ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГЧП: ТЕКУЩИЙ СТАТУС, ПЕРСПЕКТИВЫ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА О ГЧП МИХАИЛ КОРНЕВ Москва 25 октября 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Урбанизация» концессий ЕВГЕНИЯ ЗУСМАН Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры Москва 4 декабря 2014.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГЧП: СОДЕРЖАНИЕ, СООТНОШЕНИЕ СО СМЕЖНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, ПОПРАВКИ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ В ДУМЕ Москва 17 сентября 2013 г.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Использование концессионных соглашений в здравоохранении Российская Неделя ГЧП /03/2014.
1.Условия соглашения о государственно- частном партнерстве 2.Заключение, изменение, прекращение соглашения о государственно-частном партнерстве.
Модельный проект программы повышения квалификации «Государственно-частное партнерство» К.И. Кобышев М.С. Кобышева М.В. Иванов Общая продолжительность –
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Выполнили: магистры 1 курса Руководитель: Шеркунов С. А.
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
0 Здравоохранение России, государственно-частное партнерство и фондовый рынок Международная Гильдия Финансистов Комиссия по государственно-частному партнерству.
Система правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере реализации ГЧП проектов Регули- рующие отраслевые особенности реализации ГЧП проектов Совокупность.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Порядок отбора, подготовки и реализации проектов ГЧП Ярославской области, механизмы и схемы их реализации. Обзор изменений законодательства о концессионных.
Планирование и обоснование закупок по Закону о КС Москва, 2013 Министерство культуры Российской Федерации.
Региональная инициатива как механизм развития Калужской области. Как привлечь средства Инвестиционного фонда РФ V Калужский Инвестиционный Форум 15 мая.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Транксрипт:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГЧП: ТЕКУЩИЙ СТАТУС, ПЕРСПЕКТИВЫ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА О ГЧП МИХАИЛ КОРНЕВ Москва 25 октября 2013 г.

Текущий статус Законодательства о ГЧП 1 профильный федеральный закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Более 60 законов об участии субъекта РФ в ГЧП: часть рамочные (ок. 10 статей), часть – на основе модельного закона об участии субъекта РФ в ГЧП И те и другие региональные законы о ГЧП не работают, за исключением Санкт-Петербурга и ряда других субъектов РФ Нет единого понимания ГЧП, нет определения ГЧП/форм ГЧП Вольная трактовка субъектами РФ форм ГЧП (к ним относят венчурные фонды, инвестиционный налоговый кредит, государственные закупки и т.п.) Отраслевое законодательство слабо адаптировано под ГЧП 2

Траектории развития законодательства о ГЧП Проект ФЗ «Об основах ГЧП» - установление единой базы государственно-частного партнерства в России ФЗ «О концессионных соглашениях»: Усиление отраслевой специализации (второй пакет поправок ЖКХ) Общая оптимизация, распространение формы КЖЦ Бюджетное законодательство – специализация под потребности ГЧП-проектов: Специальное регулирование финансирования концессий (в дополнение к бюджетным инвестициям в государственные и муниципальные объекты капитального строительства (ст. 79 БК РФ) напрямую предусмотрено субсидирование (ст. 78 БК РФ) Использование средств ФНБ в инфраструктурных проектах (ст БК РФ) Расширение механизмов планирования: внедрение государственных программ 3

ПРОЕКТ ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РФ»

Предпосылки и варианты принятия Закона о ГЧП Текущие предпосылки Отсутствие комплексного федерального регулирования ГЧП Принятые в субъектах РФ и не работающие ГЧП-законы Проблема определения понятия ГЧП, участников ГЧП Риски переквалификации заключенных ГЧП-соглашений в государственные контракты или концессионные соглашения Обсуждавшиеся варианты развития ГЧП-законодательства Внесение многочисленных корректировок в действующее законодательство Корректировка закона о концессиях (расширение применяемых форм на его основе) Принятие отдельного закона о ГЧП: Комплексно регулирующего правоотношения, а также содержащего подробное регулирование форм ГЧП и конкурсных процедур Рамочного законопроекта, позволяющего гибко регулировать правоотношения путем принятия иных НПА разного уровня в соответствии с ним и во исполнение его положений 5

Цели и предмет регулирования Законопроекта Цель Законопроекта: Создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации Повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг Сфера действия Законопроекта Определение : основ государственного регулирования государственно-частного партнерства полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации СГЧП 6

Текущий статус Законопроекта 26 апреля 2013 года на заседании Государственной думы было принято решение принять Законопроект в Первом чтении и представить поправки к Законопроекту В настоящее время продлен срок внесения поправок в целях доработки Законопроекта ко Второму чтению Продолжается обсуждение законопроекта в исполнительных органах государственной власти с привлечением экспертов и участников рынка Важно сохранить баланс между рамочной природой законопроекта и необходимостью и достаточностью правового регулирования для создания условий развития ГЧП Второе чтение запланировано на декабрь 2013 года. 7

Определение ГЧП: соответствие мировой практике Определение в законопроекте Взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур СГЧП, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 ст. 3, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с ч. 9 ст. 3 NB! Законопроект делает акцент на договорных формах государственно частного партнерства. Расширение корпоративных форм несвоевременно. 8

Определение ГЧП: соответствие мировой практике (продолжение) Европейская экономическая комиссия ООН Частное финансирование Предоставление услуг государственного сектора Долгосрочные контракты Всемирный банк Соглашения между публичной и частной сторонами Производство и оказание инфраструктурных услуг Привлечение дополнительных инвестиций «Зеленая книга ГЧП» Форма кооперации между общественными властями и бизнесом Цели обеспечения финансирования или оказания услуг 9 NB! Представленное в Законопроекте определение соответствует мировой практике.

