1 Центр по эффективному использованию энергии представляет исследование на тему:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
Advertisements

Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Обязанности государственных и муниципальных учреждений в соответствии с требованиями энергетической эффективности Ерофеева Татьяна Павловна
Методика анализа плана оздоровления в части паритетности мер поддержки со стороны собственника, кредиторов и государства.
Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
Виды эффективности инвестиционных проектов
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
ФИРМЫ В ЭКОНОМИКЕ. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
ФИРМЫ В ЭКОНОМИКЕ. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ
Открытое акционерное общество "ВЛАДИМИРСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Энергосервисные контракты Ерзикова А.В. проректор по социально-экономической деятельности государственного автономного образовательного учреждения дополнительного.
Организация учета энергоресурсов на объектах жилого фонда в Ярославской области.
Докладчик: главный специалист отдела тарифов в локальных монополиях Котрини Т.Р. 20 марта 2009 Содержание заключения на инвестиционные программы коммунального.
1 НАВИГАТОР Новый банковский продукт. 2 Основная идея банковского продукта Предлагается комплекс банковских услуг Заказчикам, Участникам проектов строительства.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Организация энергосервисной деятельности как механизм реализации потенциала энергосбережения. Возможности и проблемы. Саморегулируемая организация Некоммерческое.
Транксрипт:

1 Центр по эффективному использованию энергии представляет исследование на тему:

2 Энергосервисные компании (ЭСКО) как механизм реализации программэнергосбережения на Сахалине

3 Работа выполнена по заказу Администрации Сахалинской области

4 В работе обсуждается необходимость и возможность привлечения энергосервисных компаний (ЭСКО) для реализации Программ энергосбережения в Сахалинской области. Рассматриваются и анализируются варанты бизнес- планов, направленных на реализацию энергосберегающих проектов на объектах бюджетной сферы. Выполнены оценки коммерческой привлекательности проектов. Обсуждены возможности привлечения ЭСКО к реализации энергосберегающих проектов на муниципальных теплоэнергетических предприятиях. Рассмотрены организационно-правовые аспекты создания ЭСКО. Приведены примеры типовых документов перформанс- контракта.

5 Специфика жилищного хозяйства заключается в том, что неразвитость нормальных экономических отношений в этой сфере вызвана в большинстве случаев субъективными причинами – сложившейся в дорыночный период затратной хозяйственной структурой и административной системой управления. Отрицательную роль сыграло необходимое с социальной точки зрения замораживание рыночных преобразований в этой сфере на переходный период. Общая ситуация

6 Многочисленные пилотные и демонстрационные проекты показывают, что в системе ЖКХ имеется значительный потенциал энергосбережения. Реализация этого потенциала позволит заметно снизить затраты на оплату потребления. Общая ситуация

7 Одним из главных условий реализации этого потенциала должны стать ответы на следующие вопросы: какое лицо (лица), физическое или юридическое, играющее на «поле» ЖКХ, экономически заинтересовано в реализации потенциала энергосбережения, в снижении издержек на производство коммунальных услуг; есть ли реальная экономическая заинтересованность потребителей коммунальных услуг в экономном расходовании энергоресурсов; есть ли механизмы, базирующиеся только на договорных отношениях, без участия административного ресурса, позволяющие экономию издержек использовать как на инвестиционные цели, так и на цели потребления; на чьи плечи лягут неизбежные коммерческие риски; теоретически, при наличии средств, политической воли и достаточного административного ресурса, потенциал энергосбережения можно реализовать в течение 5-6 лет. Тогда возникает последний вопрос – а что дальше, есть ли механизмы удержания достигнутых результатов и стимулы дальнейшего совершенствования. Общая ситуация

8 На сегодня имеется практически вся законодательная, нормативно-правовая и методическая база, оборудование, опыт внедрения новых организационных и технологических решений, готовые инвестиционные проекты, внутренняя убежденность в необходимости перемен представителей как верхнего, так и нижнего звеньев управления и т.п. Все это позволяет начать реальные шаги по выводу отрасли из состояния стагнации. Общая ситуация

9 В системе управления муниципального ЖКХ (на примере г. Южно-Сахалинск) присутствуют: муниципальные унитарные предприятия как исполнители и подразделения Администрации как руководство. Жилищный фонд и основное оборудование находится в муниципальной собственности. Управление собственностью осуществляет Комитет по управлению муниципальной собственностью. Существующая структура

10 Существующая структура

11 Муниципальное унитарное предприятие является по существу неким подразделением Администрации города, функционирующее: - как коммерческая организация для внешнего окружения (налоги, бухгалтерский учет, договора купли-продажи, производственная деятельность и т.п.) и - как подразделение Администрации (отсутствие экономической самостоятельности, полная зависимость от вышестоящего руководства, определение приоритетов деятельности и т.п.). Степень преобладания того или другого качества определяется только человеческим фактором и сложившимися традициями. Существующая структура

12 Анализ и сопоставление аспектов организационно- правового и технологического функционирования муниципальных предприятий в сфере ЖКХ позволяет сделать вывод о том, что отсутствует коммерческая заинтересованность предприятий во внедрении как энергоэффективных технологий, так и в снижении текущих потерь энергоносителей. Существующая структура

13 При этом определяющими являются следующие факторы: ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий ЖКХ формально ничем никому не грозит, т.к. действующими нормативными документами разрешено отнесение потерь на фактическую себестоимость; служба заказчика «зарабатывает» или на объеме нормативно предоставляемых услуг, или имеет фиксированный фонд оплаты труда; убытки муниципальных предприятий покрываются через бюджет города (муниципального образования). Существующая структура

14 Вся финансовая деятельность предприятий ЖКХ определяется муниципальными органами как собственником предприятий с одной стороны и как основным заказчиком, с другой. Все, что предприятие «заработало», ему не принадлежит. Существующая структура

15 Основой функционирования системы является муниципальный заказ на снабжение муниципальных потребителей холодной и горячей водой, теплом на цели отопления. Другим аспектом заказа является формирование перечня работ по текущему ремонту и обслуживанию зданий. Существующая структура

16 Показано, что формирование муниципального заказа тесным образом связано с возможностями бюджета покрывать дефицит средств в ЖКХ. Доходная часть бюджета физически ограничена и определяется экономикой города. Соответственно ограничена и расходная часть бюджета. Единственным источником покрытия дефицита средств на услуги ЖКХ являются доходы населения. Доходы же населения также определяются экономикой города (региона) и ограничены в той же степени, что и доходная часть бюджета. Существующая структура

17 Со снижением ставки подоходного налога увеличились реальные доходы населения. Часть этого прироста доходов была «изъята» за счет увеличения норматива потребления горячей воды в 2000 году. В основе увеличения норматива потребления – покрытие потерь в сетях и на технологических переделах. Также были увеличены нормативы потребления по отоплению. Очевидно, что при этом полезное использование ресурсов не изменилось. Существующая структура

18 Резервы такой «балансировки» муниципального заказа и возможностей бюджета еще есть, но они конечны. Анализ имеющейся информации показывает, что основные усилия направляются на решение вопроса о распределении участия бюджета и потребителей в финансировании издержек и потерь, а не финансировании снижения потерь. Существующая структура

19 Практика внедрения энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ показывает, что при достаточно сформированном перечне технических и технологических решений их реализация упирается в консерватизм системы, сложность формирования финансовых потоков. Отсутствует практическая возможность оценить реальный экономический результат энергосбережения с последующим реальным его учетом в бюджетном обороте. Самофинансирование

20 Предлагаемая концепция финансирования энергосбережения и снижения издержек на содержания муниципальной собственности базируется на идее временного исключения из бюджетного оборота получаемой экономии и направления ее на финансирование технического перевооружения муниципальных предприятий, жилого фонда и объектов бюджетной сферы. Самофинансирование

21 В противном случае получаемая экономия на одних объектах будет, в конечном счете, являться дополнительным источником финансирования издержек для других. Для реализации концепции необходимо наличие соответствующей организационной структуры, обеспечивающей продвижение энергоэффективных технологий и заинтересованная в получение конечного эффекта от их применения на объектах муниципальной собственности. Самофинансирование

22 Результат деятельности структуры – подготовка «своей» части плацдарма для возможности создания и нормального функционирования компаний по управлению муниципальным жилым фондом на коммерческой основе, реализация потенциала энергоэффективности как фактора обеспечения вывода муниципальных предприятий тепло- водоснабжения на самоокупаемость. Самофинансирование

