Всероссийский семинар - совещание «Тарифное регулирование в 2013 году и задачи органов государственного регулирования на 2014 год» Доклад руководителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочи, октябрь 2009г.1 Доклад на тему: «О текущей ситуации по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в.
Advertisements

Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
Материалы по вопросу разработки принципов долгосрочного тарифного регулирования г. Сочи, 2013 г.
Ключевые изменения нормативной базы в сфере тарифного регулирования.
Г. Москва 3 июля 2012 г. Ключевая регуляторная задача – баланс интересов в инфраструктурных отраслях Доклад Руководителя ФСТ России С.Г. Новикова.
Отчет отдела регулирования тарифов организаций коммунального комплекса за 2012 год и задачи на 2013 год Начальник отдела Егоршина Елена Анатольевна.
Регулируемый сегмент Page 2 ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» ОАО «Московско-Тверская ППК» ООО «Аэроэкспресс» ООО «Региональный экспресс»
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 Итоги регулирования тарифов на коммунальные ресурсы на 2012 год. Основные цели и задачи РСТ на 2013 год март 2012 г. г. Ростов-на-Дону.
Москва, апрель 2014 Начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России А.Т. Медведь.
Внедрение в Волгоградской области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Комитет экономики Волгоградской области.
1 Итоги регулирования тарифов на коммунальные ресурсы на 2012 год. Основные цели и задачи РСТ на 2013 год март 2012 г. г. Ростов-на-Дону.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
РОССИЯ 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДИРЕКТОР ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Транксрипт:

Всероссийский семинар - совещание «Тарифное регулирование в 2013 году и задачи органов государственного регулирования на 2014 год» Доклад руководителя ФСТ России С.Г. Новикова г. Сочи октября 2013г.

Задачи на среднесрочную перспективу (из материалов выступления на всероссийском совещании 4-5 апреля 2013г.) 1.Доформирование единой системы органов регулирования инфраструктурных секторов с учетом необходимых организационно- штатных решений, квалификационных требований (достаточность ресурсов; образовательные программы подготовки, повышения квалификации). 2.Создание единой «электронной регуляторной среды» федерального и регионального уровней (ЕИАС ФСТ России). Формирование единого информационного ресурса, обеспечивающего раскрытие информации. 3.Введение понятия «перекрестного субсидирования» и утверждение порядка определения, распределения и учета размера «перекрестного субсидирования». 4.Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов. 2

1.Учебный центр НП «Совет рынка»: В 2013 году запущена актуализированная программа курса повышения квалификации «Нормативная правовая база электроэнергетической отрасли», переработанная с учетом предложений работников региональных органов регулирования, прошедших подготовку по указанным программам (12 работников прошли подготовку в 2013 году) На сентября-октябрь 2013 года был запланирован очередной курс повышения квалификации с использованием обновленного 2-го издания учебно-методического пособия. 2.НИУ ВШЭ – 154 работника из 47 субъектов Российской Федерации прошли подготовку в 2013 году: «Ценообразование в электроэнергетике» «Ценообразование на тепловую энергию» «Ценообразование на услуги водоснабжения и водоотведения» «Ценообразование в регулируемых отраслях экономики» «Ценообразование на электрическую энергию, тепловую энергию и на газ» 3.Учебно-методические и аналитические материалы: Обновленное совместное учебно-методическое пособие ФСТ России и НП «Совет рынка» «Государственное ценовое регулирование рынков электрической энергии и мощности» (выпуск 2). 3 1.Повышение квалификации сотрудников региональных органов регулирования

