Земельное право Тема 3. Источники Источники Земельного права Земельного права.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3. Источники земельного права РФ. 1.Понятие и виды источников земельного права России. 2.Конституция РФ как источник земельного права РФ. 3.Земельный.
Advertisements

1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Нормативное правовое регулирование в области земельных отношений в Республике Бурятия.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. Право реально существует и функционирует в определенных формах. Внешнее выражение права в юридической литературе называют по-разному:
Изменение законодательства в сфере земельных и имущественных отношений применительно к полномочиям органов местного самоуправления.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
1 Тема 2 Источники конституционного права (2 час.)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА».
Бабичев Игорь Викторович руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления доктор юридических наук.
Законы о налогах УРОК III. План урока: I. Структура нормативных актов о налогах I. Структура нормативных актов о налогах II. Решения Конституционного.
Тема 6.1. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Список источников 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием года) 2.ФЗ от года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Понятие и принципы земельного права Подготовила Прядкина Н. В. гр 206 МДС.
Основы конституционного строя Выполнил Шеремет Андрей Викторович.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Транксрипт:

Земельное право Тема 3. Источники Источники Земельного права Земельного права

План 1. Понятие источников земельного права, их классификация. классификация. 2. Конституционные основы земельного права. 3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти. власти. 4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. государственной власти субъектов РФ. 5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. самоуправления как источники земельного права. 6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. отношений.

1. Понятие источников земельного права Под источниками права в материальном смысле понимаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права.

Термином «источники права» в формальном, или юридическом, смысле, обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акты государства, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, служащие формой внешнего выражения норм права.

В земельном праве доминирует взгляд, согласно которому юридические нормативные акты являются лишь результатом деятельности государства и муниципальных образований, без которых не может возникнуть ни один нормативный правовой акт. Источником права является лишь такой нормативный правовой акт государства и муниципального образования, который содержит всеобще абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляет собой средство установления новых, изменения или отмены ранее принятых норм земельного права.

Классификация источников земельного права. Традиционным является деление нормативных правовых актов на отдельные виды в зависимости от их юридической силы, которое может быть дополнено классификацией нормативных правовых актов по содержанию акта, процедуре его принятия, органу, принимающему акт. Нормы земельного права могут быть закреплены в Конституции РФ, конституциях республик-субъектов Федерации, уставах остальных субъектов Федерации, федеральных конституционных законах.

Источниками земельного права являются лишь такие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют земельные отношения и содержат нормы земельного права. Особую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками

2. Конституционные основы земельного права. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.15). Это конституционное положение гарантирует земельные права и свободы граждан от возможного нарушения и ограничения нормами текущего законодательства, ведомственными инструкциями, иными подзаконными нормативными правовыми актами. К положениям Конституции РФ, непосредственно действующим в области земельных отношений, относятся: статьи главы 1, формулирующие основы конституционного строя, которым не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ (ч.2 ст.16); ч.1 ст.1; ст.2; ст.ст.17-18, определяющие российское государство в качестве демократического федеративного правового государства, обязанного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, включая его земельные права и свободы.

Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8;, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64. Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8; ч.1 ст.9, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64.

Одним из основных принципов земельного законодательства выступает представление о земле как: о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; о природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; основы осуществления хозяйственной и иной деятельности; о недвижимом имуществе; об объекте права собственности и иных прав на землю.

3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти Основным и единственным в послереволюционной России кодифицированным нормативным актом земельного законодательства, действующим в настоящее время на территории Федерации, является Земельный кодекс РФ, принятый 28 сентября 2001 г. и введенный в действие 30 октября 2001 г. Он выделяет земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли наряду с административным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды.

Земельное законодательство включает в себя ряд крупных законов, развивающих и дополняющих наиболее общие, исходные и принципиальные положения Кодекса, а именно: Федеральный закон от 24 июня 2002 г ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. М 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Федеральный закон от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78- ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28- ФЗ «О государственном земельном кадастре»; Федеральный закон от 16 июля 1998 г ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. 4- ФЗ «О мелиорации земель»;

Закон РСФСР от 11 октября 1991 г «О плате за землю» (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2004 г.); Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 17 июня 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 26 июня 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Закон РФ от 21 февраля 1992 г «О недрах»; Федеральный закон от 14 марта 1995 г. ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 10 января 2002 г. 1-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об охране окружающей среды»; Лесной, Водный и Градостроительный кодексы.

4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. Многочисленные источники земельного права законодательных органов субъектов РФ, выражающют общую тенденцию значительного расширения прав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов субъектов РФ. По характеру содержащихся в законах субъектов РФ нормативных предписаний можно выделить две группы источников земельного права, действующих на территории отдельных субъектов РФ

К первой группе относятся законы субъектов РФ, устанавливающие общие нормы земельного законодательства, рассчитанные на всестороннее регулирование земельных отношений, действующие в сочетании с дополнительными и развивающими положениями других нормативных правовых актов земельного законодательства, например: Закон Московской области от 26 апреля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области от 15 мая 2001 г. «Об областной целевой программе «Развитие земельной реформы в Московской области на годы».

Ко второй группе относятся законы субъектов РФ, содержащие специальные нормы земельного законодательства, рассчитанные на регулирование лишь определенного вида земельных отношений с учетом объективно сложившегося распределения норм земельного права по соответствующим правовым институтам, например: Закон Московской области от 1 июня 1995 г.« О плате за землю»; Закон Брянской области от 11 декабря 1997 г. «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Брянской области»; Закон Московской области от 29 марта 1996 г. «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области»…

5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. Наименование и виды правовых актов, полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы земельного права, могут быть классифицированы по содержанию правовых предписаний на четыре категории.

К первой категории источников земельного права относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие проведение аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Ко второй категории относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормы земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. К третьей категории относятся нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, наделенных правом устанавливать местные налоги и сборы. К ним относятся и плата за землю, формами которой являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. К четвертой категории относятся нормативные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. Основополагающие принципы соотношения норм российского и международного частного права закреплены в отсылочной норме, содержащейся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ, установившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «…Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, то применяются правила международного договора».

Условия применения п. 4 ст. 15 Конституции РФ к ЗК РФ Надлежит опираться на Федеральный закон от 16 июля 1995 г. 110-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», который регулирует способы и процедуры выражения согласия Российской Федерации с нормами международных договоров, и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» а именно: Приоритетное применение норм международного договора РФ в случае коллизии с нормами Закона РФ возможно в случае: А) Ратификации международного договора в установленном порядке, Б) Закреплении им иных правил, чем те, которые установлены Земельным Кодексом РФ, В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ. В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ.