Др. Марко Лаар Начальник Центрального Управления Бухгалтерского Учета Министерства Финансов Нидерланды доклад к Загребской встрече PEMPAL январь 2011 Подотчетность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Арьян Вос Заместитель руководителя Департамента бухгалтерского учета, Министерство финансов Нидерланды Казначейство и бюджетный контроль в Нидерландах.
Advertisements

ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА В ВЕНГРИИ Г-жа Эдит Немет ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ВЕНГРИЯ БУДАПЕШТ, 15.
Внутренний контроль и роль казначейства в странах - членах PEMPAL Практикующее сообщество по казначейству, Киев 2013 Результаты опроса Ресурсная команда.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Geertje van Oirschot, Moldova, June 20– Стратегия внутреннего аудита государственного сектора в Нидерландах Непрерывное развитие.
ЗАСЕДАНИЕ – ДИСКУССИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ ГРУППА 2.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Государственные средства и подотчетность Парламенту Группа, ответственная за отчетность Казначейства 24 сентября 2013 года.
контроль качества аудита
1 Руководство по внутреннему аудиту Доротея Манолова Руководитель CHUIA Министерство финансов Республика Болгария PEM-PAL ПС по ВА Рабочее заседание пособие.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
1 Министерство Финансов Азербайджанской Республики Государственное Казначейское Агентство.
КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПЛАТЕЖНАЯ МОДЕЛЬ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ – Счет в центральном банке – Модель накопления денежных средств (как в Германии)
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
1 Роль операционного секретариата при канцелярии Тайного совета (КТС) в политическом процессе.
Управление реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе и соответствующий Порядок, утвержденный руководителем Федерального.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Реализация проекта Вмешательства, ваша система управления обработанной информацией, принятие решений и последствия.
Системы оценки эффективности управления государственными финансами (PEFA) Инструмент реформирования бюджета ОПЫТ ГРУЗИИ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ.
Транксрипт:

Др. Марко Лаар Начальник Центрального Управления Бухгалтерского Учета Министерства Финансов Нидерланды доклад к Загребской встрече PEMPAL январь 2011 Подотчетность руководителей в Нидерландах

2 Темы сегодняшнего обсуждения 1.Знакомство и личные данные 2.Общие сведения о подотчетности руководства в Нидерландах 3.Голландский контекст: децентрализация & централизация 1.передача полномочий, обязанностей и бюджетов 2.система регулярных отчетов 3.системы сдержек и противовесов 4.Пример из реальной жизни ( выбор направления кто чем занимается?) 5.Время для вопросов и комментариев

3 Голландская система вкратце Основной тезис: «Система, основанная на доверии, в которой предусмотрены отчеты, сдержки и противовесы» 1. Руководители ощущают свою ответственность; 2. Руководители несут ответственность; 3. Руководители принимают собственные решения в рамках утвержденных бюджетов и согласно бюджетным принципам и правилам.

4 Подотчетность руководителей: голландский контекст Сегодня все внимание на уровень центрального правительства 11 отраслевых министерств (в том числе 42 агентства) Компетенции «спущены» далеко вниз внутри организаций! Руководители отвечают за составление и исполнение бюджета, отчеты по бюджету, персонал, ИКТ, аудит, и т.д. В центре исполнения бюджета: парадигма «бумажные деньги в сравнении с реальными деньгами» Бюджетные решения: централизованно в бюджетных директива х (на бумажной основе) Бюджетное исполнение: децентрализованные обязанности на уровне отраслевых министерств Казначейство: централизованно и децентрализованно («гибрид») Финансовое Управление и Контроль посредством различных ИТ систем

5 Разделение обязанностей – подотчетность 1. Двойная роль Министерства финансов (отраслевой министр и казначей кабинета) 2. «Руководители», ответственные за решения и бюджеты директора руководители отделов руководители проектов «координаторы» департаментов, напр., отвечающих за персонал и бюджеты это значит множество децентрализованных бюджетных учреждений 3. Руководители, отвечающие за бюджеты: согласно утвержденным бюджетам расходы по программам (политика) персонал, изменения в зарплатах, закупка товаров и услуг, и т.д. 4. Здоровая система контроля управления финансовой деятельностью регулярные отчеты четкие бюджетные правила: решаются собственные бюджетные проблемы (в рамках собственного бюджета) Система жесткого и мягкого контроля, внедренная в ИТ-системы

6 Ответственность руководителя в бюджетном и платежном процессе Для всех этапов бюджетного цикла: 1. подготовка бюджета (год t+1) 2. исполнение бюджета (год t) 3. отчет о бюджете (год t-1) Отчет об исполнении бюджета ежемесячно (проверочные балансы) Ежедневное общение с Министерством финансов по поводу бюджетных цифр (перераспределение через IBOS-ИТ-систему) основанный на рисках контроль ожидаемых результатов, в процессе деятельности и по итогам деятельности Аудит итогов деятельности, проводимый Счетной Палатой четко обозначенные официальные позиции и документы в бюджетном процессе