2.Внедрение и развитие центрального сегмента ФГИС ЕИАС ФСТ России 4 Субъект Российской Федерации% 1 Тульская область 100% 2 Ханты-Мансийский АО 100% 3 Омская область 100% 4 Иркутская область 100% 5 Ямало-Ненецкий АО 100% 6 Орловская область 100% 7 Ульяновская область 100% 8 Республика Бурятия 100% 9 Калужская область 100% 10 Белгородская область 100% 11 Липецкая область 100% 12 Республика Башкортостан 100% 13 Республика Мордовия 100% 14 Краснодарский край 100% 15 Чувашская республика 100% 16 Республика Хакасия 100% 17 Ленинградская область 100% 18 Ростовская область 100% 19 Забайкальский край 100% 20 Тюменская область 100% 21 Костромская область 100% 22 Республика Саха (Якутия) 100% 23 г.Санкт-Петербург 100% 24 Республика Адыгея 100% 25 Красноярский край 100% 26 Республика Тыва 100% 27 Карачаево-Черкесская республика 100% 28 Смоленская область 100% Субъект Российской Федерации% 29Республика Алтай100% 30Курская область100% 31Пензенская область100% 32Свердловская область99,88% 33Томская область99,32% 34Хабаровский край98,00% 35Воронежская область97,60% 36Астраханская область96,83% 37Челябинская область96,72% 38Амурская область96,64% 39Псковская область96,55% 40Ставропольский край96,08% 41Тверская область96,08% 42Нижегородская область95,15% 43г. Москва94,71% 44Кировская область94,31% 45Волгоградская область93,10% 46Калининградская область93,03% 47Ненецкий автономный округ92,59% 48Ярославская область91,03% 49Кабардино-Балкарская республика90,83% 50Московская область89,41% 51Владимирская область88,86% 52Кемеровская область88,20% 53Республика Татарстан87,61% 54Республика Калмыкия85,71% 55Республика Марий Эл82,89% 56Тамбовская область82,56% Субъект Российской Федерации% 57Чеченская республика82,35% 58Алтайский край82,06% 59Республика Дагестан79,79% 60Республика Ингушетия79,31% 61 Республика Северная Осетия- Алания 79,25% 62Мурманская область79,09% 63Ивановская область78,51% 64Архангельская область77,38% 65Новосибирская область77,35% 66Саратовская область77,33% 67Брянская область76,64% 68Самарская область76,21% 69Вологодская область76,10% 70Новгородская область75,57% 71Республика Коми75,32% 72Рязанская область73,70% 73Курганская область72,96% 74Камчатский край70,93% 75Сахалинская область69,72% 76Еврейская автономная область68,18% 77Республика Карелия61,46% 78Магаданская область56,60% 79Пермский край53,15% 80Удмуртская республика48,39% 81Приморский край44,38% 82Оренбургская область42,62% 83Чукотский автономный округ35.29%

5 Субъект Российской Федерации% 1 Тульская область100% 2 Ханты-Мансийский АО100% 3 Ямало-Ненецкий АО100% 4 Республика Марий Эл100% 5 Брянская область100% 6 Омская область99,78% 7 Иркутская область99,64% 8 Орловская область99,36% 9 Хабаровский край98,83% 10 Ульяновская область98,31% 11 Республика Бурятия98,03% 12 Свердловская область97,89% 13 Калужская область97,53% 14 Белгородская область97,52% 15 г. Москва96,92% 16 Челябинская область96,20% 17 Республика Татарстан96,03% 18 Липецкая область95,61% 19 Республика Башкортостан94,61% 20 Кировская область94,57% 21 Ленинградская область94,40% 22 Нижегородская область94,26% 23 Краснодарский край93,37% 24 Республика Мордовия93,02% 25 Ярославская область92,80% 26 Ненецкий автономный округ92,59% 27 Волгоградская область92,44% 28 Псковская область92,06% Субъект Российской Федерации% 29Чеченская республика91,49% 30Амурская область91,36% 31Калининградская область91,09% 32Республика Хакасия90,00% 33Чувашская республика89,16% 34Томская область89,00% 35Воронежская область88,20% 36Астраханская область88,07% 37Забайкальский край87,80% 38Ростовская область87,25% 39Кемеровская область86,76% 40Республика Адыгея86,42% 41Республика Саха (Якутия)85,84% 42Владимирская область84,95% 43Московская область84,16% 44Алтайский край82,04% 45Архангельская область81,45% 46Кабардино-Балкарская республика81,16% 47Тюменская область81,01% 48Новосибирская область80,91% 49г. Санкт-Петербург80,71% 50Костромская область75,83% 51Красноярский край75,60% 52Ивановская область74,59% 53Тамбовская область74,07% 54Рязанская область73,67% 55Новгородская область73,53% 56Республика Дагестан72,73% Субъект Российской Федерации% 57Самарская область69,43% 58Еврейская автономная область69,01% 59Камчатский край67,74% 60Ставропольский край67,26% 61Мурманская область60,53% 62Сахалинская область55,56% 63Пермский край53,87% 64Саратовская область52,88% 65Магаданская область44,44% 66Республика Тыва42,42% 67Республика Калмыкия40,82% 68Республика Карелия39,77% 69Приморский край36,14% 70Чукотский автономный округ12,90% 71Удмуртская республика5,43% 72Оренбургская область1,10% 73Карачаево-Черкесская республика0,00% 74Смоленская область0,00% 75Республика Алтай0,00% 76Курская область0,00% 77Пензенская область0,00% 78Тверская область0,00% 79Республика Ингушетия0,00% 80 Республика Северная Осетия- Алания 0,00% 81Вологодская область0,00% 82Республика Коми0,00% 83Курганская область0,00% 2.Внедрение и развитие регионального сегмента ФГИС ЕИАС ФСТ России

