ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Advertisements

Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Гнев – что это такое? одна из самых частых человеческих эмоций это копия чужого поведения моментальная реакция на отдельное событие.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Исследовательская работа выполнена Ученицей 9А класса Кузнецовой Анной 2013.
Саморегуляция психического состояния как профилактика профессионального выгорания педагогов.
1 Профилактика жестокого обращения и формирования навыков защиты от насилия.
Задачи: 1. Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. 2. Показать приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно.
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
МЕНЕДЖМЕНТ. Взаимосвязь конфликта и стресса
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Психологическая помощь детям и взрослым переживающим потерю(синдром утраты)
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
Федеральное казенное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» Экстренная допсихологическая помощь при острых стрессовых реакциях.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
Экстренная психологическая помощь при стрессе Рекомендации педагогам, психологам для работы с острыми стрессовыми ситуациями у учащихся.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

СТАТИСТИКА 75% участников транспортных аварий на территории России погибает 80 % раненых при ДТП погибает в первые три часа из-за обильной кровопотери 80 % раненых при ДТП погибает в первые три часа из-за обильной кровопотери 30 % взрослых и детей после ДТП имеют посттравматические стрессовые расстройства

Субъекты ДТП Первая группа специалисты. Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликвидации последствий ДТП. Вторая группа жертвы. Люди, пострадавшие от ДТП. Как правило, люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, зачастую потратившие много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и возвращения к нормальной жизни. Третья группа пострадавшие. Люди, потерявшие своих близких или лишившиеся своего имущества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяжелые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Четвертая группа очевидцы или свидетели. Люди, проживающие или оказавшиеся в непосредственной близости к ДТП. Пятая группа наблюдатели (или зеваки). Люди, получившие информацию о происходящем и прибывшие на место. Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и наличия травматических ситуаций в прошлом. Шестая группа «телезрители». Люди, получающие информацию о ДТП с помощью средств массовой информации (СМИ). Неоспорим тот факт, что люди должны получать информацию о событиях. Однако специалистам известно немало случаев негативных психологических последствий освещения СМИ чрезвычайных ситуаций. Часто эмоциональная окраска репортажей носит чрезмерно негативный, трагичный, подчеркнуто пессимистичный характер.

Основные особенности экстремальных ситуаций при ДТП обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям; жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события». Часто можно услышать «это было еще до аварии»; человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке; большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

Травмирующие факторы при ДТП Внезапность. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв. Отсутствие подобного опыта. Люди часто учатся переживать травматическое событие в момент стресса. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф; может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни, что может привести к феномену «выученной беспомощности». Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за аварии свою социальную роль и позицию. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека и его «познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять, Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.

Фазы психических реакций при катастрофах Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе. Но, именно в этой фазе возникают и острые стрессовые реакции, возможны проявления страха и паники. Когда очевидцы, пострадавшие описывают случившееся подробная информация, как правило, искаженна, за исключением нескольких центральных особенности). Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 месяцев. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены. Для этой фазы, однако, характерны и переживания горя в случае утраты близких. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения различных надежд. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы самим, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

Острое стрессовое расстройство (ОСР) По международному классификатору болезней (МКБ-10) ОСР- быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интенсивности. Наблюдаются следующие симптомы: - бред - галлюцинации - апатия - ступор - двигательное возбуждение - агрессия - страх - истерика - нервная дрожь - плач симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток); есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и появлением симптоматики.

Бред и галлюцинации Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание. К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший непроизвольно переживает будто реальное присутствие воображаемых объектов, которые в данный момент фактически не воздействуют на его органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

Апатия Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, какие бы то ни было проявления эмоций отсутствуют. Признаки: безразличное отношение к окружающему; вялость, заторможенность; речь медленная, с большими паузами.

Ступор Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев. Это одна из самых опасных реакций. Признаки: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), "застывание" в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности, возможно напряжение отдельных групп мышц, часто ограниченные координированные движения глаз.

Страх К основным признакам страха относятся: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль над собственным поведением. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

Нервная дрожь После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др. Основные признаки : дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время; возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету); реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов); потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

Плач Основные признаки: человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики, нет признаков возбуждения. Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Истерика Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. Основные признаки: сохраняется сознание; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.

