, 2008 г.
Что такое оценка? XXI. Оценка воздействия на окружающую среду Оценка практики экологической экспертизы в Индии c использованием SWOT-анализа Серия презентаций.
Что такое оценка? V. Оценка кластерной политики: Программы EQUAL (Европейский Союз) и Kompakt (Германия) Серия презентаций ИОПП Москва, 2008 г.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Что такое оценка? XVII. Оценка воздействия на окружающую среду Оценка эффективности ОВОС в 8 странах Европейского Союза Серия презентаций ИОПП Москва,
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
Востребованность анализа, оценки и мониторинга программ и проектов: рационализация политики, «политический выигрыш» или легитимизация принимаемых решений?
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Что такое оценка? XVI. Оценка воздействия на окружающую среду Система ОВОС для ответственного сельскохозяйственного производства в Уругвае Серия презентаций.
Реализация мероприятий административной реформы в Республике Калмыкия: опыт, перспективы Мирюшкина Марина Владимировна – эксперт-консультатнт Организационно-аналитического.
CEFC Внедрение механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Кемеровской области Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор.
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
XX. Оценка регулирующего воздействия Повышение эффективности применения межгосударственного механизма наказаний за нарушения правил дорожного движения.
Человеческий потенциал – ключевой фактор успеха реформ А.Б.Никитин – Фонд «Новая Экономика», исполнительный директор.
Что такое оценка? I. Оценка и оценочные исследования Основные подходы, методы и стандарты Серия презентаций ИОПП Москва, 2008 г.
Что такое оценка? X. Оценка регулирующего воздействия Введение Требований к безопасности линий электропередач по расчистке зеленых насаждений в местах.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Транксрипт:

Региональный опыт оценки программ и регулирующего влияния в Швейцарии (Д.Б. Цыганков, директор Института оценки программ и политик) Семинар «Перспективы внедрения оценки регулирующего воздействия на региональном уровне», Краснодар, мая 2008 г.

Содержание I.Политическая система Швейцарии II.Оценка на федеральном уровне: развитие и правовые основания III.Практика оценивания на федеральном уровне IV.Правовые основания оценки на кантональном уровне V.Практика оценивания на уровне кантонов и коммун VI.Выводы и уроки для России

I. Политическая система Швейцарии Федерализм; Инструменты прямого народоправства; «Конкордансная» демократия; Четырех-партийное правительство; Относительная слабость парламентов; Сегментированная структура исполнительной власти; Отсутствие Конституционного Суда.

II. Оценка на федеральном уровне: развитие (1) «Позднее» начало (1970-е гг.): oэксперименты в области образования; oпомощь развивающимся странам; oисследования реализации законов; oИнтенсификация усилий в конце 1980-х: oРабочая группа Gesetzesevaluation (AGEVAL: ); срв. с термином в Германии и Австрии – Gesezesfolgenabschätzung (GFA); oРешение о создании Службы Парламентского административного контроля (1990).

II. Оценка на федеральном уровне: развитие (2) 1990-е гг.: oНациональная Исследовательская программа Wirksamkeit staatlicher Massnahmen (NFP27: ); oЗаконодательное обеспечение для проведения Счетной Палатой Швейцарии (Eidgenössische Finanzkontrolle) т.н. «проверок на экономичность»; oСоздание Сети поддержки оценивания в федеральных органах власти Швейцарии (1995); oУчреждение Швейцарского общества по оцениванию (SEVAL: 1996); oИнтенсификация «оценочной» активности на уровне министерств и служб; oКонституционная реформа ( ).