Обязательства публичных партнеров Публичный партнер обязан принять на себя одно или несколько из следующих обязательств: Предоставление частному партнеру имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной СГЧП Предоставление частному партнеру права использования результатов интеллектуальной деятельности, необходимых для исполнения СГЧП Допускается расширение комплекса обязательств государственного партнера: Публичный партнер вправе принимать на себя иные не противоречащие законодательству Российской Федерации обязательства Законопроект напрямую не предусматривает обязательства государственного партнера по финансированию создания объекта соглашения или по оплате услуг частного партнера, что вызывает риски невозможности применения форм, аналогичных контрактам жизненного цикла 10

Обязательства частных партнеров Частный партнер обязан принять следующие обязательства: Полное или частичное финансирование Эксплуатация и(или) техническое обслуживание А также одно или более из следующих обязательств: Разработка и согласование проектной документации Создание объекта СГЧП Реконструкция объекта СГЧП Допускается расширение комплекса обязательств частного партнера: Частный партнер также вправе принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации СГЧП, не противоречащие законодательству Российской Федерации Используемая конструкция нормы предполагает, что частный партнер в обязательном порядке осуществляет создание или реконструкцию объекта, что не позволит на основе Законопроекта заключать Сервисные (операторские) контракты 11

Достижения Законопроекта Введено легальное определение ГЧП Установлена цель государственно-частного партнерства Определены субъекты СГЧП Предусмотрена возможность одновременного участия в СГЧП нескольких публичных партнеров Определены полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере ГЧП Установлена возможность возникновения частной собственности на реконструированный и вновь созданный объект соглашения Предусмотрено предоставление земельного участка частному партнеру без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов 12

Влияние ключевых инициатив на содержание Законопроекта Сохранение рамочного характера ГЧП-закона Уменьшение оснований для обжалования конкурсных процедур/заключенных соглашений антимонопольными органами и иными лицами Минимизация рисков региональных и муниципальных ГЧП-проектов (например, при софинансировании проекта) Катализатор для региональных проектов (легализация ГЧП-законов субъектов РФ) Разграничение ГЧП и гос. закупки (минимизация риска переквалификации) 13

Принятие закона О ГЧП – катализатор проектов Региональных и муниципальных проектов ГЧП, реализация которых была приостановлена в виду негативной правоприменительной практики Проектов ГЧП, схожих с концессией по предмету, но реализующимся в отношении объектов и (или) субъектами, не указанными в 115-ФЗ Федеральных проектов с применением форм, аналогичных установленным Законом СПб о ГЧП Межмуниципальных и межрегиональных проектов ГЧП (актуально для субъектов, в которых не принят ГЧП-закон, а также для проектов, реализуемых по концессионной модели) Проектов, предусматривающих создание имущества в собственность частного партнера 14

ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Развитие концессионного законодательства: отраслевая специфика, общая оптимизация 16 Концессия – один их трех механизмов передачи объектов ЖКХ в управление частному сектору ФЗ от ФЗ внес отраслевую специфику в концессионные проекты в сфере ЖКХ Законопроект (прошел первое чтение в ГД РФ) Диверсификация максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам/участкам автомобильных дорог Порядок и условия установления и изменения платы за проезд, порядок взимания платы и максимальный размер – существенное условие концессионного соглашения Законопроект, разработанный Минэкономразвития РФ: Открытый перечень объектов концессионного соглашения Ежегодное утверждение перечня потенциальных объектов концессии Совместное выступление нескольких публично-правовых образований на стороне концедента Распространение возможности предоставления платы концедента при заключении соглашения в отношении любых объектов

ИЗМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Развитие бюджетного законодательства 18 Основа планирования – государственная программа Законом (решением) о бюджете должен быть определен объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации указанных программ Ежегодная оценка эффективности реализации каждой государственной (муниципальной) программы Возможность заключения долгосрочных государственных контрактов за пределами бюджетного цикла планирования при условии их обеспечения государственной программой Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы РФ Применение средств ФНБ в инвестиционных проектах: Долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов Перечень проектов утверждается Правительством Российской Федерации

Выводы по траекториям развития ГЧП 19 Усиление отраслевой специфики законодательства Пока проявляется в концессионном законодательстве Прогноз: распространение на всю сферу ГЧП Расширение форм ГЧП Концессия – расширение перечня объектов, расширение применения модели КЖЦ ФЗ «О ГЧП»: перечень форм + «конструктор» Расширение механизмов планирования Определение перечня потенциальных объектов концессии Усиление плановых механизмов бюджетного законодательства Развитие методологии ГЧП Рекомендации по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ В рамках законопроекта: порядок определения целесообразности реализации проектов на основе ГЧП

КРАСНОДАР ТЕЛ.: +7 (861) ФАКС: +7 (861) ВОЛГОГРАД ТЕЛ.: +7 (8442) /13/14/15 ФАКС: +7 (8442) МОСКВА ТЕЛ.: +7 (495) ФАКС: +7 (495) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!