Регулируемыми субъектами расширяются стандарты раскрытия информации: регуляторные заявки, включая обосновывающие материалы, в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ценового (тарифного) регулирования деятельности субъектов естественных монополий; установленные в соответствии с законодательством РФ параметры надежности и качества регулируемых услуг, включая показатели качества обслуживания потребителей; результаты общественных обсуждений проектов инвестиционных программ, хода их реализации и отчетов об их исполнении, проводимых в порядке, установленном Правительством РФ, по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; адреса местонахождения, номера телефонов, а также иная контактная информация регулируемых организаций, включая информацию об организации приема потребителей Органами регулирования реестр субъектов естественных монополий; решения органов регулирования о порядке введения, изменения или прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности регулируемых организаций и о показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования; информация о случаях применения органами регулирования ответственности за нарушения законодательства субъектами естественных монополий решения органов регулирования об установлении цен (тарифов); отчеты о деятельности органов регулирования (не реже одного раза в год); информация о случаях применения мер ответственности за нарушения законодательства органами регулирования субъектов РФ 2.Информация, подлежащая раскрытию на Едином портале раскрытия информации (проект федерального закона). 6

Постановлением Правительства РФ от г. 614 определены 7 субъектов РФ, на территории которых с 1 сентября 2013 года подлежат реализации пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Из них в 5 субъектах (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская область, Нижегородская область и Орловская область) социальная норма была установлена и применялась в расчетах с населением в предыдущие периоды. В Ростовской и Самарской областях данный проект реализуется впервые. 4.Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от г р утвержден комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации. 3.Легализация и последующая ликвидация перекрестного субсидирования. В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 8 Федерального закона «О естественных ионополиях». Принятие законопроекта позволит на федеральном уровне закрепить механизм перекрестного субсидирования (в части определения понятия и методологии расчета перекрестного субсидирования). Решением Государственной Думы проект федерального закона включен в программу на ноябрь 2013 года. 7

Распоряжением Правительства от г р утвержден план мероприятий по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей в соответствии с которым предполагается: 1.Создание совета потребителей по естественным монополиям при: Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики Правительственной комиссии по транспорту Правительственной комиссии по связи Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики 2.Создание межотраслевого совета потребителей на региональном уровне при высшем должностном лице субъекта в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе по формированию и реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий 8

В рамках реализации плана мероприятий ФСТ России разработан проект федерального закона, в соответствии с которым - с учетом положений, установленных отраслевым законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут устанавливаться порядок утверждения, согласования и контроля инвестиционных программ субъектов естественных монополий, который, в том числе, если иное не предусмотрено отраслевым законодательством, может содержать: порядок определения показателей надежности и качества услуг естественных монополий и установление целевых показателей субъектов естественных монополий для целей формирования и контроля инвестиционных программ с учетом схем и программ развития отдельных отраслей экономики в сферах деятельности субъектов естественных монополий; порядок определения показателей технико-экономического состояния объектов инженерно-технической инфраструктуры субъектов естественных монополий, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов инженерно-технической инфраструктуры субъектов естественных монополий; стандарты качества (в том числе коммерческого) обслуживания субъектами естественных монополий потребителей их услуг; нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов инженерно- технической инфраструктуры субъектов естественных монополий (укрупненные сметные нормативы для объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры); порядок учета и влияния на формирование и реализацию инвестиционных программ субъектов естественных монополий утвержденных и реализуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации программ комплексного развития, схем территориального планирования и / или инвестиционных программ субъектов естественных монополий, схем и программ развития отдельных отраслей экономики в сферах деятельности субъектов естественных монополий; порядок проведения технологического и ценового аудита инвестиционных программ (отчетов об исполнении инвестиционных программ) субъектов естественных монополий. 9 Распоряжением Правительства РФ от г р утвержден план мероприятий «дорожная карта» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»

Информационно-разъяснительная работа Поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака ( ДК-П9-3544) о комплексе мер, направленных на информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Разъяснение вопросов тарифного регулирования: –Кто и в каком порядке устанавливает тарифы на коммунальные услуги; –Какие расходы включаются в тарифы на коммунальные услуги; –Какие органы осуществляют контроль за правильностью установления и применением тарифов; –Сколько раз в год можно увеличивать тарифы на коммунальные услуги. В каждом регионе должен быть утвержден свой план работы по информированию граждан. Отдельная задача – разъяснение индексации тарифов на коммунальные услуги в 2014 г. и соотнесение индексации с ограничением платы граждан. Основные акценты: –В первом полугодии повышения не будет. Индексация произойдет только с 1 июля 2014 г. –Правительством в целях социальной защиты граждан принято решение по формуле индексации «инфляция минус 30%», т.е. на уровне не более 4,2%, что является самым низким ростом за последние десятилетия. –Это средний уровень роста по стране. Конкретный уровень будет устанавливаться в каждом регионе региональным регулирующим органом и может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону. Разъяснение причин данных отклонений. 10