II. Оценка на федеральном уровне: правовые основания и реализация (1) Ст. 170 Федеральной Конституции Швейцарии (1999): Федеральный парламент заботится о том, чтобы предпринимаемые Федерацией мероприятия проверялись на предмет их эффективности (= Die Bundesversammlung sorgt dafür, dass die Massnahmen des Bundes auf ihre Wirksamkeit überprüft werden) «Закон о федеральном парламенте» (2002): oЭффективность – один из центральных критериев исполнения Парламентом надзорных функций (п. 3 Ст. 26); oПарламентские комиссии могут потребовать от правительства проведения проверки эффективности или сами провести оценивание (Ст. 27); oПрофильные комитеты при разработке законопроектов должны учитывать результаты проверок эффективности (п. 1 Ст. 44); oКомитеты по регламенту и финансам должны координировать деятельность в области оценки государственных мероприятий (п. 4 Ст. 54); oВ пояснительной записке к вносимому законопроекту правительство излагает свою позицию относительно реализуемости закона и ожидаемого его воздействия [срв. с 2000 г. – процедура Regulierungssfolgenabschätzung] (п. 2 Ст. 141);

II. Оценка на федеральном уровне: правовые основания и реализация (2) Проведение в жизнь ст. 170 Федеральной Конституции: oОсновной адресат статьи – федеральные ведомства; oМеж-департаментная контактная группа «Проверка воздействия» (Kontaktgruppe Wirkungsprüfungen); oОбязанность ведомства разработать стратегию в области оценивания; oОколо 60 законов содержат статьи с той или иной формулировкой необходимости проведения ретроспективного оценивания; oПланирование, контроль качества, транспарентность; oПравительство и парламент – адресаты оценочных отчетов. Усилия на разных уровнях: oРазвитие культуры оценивания; oРегулирующие функции министерств и правительства; oСамоорганизация федеральных служб и агентств; oКоординация «Исполнительная власть - Парламент – Счетная Палата»; oСеть поддержки оценивания в федеральных органов власти.

III. Практика оценивания на федеральном уровне Суммативная оценка эффективности Закона о равноправии (Gleichstellunggesetz, ); Проспективная оценка регулирующего влияния Закона о предпринимателях (Unternehhmengesetz II); Проспективная оценка НПА, необходимых для внедрения моделей реформ/федеративных отношений: oУправление по результатам (Führen mit Leistungsauftrag und Globalbudget) (FLAG: ); oСистема бюджетного федерализма (Neugestaltung des Finanzausgleich und der Aufgabenteilung zwischen Bund und Kantonen) (NFA).

IV. Правовые основания оценки на кантональном уровне «Большие» кантоны, в том числе: oКантон Берн: п. 4 ст. 101 кантональной конституции – обязанность периодической проверки всех (государственных) задач на предмет их необходимости и правильности, а равно их финансовое воздействие. До 2004 г. – ERKOS (контроль эффективности расходов); oКантон Солотурн: ст. 74 кантональной конституции – правительство обязано уделять внимание эффективности всех мероприятий кантона; oКантон Ааргау: ст. 68 кантональной конституции - обязанность ведомств следить за легитимностью и эффективностью; oКантон Женева: ст Loi sur la surveillance de la gestion administrative et financière et l'évaluation des politiques publiques.

V. Практика оценивания на уровне кантонов и коммун Оценка эффективности административной реформы по лекалам NPM (90-е гг.); Оценка образовательной политики (относится к компетенции кантонов): oТрадиционный политический/бюрократический контроль за школами и вузами вытеснен системой профессионального оценивания oОценка образовательных экспериментов oКооперация с международными исследованиями (напр., PISA) Специализированные орган по оценке кантона Женева (CEPP, Commission externe d'évaluation des politiques publiques); «Малые» кантоны и коммуны – не хватает ресурсов для регулярного оценивания, однако существует тенденция к меж-кантональной и меж-коммунальной кооперации при проведении оценивания.

VI. Уроки для России Соединение политической воли во власти и научных знаний в экспертном и академическом сообществе способно относительно быстро дать плодотворные ростки; «Поздний старт» имеет свои преимущества – можно учесть ошибки и достижения других стран; Регионы могут «показать пример» для Федерации - в использовании инструментов оценивания программ, регулирующего влияния, измерения эффективности и т.п. Небольшие или небогатые субъекты Федерации могут кооперироваться для проведения оценивания (напр., в рамках ассоциаций регионов или федеральных округов).

Контактная информация Генеральный директор – Цыганков Д.Б. Адрес в России: , г. Москва, ул. Смольная, 10. Телефон: 7 (499) Веб-сайты: (русская версия) (English version)