Двигательное возбуждение Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное что он может делать - это двигаться. Движения могут быть совсем простые («я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что не знаю где нахожусь») или достаточно сложные («я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»). Признаки: движения резкие, бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих. В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим

Агрессия Признаки: раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесные оскорбления, брань; мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Основные рекомендации при оказании экстренной психологической помощи Повышайте уровень осведомленности, зная основные правила оказания экстренной психологической помощи ее могут оказывать и люди случайно или по роду деятельности оказавшимися рядом с таким человеком. Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Позаботьтесь о медицинской помощи. Не теряйте самообладания. Состояние, поступки, эмоции человека, получившего психическую травму в результате аварии это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, найдите того, кто может это сделать. Соблюдайте основной принцип оказания помощи: «Не навреди». От вас потребуется участие, сострадание, сопереживание. Зачастую помощь и поддержка окружающих во время и сразу после трагических событий помогают человеку справиться с горем, не попасть в дальнейшем в замкнутый круг страха, вины и отчаянья.

ГОРЕ Горе Горе – это сильные эмоции, переживаемые в результате потери близкого любимого человека. «Утрата может быть временной или постоянной, реальной или воображаемой, физической или психологической» - (Изарт) Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретает чувство равновесия и полноты жизни.

Психологические симптомы горя (признаки здорового горя) Ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими. Утрата теплоты в отношениях с другими Уход от всех контактов с близкими и друзьями Их поведение может казаться странным – как они могут улыбаться, разговаривать, и др. Поглощенность образом умершего Чувство вины (я не все сделал для умершего, что мог, я был невнимателен к нему при жизни) Тенденция разговаривать с раздражением и злостью Утрата моделей поведения Неспособность начинать и поддерживать организационную деятельность. Нежелание чем – либо заниматься Отсутствие интереса к любимым занятиям

Нетипичные патологические симптомы горя включают в себя следующее (признаки искаженного горя) Затянувшееся переживание горя (несколько лет) Задержка реакции на смерть близкого (в течение двух или нескольких недель) Избегание друзей и семьи, отстранение от своих других детей (при потере ребенка) Человек не в состоянии обеспечить себя самым необходимым Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжения, горьких упреков в свой адрес и необходимость самобичевания Появление болезней психосоматического характера (язвенный колит, ревматический артрит, астма, нередко бывает ослабление чувствительности) Сверхактивность – перенесший утрату человек начинает развивать бурную деятельность, не думая об утрате (трудоголики) Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах

Нетипичные патологические симптомы горя включают в себя следующее (признаки искаженного горя) продолжение: Развитие симптомов, от которых страдал умерший Не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение, может быть полное изменение стиля жизни Уход от социальной активности, устойчивая нехватка инициативы или побуждений, прогрессирующая уединенность, неподвижность Слабовыраженные эмоции, неспособность эмоционально чувствовать Резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени Изменение отношения к друзьям, родственникам, раздражительность, нежелание надоедать Разговор о суициде, воссоединение с умершим, желание со всем покончить. Возможное вынашивание суицидальных планов При особенно сильных переживаниях горе может быть даже причиной болезни и смерти скорбящего человека

Словесные штампы, которых рекомендуется избегать в работе с людьми, переживающими горе: «На все воля божья» «Не настолько всеведущ человек, чтобы определить божью волю» «Мне знакомы Ваши чувства» «Уже прошло три недели с его смерти, а Вы еще не успокоились» «Благодарите Бога, что у Вас есть еще дети» «Бог выбирает лучших» «Он прожил долгую и счастливую жизнь, поэтому пробил его час» «Мне очень жаль» «Позвоните мне, если что-то понадобится» «Вы должны быть сильными ради своих детей»

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) ПТСР это специфическая клиническая форма нарушения процесса посттравматической стрессовой адаптации. Критерии диагностики ПТСР содержатся в международном диагностическом стандарте МКБ- 10 Международном классификаторе болезней, принятом в странах Европы и в России. ПТСР отнесено к группе расстройств, связанных с нарушением адаптации и реакции на сильный стресс. ПТСР возникает в результате воздействия на человека травматических событий, связанных с гибелью, серьезными ранениями людей, возможной угрозой гибели или ранений. При этом человек, переживший подобную травматическую ситуацию, может быть как жертвой происходящего, так и свидетелем страданий других лиц. В любом случае, в момент пребывания в травматической ситуации он должен испытать интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности. Особенностью этого расстройства является тенденция не только не исчезать со временем, но становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия.