23 Самофинансирование

24 На начальном этапе все участники структуры юридически и финансово независимы. Отношения участников структуры строится исключительно на договорных отношениях. В дальнейшем, после «раскрутки» и становления, возможно потребуется реорганизация структуры в объединение по типу финансово-промышленной группы Самофинансирование

25 Юридическое основание деятельности структуры на объектах муниципальной собственности – заключение с администрациями городов и области «Соглашений об энергосберегающих услугах», а также других сопутствующих договоров. Участниками такого соглашения должны быть со стороны муниципалитетов: управления ЖКХ, муниципальные предприятия, управления бюджетной сферы, жилищные организации. Самофинансирование

26 На время действия Соглашения бюджет (в лице балансодержателя) заключает договор уступки платежей структуре. Структура оплачивает счета за тепло уже по показаниям теплосчетчика. При этом балансодержателю выставляется счет, равный произведению счета за тепло, умноженному на коэффициент платы за экономию (КПЭ). Для примера предлагается следующий порядок оплату услуг по теплоснабжению объектов муниципальной собственности. Самофинансирование

27 Самофинансирование

28 Коэффициент платы за экономию - числовой параметр, связывающий размер денежных средств счета за тепло с денежными средствами счета за энергосервисные услуги. Самофинансирование

29 Использование КПЭ открывает возможность разработки конкретных бизнес-планов деятельности энергосервисной компании. Это связано с тем, что фактически КПЭ определяет ежемесячную выручку структуры от продажи энергосервисных услуг. При этом товаром являются сбереженные калории. Продажа и покупка длятся до тех пор, пока не будет продан весь «товар» по данному объекту. Самофинансирование

30 Все программы и проекты по энергосбережению базируются на оценке годового эффекта. Деятельность же конкретной коммерческой структуры описывается и планируется помесячно. Механизм КПЭ является тем мостом, который связывает Программы энергосбережения и коммерческие основы их реализаций (становится ясно, что продается, как продается, кто платит, кому платит и сколько, в течение какого срока). Выручку можно сравнить с издержками – получаем оценку эффективности бизнеса. Самофинансирование

31 В работе приведены проекты двух бизнес-планов по оказанию энергосервисных услуг на объектах бюджетной сферы. Исполнитель проектов – коммерческая структура (компания), специализирующаяся в области оказания энергосервисных услуг (ЭнергоСервисная Компания – ЭСКО). Основное назначение представленных проектов - демонстрация возможности финансовой состоятельности (финансовая оценка) бизнеса в области реального энергосбережения на условиях полной самоокупаемости и коммерческой независимости ЭСКО. Самофинансирование

32 Проект 13 школ. Исходные данные к бизнес-плану Цель проекта «13 школ» – снижение расходов бюджета на оплату счетов за теплоснабжение путем установки оборудования для регулировки теплопотребления и приборов учета потребления тепла (теплосчетчиков). Бизнес-планы проектов

33 По первому варианту (далее Вариант 1) оплата услуг представляет собой фиксированный процент от экономии затрат на теплоснабжение. Приобретение и установка оборудования производятся за счет средств Клиента. Эта схема оплаты услуг сейчас наиболее распространена. По второму варианту (далее Вариант 2) энергосервисная компания в течение определенного срока полностью распоряжается эффектом. Под эти средства она берет бюджетную беспроцентную ссуду (или заем), приобретает и монтирует оборудование на объектах Клиента. Возврат ссуды (погашение займа) осуществляется за счет экономии средств на теплоснабжение. Проект 13 школ Расчеты по проекту 13 школ выполнены для двух вариантов оплаты услуг ЭСКО:

34 С помощью модели, лежащей в основе расчетов, была исследована зависимость конечного эффекта для Клиента от доли ЭСКО в экономии затрат. Конечный эффект для Клиента оценен через два показателя: - фактическую экономию затрат (экономия затрат с учетом оплаты услуг ЭСКО) - и внутреннюю норму доходности. Проект 13 школ Результаты приведены в таблице на следующем слайде.