Результаты: 1.Оценку «отлично» получили 11 субъектов Российской Федерации 2.Оценку «хорошо» получили 40 субъектов РФ. 3.Оценку «удовлетворительно» получили 28 субъектов РФ. 4.Оценку «неудовлетворительно» получили 4 субъекта РФ – Республика Алтай, Красноярский край, Республика Мордовия, Тверская область. Недостатки, приводящие к негативным оценкам Отсутствует актуальная информация о тарифах на коммунальные услуги Поиск информации о тарифах крайне затруднен Информация не структурирована по видам коммунальных услуг, по годам, по муниципальным образованиям. 1Вологодская область5Калужская область9г. Санкт-Петербург 2Воронежская область6Московская область10Томская область 3Еврейская АО7Республика Саха (Якутия)11Ханты-Мансийский АО 4Забайкальский край8Республика Татарстан Общественной палатой РФ проведен мониторинг открытости информации о тарифах на коммунальные услуги, размещенной на сайтах региональных органов регулирования. 11

Участие представителей ФАС России в работе коллегиальных органов региональных органов регулирования в рассмотрении решений по вопросам электроэнергетики в 2013 году и 1-ом полугодии 2013 года 12

По 900 вопросам представители не назначены Отсутствовали при рассмотрении 346 вопросов Голосовали против по 348 вопросам Воздержались по 75 вопросам 13 Голосовали «за» по 591 вопросу По 3868 вопросам представители не назначены Отсутствовали при рассмотрении 1433 вопросов Голосовали против по 875 вопросам Воздержались по 739 вопросам Голосовали «за» по 1432 вопросам Участие представителей НП «Совет рынка» в работе коллегиальных органов региональных органов регулирования в рассмотрении решений по вопросам электроэнергетики в 2013 году и 1-ом полугодии 2013 года

Контроль

Электрическая энергия Тепловая энергия Услуги по передаче электрической энергии Водоснабжение и водоотведение По результатам контрольных мероприятий, проведенных ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов приведено в соответствие с законодательством: Результаты государственного контроля (надзора) за 9 месяцев 2013 года В рамках возложенных полномочий ФСТ России проверено более тарифных решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Возбуждено 153 дела об административных правонарушениях. Распространенными нарушениями законодательства, допускаемые региональными органами регулирования являются: нарушение методологии формирования и установления тарифов; нарушение структуры тарифных решений; нарушение предельных уровней тарифов, утвержденных ФСТ России; введение (установление) групп потребителей, не предусмотренных законодательством. 103 решения198 решений116 решений3053 решения 1515

Рассмотрение разногласий и досудебное рассмотрение споров Данная ситуация в основном обусловлена недостаточным для обеспечения качественного и сбалансированного тарифного регулирования и контроля штатными ресурсами и недостаточным уровнем квалификации работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом возросшего количества субъектов регулирования. 1. Рассмотрение разногласий по величинам установленных региональными органами регулирования тарифов в сфере энергетики и жилищно-коммунального комплекса. В 2013 году произошло существенное увеличение количества рассматриваемых ФСТ России разногласий с 92 в 2012 году до 120 по в 2013 году. 2. Рассмотрение в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов). В 2013 количество поступивших заявлений о досудебном рассмотрении споров увеличилось более чем в пять раз по сравнению с 2011 годом. (2011 год – 24, 2012 год – 86, 2013 год - 143). 1616

Газовая отрасль

Основные направления развития государственного регулирования цен и тарифов на газ Отказ от ежеквартальных расчетов цен для прочих потребителей (кроме населения) Отказ от установления предельных минимальных и максимальных уровней оптовых цен Предоставление ОАО «Газпром» возможности реализовывать газ по более низкой цене относительно цены, определяемой по формуле, потребителям с годовым объемом потребления свыше 100 млн.м³ Введения регулирования размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (Федеральный закон от г. 35-ФЗ Введение долгосрочного регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Учет в тарифах на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям расходов на аварийно-диспетчерское обеспечение ВДГО 1818