Симптомы ПТСР Группа симптомов повторного переживания (или симптомы «вторжения») Группа симптомов избегания Группа симптомов физиологической гиперактивации (повышенной возбудимости).

Группа симптомов повторного переживания. (Флэшбэк). Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления Повторяющиеся кошмарные сны о событии Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»). Спазмы в желудке, головные боли.

Группа симптомов избегания Избегание мыслей, воспоминаний о пережитом, стремление не попадать в те ситуации, которые бы могли напомнить, вызвать эти воспоминания. Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей. Отстраненность, отдаленность от окружающего мира, отчуждение от других людей, ощущение одиночества («им меня не понять», «они этого не пережили»). Утрата способности устанавливать близкие отношения с окружающими людьми. Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность), исчезают чувства творческого подъема. Изменение представлений о мире, чувство укороченности будущего. Чувство вины.

Группа симптомов физиологической гиперактивации Сверхбдительность выражается в том, что человек пристально смотрит вокруг, словно ему угрожает опасность. Однако опасность здесь не столько внешняя, сколько внутренняя, она не позволяет расслабиться, отдохнуть. Преувеличенное реагирование: при малейшем раздражении, стуке, шуме человек громко кричит, бросается бежать и т.д. Повышается раздражительность, нетерпимость в обычных бытовых вопросах, часто возникает неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, сопровождаемая угрозами, иногда не только на словах. Возрастает агрессивность. Возрастает стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Применяется и грубая физическая сила, и речевая агрессивность. Возникают вспышки гнева. Повышается частота употребление алкоголя. Отношения в семье меняются.

Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при транспортных авариях, могут быть классифицированы следующим образом: Непосредственно во время события: 1) Индивидуальные реакции: соматическое состояние; возраст; подготовленность к ЧС; личностные особенности. 2) Социальные и организационные факторы: информированность; организация спасательных работ; «коллективное поведение».

Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при транспортных авариях, могут быть классифицированы следующим образом (продолжение): При проведении спасательных работ после ДТП 1) Особенности ситуации: «вторичные психогении». 2) Индивидуальные реакции: личностные особенности; индивидуальная оценка и восприятие ситуации; возраст; соматическое состояние. 3) Социальные и организационные факторы: информированность; организация спасательных работ; «коллективное поведение»; характер освещения в СМИ.

Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при транспортных авариях, могут быть классифицированы следующим образом (продолжение): На отдаленных этапах после травматического события: 1) Социально-психологическая и медицинская помощь: реабилитация соматическое состояние 2) Социальные и организационные факторы: социальное устройство компенсации характер освещения в СМИ

Результаты экспертного опроса по деятельности СМИ во время и после ЧС Вопрос: «Какая из функций СМИ способствует снижению негативных последствий ЧС «до, во время и после ЧС» Вопрос: «Какая из функций СМИ способствует снижению негативных последствий ЧС «до, во время и после ЧС» До ЧС просветительская 82%, информационная 30%, пропагандистская 19%, психотерапевтическая 6%. Во время ЧС информационная 84%, психотерапевтическая 23%, просветительская 9%, пропагандистская 6%. После ЧС После ЧС психотерапевтическая 68,5%, пропагандистская 32,6%, 18% информационная, просветительская 15,7%.

