Работу выполнил: ученик 6 класса Гоголев Дима Руководитель: учитель математики Григорьева Виктория Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовили ученицы 5 «Б» класса Алиханова Н. Арчегова А. Дулаева Л. Писарук Е.
Advertisements

>;) Вам, наверно, кажется, что правила записи чисел и правила вычислений с ними всегда были такими же, как сейчас. На самом деле, люди сначала очень.
Как люди научились считать? Работу выполнили: учащиеся 5 класса.
Позиционные системы счисления Великолепная семерка То, что 7 - число особое, люди считали очень давно. Ведь еще древние охотники, а потом и древние земледельцы.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА… ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И ЗАСЕЛЕНИЯ КАНЕЛОВСКОГО КУРЕНЯ Творческий проект учащихся 9 Б класса к Единому Всекубанскому уроку «Судьба.
Презентацию подготовила Ученица 7 «а» класса Ронжина Ангелина.
Региональный компонент – как инновационная практика в современном ДОУ. Воспитатель МДОУ 92 Костюченко М.Н. Костюченко М.Н.
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
Миф-предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества народа. В мифах ярко отражается стремление людей уяснить себе смысл.
Колесо истории Системы счисления. Системой счисления называется совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел.
Ганничева Анастасия, ученица МОУ «СОШ 100», руководитель Г.А. Лисянская.
Презентация к уроку по математике (1 класс) по теме: Проект "Математика в числах, пословицах, поговорках" 1 класс
Классный час «Моя малая родина». Карта России МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая.
V районная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие.» Работа ученицы 5 класса МОУ «Сугутская СОШ» Таймуковой Карины Научный руководитель:
Проект по математике «Числа вокруг нас»
НАЧАЛО. Наши первоначальные представления о числе и форме относятся к очень отдаленной эпохе древнего каменного века – палеолита.
Проект: Фольклор – живая старина. Составители: Авдошина М.К. Гормузева Н.Ю Участники: родители, воспитанники группы 6 (средняя группа)
Презентация "Добрые сказки разных народов"
Занимательные задачи по математике. История возникновения математики Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить.
Из истории татарских праздников в городе Олекминске.
Транксрипт:

Работу выполнил: ученик 6 класса Гоголев Дима Руководитель: учитель математики Григорьева Виктория Николаевна

Актуальность нашего исследования обусловлена поиском новых подходов, связанных с воспитанием нового человека, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом и экологической культурой. Цель: Более глубоко изучить и исследовать числа, встречающиеся в нашей жизни. Задачи: 1. Собрать материалы и изучить литературу по данной теме; 2. Рассмотреть и сделать схему развития и представления чисел у древних якутов; 3. Сделать перечень сведений, в которых встречаются числа. Гипотеза: Изучение понятий чисел, способствуя развитию знаний и представлений народа об окружающей среде, повысит математические знания у детей. Методы исследования: 1) изучение литературы по проблеме исследования; 2) беседы, сбор материалов у жителей села; 3) моё исследование.

Современные люди широко применяют в своей жизни числа. Мало кто интересуется историей чисел в нашей жизни. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, соотнося их с различными частями тела, главным образом пальцами рук и ног. Отсюда возникло число, а вместе с ним возникла МАТЕМАТИКА. китайские счеты «сван - пан» древнеегипетский «абак» русские счеты

Мы рассмотрим развития числовых представлений у якутов. У якутов математические представления частично затронуты в различных произведениях, фольклорах, в рассказах, оло½хо и др., которые составляют часть народной мудрости, так как без них нет глубокого логического мышления, наблюдательности, зоркости, богатого воображения, фантазии, умственных способностей.

«Былыргы дьыл мындаатыгар, икки саха иитиллэ илигинэ», - говорится в олонхо. Во многих пословицах использовалась цифра «2» «кулэр икки ытыыр икки а5ас-балыс» как и у всех народов, у якутов существовала двоичная система счисления, и она оставила после себя заметные следы. О трех странах мира (¶±µээ, орто, аллараа дойду), о трех якутах, о трех душах человека (Ийэ кут, салгын кут, буор кут). Живой голос древних якутов, их мнение о числе три до нас дошли в виде пословиц « Туох барыта ¼с т±гуллээх », « ¼т¼± киµи ¼т¼±тун ¼с ¼йэ тухары умнуллубат » По учению Айыы, мир разделен на четыре неба: восточное (илин), западное (ар5аа), северное (хоту), южное (со5уруу). Восточное небо – странах добрых духов, а западное, северное, южное – страна злых духов. Отсюда ясно, что якуты делили мир не только по вертикали, но и по горизонтали, знали четыре стороны. Если в семье родился четвертый ребенок, то в песне алгыса говорили, что родился пятый ребенок, тем самым старались прятать ребенка от глаз злых духов