7 Исследование «Бюджетные продукты» Бюджетный продуктПредоставлен кемОсновная цель 1. Бюджетные законы Проект закона о бюджетеотраслевые министерства Принятие решений --> законодательное утверждение Первые поправки к законуотраслевые министерства Принятие решений --> законодательное утверждение Вторые поправки к законуотраслевые министерства Принятие решений --> законодательное утверждение Окончательная редакция законаотраслевые министерства Принятие решений --> законодательное утверждение 2. Бюджетные письма Политические письмаотраслевые министерства Политические предложения + бюджетные требования Письмо с плафонами / рамками Министерство финансовВнутреннее принятие решений в рамках совета министров Письмо с итоговыми суммамиМинистерство финансовВнутреннее принятие решений в рамках совета министров Июльское письмоМинистерство финансовВнутреннее принятие решений в рамках совета министров Августовское письмоМинистерство финансовВнутреннее принятие решений в рамках совета министров 3. Бюджетные директивы Весенняя директива ( год t) Министерство финансовИнформация для парламента Бюджетная директива (t+1) Министерство финансовИнформация для парламента Осенняя директива ( год t) Министерство финансовИнформация для парламента Предварительные расходы (t-1) Министерство финансовИнформация для парламента Годовой национальный финансовый отчет (FJR) Министерство финансовИнформация для парламента Законы, письма и директивы

8 Совет министров Мин. финансов M Y ФЭУ Инспекция, бюджетные дела M X Гл.Упр. 1Гл. Упр. 2 Децентрализованное ФЭУ Упр. 3Упр. 1 Местный контролер ETC Финансовая ось

9 Подотчетность руководства на практике Каким образом организуется передача бюджетных полномочий в рамках отраслевого министерства ? Три ключевых момента : переданные обязанности ( до самых нижних уровней в министерстве ) переданные бюджеты, деньги тратят руководители разных уровней, а не «министр» система сдержек и противовесов

10 Надзор в Министерстве финансов «Отслеживать» децентрализованные обязанности В инспекции МФ есть ( отдел ) для каждого отраслевого министерства (75 человек ) Мониторинг бюджетного дефицита ( излишек ) на ежемесячной основе Поправки в бюджет ( исполнение ) 2 раза в год Одобрение МФ по всем бюджетным письмам и предложениям, предоставляемым в Парламент ( перераспределение ) Одобрение МФ на назначение директоров Финансово- экономических управлений МФ издает бюджетные принципы и правила и следит за их соблюдением

11 Финансово-экономическое управление ( ФЭУ ) Одно Финансово-экономическое управление в каждом отраслевом министерстве Внешняя и внутренняя роль ФЭУ ФЭУ – прямой партнер Инспекции МФ, но является частью отраслевого министерства ( это сотрудники министерств !) Координация бюджетного процесса в отраслевом министерстве 2 основные роли / цели : внешняя = максимизация бюджета внутренняя = оптимизация бюджета Профессиональное суждение и совет по каждой политике и бюджетному предложению Бюджетное управление и контроль

12 ФЭУ на защите внутреннего бюджетного процесса 1. Регулярные консультации и встречи между ФЭУ и управлениями (внутренние) – цикл планирования и контроля 2. Адекватные процессы внутреннего контроля 3. Внутренние правила бюджетной дисциплины бюджетные плафоны, особые внутренние правила 4. Тщательное изучение бюджетных и политических предложений ( а также гарантия качества со стороны ФЭУ )

13 Пример : «Выбрать направление заплатить сумму» - 1 Контроль ожидаемых результатов по обязательствам (1): 1. проверить, насколько подходящим является выбранный курс ( план развития ) 2. проверить доступность бюджетных средств ( бюджеты децентрализованы ) Контроль ожидаемых результатов (2) 3. взять обязательство (проверить контракт ) 4. проверить разрешения / подписи на контракте 5. распорядиться обязательством по той или иной (под)бюджетной статье ( децентрализованный бюджет )

Пример : «Выбрать направление заплатить сумму» - 2 Текущий контроль : процесс администрирования и оплаты : 6. проверить фактуру ( проверить, была ли предоставлена услуга ?) 7. платежное поручение ( коммерческому ) банку от другого лица 8. зарегистрировать на текущем счету 9. отчитаться об исполнении бюджета ( реализовать выплаты ) 14

15 Пример : «Выбрать направление заплатить сумму» - 3 Контроль по результатам деятельности 10. выплачена ли правильная сумма ? 11. выплачена ли она из правильного бюджета ? ( проверить выписку со счета ) 12. ушел ли платеж правильному лицу ? Характеристики : 13. контроль по результатам деятельности часто проводится методом случайной выборки 14. много проверок во время «регулярного процесса внутреннего аудита» в конце года ( Отделом Внутреннего Аудита & Счетной Палатой )

16 Голландская (гибридная) модель казначейства Прямой ( децентрализованный ) обмен платежными поручениями между бюджетными учреждениями и банком. Прямое взаимодействие между банком и МФ Двойной информационный поток от банка как к бюджетному учреждению, так и к МФ ( мониторинг ). ИТ ( электронный банк и безопасность ), разработанные и поддерживаемые (коммерческими) банками МФ за это платит Концентрация ежедневной наличности ( Макро преимущество по процентам )

17 Обобщение по вопросам подотчетности руководителей в Голландии О чем мы успели сегодня поговорить? Обязанности министерств Передача полномочий, система сдержек и противовесовРуководители чувствуют свою ответственность, несут ответственность и должны действовать со всей ответственностью Надзор со стороны МФ, ФЭУ и система сдержек и противовесов Отделы внутреннего аудита и счетная палата

18 Вопросы есть? Благодарю за внимание!!!