35 Обращает на себя внимание, что процент фактической экономии для Клиента меняется всего с 13% до 10% при изменении доли ЭСКО от 25% до 45%. Финансовый результат ЭСКО при этом вырастает более чем в два раза. Отсюда можно сделать вывод, что для оценки эффективности ЭСКО не следует использовать показатель относительного снижения расходов Клиента, а следует использовать показатель внутренней нормы доходности (или чистой приведенной стоимости), как более чувствительные в данном случае. Из таблицы также следует, что при принятой себестоимости услуг ЭСКО ее минимальная доля находится на уровне 13-15% (оценка по «нулевой» прибыли). Максимальную долю ЭСКО для данного примера следует ограничить на уровне 40%. Выше этого уровня проект теряет смысл для Клиента с финансовой точки зрения. Зависимость эффектов для Клиента и ЭСКО от доли ЭСКО Проект 13 школ

36 Зависимость эффектов для Клиента и ЭСКО от доли ЭСКО Проект 13 школ

37 Для сравнения вариантов необходимо рассмотреть эффекты для Клиента и эффекты для ЭСКО. Эффекты оцениваем по следующим показателям: итоговое сальдо потока денежной наличности; внутренняя норма доходности проекта; накопленную сумму прочих расходов ЭСКО, как один из источников финансирования работ по перспективным проектам (как расходы будущих периодов). Средства по строке Прочие расходы используются для оплаты командировок, содержание помещений и т.п.; накопленную сумму чистой прибыли как источник финансирования участия в перспективных проектах. Проект 13 школ

38 Видно, что с точки зрения окупаемости затрат проекты равнозначны (пересечение с нулевой линией происходит в один и тот же год реализации). При оптимизации графика передачи оборудования (и эффекта) провал по варианту 2 на третьем году реализации можно устранить. Соответственно, увеличатся итоговое сальдо и внутренняя норма доходности, уменьшится срок окупаемости. График зависимости итогового сальдо от времени для рассмотренных вариантов оплаты. Проект 13 школ

39 Внутренняя норма доходности проектов практически одинакова за период 8 лет (19-20%). При этом проект по варианту 2 имеет тенденцию к ее увеличению за счет оптимизации графика передачи оборудования. Проект 13 школ

40 Ежегодные суммы прочих расходов и чистой прибыли по вариантам оплаты, тыс. руб. Отрицательное значение чистой прибыли по варианту 2 в четвертом году обусловлено фактом передачи оборудования в счет погашения займа. Из таблицы видно, что за четыре года (фактический срок окупаемости для Клиента) общая сумма накопленных средств по варианту 2 выше. Причина очевидна: по варианту 2 ЭСКО полностью реализует эффективность проекта. По варианту 1 распределение эффекта происходит менее динамично и соответственно более длительный срок. Проект 13 школ

41 способ оплаты услуг энергосервисной компании определяется с одной стороны, выбранной стратегией деятельности энергосервисной компании, с другой стороны – спросом на услуги и способностью потребителя оплатить предоставленные услуги; варианты финансирования работ и возникающие при этом отношения собственности оказывают решающее значение на определение способа оплаты; Выводы: Проект 13 школ распределение рисков между участниками проекта – основа успешной реализации энергосберегающего проекта; сезонный характер эффектов энергосбережения определяет распределение денежных потоков по месяцам года в течение года, однако, не влияет на годовые показатели. При этом контроль потоков по месяцам необходим для корректного планирования расходов компании; Вариант 2 предпочтителен для инвестиционой фазы проекта, Вариант 1 – фаза текущей эксплуатации и обслуживания.

42 На основе результатов, полученных по проекту «13 школ», проведены расчеты по проекту «50». Проект по назначению аналогичен проекту «13 школ», но существенно шире по числу объектов и требуемому финансированию. Заказчиком работ (Клиент) выступает Областная Администрация. Исполнителем работ по проекту является энергосервисная компания (ЭСКО). В результате расчетов по проекту сформирован План прибылей и убытков и План движения денежных средств ЭСКО. Проект предполагает установку на 50 объектах, финансируемых из областного бюджета, узлов учета тепла на цели отопления, оборудования регулирования теплопотребления и установку на окнах объектов теплоотражающих пленок. Для упрощения расчетов предполагается, что все объекты имеют близкие режимы эксплуатации и одинаковое расчетное теплопотребление. Проект 50

43 В расчетах по бизнес-плану заложен следующий график производства работ: первый год: энергоаудит всех объектов, монтаж пленок, проекты по монтажу оборудования на 25 объектах, закупки оборудования для 25 объектов, монтаж и эксплуатация оборудования на 25 объектах; второй год: проекты по монтажу оборудования на 25 объектах, закупки оборудования для 25 объектов, монтаж и эксплуатация оборудования на 25 объектах. третий год: эксплуатация оборудования; четвертый год: эксплуатация оборудования. Проект 50

44 Проект 50

45 Проект 50 Укрупненная смета проекта, тыс. руб.

