Мониторинг потребности образовательных учреждений в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса (1 срез июнь 2013 года) Подготовили: Алексеева М.Н., ст.н.с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, к. психол. н., доцент Организация ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования в системе образования.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
ГОРОДСКОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИПИО МГППУ РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Модели ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образовательных организациях ППМС-центрами Семаго Михаил Михайлович ведущий научный сотрудник ГРЦ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва,
Ресурсное обеспечение инклюзивного образования в системе образования г. Москвы Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Модели и механизмы сетевого взаимодействия ОО по обеспечению качественного доступного образования детей с ОВЗ Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ.
Модель и условия реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в образовательной ОВЗ в образовательнойорганизации ГБОУ Центр диагностики.
1 Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования Артюшенко Наталья Петровна.
Роль ПМСС- центров в развитии нклюзивного образования С.В.Алехина, МГППУ.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Модели взаимодействия образовательных организаций в рамках ресурсного обеспечения инклюзивного процесса.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Транксрипт:

Мониторинг потребности образовательных учреждений в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса (1 срез июнь 2013 года) Подготовили: Алексеева М.Н., ст.н.с. ИПИО МГППУ, Афанасьева Ю.А., к.п.н., доцент ИСОиКР МГПУ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Городская инновационная площадка «Организация сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образованных учреждениях города Москвы» ( )

Цель мониторинга – динамическое наблюдение за состоянием потребности образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса. Задачи: 1. Выявить наличие/отсутствие потребности образовательных учреждений в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса. 2. Описать основные характеристики потребности (виды, группы, распределение, уровень потребности.) 3. Выявить наличие/отсутствие возможности удовлетворения потребностей образовательных учреждений со стороны ресурсных центров. 4. Проанализировать динамику развития потребности (второй и последующие срезы мониторинга)

Участники мониторингового исследования Участниками мониторингового исследования явились образовательные учреждения, участвующие в развитии инклюзивного образования Северного, Западного, Северо-Западного, Центрального административных округов г. Москвы. Субъектами мониторинга являются три стороны: 1) Образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику, 2) Центры психолого-медико-социального сопровождения, 3) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Потребности учреждений, имеющие высокий запрос на ресурсное обеспечение Наименование потребности 1 Консультирование педагогов по проблемам организации и осуществления инклюзивного образовательного процесса: разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы; адаптация учебного материала в соответствии с возможностями учащихся; формы организации групповой работы при включении детей с ОВЗ; 2Разработка стратегии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в ОУ (проектные формы работы) 3Проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе ОУ: формирование навыков саморегуляции, формирование/совершенствование коммуникативных компетенций, развитие интеллектуальных функций, 4Разработка индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в средней школе 5Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе ОУ 6Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса для детей с ОВЗ: использование рабочих тетрадей с заданиями разного уровня сложности, 7Проведение совместных заседаний психолого-педагогического консилиума со специалистами ПМСС-центра (по особо сложным случаям) И др. Таблица 1

Потребности учреждений, имеющие средний запрос на ресурсное обеспечение Наименование потребности 1. Консультирование администрации ОУ при организации инклюзивного образования по направлениям: нормативно-правовая база подбор и распределение специального оборудования создание инклюзивной культуры в организации взаимодействие с родителями создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ 2 Организация психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ при поступлении в ОУ 3 Организация промежуточных психолого-педагогических обследований детей с ОВЗ на всех этапах обучения в ОУ 4 Разработка индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в начальной школе в старшей школе 5 Психолого-педагогическое сопровождение реализации индивидуальных учебных планов и адаптированной образовательной программы в начальной школе в средней школе в старшей школе 6Организация и проведение психолого-педагогического мониторинга образовательных, социальных и личностных результатов детей с особыми образовательными потребностями Таблица 2

Потребности учреждений, имеющие средний запрос на ресурсное обеспечение Наименование потребности 7 Оказание психологической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций на базе ОУ: детям родителям педагогам специалистам сопровождения 9 Проведение просветительских форм работы по вопросам инклюзивного образования: с родителями с педагогами 10 Проведение психологических тренингов по созданию инклюзивной культуры в организации: с учащимися класса с педагогическим коллективом с родителями 11Проведение тренинга по профилактике профессионального выгорания педагогов 12 Проведение методических семинаров с педагогическим коллективом по использованию различных методов и приемов в работе с учащимися · психолого-педагогической направленности · коррекционной направленности и др. Таблица 2

