Система обеспечения контроля качества услуг на сетях операторов связи Узбекистана. Проблемы и пути совершенствования А. Мирхабибов - начальник НИД связи и информатизации, ГУП «UNICON.UZ»,
Задачи Государственной инспекции по надзору надзор за выполнением требований НПА и НД осуществление мер по защите прав потребителей надзор за соответствием средств телеком- муникаций действующим нормам параметров надзор за достоверностью отчетных данных по качеству услуг телекоммуникаций
Задачи РЦУСТУз координация и обеспечение эффективного функционирования сетей телекоммуника- ций осуществление системного мониторинга и анализа технического состояния сетей те- лекоммуникаций
РЦУСТУз. Анализ качества контроль состояния сети подготовка ведомственных статистических отчетов проведение анализа качественных показа- телей работы магистральной телекоммуни- кационной транспортной сети подготовка отчетов о нарушениях техноло- гического процесса и правил технической эксплуатации
Нормативно-правовые акты Закон Республики Узбекистан «О теле- коммуникациях» 822-I от г; Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» 560-II от г Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» 221-I от г Закон Республики Узбекистан « О стандартизации» 1002-XII от г.
Нормативно-правовые акты Приказ УзАПТ от г. 29 «О совершенствовании системы показателей и нормативов качества продукции почты и телекоммуникаций» Приказ УзАСИ от г. 24 «О со- вершенствовании показателей и нормати- вов качества услуг сетей передачи данных и информационных услуг»
Март 2013 г. «Программа совершенствова- ния и мониторинга системы обеспечения качества оказываемых услуг в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий и обеспечения защиты прав потребителей»
Нормативно-правовые акты Правила оказания услуг телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользо- вания Правила оказания услуг мобильной связи Правила оказания услуг сети передачи дан- ных
Нормативные документы Телефонная связь Правила технической эксплуатации цифро- вых междугородных и международных те- лефонных станций на сети телекоммуника- ций Узбекистана Цифровые коммутационные системы (го- родская АТС, АМТС, международная АТС). Общие технические требования Нормы потерь соединений на телефонных сетях общего пользования
Нормативные документы Сети передачи данных Сети передачи данных. Тракты, используе- мые для передачи голосового трафика по IP-сетям – ITU-T Rec. Y.1541, ETSI TS Система обеспечения единства измерений в сфере связи и информатизации. Нормы на показатели качества работы сетей на осно- ве IP. Методы измерений при подготовке к вводу и в процессе эксплуатации – ITU-T Rec. M.2301
Нормативные документы Мобильная связь Сети сотовой подвижной связи. Временные нормы на показатели качества услуг и ме- тодики проведения их оценочных испыта- ний – ITU-T Rec. E.771, ITU-T Rec. E.431 – ETSI ETR 003, ETSI ETR 351
ISO серии 9000 АК «Узбектелеком» ООО «East Telecom» ООО «Unitel» ИП ООО «Coscom» ИП ООО «Rubicon Wireless Communication» …
Модель СМК
Модель информационного обеспечения
Проблемы управления качеством управление качеством при межсетевом взаимодействии (IP - TDM - IP) консервативный подход к контролю уста- новленных нормативов качества отсутствие методологии построения систем управления качеством
Проблемы управления качеством недостаточность / отсутствие детализации нормативов качества в договорах между операторами / операторами и пользовате- лями значительная часть действующих норм на показатели качества имеют временный ха- рактер или проходят процедуру апробации
Совершенствование системы управления качеством оценка качества услуг с учетом внедрения новых технологий корректировка временных норм, а также корректировка и принятие норм, проходя- щих апробацию, при взаимодействии с опе- раторами
Совершенствование системы управления качеством разработка методологии построения сис- темы управления качеством при межсете- вом взаимодействии на основе междуна- родных стандартов и рекомендаций повсеместное внедрение практики заклю- чения SLA между операторами / оператора- ми и пользователями
Показатели качества СПД Характеристика показателя Наименование показателяНорма Оценка уровня надежности услуги Количество неисправностей в рас- чете на единицу оконечного обору- дования данных в год 0,1 Коэффициент готовности сети в среднем за квартал, % 99 Среднее время между отказами се- ти, h Среднее время восстановления ра- ботоспособности сети, min
Показатели качества СПД Характеристика показателя Наименование показателяНорма Оценка скорости предоставления доступа к сети Время выполнения заявки на под- ключение к сети, раб.дн. 3 Коэффициент заявок на подклю- чение к сети, выполненных в нор- мативные сроки 0,95 Оценка качества ремонта и технического обслуживания Время восстановления доступа к сети, h 10 Коэффициент заявок на устране- ние неисправностей, выполнен- ных в нормативные сроки 0,95