46 Получателем заемных средств является ЭСКО. Заемные средства используются для закупки оборудования учета и регулирования, для финансирования разработки проектов установки оборудования и производства строительно-монтажных работ. Заказчиком этих видов работ выступает ЭСКО. Планируемое распределение средств по источникам финансирования приведено в таблице на следующем слайде Проект 50 Для реализации проекта планируется привлечение следующих источников финансирования: Фонд энергосбережения Сахалинской области (гранд); коммерческий заем. Гранд Фонда энергосбережения выделяется Клиенту для финансирования приобретения теплоотражающих пленок и энергоаудита объектов. При этом энергоаудит объектов Клиент заказывает ЭСКО. Монтаж пленок осуществляет ЭСКО в рамках основной деятельности.

47 Планируемое распределение средств по источникам финансирования, тыс. руб. Проект 50 График расходование привлеченных средств приведен на следующем слайде

48 Проект 50 График расходование привлеченных средств, тыс. руб.

49 Проект 50 Расчеты выполнены с учетом следующих предположений: ЭСКО за счет заемных средств приобретает оборудование, финансирует проектные и монтажные работы по его установке на объектах Клиента; На время проекта оборудование учитывается на балансе ЭСКО и является его собственностью; В первоначальную стоимость оборудования включаются все затраты по приобретению, проектированию и монтажу; По окончании проекта (4 года) Клиент обязуется выкупить у ЭСКО оборудование по остаточной стоимости; Клиент обязуется оплачивать счета ЭСКО, ЭСКО обязуется оплачивать счета поставщика тепла для объектов Клиента; Кредит учитывается в рублях. Процентная ставка по кредиту принята равной 25% годовых. Допускается погашение кредита неравными долями в течение 2-4 лет проекта. Начисление процентных платежей производится ежемесячно; Эффекты проекта распределяются во времени пропорционально оснащению объектов оборудованием.

50 Проект 50 В себестоимость услуг ЭСКО включены: заработная плата (8 сотрудников по 12 тыс. руб./мес.); единый социальный налог (35,6% от зарплаты); оплата счетов за тепло для объектов Клиента; амортизационные отчисления на оборудование по проекту; налог на пользователей автодорог (1% от выручки ЭСКО); налог на имущество (2%); прочие расходы (1% от суммы: счета за тепло + зарплата + социальный налог). Выручку ЭСКО составляют платежи Клиента по счетам ЭСКО плюс (для первого года реализации проекта) оплата услуг по энергоаудиту объектов Клиента плюс (для последнего года проекта) стоимость реализованного Клиенту оборудования.

51 Проект 50 ЭСКО: распределение средств во времени

52 Проект 50 Бюджетная эффективность проекта за 4 года реализации оценена по налоговым поступлениям от ЭСКО.

53 Проект 50 Результаты расчета внутренней нормы доходности и чистой приведенной стоимости проекта для Клиента

54 Проект 50 Сводные показатели проекта 50

55 Программа «Повышение эффективности использования топлива и энергии в ЖКХ Сахалинской области» состоит из пяти компонентов, которые охватывают следующие направления: модернизация котельных; газификация котельных; модернизация тепловых сетей; жилые здания; здания бюджетной сферы. Наиболее предпочтительным на сегодня компонентом для ЭСКО в данной Программе представляется компонент по зданиям бюджетной сферы. Предпочтение в первую очередь определяется возможностью установления юридически обоснованной прямой связи между энергосбережением (энергопотреблением) и оплатой услуг. Компонент Бюджетные здания

56 Компонент Бюджетные здания Затраты на реализацию компонента Программы «Бюджетные здания» (всего 651 объект) по предварительным оценкам составляют около 13,3 млн. долл. с учетом НДС и непредвиденных расходов. Согласно предлагаемому графику реализации компонент реализуется в основном в течение 4-х лет. Основные мероприятия компонента следующие: энергоаудит объектов системы автоматизации сбора информации; установка приборов учета; мероприятия по утеплению оконных и дверных конструкций; мероприятия по утеплению внутренних теплопроводов; установка корректировочных вентилей; установка оборудования для автоматического регулирования теплопотребления зданий.