Последствия аварий Психологические расстройства Социальные проблемы Денежные расходы В работе журналиста важны: - понимание не только социальных и материальных трудностей пострадавших от ДТП, умение видеть симптомы травматического стресса, но и - осознанная ответственность за недопущение вторичной травматизации при осуществлении журналистской деятельности, способность оказать психотерапевтическую помощь через СМИ в процессе восстановления пострадавших после ДТП

Транспортная авария необязательно должна быть главной новостью дня, чтобы произвести сильное эмоциональное впечатление. «Обычная» новость об аварии на дороге при наличииграфических (видео) деталей обладает потенциалом сильного воздействия на читателя или зрителя

ВОЗМОЖНОСТИ И ЗАДАЧИ СМИ ПРИ ДТП СМИ обладают значительными компенсаторными ресурсами, способными в определенной степени возмещать психологический дискомфорт пострадавших, влиять на их социально-психологическое состояние. Необходимо при освещении ДТП: -повысить уровень достоверности информации, -снизить уровень сенсационности подачи материала, - дифференцировать информационные потоки, -сочетать функции информационную и психотерапевтическую, -работать во взаимодействии с властью, -делать акцент на исследовании причин аварий, без обвинений в адрес водителя, необходимости безопасного поведения для избежания ДТП; -пропагандировать культуру безопасных формы поведения

Интервью с очевидцем ДТП – разговор с человеком, который стал свидетелем дорожно- транспортного происшествия. Задача репортера в данном случае – дать собеседнику высказаться, не мешая ему и не перебивая его многочисленными вопросами и репликами. Необходимо помнить, что в этом интервью молчание репортера в начале рассказа очевидца может быть эффективнее самого хорошего вопроса. В то же время, нельзя забывать, что в таких интервью забывать, что в таких интервью на репортера возлагается большая ответственность. Люди, пребывающие в состоянии шока, нередко ведут себя крайне нерационально, не отдавая отчет своему поведению или эмоциям.

Основные навыки эмпатии для пост- травматического собеседование Эмпатия понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Основные требования при опросе после травмы: ИнтересВнимательностьЗаботаАвтономность Свобода от ожиданий или оценок Уважение

Возможности воздействия интервью с людьми, переживших травму при ДТП Записи при интервью могут затем быть использованы для того, чтобы: поделиться с другими, попавшими в подобные ситуации расширить знания профессионалов о том, что знают и умеют делать люди, справляющиеся с последствиями травмирующего события информировать общественность о последствиях травм с целью их предотвращения в будущем содействовать общественной активности людей искать формы, в которых переживания пострадавших могут быть признаны отдельными людьми и обществом добиться официального возмещения ущерба и восстановления справедливости Репортер способен создать такие условия, в которых сбор и запись свидетельств пострадавших приносит значительное облегчение человеку или сообществу, и в то же время позволяет подготовить убедительные материалы, которые можно использовать во всех целях, перечисленных выше.

Схема интервьюирования человека, пережившего травму Схема направлена на то, чтобы брать интервью о пережитом таким образом, чтобы само рассказывание о происшедшем не травмировало пострадавшего, а, напротив, способствовало преодолению воздействия последствий пережитого на жизнь человека. Процесс сбора свидетельств в формате «двойного описания» проходит поэтапно: Подготовить человека к интервью В начале беседы создать атмосферу, которая даст человеку почувствовать, что о нем заботятся Провести три этапа интервью Выразить признание переживаний и опыта рассказчика/ предложить отклик в конце интервью Записать рассказанную историю Провести вторую встречу с человеком, предоставившим свидетельство пережитого Отслеживание влияния данной беседы на жизнь человека и его психоэмоциональное благополучие, в частности

Подготовка человека к интервью Перед встречей человека можно спросить, где и как ему удобнее встретиться, узнать, хотел бы он придти с другом, родственником и/или с психотерапевтом. Если возможно, следует послать письменное приглашение с описанием цели встречи, важности интервью и его значения для жизни других людей. Вы можете проговорить информационное согласие о том, что: «Это интервью имеет большое значение для общества и может принести пользу и Вам. Возможно, мы всколыхнем некоторые нежелательные болезненные воспоминания для Вас… Но в конечном итоге, рассказывая свою историю мы получим положительный результат как для Вас, так и для других людей» Не менее важно сообщить, что если человек на какие-то вопросы отвечать не хочет, он может этого не делать, что он в любое время может попросить сделать перерыв или вовсе закончить беседу. Исключительно важно, чтобы вся организация процесса интервью была абсолютна прозрачна для рассказчика, и чтобы все данные ему обещания выполнялись. Взращивание ложных надежд в подобной ситуации оказывается крайне вредным

