Элементы комбинаторики 9 класс. Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким Уордсворд.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элементы комбинаторики 9 класс 900igr.net. Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким.
Advertisements

«Элементы комбинаторики». Цели: воспитательная задача: воспитание таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 города Суздаля» Факультативное занятие в 6 классе по теме: Учитель математики:
Перестановки Цели образовательные : объяснить понятие перестановки ; ввести понятие факториала и объяснить правила работы с ним ; рассмотреть задачу.
Правило умножения Если элемент А можно выбрать m способами, а элемент В можно выбрать n способами, то пару А и В можно выбрать m*n способами.
Решение задач Перестановки Размещения Сочетания Простейшие комбинации Комбинации ПерестановкиРазмещенияСочетания Количество элементов и клеток Порядок.
Элементы комбинаторики Размещения. Задача 1. Сколькими способами 9 человек могут встать в очередь в театральную кассу? Решение: P 9 = 9! = 9·8·7·6·5·4·3·2·1.
Перестановки Урок алгебры 9 класс.. Основная цель- познакомить учащихся с простейшими комбинациями, составленные из элементов конечного множества или.
Урок 2 « Формулы для подсчёта количества перестановок, сочетаний, размещений»
Правила комбинаторики Основные понятия алгебра 9 класс Выполнила Гуляева Е.В. учитель математики МОУ ПСШ.
ТЕМА УРОКА: «ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ» (ПРАКТИКУМ) Цели: Повторить основные понятия комбинаторикиосновные понятия Сформировать умения решать различные виды.
LOGO Элементы комбинаторики..
Сочетания Тема урока: Логинова Н.В. учитель математики МБОУ «СОШ 16» г. Ижевска 9 класс 1.
Презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме: "Элементы комбинаторики в школьном курсе математике"
Элементы комбинаторики. Комбинаторика – это область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько разных комбинаций, подчиненных тем или иным.
Тема урока: «Размещения» Алгебра 9 класс «Размещения» Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более. Аристотель.
Проектно-исследовательская работа на тему: Выполнил: Прокопьев Кирилл Руководитель: Тимофеева Г.Ф год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 города Суздаля» Факультативное занятие в 6 классе по теме: Учитель математики:
Подготовка к ЕГЭ и ГИА Решение задач по статистике и теории вероятностей Старший преподаватель кафедры высшей математики ИЭУП (г.Казань) Кочеткова Наталья.
Правила комбинаторики Основные понятия. КОМБИНАТОРИКОЙ называется раздел математики, в котором исследуется, сколько различных комбинаций (всевозможных.
Транксрипт:

Элементы комбинаторики 9 класс

Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким Уордсворд

Пояснительная записка В связи с включением в курс алгебры 9 класса изучение элементов комбинаторики, необходимо внести некоторые коррективы в планирование курса алгебры 9 класса, представленного программой МОНРФ 2001 г. п/ п Тема Кол-во часов по программе Кол-во часов календарно- тематически. планировани я 1.Квадратичная функция Уравнения и системы уравнений Прогрессии Степенная функция. Корень n-ой степени Тригонометрические выражения Элементы комбинаторики.66 7.Повторение.2018

Содержание курса. п/ п Название темы Кол. часов Основная цель Обязательный минимум содержания основного общего образования По программе календ.- тематич. планир. 1Элементы комбинаторики. 66Ввести начальные понятия теории вероятностей: перестановок, размещений, сочетаний. Научить использовать формулы комбинаторики при вычислении вероятностей.

Тема 1. Знакомство с комбинаторикой. Основная цель- на популярном уровне познакомить с разделом дискретной математики, который приобрёл сегодня серьёзное значение в связи с развитием теории вероятностей, математической логики, информационных технологий. Учащиеся должны получить представление о том, что такое комбинаторная задача, познакомиться с комбинаторным правилом умножения и систематическим перебором. Основное содержание: 1. Какую задачу называют комбинаторной. Исторический экскурс. 2. Решение задач с помощью правила умножения. 3. Знакомство с другими приёмами. Содержание курса

Тема 2. Перестановка. Основная цель- познакомить учащихся с простейшими комбинациями, составленные из элементов конечного множества или перестановками, познакомить уч-ся с перестановками без повторений и с повторением. Основное содержание. 1. Ввести понятие факториала 2. Ввести определение перестановкам 3. Перестановки без повторения 4. Перестановки с повторением Закрепить тему при решении задач

Тема 3. Размещение Основная цель- сформулировать определение размещений с повторениями и без повторений, вывести формулы для вычисления размещений, развитие вычислительных навыков. Основное содержание: 1. Ввести определение размещений 2. Размещения с повторениями 3. Размещения без повторений 4. Решение задач практической направленности.