Электроэнергетика

Проект плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности на гг. Проектом плана предусмотрена: Реализация мероприятий по ограничению темпов роста ценовых показателей на оптовом рынке, включая отмену индексации в 2014 году регулируемых цен (тарифов), применяемых в целях поставки электроэнергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей Не применение с г. индекса к ценам на мощность, определенным по результатам проведения КОМ на 2014г., а также при расчете цен на мощность для «вынужденных» генераторов В отношении тарифов на услуги по передаче электроэнергии ключевыми вопросами являются: Повышение эффективности операционных расходов сетевых организаций Сокращение затрат с сохранением физических объемов в инвестиционных программах Пересмотр долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, регулируемых методом долгосрочной индексации, необходимая валовая выручка которых составляет более 500 млн. р. в год Внедрение порядка нормирования потерь на основе сравнительного анализа потерь по сетевым организациям Исключение из состава расходов, учитываемых при установлении единых «котловых» тарифов на услуги по передаче, расходов «моносетевых» организаций. Основным вопросом для проработки в краткосрочном периоде является концепция отказа от принципа корректировки сетевых тарифов в зависимости от изменения объема оказываемых услуг 2020

2121 Решение проблемы «последней мили» Основные положения проекта федерального закона Введение понятия перекрестного субсидирования, закрепление порядка определения, распределения и учета размера перекрестного субсидирования между потребителями на розничных рынках электрической энергии Прекращение с года действия механизма «последней мили» Исключение: продление срока действия механизма «последней мили» по 20 субъектам РФ до 2029 года – Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, Еврейская АО до года – Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Республика Карелия, Вологодская область, Волгоградская область, Липецкая область, Ростовская область, Тамбовская область, Томская область, Тюменская область, Белгородская область, Курская область, Нижегородская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО Одномоментное повышение с года тарифов на услуги по передаче электрической энергии для группы потребителей «Прочие» до 7% Механизм «последней мили» не применяется в отношении потребителей, объемы потребления электрической энергии (мощности) которых не учитывались при принятии тарифно-балансовых решений по состоянию на г., в том числе с учетом реализации постановления Правительства от г. 403 Возможно долгосрочное прекращение действия механизма «последней мили» по соглашению потребителей и субъекта РФ

Коммунальный комплекс

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации (ИПЦ); Установление предельных индексов роста цен (тарифов), учитываемых при переходе к государственному регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров (при переходе к новому долгосрочному периоду регулирования (291-ФЗ); Бюджетная ответственность ОИВ субъектов Российской Федерации за изменение долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки регулируемых организаций в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения (291-ФЗ); Укрупненные нормативы цены строительства (291-ФЗ+ отраслевое законодательство). Установление предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги (законопроект ) Ограничения при переходе на долгосрочное тарифное регулирование 2323 Постановлением Правительства Российской Федерации от , утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», предусматривающие: Для регулируемых организаций - возможность подачи заявления о выборе метода «затраты +» на 2014 год до ; Для органов регулирования - возможность принятия решения о выборе метода регулирования в срок до без учета ограничений, предусмотренных п. 17 постановлением Правительства РФ 1075.

Предлагаемый законопроектом механизм ограничения роста платы граждан ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Минэкономразвития: Прогноз социально- экономического развития РФ Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти: Расчет среднего индекса по субъекту РФ Правительство РФ: Установление индексов в среднем по субъектам РФ Корректировка индекса до 1,5 раз Если более, чем в 1,5 раза выше среднего по субъекту РФ Если не более, чем в 1,5 раза выше среднего по субъекту РФ Орган исполнительной власти субъекта РФ: максимальный индекс по муниципальным образованиям Согласование представительным органом муниципального образования Установление максимального индекса по муниципальным образованиям ДА НЕТ Правительство субъекта РФ: Адресные субсидии Адресные субсидии Установление льготных тарифов / изменение нормативов Установление льготных тарифов / изменение нормативов 2424 РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Пересмотр индексов возможен по решению Правительства РФ

Планирование в условиях ограничений при переходе на долгосрочное тарифное регулирование Территориальное планирование (утверждение документов территориального планирования); Инфраструктурное планирование (утверждение схем теплоснабжения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры); Планирование инвестиционной деятельности (утверждение инвестиционных программ регулируемых организаций) Качество принятия решений на уровне органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ, связанных с планированием, предопределяет условия дальнейшего развития и функционирования регулируемых организаций, в том числе и финансовую модель, и тарифные последствия. 2525

1. Обеспечение возможности: применения при тарифном регулировании с предельного уровня цены «альтернативной котельной»; назначения в крупных городах до утверждения схемы теплоснабжения ЕТО (с наделением ее обязанностью по разработке (участию в разработке) проекта схемы теплоснабжения); 2. Обсуждение вопросов целесообразности: перехода к установлению предельных тарифов с возможностью самостоятельного определения цены поставки тепловой энергии; возможности обеспечения до перехода на долгосрочные тарифы для регулируемых организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в течение финансового года; возможности перехода к долгосрочному регулированию в 2014 году, без учета ограничений предельными уровнями тарифов (индексами) в среднем по субъектам. Ожидаемые изменения в законодательстве о тарифном регулировании (Протокол заседания президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России от г. 3) 2626