Показатели качества СПД Характеристика показателя Наименование показателяНорма Оценка качества передачи данных Задержка передачи пакета IP, ms Вариация задержки пакета IP (джиттер), ms 50 Коэффициент потери пакетов IP10 -3 Коэффициент ошибок пакетов IP10 -4 Вероятность преждевременных разъединений при передаче данных в сетях с коммутацией каналов 2 · 10 -5
Показатели качества СПД Характеристика показателя Наименование показателяНорма Оценка качества соединения VoIP Время установления вызова, s: IP адресация< 1,5 – 7 IP E.164< 2 – 10 E.164 IP< 4 – 20
Показатели качества международная и междугородная связь местная телефонная связь мобильная связь
Международная и междугородная связь ПоказательНорма Процент занятий, закончившихся сигналом «Ответ» (КЗО) на междугородных направле- ниях, % 40 Процент занятий, закончившихся сигналом «Ответ» (КЗО) на международных направле- ниях, % 40 Потери вызовов из-за не ответа по вызываемо- му номеру, % 15 Потери вызовов из-за занятости абонентской линии и перегрузок на этапах установления соединения, % 30 Потери вызовов из-за неправильных действий вызывающего абонента, % 15
Международная и междугородная связь ПоказательНорма Потери из-за отсутствия свободных каналов вы- сокого качества и СЛМ (соединительных линий междугородных), % на международных каналах1 на междугородных каналах1 на СЛМ по городу1 Процент неработающих междугородных (между- народных) таксофонов к общему количеству из числа проверенных, за квартал 4
Местная телефонная связь ПоказательНорма Количество заявлений на работу телефонной сети на 100 телефонных аппаратов, в том числе повторных, за квартал 45 Процент повторных заявлений в общем коли- честве заявлений о повреждениях, за квартал, % 10 Процент повреждений, устраненных в контроль- ные сроки к общему числу повреждений, за квартал 96 Процент неработающих местных таксофонов, к общему числу проверенных таксофонов, за квартал 12
Местная телефонная связь ПоказательНорма Время устранения повреждений сверх контроль- ных сроков на 100 телефонных аппаратов, в те- лефоно-часах в среднем за квартал: для ГТС с использованием цифровых волокон- но-оптических линий связи 2% и более от об- щей протяженности кабеля 120 для ГТС с использованием цифровых волокон- но-оптических линий связи менее 2% от общей протяженности кабеля 120 Процент потерь исходящих вызовов автомати- ческой телефонной связи, в среднем за квартал 1
Местная телефонная связь ПоказательНорма Процент установок телефонов, выполненных в контрольный срок, за квартал 99 Норма потерь в ЧНН при соединении между абонентами одной станции, % 1 Норма потерь в ЧНН между входами соседних АТС или узлов, % 0,5 Суммарные потери вызовов от абонента до або- нента, из-за занятости линий, каналов и соеди- нительных устройств, % 2
Мобильная связь ПоказательНорма Доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов, %, в том числе: при установлении соединений «подвижная сеть - подвижная сеть» 5 при установлении соединений «подвижная сеть - фиксированная сеть» 2,5 при установлении соединений «фиксирован- ная сеть - подвижная сеть» 2,5
Мобильная связь ПоказательНорма Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи, % 5 Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента, % 5 Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа, % 5 Задержка сигнала ответа, s 10
Мобильная связь ПоказательНорма Коэффициент восстановления связи, % 5 Время восстановления связи, h0,5 Доля неправильно тарифицированных соединений, % 0,1 Показатель удовлетворенности организацион- ными аспектами обслуживания, % 1 Показатель удовлетворенности техническими аспектами обслуживания, % 1 Доступность услуги SМS, %90
Мобильная связь ПоказательНорма Время задержки доступа, s 5 Относительное число выполненных передач SМS, % 90 Доступность услуги передачи данных с комму- тацией пакетов, % 90 Доступность услуги передачи данных с комму- тацией пакетов по протоколу IP, % 90 Относительное число выполненных вызовов при передаче данных с коммутацией пакетов, % 90
Спасибо за внимание!
Классы QoS Класс 0 Класс 1 Класс 2 Класс 3 Среднее время между отказами сети, h Среднее время восстановления работоспособности сети, min Задержка передачи пакета IP, ms Вариация задержки пакета IP (джиттер), ms Время установления вызова, s: - при прямой IP адресации1,5
УП 4475 от г. ПП-1836 от г.
RH :2012 Статистическая отчетность в сфере связи и информатизации. Инструкция по заполнению формы 13-связь (телеком) «отчет о качестве услуг телекомму- никаций» RH :2012 Статистическая отчетность в сфере связи и информатизации. Инструк- ция по заполнению форм первичного статис- тического учета для сетей мобильной связи, персонального радиовызова и передачи данных RH :2012 Статистическая отчетность в сфере связи и информатизации. Инструк- ция к форме 1-пд о качестве услуг сети пере- дачи данныхи информационныхуслуг
ПКМ 318 от года «О финансовых санкциях (штрафах) за нарушения требований нормативных актов, государственных и отраслевых стандартов, качества предоставления услуг в сфере связи»