57 Компонент Бюджетные здания Основными видами деятельности ЭСКО при реализации компонента «Бюджетные здания» следует считать: организация энергоаудитов, участие в их проведении, анализ результатов; составление годовых планов модернизации объектов по результатам энергоаудитов; организация производства и управление процессом разработки проектов модернизации конкретных объектов в соответствие с принятыми планами; формирование программы закупки оборудования и материалов, согласование условий поставок, разработка схем финансирования, приемка, хранение; организация обучения проектировщиков, монтажников и наладчиков технологическим аспектам монтажа и наладки оборудования; формирование программы производства работ на объектах; обеспечение документооборота, связанного с заключением договоров, оплаты услуг, согласований, учета и т.п.; организация и участие в мониторинге получаемых эффектов, корректировка планов работ, обеспечение требуемого движения денежных средств между участниками проекта; подготовка регулярных отчетов для кредиторов проекта и других заинтересованных лиц и организаций.

58 Компонент Бюджетные здания Для успешной реализации компонента необходимо наличие соответствующих специалистов. Для ответа на вопрос, хватит ли собственных специалистов Сахалинской области для привлечения к реализации компонента, были проведены соответствующие расчеты общей потребности. Расчеты потребности проведены по следующим направлениям: энергоаудит, проектирование, монтаж и наладка. Так же оценены среднемесячные заработные платы исполнителей за время реализации проекта. Этот показатель здесь следует рассматривать как индикатор требуемой квалификации. Расчеты выполнены для двух вариантов: оптимистического и пессимистического. Необходимое число привлеченных специалистов может составить: монтаж/наладка: чел./год при з/плате долл./мес. проектирование:25-28 чел./год при з/плате долл./мес. энергоаудит:17-22 чел./год при з/плате долл./мес. Общая потребность составляет человек в год При увеличении сроков реализации проекта (против 4-х по расчету) требуемое число специалистов уменьшается. Достаточно высокая ожидаемая заработная плата является следствием весьма напряженного графика проводимых работ при небольшой длительности (1,5 – 2 года).

59 Компонент Бюджетные здания При расчетах принималась во внимание следующие обстоятельства: энергоаудит объектов можно проводить только в течении отопительного сезона, обрабатывать результаты измерений и готовить отчеты – в течение года; проектные работы можно выполнять в течение года, но только после окончания энергоаудита и формирования перечня и объемов мероприятий по объекту; монтаж оборудования можно проводить только в межотопительный период после утверждения и согласования проекта со всеми инстанциями. Оборудование и материалы должны быть уже приобретены и доставлены на места. Трудозатраты на подготовку объектов к реконструкции не учитывались.

60 Компонент Бюджетные здания Важным аспектом деятельности ЭСКО в части организации работ будет являться согласование выполнения текущих ремонтных работ на объектах, проводимых в рамках подготовки к зиме, с работами по проекту. Здесь имеется определенный потенциал по привлечению местных специалистов к реализации проекта. При указанных объемах работ персонал ЭСКО, работающий на постоянной основе, по нашим оценкам должен составлять человек.

61 Компонент Бюджетные здания Рассмотренные выше проекты «13 школ» и «50» реализуются на объектах бюджетной сферы, и по существу, являются составными частями компонента «Бюджетные здания» Программы. Их реализации могла бы служить прекрасной базой для развития и становления ЭСКО, отработки договорных и юридических взаимоотношений между и ЭСКО и потребителями энергосервисных услуг, формирования «рынка» специалистов в области продвижения и оказания этих услуг. В частности, привлечение заемных средств под проект «50» в размере 660 тыс. долл. можно рассматривать как первый транш общего кредита в 3,5 млн. долл. На следущем слайде приведены объемы средств по источникам финансирования и статьям расходования.

62 Компонент Бюджетные здания Объемы средств по источникам финансирования и статьям расходования.

