Стресс-менеджмент Горелова С.И.. «Стресс – естественная общая реакция организма на сильное негативное или позитивное воздействие. Суть этой реакции в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стрессовый стиль жизни Человек... Испытывает хронический неослабевающий стресс Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций Тяжело.
Advertisements

Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Стресс Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
МЕНЕДЖМЕНТ. Взаимосвязь конфликта и стресса
Травматический стресс Психологические аспекты преодоления травматического стресса.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Психология самосохранения личности Если я не буду хозяином над собой, то кто- то другой уж точно займет это место. П. Брэгг.
П РОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЬЕ. Эмоциональное выгорание - состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным.
Выполнил : Ученик 8 класса Мельников А. Учитель : Сулименова А. К год.
Исследовательская работа выполнена Ученицей 9А класса Кузнецовой Анной 2013.
Эмоциональное выгорание Доцент кафедры психотерапии и сексологии РМАПО кмн, психотерапевт высшей категории Захаров Роман Иванович.
Стресс как биосоциальный фактор. Цели и задачи Рассмотреть природу стресса Рассмотреть природу стресса Виды и признаки стресса Виды и признаки стресса.
Стресс и его влияние на организм
Работу выполнили: Габриэлян Анна Парфенов Александр Шубникова Асли Группа М3-1 Методы управления стрессом в сфере услуг.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
МЕЖДУ ТЕМ ПРИМЕРНО 8 МЛН ЧЕЛОВЕК В СТРАНЕ СТРАДАЕТ ДЕПРЕССИЕЙ. ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ, ПРИВЕДЕННЫМ В ТОМ ЖЕ ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ, ЕЖЕГОДНО К ВРАЧАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ.
Транксрипт:

Стресс-менеджмент Горелова С.И.

«Стресс – естественная общая реакция организма на сильное негативное или позитивное воздействие. Суть этой реакции в мобилизации физиологических и психических резервов для преодоления этих последствий. Стрессы как приправы и аромат жизни нужны и полезны». Ганс Селье

Стресс – нервное перевозбуждение, возникающее в результате противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности; взрыв внутреннего противоборства эмоций и мнений, чувства и разума; реакция на раздражители, которые повышают критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма.Стресс – нервное перевозбуждение, возникающее в результате противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности; взрыв внутреннего противоборства эмоций и мнений, чувства и разума; реакция на раздражители, которые повышают критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. Стресс – состояние индивида, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека.Стресс – состояние индивида, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека.

Физиология стресса 1 фаза – в коре головного мозга формируется интенсивный, стойкий очаг возбуждения – доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, поступки и помыслы человека. Необходимо ликвидировать эту доминанту, создав новую, положительную конкурирующую среду. 2 фаза – возбуждается одна из глубинных структур головного мозга – гипоталамус, которая заставляет гипофиз выделять в кровь адренокортикотропную кислоту (гормон стресса). 3 фаза – если стресс сохраняется длительное время. В кору головного мозга продолжают поступать импульсы, поддерживающие активность доминант, а в кровь продолжительное время выделяются гормоны стресса.

Признаки стресса Физиологические – мигрень, гипертония, боль в сердце, боль в спине, артрит, астма, язва, нарушения сна, чувство патологической усталости, потливость, потливость ладоней, сводит желудок, пересыхает во рту, перехватывает дыхание, покраснение или бледность лица, расширение зрачков.Физиологические – мигрень, гипертония, боль в сердце, боль в спине, артрит, астма, язва, нарушения сна, чувство патологической усталости, потливость, потливость ладоней, сводит желудок, пересыхает во рту, перехватывает дыхание, покраснение или бледность лица, расширение зрачков. Психологические – раздражительность, потеря аппетита, депрессия, пониженный интерес к межличностным отношениям, невозможность расслабиться, трудно сосредоточится, сниженный интерес к обычным проявлениям жизни, повышенное беспокойство, повышенная потребность в курении, алкоголе, наркотиках, потеря понимания в цели и смысле жизни.Психологические – раздражительность, потеря аппетита, депрессия, пониженный интерес к межличностным отношениям, невозможность расслабиться, трудно сосредоточится, сниженный интерес к обычным проявлениям жизни, повышенное беспокойство, повышенная потребность в курении, алкоголе, наркотиках, потеря понимания в цели и смысле жизни.

Причины стресса (постоянно воздействующие) В связи с ускорением НТП физиологические возможности человека не успевают за радикальным изменением образа жизни;В связи с ускорением НТП физиологические возможности человека не успевают за радикальным изменением образа жизни; Информационный стресс;Информационный стресс; Постоянная нехватка времени.Постоянная нехватка времени.