Создание атмосферы, которая даст человеку почувствовать, что о нем заботятся Вначале можно отметить, что свидетельства человека могут изменить жизнь других людей к лучшему, что, благодаря им, люди станут лучше осознавать, что происходит, что это может помочь тем, кто проходит через подобное, и так далее. Перед началом интервью можно сказать собеседнику, что он действительно претерпел суровые испытания, но все-таки выжил. Следует также объяснить, что интервью включает не только вопросы о последствиях пережитого, но и о том, как человек справился с этим – что он узнал, понял, чему научился и что теперь может передать другим. Необходимо сказать, что подобные интервью имеют очень большое значение, что беседа затронет самые разные истории в жизни собеседника. Можно уточнить как следует поступать в случае, если человек не может больше говорить об этом. Здесь есть несколько вариантов: сделать небольшой перерыв, выпить чашку чая, выкурить сигарету, прогуляться, посидеть в тишине, договориться о продолжении беседы завтра, попросить совсем завершить этот разговор, и т.п. Вместе с собеседником интервьюер может заранее обсудить все возможные трудности. На этом этапе интервьюер может предупредить, что в течение беседы будет периодически спрашивать, как чувствует себя человек, все ли идет хорошо, не надо ли сделать перерыв или перейти к следующему вопросу и т.д. Если вы ожидаете слезы - принесите бумажные платки, можете при необходимости их предлагать. При этом можно говорить: «Я привык слышать людей, когда они плачут, так что не беспокойтесь обо мне». Не всегда плачущие хотят продолжать интервью. Они могут испытывать трудности в общении, но часто они хотят и рассказать свою историю.

Три этапа интервью Выделяются три группы вопросов, составляющие три этапа интервью человека, пережившего травму. Часть первая (задание контекста) Скажите, что вы ожидаете от нашей беседы сегодня? К каким хорошим последствиям она могла бы привести? Почему вы решили рассказать о том, что вам довелось пережить? На какие ваши жизненные ценности указывает решение поделиться своей историей? Всегда ли это было важно для вас? Как эти важные ценности появились в вашей жизни и какое влияние они на нее оказали?

Часть вторая (о самом травматическом событии и его последствиях) Расскажите нам о том с какими трудностями вам пришлось столкнуться? В то время, когда это происходило, каким образом вы старались вынести это испытание? О чём вы думали? Какие воспоминания и мечты помогали вам выстоять? Что поддерживало вас в самые ужасные минуты? Может быть, для того, чтобы справиться с трудностями, вы использовали различные способы? Почему для вас важно, чтобы другие люди узнали об этом? Каким образом отразилась эта травма на вашей жизни? Как это повлияло на вас, на ваши отношения с близкими, родственниками, друзьями? Какие последствия были самыми тяжелыми для вас? Почему? Продолжают ли проявляться последствия той травмы в вашей жизни в настоящее время?

Часть третья (укрепление историй преодолении) В начале нашей беседы вы рассказали о том, что является для вас важным в жизни (перечислите, что говорил собеседник, используя его выражения). Как вы смогли сохранить в своей жизни эти ценности и надежды, несмотря на те трудности, которые вам пришлось преодолеть? Были ли у вас какие-либо способы, которые помогли облегчить последствия травмы? Если да, то как вы это сделали? Были ли эти способы новыми в вашей жизни, или вы пользовались ими ранее? Как вы научились этому? Какую роль эти умения играют в вашей жизни? Помог ли вам кто-нибудь изменить ситуацию к лучшему? Что важного сказал или сделал этот человек? Почему это было важно? Если бы кому-то пришлось пережить нечто подобное тому, что пережили вы, чтобы вы могли им посоветовать? Какие истории вы рассказали бы им о том, какие шаги вы предприняли, чтобы вырвать свою жизнь из-под влияния последствий этой травмы?