Транспорт

План Мероприятий: по установлению тарифов на железнодорожные перевозки на пятилетний период в рамках поручения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от ДМ- П Пункт 2: Определение модели (в том числе принципов и методов регулирования) осуществления долгосрочного тарифного регулирования с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для грузоотправителей и формирования источников финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» Пункт 3: Разработка финансовой модели долгосрочного тарифного регулирования, осуществляемого с применением принципов, определенных в пункте 2 Плана Пункт 6: Внесение изменений в методику расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки с учетом принципов и методов, определенных в пункта 2 плана мероприятий Переход к долгосрочному тарифообразованию на грузовые железнодорожные перевозки Протокол совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от ИШ-П9-72пр Пункт 3: Одобрить в основном представленные ФСТ России (С.Г. Новиков) подходы по построению Методики долгосрочного тарифного регулирования в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Пункт 4: ФСТ России (С.Г. Новикову) обеспечить публичное обсуждение и принятие методики, указанной в пункте 3 настоящего протокола, не позднее августа 2013 года, а необходимых тарифных решений на первый долгосрочный период регулирования – одновременно с внесением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. 2828

Основные принципы ценообразования Методики, утвержденной Правлением ФСТ России от т/1 Основной метод государственного регулирования тарифов – метод доходности инвестированного капитала. Допускается применения иных методов (в зависимости от экономической ситуации), при этом в течение долгосрочного периода регулирования используется только один метод. Продолжительность долгосрочного периода регулирования - не менее 5 лет. Стоимостная основа тарифов (необходимая валовая выручка) проектируется на основе данных раздельного учета доходов и расходов, сформированных по видам деятельности «грузовые перевозки» и «предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок», и включает в себя операционные расходы, возврат капитала, доход на капитал, суммы налога на прибыль, а также сальдо прочих доходов и расходов. В целях расчета возврата капитала и дохода на капитал ведется раздельный учет базового и инвестированного капитала, который ведется отдельно от бухгалтерского и налогового учета. Доход на капитал и возврат капитала рассчитываются по базовому и инвестированному капиталу и отдельно по капиталу, сформированному за счет бюджетных средств, привлекаемых на возвратной основе. При необходимости в течение долгосрочного периода осуществляется корректировка тарифов с учетом факторов, влияющих на величину параметров их расчета, но независящих от результатов хозяйственной деятельности субъекта регулирования. В целях защиты грузоотправителей от резкого роста тарифной нагрузки может осуществляться сглаживание необходимой валовой выручки путем её перераспределения в пределах одного долгосрочного периода регулирования. Индексы изменения тарифов на услуги по перевозке грузов устанавливаются с учетом решений Правительства Российской Федерации по допустимому уровню индексации тарифов на данные услуги на соответствующий период регулирования. 29

Динамика основных показателей деятельности пригородного пассажирского комплекса Уровень финансовой обеспеченности деятельности пригородных пассажирских компаний Общая характеристика пригородного пассажирского комплекса Наименование показателя 2011 год (факт) 2012 год (факт) 2013 год (прогноз) Пассажирооборот, млрд. пасс-км в год (без учета коммерческих перевозок) 29,131,432,2 Общие доходы ППК от пригородных пассажирских перевозок, млрд. руб. 42,7946,4449,23 Общие расходы ППК на пригородные пассажирские перевозки, млрд. руб. 87,3794,4297,87 Субсидии на компенсацию выпадающих доходов ППК (региональные бюджеты), млрд. руб.6,07,27,8 Убытки пригородного пассажирского комплекса (с учетом льгот по оплате услуг инфраструктуры и без учета прибыльных регионов) 14,315,216, Общее число субъектов, в которых осуществляются пригородные пассажирские перевозки 73 из них Кол-во субъектов РФ, в которых ППК осуществляют безубыточную деятельность 6 (Москва, Московская обл., Санкт- Петербург, Ленинградская обл., р. Адыгея, Астраханская обл.) 5 (Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, р. Адыгея, Астраханская обл.) Кол-во субъектов РФ, в которых бюджетами предусматривается полная компенсация впадающих доходов ППК Кол-во субъектов РФ, бюджетами которых на 2012 год не предусмотрено выделение средств на компенсацию выпадающих доходов ППК 4 (Владимирская обл., Курганская обл., Приморский край, Тверская обл.) 4 (Владимирская обл., Вологодская обл., Ленинградская обл., Курганская обл.) 2 (Вологодская обл., Ленинградская обл.) Количество субъектов РФ, в которых предусмотренные бюджетом средства покрывают < 10 % суммы выпадающих доходов ППК