63 ЭСКО – коммерческая структура, выстраивающая свои отношения с Клиентом на базе перформанс-контрактов. Перформанс-контракт можно определить как договор на реализацию энергосберегающего проекта без предварительного привлечения средств Заказчика. Затраты на реализацию проект, понесенные ЭСКО, возмещаются платежами, которые производятся Клиентом. Источник финансирования услуг ЭСКО - экономия затрат Клиента на энергоснабжение. Организационно-правовые аспекты

64 Перформанс-контракт включает в себя: энергоаудит объекта Клиента; разработку проекта по энергосбережению и снижению затрат; приобретение и монтаж оборудования; обучение персонала Заказчика; контроль работоспособности и эксплуатации оборудования; определение эффектов проекта; финансирование проекта. Экономия определяется снижением энергопотребления объекта относительно зафиксированного в Контракте базового уровня потребления. Способ определения базового уровня и его конкретное значение всегда являются предметом договоренности между ЭСКО и Клиентом Организационно-правовые аспекты

65 Энергосбережение по сути своей затрагивает экономические интересы всех сторон, участвующих в производстве, распределении и потреблении энергоресурсов. Поэтому на наш взгляд было бы весьма желательно привлечение к участию в работе ЭСКО топливных компаний, производителей энергии, финансовых учреждений, администрации региона и фирм-интеграторов энергосберегающего оборудования. Такой состав участников позволит минимизировать вероятность блокировки деятельности ЭСКО при помощи информационных, административных и финансовых рычагов. Организационно-правовые аспекты

66 Деятельность ЭСКО напрямую никак не влияет на организационно- правовую форму существования ЭСКО. Определяющим при выборе организационно-правовой формы является порядок формирования уставного капитала, возможность привлечения информационных, финансовых и материальных ресурсов участников, способы определения стратегии деятельности, а также процедуры и последствия ликвидации предприятия. Для условий Сахалинской области оптимальным представляется создание ЭСКО для и под реализацию конкретных энергосберегающих проектов на условиях перформанс-контракта. Организационно-правовые аспекты

67 ЭСКО должна располагать сотрудниками, удовлетворяющими следующим требованиям: специалист по перформанс-контрактам, который обеспечивает продвижение и заключение контрактов, поддерживает длительные контакты с клиентами; юрист с опытом работы по поддержке перформанс-контрактов; финансовый консультант со знанием аспектов финансирования ресурсопотребления и ресурсосбережения, экономических аспектов производства и потребления энергии; технический специалист по оборудованию, материалам, технологиям и т.п.; специалист по обоснованию и расчетам потребления энергоресурсов, обоснованию экономии. В той сфере, в которой работает ЭСКО, непосредственно на результаты влияет профессионализм сотрудников. Организационно-правовые аспекты

68 Существенно, что ЭСКО «обещает» Клиенту получение эффекта в будущем. Соответственно, Клиент должен «поверить» в надежность ЭСКО и ее возможность обеспечить заявленный эффект. С другой стороны, ЭСКО должна иметь возможность убедиться в способности Клиента выполнить принятые на себя обязательства. Организационно-правовые аспекты

69 Поиск и анализ доступных в открытой публикации типовых договоров и контрактов позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемой формой описания взаимоотношений ЭСКО и Клиента является контракт. Форма контракта позволяет оговорить и согласовать все условия выполнения работ, определить имущественные отношения, варианты производства работ, порядок определения вознаграждения и так далее. Организационно-правовые аспекты

70 На следующих слайдах приведены фрагменты документов. Основными документами перформанс - контракта являются: Контракт Отчет об энергетическом обследовании Соглашение об обеспечении работ Остальные документы разрабатываются и принимаются сторонами на их основе и под конкретные условия. Организационно-правовые аспекты

71 Фрагменты Контракта Организационно-правовые аспекты

72 Фрагменты Отчета об энергетическом обследовании Организационно-правовые аспекты

73 Фрагменты (продолжение) Отчета об энергетическом обследовании Организационно-правовые аспекты

74 Фрагменты Соглашения об общем обеспечении работ Организационно-правовые аспекты

75 Выполнение исследования, разработка и дизайн презентации Воробьев Вячеслав Анатольевич (095) , Использование материалов без уведомления автора является признаком плохого воспитания.