Тема 4. Сочетания Основная цель - ввести и сформулировать понятие сочетаний вывести и научить использовать формулы сочетаний при решении задач. Основное содержание: 1.Ввести определение сочетаний. 2.Сочетания с повторениями. 3.Сочетания без повторений. 4.Решение задач простейшего типа, умение пользоваться выведенными формулами.

Тематическое планирование. Содержание учебного материала пункта страниц в учебнике пункта страниц в учебнике Дата проведения Повторение Домашнее задание 1 Примеры комбинаторных задач §3 п.1 стр Степень с целым показателем п.1 9.3,9.7, Перестановки§3 п.2 стр Вычисление дробно- рациональных выражений п ,9.37, 9.24(б), 9.27(б) 3Размещения§3 п.3 стр Решение систем линейных уравнений п ,9.45, Сочетания§3 п.4 стр Решение квадратичных неравенств п ,9.61, Решение задач по теме «Элементы комбинаторики» §3 п.1-4 стр п ,9.56, Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики» п.1-5

Обобщающий урок по теме «Элементы комбинаторики»

Цель урока: Систематизировать изученный материал, подготовить учащихся к контрольной работе; Развивать математическое мышление.

I. Фронтальный опрос Ход урока

Вопрос 1 : Как обозначается произведение чисел от 1 до n? Ответ: Произведение всех натуральных чисел от 1 до n обозначается n! (n! =1 · 2 · 3…n)

Вопрос 2 : Что называется размещением? По какой формуле вычисляется размещение? Ответ: Размещением из n объектов по k называют любой выбор к объектов, взятых в определенном порядке из n объектов. Число размещений из n объектов по k обозначают и вычисляют по формуле:

Решите задачу Учащиеся 9 класса изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание уроков на один день так, чтобы было 6 различных уроков? Решение: A 6 10 = 10 · 9 · 8 · 7 · 6 · 5= Ответ:

Вопрос 3 : Что называется перестановками? Как обозначаются перестановки? По какой формуле вычисляются перестановки? Ответ: Размещения из n э лементов по n называются перестановками. Обозначение: P n Ф ормула для вычисления перестановок: P n = A 6 10 =n ·(n -1) · (n-2) · … · 3 · 2 · 1=n! P n = A 6 10 =n ·(n -1) · (n-2) · … · 3 · 2 · 1=n!

Решите задачу: Сколькими способами могут сесть в автомобиль 5 человек, каждый из которых может быть водителем? Решение: P 5 = A 5 5 = 5! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 = 120

Вопрос 4. Что называется сочетаниями? Как обозначаются сочетания и по какой формуле производятся вычисления? Ответ: Сочетаниями из n объектов по k называют любой выбор k объектов, взятых из n объектов. Сочетаниями из n объектов по k называют любой выбор k объектов, взятых из n объектов.Обозначение: Формула для вычисления сочетаний:

Решите задачу В классе 25 учеников. Сколькими способами можно из них выбрать 4 учащихся для дежурства? Решение: Ответ: 12650

II. Решение задач в группах с последующим обсуждением.

1.Вычислить: а) 3! б)5! 2.В конкурсе участвуют 20 человек. Сколькими способами можно присудить первую, вторую и третью премии? Решение: а) 3! = 1 · 2 · 3 =6 б) 5! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 = 120 Решение: A3 20=20 · · =6840

4. Сколькими способами можно составить трехцветный полосатый флаг, если имеются ткани 6 цветов? 3. Сколько перестановок можно получить из букв, составляющих слово «апельсин». ···· Решение: P n=5!=1 · 2 · 3 · 4 · 5=120 Решение:

III. Подведение итогов урока

Устные упражнения: 1. Делится ли число 30! на: а) 90 б) 92 в) 94 г) 96 ? 2. Найти значение выражения: а) б) в) 3. Что больше: 6! · 5 или 5! · 6

IV. Сообщение домашнего задания. n. 2,3,4 из дополнительных глав. 9.30, 9.34, 9.47, 9.62.

Задачи для домашней зачетной работы по теме «Элементы комбинаторики» 1 группа – «слабые» 2 группа – «средние» 3 группа – «сильные»

1–я группа На тренировке занимаются 12 баскетболистов. Сколько может быть образовано тренером различных стартовых пятерок? Сколько разных слов можно составить из слова «комбинаторика»? Для составления букета из девяти цветов в магазине имеются розы, гвоздики, хризантемы и пионы. Сколькими способами можно составить из этих цветов букет? Сколько существует четырехзначных номеров, не содержащих цифр 0, 5, 8?