Финансирование услуг инфраструктуры, оказываемых ОАО РЖД» при осуществлении пригородных пассажирских перевозок Вид льготы Коэффициент 0,01 к тарифам на услуги инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» при осуществлении пригородных пассажирских перевозок Основание предоставления льготы Постановление Правительства Российской Федерации от Порядок предоставления льготы Оплата пригородными пассажирскими компаниями услуг инфраструктуры по льготному тарифу с последующей компенсацией владельцу инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, возникающих в результате выпадающих доходов Срок действия льготы По 31 декабря 2013 года (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. 844») Оценка последствий изменения объемов и порядка предоставления льгот по оплате услуг инфраструктуры, оказываемых ОАО "РЖД" при осуществлении пригородных пассажирских перевозок * Доходы ОАО "РЖД" от оказания услуг по использованию инфраструктуры в пригороде (при условии оплаты по полному тарифу, с НДС) 30,232,233,234,9 Общий объем доходов ОАО "РЖД" от оказания услуг инфраструктуры в пригороде, в том числе: 25,30225,32225,33225,34929,601 Субсидии на инфраструктуру (федеральный бюджет), млрд. руб. 25,0 12,5 Платежи пригородных компаний 0,3020,3220,3320,34917,101 Действующий льготный коэффициент к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры жд транспорта 0,01 0,51 Некомпенсируемые выпадающпие доходы ОАО "РЖД" от оказания услуг инфраструктуры в пригороде (с учетом дейтсвия льготного исключительного тарифа) 4,8986,8787,8689,5514,776 Уровень покрытия субъектами РФ выпадающих доходов перевозчиков при существующих льготах на инфраструктуру 36%47%46%67%74% 3131

Сфера регулирования пригородных пассажирских перевозок: задачи на период гг. СФЕРАЗАДАЧА Нормативно- правовое регулирование Законодательное закрепление на долгосрочную перспективу механизма компенсации затрат на услуги инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении (предусмотрено проектом Концепции развития пригородного пассажирского комплекса) (доработанный с учетом замечаний причастных федеральных органов исполнительной власти проект Концепции развития пригородного пассажирского комплекса внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации ) Формирование регионального заказа Закрепление в рамках Концепции развития пригородного в рамках Концепции развития пригородного пассажирского комплекса, закона «Об организации регулярного пассажирского сообщения в Российской Федерации» порядка определения параметров договора транспортного обслуживания населения в сфере пригородных пассажирских перевозок, сферы ответственности региона при определении параметров договора на транспортное обслуживание населения Совершенствован ие действующей методологической базы Совершенствование порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов ОАО «РЖД» и Методики расчета экономически обоснованных затрат на пригородные пассажирские перевозки; Уточнение видов тарифов, применяемых в пригородном сообщении, разработка Методики расчета экономически обоснованного уровня тарифа Определение направлений совершенствования методологии формирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении пригородных пассажирских перевозок Вопросы ценообразования Доработка с учетом подготовленных ФСТ России рекомендаций применяемой ОАО «РЖД» Методики определения стоимости услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям 3232

Международная деятельность

3434 Участники: Национальные органы регулирования энергетики / уполномоченные представители 10 стран (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Индонезия, Китай, Мексика, Россия, США, Южная Африка, Турция) Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики (ACER) 7 ассоциаций (Африканский форум регуляторов деятельности энергетических компаний (AFUR), Иберо-американская ассоциация регуляторов энергетики (ARIAE), Совет европейских регуляторов энергетики (CEER), Региональная ассоциация органов регулирования энергетики (ERRA), Международная конфедерация регуляторов энергетики (ICER), Ассоциация регуляторов электроэнергии и газа стран средиземного бассейна (MEDREG), Региональная ассоциация регуляторов энергетики Южной Африки (RERA). Итоговое количество стран-участниц – членов вышеупомянутых ассоциаций 98. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) Российский шерпа в «Группе двадцати» Администрация Президента Российской Федерации Круглый стол органов регулирования энергетики в формате G20 в Казань.