Потребности учреждений, имеющие низкий запрос на ресурсное обеспечение Таблица 3 Наименование потребности 1Консультирование администрации ОУ: доступность архитектурных условий 2Выявление детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях 3Проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе ОУ: развитие слухового и слухо-зрительного восприятия речи, работа с кохлеарно имплантированными детьми формирование навыков пространственной ориентировки для слепых детей 4Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса для детей с ОВЗ: работа с жестовыми словарями для детей с нарушениями слуха, использование аудиозаписи уроков для детей с нарушениями зрения; 5Разработка сценариев общешкольных мероприятий (родительских собраний, пед.советов) по вопросам развития инклюзивного процесса

Анализ имеющихся ресурсов ЦППМС и СКОУ Таблица 4 ОкругПМСС-центрыСКОУ САОГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»СКОШИ IV вида 2 (слабовидящ) ЗАОГБОУ ЦППРиК «БЛАГО»СКОШ VI вида 47 (ОДА) ЗАОГБОУ ЦППРиК «Давыдково»СКОШИ VI вида 44 (ОДА) СЗАОГБОУ ЦПМСС «Северо-Запад»СКОШИ I и II видов 101 (глухие, слабослыш) ЦАОГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДО гМСКОШ VIII вида 532 (умств.отсталые)

Анализ имеющихся ресурсов ПМСС-центров для обеспечения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях Таблица 5 ЦПМСС более готовыЦПМСС менее готовы обеспечивать потребности, связанные с консультированием по различным аспектам организации инклюзивного процесса, с оказанием психологической помощи всем участникам образовательного процесса, оказывать поддержку в вопросах психолого-педагогического сопровождения; обеспечивать потребности в методическом и дидактическом обеспечении инклюзивного процесса, в организации и проведении различных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ. Среди Центров выражена тенденция организовывать коррекционно- развивающие занятия на собственной базе, а не на базе образовательного учреждения, что может быть связано с административно-правовыми, структурными, кадровыми и другими особенностями деятельности ЦПМСС- центров.

Ресурсы СКОУ на потребности учреждений, имеющие высокий уровень запроса на ресурсное обеспечение Таблица 6 Наименование потребности ОУ Уровень ресурса СКОУ Разработка стратегии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении (проектные формы работы) высокий Разработка индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ: в средней школе Высокий Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе ОУ Высокий Проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе ОУ: формирование/совершенствование коммуникативных компетенций, развитие интеллектуальных функций, Высокий Проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе образовательного учреждения: формирование навыков саморегуляции, Высокий Консультирование педагогов по проблемам: разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы; Высокий Консультирование педагогов по следующим проблемам организации и осуществления инклюзивного образовательного процесса: адаптация учебного материала в соответствии с возможностями учащихся; формы организации групповой работы при включении детей с ОВЗ; Высокий Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья: использование рабочих тетрадей с заданиями разного уровня сложности, Высокий И др.

Низкий уровень ресурсности СКОУ по потребностям образовательных учреждений Наименование потребности 1Проведение психологических тренингов по созданию инклюзивной культуры в организации: с учащимися класса с педагогическим коллективом с родителями 2Потребность в информационно-методических ресурсах сети Интернет по вопросам инклюзивного образования - информационный портал, сайт, форум, вебинар Таблица 6

Направления ресурсной поддержки Центры психолого-медико- социального сопровождения консультирование по различным аспектам организации инклюзивного процесса оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса поддержка в вопросах психолого-педагогического сопровождения. Создание и поддержка информационно-методических ресурсов в сети Интернет. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения методическое и дидактическое обеспечение инклюзивного процесса организация и проведение различных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ.

Мониторинг потребности образовательных учреждений в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса (1 срез июнь 2013 года) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Городская инновационная площадка «Организация сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образованных учреждениях города Москвы» ( ) Спасибо за внимание!