Признание переживаний рассказчика и отклик интервьюера/присутствующих в конце интервью Людям, которые дают интервью очень важно услышать значимый отклик от слушателей в конце интервью. Здесь можно подчеркнуть важность истории для других людей, можно отметить, чему интервьюера научила эта история, как мысли и знания одного человека могут помочь другим. На этом этапе можно поговорить о способностях человека и рассказанных им историях, о тех шагах, которые человек предпринял, чтобы вырвать из-под влияния проблемы отдельные области и аспекты своей жизни. Если после беседы интервьюер сможет назвать несколько ключевых моментов истории пострадавшего, которые были болеe всего важны для самого интервьюера; объяснить, почему именно эти моменты имеют такое значение; каким образом они отражают ценности и убеждения рассказчика; как слушание этой истории повлияло на интервьюера, какие изменения вследствие этого теперь могут произойти в его жизни, работе и восприятии мира – все это может оказать огромное влияние на человека, который решил поделиться своими свидетельствами. Подобный отклик, известный также как «церемония признания самоопределения» может подкрепить убеждение рассказчика в том, что переживание травмы было «не зря», и что его история стоила того, чтобы ее рассказать, и была воспринята достойно.

Составление письменного документа (статьи и т.д.) Когда мы пишем статью, необходимо помнить, что рассказчик должен иметь возможность прочитать записанное. Учитывая это, важно, чтобы в записи история травмы была уравновешена с историей исцеления, преодоления трудностей. Причем они должны быть сбалансированы по значимости. В запись истории о пережитой травме должны быть включены три основных аспекта: 1. События, что конкретно довелось пережить человеку 2. Последствия этих событий. Это могут быть последствия в жизни отдельного человека, в его представлении о себе, в его взаимоотношениях с другими людьми – или последствия для более широкого сообщества. 3. Реакция человека на пережитую травму и ее последствия: что это говорит читателю о надеждах, ценностях и желаниях рассказчика. Даже во время первой половины беседы, когда обсуждается само травмирующие событие, необходимо включать отклик человека, различные способы сопротивления и самозащиты, которые он применял. Например, если человек был длительное время в больнице, в это время он использовал какие- то способы поддержания бодрости духа, помощи другим, воспоминания о прошлом, которые помогали ему, и др. Запись этих реакций на травму является важной частью процесса создания «описания с обеих сторон». Вторая часть письменного документа содержит описания умений и знаний человека, способствовавших преодолению последствий травмы: как реагировал человек, что помогало вырвать жизнь из-под влияния пережитого, что имеет значение сейчас, и какие шаги человек предпринимает, чтобы жить предпочитаемой жизнью.

Вторая встреча с человеком, перенесшим травматическое событие Как только письменный документ составлен, наступает время для второй встречи с человеком. На этой встрече ему предлагается прочитать записанную версию его рассказа и оценить, правильно ли изложена его история, не надо ли что исправить или добавить, прежде чем документ будет завершен. Тут можно спросить о том, какие впечатления остались от интервью, от прочтения документа, что можно было бы сделать, чтобы стало лучше, что человек хотел бы сказать тем, кому еще предстоит принять решение рассказывать или не рассказывать свою историю, что помогло бы им принять решение и/или подготовиться к беседе. Далее надо вручить человеку завершенную копию его интервью и «сертификат признания» – формальное признание значимости вклада этого человека в жизнь других людей через участие в интервью.

Отслеживание влияния участия в интервью на жизнь человека О какой бы форме отслеживания влияния участия в интервью на жизнь человека вы ни договорились в начале совместной работы, она должна быть исполнена. Очень важно довести до конца то, что было обещано и предложено

Итак, процесс, описанный выше, включает: специальную подготовку людей к интервью, порядок задавания вопросов, определенный отклик на рассказ человека и создание документа в формате «описания с обеих сторон». Очень важно, что документ этот предоставляется рассказчику, который проверяет, правильно ли с его слов записана его история. Завершается процесс церемонией признания и благодарностью за поступок человека. Имеющийся опыт такой работы показал, что все эти факторы создают обстановку, при которой процесс дачи информации и ее запись положительно сказываются на состоянии человека и его возвращении к нормальной жизни.