3535 Основные тезисы Заявления органов регулирования энергетики В данном Заявлении признается: большая потребность в инвестициях (область общественных интересов); центральная роль, которую регуляторы энергетики играют в обеспечении эффективных инвестиций. В этом контексте органы регулирования энергетики согласны с тем, что важно: 1.гарантировать независимость национальных регулирующих органов; 2.поддерживать эффективное развитие энергетической инфраструктуры, необходимой для выполнения задачи устойчивого развития; 3.улучшать работу энергетических рынков; 4.защищать интересы общества и потребителей; 5.продвигать развитие национальных регулирующих органов; 6.устанавливать эффективное взаимодействие между соответствующими компетентными органами.

96. Регулирование, наряду с другими политическими инструментами, может играть важную роль для формирования среды, необходимой для инвестиций. Отмечая, что роль регулирования различается от страны к стране и что регулирование остается внутренним делом каждой страны, но в некоторых случаях является общим в рамках интеграционного пространства, мы приветствуем диалог между заинтересованными органами регулирования электроэнергетики стран-членов «Группы двадцати» при поддержке ассоциаций регуляторов и международных организаций и принимаем к сведению Заявление органов регулирования энергетики по эффективному регулированию и стимулированию инвестиций в энергетическую инфраструктуру, принятое ими на Круглом столе органов регулирования энергетики в Казани в рамках аутрич-мероприятий «Группы двадцати». В рамках наших усилий по привлечению инвестиций в энергетическую инфраструктуру, в частности, в чистую, доступную и устойчивую энергетику, с целью вовлечения всех заинтересованных сторон, мы призываем заинтересованных регуляторов продолжать свой диалог и просим Рабочую группу по устойчивой энергетике «Группы двадцати» принимать во внимание результаты этого диалога. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЛИДЕРОВ «ГРУППЫ ДВАДЦАТИ» Заявление органов регулирования энергетики 3636

- 24–25 октября 2013 года в Москве - ФСТ России совместно с Минтрансом России, ОАО «РЖД» и НП «Гильдия экспедиторов» впервые проводит Международную Конференцию тарифных регуляторов железных дорог: «Эффективное тарифное регулирование и стимулирование инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта» Цели конференции: Регулярный обмен информацией и международным опытом и лучшими практиками в сфере регулирования тарифов и рыночного ценообразования на железнодорожном транспорте. Поиск эффективных механизмов стимулирования инвестиций в инфраструктуру железных дорог. Укрепление компетентного международного сотрудничества и взаимодействия органов тарифного регулирования железных дорог. Участники: Руководители отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации Руководители государственных регулирующих органов железнодорожного транспорта и администраций железных дорог государств-участников СНГ, стран Европы, США, Канады, Китая, государств Азии, Латинской Америки и Австралии Руководители и представители Международного союза железных дорог, Организации сотрудничества железных дорог, Европейской Экономической Комиссии ООН, Европейской комиссии и Евразийской экономической комиссии Представители бизнес-сообщества, отраслевых гильдий и ассоциаций, научных и деловых кругов Международная конференция органов тарифного регулирования железных дорог Сайт конференции –

Повышение эффективности функционирования инфраструктурных секторов Распоряжением Правительства Российской Федерации от г. 467-р утверждена Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Подпрограмма 6 «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования». Ответственный исполнитель – ФСТ России. Главные цели подпрограммы: 1.Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов. 2.Повышение эффективности функционирования естественных монополий. 3.Защита интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Указанные цели включены в План деятельности ФСТ России на годы. 38

1.Внедрение системы комплексного стимулирующего регулирования: Проект федерального закона, направленный на создание комплексного регулирования в сферах естественных монополий и условий развития полноценной конкуренции в сферах, сопряженных со сферами естественных монополий на основе утвержденных инвестиционных программ; Проект федерального закона, направленный на создание стимулов развития и модернизации естественных монополий и обеспечение доступности их услуг, внедрение стимулирующего регулирования, основанного на установленных показателях эффективности, надежности и качества с учетом использования долгосрочных методов регулирования. 2.Создание единой «электронной регуляторной среды» федерального и регионального уровней. Интернет – портал. Формирование единого электронного ресурса – проект федерального закона, направленный на создание «Единой среды электронного регулирования». Задачи на среднесрочную перспективу (в дополнение к регуляторным задачам по соответствующим отраслям) 39

3.Разработка комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) естественных монополий. 4.Повышение уровня защиты потребителей, качества и надежности предоставления коммунальных услуг – законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и мер ответственности за их соблюдение. 5.Переход на долгосрочные параметры регулирования в сферах железнодорожных перевозок, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. 6.Обеспечение действенного контроля и усиление административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов). 7.Обеспечение интеграционных процессов в рамках принятых решений (соглашений) по формированию Единого экономического пространства. Задачи на среднесрочную перспективу (в дополнение к регуляторным задачам по соответствующим отраслям)(продолжение) 40

Спасибо за внимание!