Использовали в пословицах « Биир бэйэ½ биэс буолуон суо³а », в загадках « биэс чулан биир ааннаах ¼µ¼ » (¼т¼л¼к), в сказках, который мы все знаем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» и т.д. Т¼µ¼лгэ для проведения ысыаха состоял из сэргэ. Якуты считали, что число «семь» обладает магической силой, что это очень большое число, оно оберегает человека от несчастий. Например, загадка « Сэттэ саар ыа³ас к±т±н иµэр ¼µ¼ » (¶ргэл). Пословица « Эрбэх ¼рд¼гэр сэттэтэ эргийбит », « Сэттэ киµи биир анньыыны а³ала барбыттарыгар дылы ». Так высмеивают, когда за пустячную работу принимаются многие. 5 7 Имеются следы двенадцатеричной системы счисления у якутов. Например, для прыжков кылыы якуты вели счет времени по двенадцатилетиям. Известен «двенадцатилетний животный цикл (срок)», который называется « М¼µ¼лгэ » До прихода русских «двенадцать» называли «уон ордуга икки». Самый главный из божеств ¶р¼½ Аар Тойон живет на самом верхнем, девятом небе. Число девять было основанием системы счисления у древних якутов и потому считали большим, всемогущим числом, использовали как символ в различных своих традициях. 9 12

Следы того, что число двадцать было счетной единицей у старинных якутов, ярко не выражены. Говорят « б¼т¼н киµи буолбут » - стал взрослым человеком. Размеры якутских стогов небольшие, в среднем из возов. Загадки: « Отут киµи олорбут бадьыр к±м¼µэ баар ¼µ¼ » ( кыµыл о³о ), « Отут оронноох Ордохоон о³онньор баар ¼µ¼ » (силис). Приведенные выдержки из оло½хо, загадки, сказки и легенды, предания показывают, что у наших предков число тридцать было весьма почетным и уважаемым. Оно у якутов связано с их верой в могущество этого числа. Знатный охотник, когда собирается охотиться на сорокового медведя, берет с собой еще четырех ловких, сильных охотников. Якуты в хотоне не держали сорок голов рогатого скота

В процессе работы над данной темой, используя брошюру Т.П. Аммосовой «Математические знания и представления якутов», я поговорил с несколькими жителями нашего села Тюбя. В результате узнал, что в нашем селе есть местности и рассказы (¶µ¼йээн ), которые доказывают, что якуты даже без образования, умели считать.

Моё исследование 1) «Сэттэ сэргэ» - это «сайылык» местного богача Пестрякова (Баай Бэстирикиэп), жившего в конце 18-х и в начале 19-х веков. У него было 700 коров, 500 лошадей в каждой сотой корове ставил «Сэргэ», итого у него было семь таких «Сэргэ». Сейчас осталось три сэргэ.

2) На территории нашего села стояли кресты. Всего по моим опросам – 2, один поставлен в г. попом в честь Пестрякова (Баай Бэстирикиэп) на местности «Кириэс». Еще один в 1923г. на местности «Уйбаан Аартыга» поставили огромный крест в честь установления Автономии в Республике Саха (Якутия). На первой стороне креста было написано «Кресту твоему поклоняемся владыкой святое воскресенье твое пьем и славим». На второй стороне: «Сей крест сооружен гражданином Намского улуса Тюбинского наслега Егором Сидоровым Аммосовым ж.е. Ольгой Ионовной на память учреждения Якутской автономии, 1923 г. 2 июля».

3) Наше село расположено на берегу протоки реки Лена. Западная сторона- болотистое место, поэтому ехать до не- давних времен было трудно. Говорят, что переходили ровно 44 моста «44 к¼лгэ » от с. Тюбя до с.Маймага. 4) По рассказам жителей старшего поколения, есть местность « Абааµы ±т±³± » или другие называют « ¶с хаты½ ». Там примерно в начале 20 века были изгнаны из деревни три брата, которые заболели страшной болезнью. Когда умирал один из братьев, то хоронили, тот кто остался последним, то сам себя закопал. Говорят, что возле их могилы выросли три березы. Поэтому это место называют либо « Абааµы ±т±³± », либо « ¶с хаты½ ».

5) На территории нашего заказника « ¶р¼½ К¼±л » есть озеро, которое называется « Биэс К¼±л ». Он состоит из пяти маленьких озер. 6) На территории Жиганского улуса на реке «Лена» есть острова под названием «44 Арыы». Когда-то наши земляки ездили туда охотиться. 7) Недалеко от моего дома, где мы играем, растут 7 берез из одного корня. Поэтому это место мы назвали «Сэттэ Хаты½ ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследуя эту тему, я узнал, что числа в нашей жизни были необходимы. Известно, что народная мудрость наших предков не дошла до геометрии Евклида и до арифметики, но якутам были присущи элементарные математические знания и представления, необходимые для ведения скотоводческого хозяйства. Таким образом, я доказал себе, что числа в нашей жизни необходимы, для развития интереса к окружающей среде и воспитания патриотического духа. В будущем я планирую более глубоко изучить числа, используемые в нашей жизни, и этим заинтересовать всех жителей села. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследуя эту тему, я узнал, что числа в нашей жизни были необходимы. Известно, что народная мудрость наших предков не дошла до геометрии Евклида и до арифметики, но якутам были присущи элементарные математические знания и представления, необходимые для ведения скотоводческого хозяйства. Таким образом, я доказал себе, что числа в нашей жизни необходимы, для развития интереса к окружающей среде и воспитания патриотического духа. В будущем я планирую более глубоко изучить числа, используемые в нашей жизни, и этим заинтересовать всех жителей села.