Причины стресса (организационные) Перегрузка или слишком малая нагрузка;Перегрузка или слишком малая нагрузка; Конфликт ролей;Конфликт ролей; Неопределенность ролей;Неопределенность ролей; Установление нереальных сроков выполнения дел;Установление нереальных сроков выполнения дел; Чрезмерная деловая активность, азарт занятости;Чрезмерная деловая активность, азарт занятости; Плохие физические условия труда;Плохие физические условия труда; Предъявление необоснованных требований работнику;Предъявление необоснованных требований работнику; Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; Не налаженные каналы обмена информацией;Не налаженные каналы обмена информацией; Навязывание работникам искусственных ограничений;Навязывание работникам искусственных ограничений; Унижающий человеческое достоинство образ жизни;Унижающий человеческое достоинство образ жизни; Неожиданное изменение задания;Неожиданное изменение задания; Отсутствие возможности принятия решений;Отсутствие возможности принятия решений; Отсутствие необходимой подготовки для выполнения задания;Отсутствие необходимой подготовки для выполнения задания; Высокая значимость работы;Высокая значимость работы; Высокий уровень ответственности;Высокий уровень ответственности; Малоподвижность;Малоподвижность; Хроническое недосыпание;Хроническое недосыпание; Неорганизованное питание;Неорганизованное питание; И др.И др.

Причины стресса (личностные, шкала Холмса-Рейкома) 1 Смерть партнера (мужа, жены) 100 2Развод73 3 Разлад в супружеской жизни 65 4 Тюремное заключение 63 5 Смерть близкого члена семьи 63 6 Серьезная травма, заболевание 53 7Брак50 8 Потеря работы 47 9 Выход на пенсию Изменения в состоянии здоровья членов семьи 44 11Беременность40 12 Сексуальные проблемы Появление нового члена семьи Перемена места работы Изменения в финансовом состоянии Смерть близкого друга Перевод на другую работу Серьезные разногласия с партнером Крупный долг 31

20 Приближение срока уплаты долга Уход сына или дочери из родного дома Конфликты с тестем, тещей, свекром, свекровью Исключительный личный поступок или достижение Начало или окончание образования Перемена в условиях жизни Смена привычек Проблемы и конфликты с руководством Изменение рабочего времени или условий работы Смена места проживания Смена учебного заведения Смена вида отдыха Перемена в общественной деятельности Мелкий долг Перемены в режиме дня Перемены в семье Перемены в привычном образе питания 13 37Отпуск13 38Праздник12 39 Проступок (штраф, безбилетный проезд и т.д.) 11

Негативные последствия стрессов для организаций Пассивное отношение к работеПассивное отношение к работе Снижение уровня трудовой дисциплиныСнижение уровня трудовой дисциплины Увеличение количества несчастных случаевУвеличение количества несчастных случаев Снижение качества работыСнижение качества работы Рост текучести кадровРост текучести кадров Преждевременная смерть, инвалидность работниковПреждевременная смерть, инвалидность работников Частое возникновение сердечно-сосудистых заболеванийЧастое возникновение сердечно-сосудистых заболеваний

Невроз Невроз является основной причиной стрессов, это результат внутреннего дискомфорта, который испытывает человек. Невроз является следствием эмоциональной перегрузки. 75% населения поражено неврозами 70% всех болезней вызваны профессиональной деятельностью 4 типичных невроза: 1.Невроз привязчивости 2.Невроз власти 3.Невроз покорности 4.Невроз изоляции Американский исследователь Бред Плактон установил связь между неврозами и ложью: Ложь невроз стресс болезнь Ложь невроз стресс болезнь

Формы реакции работника на стресс Тормозная – заторможенность двигательной активности, трудность восприятия и запоминания новой информации, неспособность переключить внимание, неспособность выполнять даже простые действия. Все валится из рук. Страх и беспомощность на фоне вялости и аппатии, безразличие возможным негативным последствиям. По мнению работника, исправлять ситуацию должны окружающие.Тормозная – заторможенность двигательной активности, трудность восприятия и запоминания новой информации, неспособность переключить внимание, неспособность выполнять даже простые действия. Все валится из рук. Страх и беспомощность на фоне вялости и аппатии, безразличие возможным негативным последствиям. По мнению работника, исправлять ситуацию должны окружающие. Импульсивная – максимум активности в постоянном движении, суетлив, многословен, хватается сразу за несколько дел, ничего не доводит до конца. Мысли скачут, застревая на мелочах. Настроение неустойчивое. Возбуждение сменяется агрессией.Импульсивная – максимум активности в постоянном движении, суетлив, многословен, хватается сразу за несколько дел, ничего не доводит до конца. Мысли скачут, застревая на мелочах. Настроение неустойчивое. Возбуждение сменяется агрессией.

Стрессоустойчивость можно назвать одним из основных качеств, необходимых работнику. Выявлять уровень стрессоустойчивости надо на стадии приема на работу.