Контрольный список вопросов, способных помочь журналистам, пишущих о травме при ДТП Изображает ли моя история жертв ДТП с точностью, пониманием и чувствительностью? Достаточно ли моя история ясна и привлекательна, с сильной темой или фокусом? Есть ли информация для читателей о способах реагирования при травматическом событии и путях совладания с эмоциональными травмами в процессе восстановления? Удалось ли избежать в истории сенсационности, мелодрамы, и изображения жертв трагическими или жалким? Подчеркивает ли история опыт, а не виновника жертв?

Рекомендации при опубликовании фото-видео материалов о ДТП Не показывать жертв ДТП крупным планом, а также раны и кровь Не показывать жертв ДТП крупным планом, а также раны и кровь Убедитесь, что родственники были уведомлены, прежде чем объявить или показать личность человека, который погиб Убедитесь, что родственники были уведомлены, прежде чем объявить или показать личность человека, который погиб Не прерывайте детские программы, чтобы показать смерть Не прерывайте детские программы, чтобы показать смерть При подготовке к печати газет, думать об относительном эффекте фотографий опубликованных на главной странице и внутренних страницах. Наиболее впечатляющие для кого-то (особенно для детей) фото лучше размещать на внутренних страницах газеты. При подготовке к печати газет, думать об относительном эффекте фотографий опубликованных на главной странице и внутренних страницах. Наиболее впечатляющие для кого-то (особенно для детей) фото лучше размещать на внутренних страницах газеты. Если вы решили показать смерть других, сделать это один раз – например, в вечерних новостях - но не используйте файл ленты в последующих телепередачах Если вы решили показать смерть других, сделать это один раз – например, в вечерних новостях - но не используйте файл ленты в последующих телепередачах Помнить, о возможных потенциальных реакциях на стресс при подготовке репортажей о ДТП, а также о возникновении симптомов травматического стресса в течение длительного периода времени после увиденного Помнить, о возможных потенциальных реакциях на стресс при подготовке репортажей о ДТП, а также о возникновении симптомов травматического стресса в течение длительного периода времени после увиденного

Возможная терапевтическая тематика материалов в СМИ Образовательное направление. Данное направление включает в себя информационную поддержку, обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями физиологии и психологии, направлений психотерапии. Например, только простое знакомство с диагностической симптоматикой ПТСР помогает больным осознать то, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации, и это дает им возможность осуществлять контроль за своим состоянием, выбирать средства и методы, которыми можно добиться выздоровления. Холистическое направление. Вторая группа тем располагается в области целостного отношения к здоровью. Специалисты по формированию здорового образа жизни справедливо отмечают, что физическая активность, правильное питание, духовность и развитое чувство юмора вносят большой вклад в выздоровление человека как единого целого. Здоровый образ жизни с достаточной физической активностью, правильным питанием, отсутствием злоупотребления алкоголем, отказом от наркотиков, избеганием употребления возбуждающих питательных веществ (например, кофеина), со способностью с юмором относиться ко многим событиям нашей жизни создает основу для восстановления после тяжелых травматических событий, а также способствует продлению активной и счастливой жизни Социальное направление. Темы, направленные на формирование и увеличение социальной поддержки и социальной интеграции. Сюда также можно включить развитие сети самопомощи, а также формирование общественных организаций, оказывающих поддержку людям с ПТСР. Очень важна точная оценка социальных навыков, тренировка этих навыков, уменьшение иррациональных страхов, помощь в умении преодолевать риск формирования новых отношений. К этой категории относятся темы по формам организации социальной работы, которые помогают течению процесса выздоровления.

Профилактика профессионального стресса для журналистов, работающих на ДТП Самостоятельно - Здоровый образ жизни - приемы саморегуляции функционального состояния: элементы ароматерапии, музыкотерапии, самомассаж, самовнушение, управление вниманием и т.д. Самостоятельно, после подготовки со специалистом Руководитель, коллектив Корпоративная культура Формирование среды Психолог Нервно-мышечная релаксация Аутогенная тренировка Идеомоторная тренировка Медитация