«Живое слово» Диалектная лексика Второй Николаевки Руководитель Лукьянова И.Н. Новосарбайская школа Самарской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5класс Кубанские говоры. Цель: Сформировать представление о кубанских диалектах как о части духовной культуры, неразрывно связанной с историей малой родины;
Advertisements

Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
« Начало всех начал - село мое родное » Подготовила ученица 9 класса МОУ - ООШ с. Синенькие Чарикова Виктория Руководитель : И. В. Исаева.
Русский народный костюм. костюм Ярославской губернии.
Повторение и обобщение знаний по теме: «Наречие».
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического.
МОУ СО Красновская школа «…Искать я буду терпеливо Следы казачьей старины В пыли станичного архива В курганах древней старины…»
Диалектная лексика Новоспасского района. Россия Новоспасский район.
ОТКРЫТИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ПАМЯТИ НАЧАЛО»
Национальные виды спорта. Северное многоборье.. Косенков Дмитрий Иванович, педагог дополнительного образования по северному многоборью, муниципального.
Пропедевтический курс краеведения в начальной школе «Мой родной край»
Наличие в Республике Мордовия уникального общественного и культурного ландшафта; Возможность формирования сознательно активной личности на знании литературного.
«Патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации проекта «Юные патриоты» Л.А.Бешевец, музыкальный руководитель Н.В.Агеева, воспитатель МБДОУ.
МКОУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Почему нижегородцы не понимают вятчан? Работу выполнила Работу выполнила ученица 3 класса ученица.
КОНКУРС ПРОЕКТОВ «НАЧИНАЙ» СДЕЛАЕМ МИР ЛУЧШЕ МБОУ ГОРОДА АСТРАХАНИ «ГИМНАЗИЯ 3» ДРУЖБОЮ СИЛЬНЫ.
Номинация История. Краеведение. Исследовательская работа Летопись исчезнувших сел Чишминского района Выполнила: Выполнила: Нафикова Адель Нафикова Адель.
«Утварь и мебель предков эдиссийцев ».. Цель работы: Изучить на основе других культур культуру эдиссийцев и самые распространенные утварь и мебель.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
МОКУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Вятские диалекты Работу выполнила Работу выполнила ученица 5 класса ученица 5 класса Рыбина Яна.
Деятельность школьного музея «Поиск» МБОУ СОШ 4 города Шарьи Костромской области.
Транксрипт:

«Живое слово» Диалектная лексика Второй Николаевки Руководитель Лукьянова И.Н. Новосарбайская школа Самарской области

Принадлежность человека стране, народу определяется прежде всего знанием языка, культуры, истории и традиций. Не зная истории страны, своего края, своего рода, теряя связь между поколениями, нельзя воспитать настоящего гражданина и патриота.

Цель работы: Расширить знания по истории нашего села Познакомить учащихся с диалектной лексикой Второй Николаевки Подготовить дидактический материал для кабинета русского языка и школьного краеведческого музея

Старожилы Второй Николаевки Малыхина Т.А. Панькова И.И. Чаплыгина Е.И.

Южнорусское наречие распространено в пределах следующих губерний (по административному делению Российской империи): Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и большей части Калужской, Воронежской, Курской, частично в южной части Пензенской и западной части Саратовской губерний, а также в земле Войска Донского.Российской империи

Признаки южнорусского говора: - аканье - фрикативное [г] - мягкая [т] в окончаниях глаголов - замена [щ] на [ш] - в конце слова замена [ г ] на [ х ] - замена [ ц ] на [ с ]

Аканье: [н'асу´] - несу в [л'асý] – в лесу [см'атáна]- сметана [в'адý ] – веду Я [н'асу´ в'адрó вады] – Я несу ведро воды. [р'аб'áты н'асýт' в'адрó вады] – Ребята несут ведро воды

Замена [щ] на [ш]: [ишó] – ещё [шашнáцат'] – шестнадцать [ши]- щи Пример: [два у восем' шашнáцать] [нал'эj ишо шэй'] – налей ещё щей

Фрикативное образование фонемы [г] : [ γр'иб'óнка]- гребенка [заγн'этка] – загнетка На [луγý] – на лугу. Пример: [У карман'и л'ажит' γр'иб'óнка]- В кармане лежит гребенка

Мы сделали вывод, что в настоящее время в речи жителей Николаевки хорошо заметен южнорусский говор. Значит коренное население Второй Николаевки является потомками переселенцев из Курской области.

Корец – «ковш» с.Вторая Николаевка. Сам. Обл. Чаплыгина С. А год В результате диалектологических исследований была выявлена наиболее употребляемая диалектная лексика

В словаре Даля слово «корец» относится к группе южного наречия, к курско–орловской подгруппе. Это слово активно употребляется старожилами. КОРЕЦ КОРЕЦ м. корчик умалит. тамб. ковш, особенно железный, для черпанья воды, кваса; чумичка. Ковш мельничный, куда идет засыпка хлеба. КОРЕЦ

Альнишь – «частица, выражающая восхищение» с. Н-Сарбай. Сам. Обл. Чаплыгина Е. И год. Пример: Альнишь искры из глаз посыпались.

Загнетка – место в русской печи. Вторая Николаевка Сам. Обл. Панькова И. И год. Пример: Возьми чапельник на загнетке.

Исследуя образ жизни, традиции, живое слово, мы можем изучать историю села и даже делать небольшие открытия. « Живое слово дороже мертвой буквы » - эту пословицу очень любил Владимир Иванович Даль

Итоги нашей работы. Словарик диалектных слов. Карточки фонетических особенностей произношений. Материал видеосъёмки бесед со сторожилами Все эти материалы могут быть использованы на уроках русского языка в 5-6 классах и 10 классе при изучении раздела «Лексика», на уроках истории при изучении жизни и быта сельского населения России, при проведении тематических экскурсий в школьном краеведческом музее.

Чапельник – «сковородник с длинной ручкой для печи» Вторая Николаевка. Сам. Обл. Чаплыгина Е. И год.

Корец – «ковш» с.Вторая Николаевка. Сам. Обл. Чаплыгина С. А год

Каталка – скалка Вторая Николаевка Малыхина Т. А.

Запон – «фартук» с.Вторая Николаевка. Сам. Обл. Чаплыгина Е. И год.

КОРЕЦ КОРЕЦ м. корчик умалит. тамб. ковш, особенно железный, для черпанья воды, кваса; чумичка. Ковш мельничный, куда идет засыпка хлеба.КОРЕЦ

Колидор – «терраска вокруг дома» с. Вторая Николаевка. Сам. Обл. Алехина П. Л год.

Тычки – «лыжные палки» с. Н-Сарбай. Сам. Обл. Гришина Н. Н год.

Ямки – ухват с. Вторая Николаевка Сам. Обл. Чаплыгина Е. И год.

Сметана – ряженка Вторая Николаевка. Чаплыгина Е. И год