Первичная диагностика стресса Вы часто испытываете тревогу без видимых причинВы часто испытываете тревогу без видимых причин Вы часто испытываете страхВы часто испытываете страх Вы часто обеспокоены длительное времяВы часто обеспокоены длительное время Вам трудно сосредоточитьсяВам трудно сосредоточиться Вы раздражительныВы раздражительны У вас возникают приступы учащенного сердцебиенияУ вас возникают приступы учащенного сердцебиения Вам тяжело уснуть или Вы беспокойно спитеВам тяжело уснуть или Вы беспокойно спите Утром Вы просыпаетесь с ощущением усталостиУтром Вы просыпаетесь с ощущением усталости Если на 5 и более вопросов Вы отвечаете положительно, то это является признаком стресса.

Самооценка стрессоустойчивости (Славко Пенчер) 1.Думаю, меня недооценивают в коллективе 2.Стараюсь работать, даже если не совсем здоров 3.Постоянно переживаю за качество своей работы 4.Бываю настроен агрессивно 5.Не терплю критики в свой адрес 6.Бываю раздражителен 7.Всегда стараюсь быть лидером 8.Меня считают настойчивым и напористым 9.Страдаю бессонницей 10.Своим недргугам могу дать отпор 11.Эмоционально и болезненно переживаю неприятности 12.Не хватает времени на отдых 13.Недостает власти, чтобы реализовать себя 14.У меня возникают конфликтные ситуации 15.Я все делаю быстро 16.У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом 17.Испытываю страх, что не успею сделать необходимое 18.Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки Если больше 10 ответов «редко» - высокий уровень стрессоустойчивости, если большинство ответов «иногда» - средний, если большинство «часто» - низкий.

Сравнительный анализ двух типов жизни: СтрессовыйНестрессовый Хронический, неослабевающий стресс Допускает наличие творческого стресса в определенные периоды Человек не способен отстраниться и расслабиться. Не умеет управлять стрессовыми ситуациями Владеет способами преодоления стресса Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения Низкострессовые отношения взаимного уважения. Тщательно выбирает друзей и знакомых. Отношения носят взаимоодобряющий и спокойный характер Неинтересная, скучная, неприятная, неблагодарная, раздражающая работа Интересная, благодарная, обеспечивающая подлинное вознаграждение работа Неумение управлять временем, его постоянная нехватка Умение управлять временем, чередовать периоды нагрузки и отдыха Беспокойство по поводу будущих негативных событий Стремится к положительным событиям Пагубные привычки, питание, курение, алкоголь, наркотики. Недостаток физической активности. Хорошая физическая форма, здоровое питание, отсутствие вредных привычек. Проблемы в отношениях между полами Устроенная личная жизнь Отсутствие чувства юмора Хорошо развитое чувство юмора Воспринимает жизнь как тяжелую проблему Человек наслаждается жизнью Человек чувствует себя угнетенным и зависимым. Несвободным Ощущает себя свободным. Реализует свои основные потребности. Пассивно переживает стресс, не пытаясь ничего изменить в своей жизни Настойчиво пытается изменить и исправить стрессовую ситуацию

Определение индекса качества жизни (Роберт Элиот) 1.Личные устремления и достижения 2.Здоровье 3.Общение с начальством, коллегами 4.Отношения с детьми 5.Отношения с родителями 6.Отношения на работе 7.Отношения с друзьями, соседями и пр. 8.Источник хорошего настроения 9.Хобби (увлечения) 10.Распределение времени 11.Окружающая среда 12.Телефон 13.Деловые поездки 14.Физическое состояние и среда 15.Финансы 16.Жизненные кризисы за последние 6 мес. 17.Релаксация и медитация 18.Карьера 19.Физическая активность 20.Сон 21.Вес тела 22.Употребление алкоголя 23.Тонизирующие напитки 24.Табак 25.Самоконтроль 26.Принятие решений 27.Обязательность 28.Тенденция к оптимизму (пессимизму) 29.Чувство вины и стыда 30.Скрытность 31.Приспособляемость индивидуальная 32.Гнев 33.Самоуважение 34.Жизненные ценности и принципы

4 группы крови – 4 пути к здоровью 1 группа – наиболее устойчивы к стрессу, благодаря активной иммунной системе. Выход из стресса – физические нагрузки 2 группа – устойчивы, если жизнь упорядочена. Защита – вегетарианское питание, самоуспокоение, аутотренинг, медитация, релаксация. 3 группа – не впускает в себя стресс. Защита – творчество, созидание, физическая и умственная активность, конструирование… 4 группа – наиболее подвержена стрессам. Рекомендуется интенсивное общение.

Синдром хронической усталости СХУ – одна из реальностей нашего времени. С 1987 г. Официальное признание получила болезнь Эпштейна-Барра, названная по имени двух ученых, впервые описавших СХУ как заболевание «общесистемной усталости». Влияет на весь организм, иммунную систему, сознание. Набор характерных для него симптомов служит показателем крайней степени физического и умственного истощения.