2-я группа Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что ни одна цифра не повторится? Сколько чисел меньше миллиона можно записать при помощи цифр 8 и 9? В магазине имеются в продаже яблоки, апельсины, груши и мандарины. Сколькими способами можно образовать набор из 12 фруктов?

3-я группа Во скольких девятизначных числах все цифры различны? Между четырьмя игроками в домино поровну распределяется 28 костей. Сколькими способами могут распределяться кости домино( очередность выбора костей не влияет на результат). У ювелира есть пять изумрудов. Сколькими способами он может сделать браслет, включив в него два изумруда, три алмаза и два топаза?

Ответы и решения. 1-я группа

Ответы и решения. 2-я группа Шестизначных чисел, пятизначных – 32 четырехзначных – 16, трехзначных – 8, двухзначных – 4, однозначных – 2. Всего –

Ответы и решения. 3-я группа * * ········ 9 · 9 · 8 · 7 · 6 · 5 · 4 · 3 · 2 = способами, второй игрокПервый игрок 7 костей может выбрать способами, третий игрокспособами, четвертый игрок способами. Общее число способов · = · ·· ·· способов, три3.Два изумруда из пяти можно выбрать алмаза из восьмиспособов, два топаза из восьми ·· способ. Всего способов 10 · 56 · 21 = 11760

Контрольная работа по теме: «Элементы комбинаторики» Цель: выявить степень усвоения учащимися изученного материалами и проанализировать ошибки, допущенные учащимися с целью дальнейшего их устранения: развивать навыки самостоятельной работы.

I– вариант 1.Из 30 участников собрание надо выбрать председателя и секретаря. Сколькими способами это можно сделать? 2.Курьер должен развести пакеты в 7 различных учреждений. Сколько маршрутов он может выбрать? 3.В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?

4. В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории требуется выделить 4 мальчика и 3 девочки. Сколькими способами это можно сделать? 5. Сколько шестизначных чисел (без повторения цифр) можно составить из цифр 0, 3, 5, 6, 7, 8?

II– вариант 1.Сколькими способами может разместиться семья из трех человек в четырехместном купе, если других пассажиров в купе нет? 2.Сколькими способами 8 человек могут встать в очередь в театральную кассу? 3.Учащимся дали список из 10 книг, которые нужно прочитать во время каникул. Сколькими способами ученик может выбрать из них 6 книг?

4.В библиотеке читателю предложили на выбор 10 книг и 4 журнала. Сколькими способами он может выбрать из них 3 книги и 2 журнала? 5.Сколько пятизначных чисел (без повторения цифр) можно составить из цифр 0, 2, 5, 6, 7?.

Решения I– варианта (способов) ······ P 7 =7!=1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7=5040 (способов) = ········· P 6 -P 5 =6!-5!=1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6-1 · 2 · 3 · 4 · 5= =600 (способов)

Решения II– варианта (способов) (способа) ······· P 8 =8!=1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 · 8=40320 (способов) P 5 -P 4 =5!-4!=120-24=96 (способов)

Ответы: I вариант II вариант

Литература для учителя. 1.Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Под ред. С. А. Теляковского Москва Просвещение 2003г. 2.События. Вероятности. Статистика. Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7-9 классов. Мордкович А. Г., Семенов П. В. – Москва Мнемозина 2002г (к учебникам А. Г. Мордковича) 3.Алгебра 7-9. Элементы статистики и вероятности. Ткачев М. В., Федоров М. Е. - Москва Просвещение 2003г (к учебникам А. М. Алимова и др.) 4.Виленкин Н. Я. Индукция. Комбинаторика – Москва Просвещение 1976г.

5. Лютикас В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей. Учебное пособие для 9-11 средней школы. Москва Просвещение 1990г. 6. М. И. Зайкин. Математический тренинг. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1996г. 7. Основные понятия комбинаторики. Газета «Математика» г. 8. Комбинаторика. Газета «Математика» 15, 16, г. 9. Алгебра. Поурочные планы. 9 класс по учебнику Ю. Н. Нешкова, С.Б. Суворовой. Издательство «Учитель» 2004г.

Литература для учащихся. 1.Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Под ред. С. А. Теляковского Москва Просвещение 2003г. 2.События. Вероятности. Статистика. Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7-9 классов. Мордкович А. Г., Семенов П. В. – Москва Мнемозина 2002г (к учебникам А. Г. Мордковича) 3.Алгебра 7-9. Элементы статистики и вероятности. Ткачев М. В., Федоров М. Е. - Москва Просвещение 2003г (к учебникам А. М. Алимова и др.)

4.Глеман М., Варга Т. Вероятность в играх и развлечениях. Москва Просвещение 1979г. 5.Математический энциклопедический словарь 6.Энциклопедия для детей Москва Аванта г 7.М. И. Зайкин. Математический тренинг. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1996г.