Редевелопмент старопромышленных городов. Пермская агломерация. Генплан Перми. Мишарин Юрий Валентинович Пермский филиал Института экономики УрО РАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Advertisements

Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Программа социально- экономического развития Пермского края на гг.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Инвестиционная привлекательность Пермского края Выполнили: Меньшикова Ксения, Сабитова Анжелика.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на годы Постановление вступило в силу г.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Стимулы и формы государственной поддержки спроса и предложения на первичном рынке жилья.
Ленинградская область. Численность населения чел. (2018); Плотность населения 21,62 чел./км 2 (2018); Городское население 63,79% (2018).
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
1 О видении развития региона во взаимоувязке с долгосрочными приоритетами развития страны (по Программе развития территорий на 5 лет) 1.
Стратегия социально-экономического развития муниципального района «Барятинский район» на гг.
Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на годы Долгосрочная целевая.
О ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ на разработку Программы социально - экономического развития города Перми на период годов Планово - экономический департамент.
Стратегия инновационного развития России на период до 2020г. А. Каширин Москва, ТПП РФ 17 февраля 2011г.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Транксрипт:

Редевелопмент старопромышленных городов. Пермская агломерация. Генплан Перми. Мишарин Юрий Валентинович Пермский филиал Института экономики УрО РАН

Ключевая проблема стимулирования жилищного строительства в Пермском крае и его территориальных образованиях в настоящее время Отсутствие четкого представления о сущности территориального образования. Город Пермь - это: Город мастеров (Детройт) Город купцов (Дубай) Город ученых (Бостон) Город студентов (Гейдельберг) Город искусств (Гаага)

Пермский край и его города – это старопромышленные территории

В Европе и США старопромышленные города - это города, экономика которых базируется на отраслях первого и второго технологических укладов, а формирование структуры промышленного производства началось в XVIII–XIX вв. Благодаря конкурентным преимуществам базовых отраслей их развитие шло опережающими темпами относительно других регионов до 60–70-х гг. XX века, затем они стали отставать от городов, промышленность которых специализировалась на отраслях последующих технологических укладов. Привязка к определенным технологическим укладам периода формирования экономической структуры обусловила отнесение к старопромышленным группы городов, отраслями специализации которых являются угледобывающая промышленность, черная металлургия или легкая (текстильная) промышленность.

В России старопромышленный город - это город, сформировавший структуру промышленного производства на разных этапах индустриального развития начиная с конца ХIХ века до 60–70-х гг. ХХ века, который в прошлом был более развитым относительно других, но с течением времени перешел в категорию депрессивных вследствие старения отраслей специализации. Российские старопромышленные города значительно многообразнее зарубежных как по периодам их формирования, так и по специализации. К категории старопромышленных также относят города с ресурсной спецификой, когда причиной депрессивности становится истощение природных активов.

Классификация городов России по версии Института территориального планирования «Урбаника» (СПб) и Союза архитекторов России (2011 год)

Характерные группы городов промышленного каркаса России 1. Группа «старопромышленных городов», построенных в советский период, которые за счет выгодной мировой рыночной конъюнктуры последних лет (прежде всего, на сырьевые продукты и продукты низких переделов) смогли провести самомодернизацию производственных мощностей. Отраслевую основу этой группы составляют сектора нефтегазовой и металлургической специализации, собственниками преимущественно являются крупные российские компании. Территориальная структура размещения старых промышленных центров включает около 140 городов из 250 крупнейших промышленных городов. 2. Группа промышленных территориальных новообразований, связанных с развитием «индустрии потребительских товаров». Территориально они привязаны не к городам, а к крупнейшим городским агломерациям России, с доминированием Московской агломерации (Санкт-Петербургская, Калужская, Калиниградская и т.п.). Факт их появления и развития связан с потребительским бумом 2000-х годов, а также с рядом государственных мер таможенного регулирования, стимулирующим импортозамещение. Создание новых предприятий пока не привело к появлению в стране полноценных центров управления и разработок, что минимизирует их инновационный эффект для экономики.

Характерные группы городов промышленного каркаса России 3. Группа «старопромышленных городов» - города «промышленной стагнации», которые так и не смогли восстановить промышленный потенциал советского времени. Часть городов данной группы поддерживают приемлемый уровень жизни за счет экономической трансформации в сторону сервисных секторов специализации – торговли или логистики. 4. Группа городов «промышленной инновации» – является самой малочисленной. Это города, чей промышленный потенциал основан на развитии отраслей пятого (актуального) технологического уклада. Их формирование происходило в 70-е – 80-е годы ХХ века. Практически все города этой категории имеют статус ЗАТО или наукограда, находятся под полным или частичным контролем государства. Именно эти города сосредоточили в себе собственный промышленно-технологический потенциал России, наиболее актуальные и востребованные производственные инновации. Города «промышленной инновации» находятся в разном экономическом положении, прежде всего, из-за того, что их продукция имеет особенности, затрудняющие ее экспорт, а внутренний рынок потребления высокотехнологичной продукции слабо развит. Из-за этого ряд потенциально перспективных промышленных центров деградирует и теряет молодое население.

Характерные группы городов промышленного каркаса России 5. Особая группа городов – федеральные столицы Москва и Санкт-Петербург, которые остаются крупнейшими промышленными центрами страны и обладают свойствами всех предыдущих групп. Их особенность – в сохранении высокого влияния на промышленный каркас страны, которое обусловливает ряд системных рисков. Наиболее значимый их них - гипертрофированное развитие по отношению к прочим городам России, пространственная структура которой требует более сбалансированного каркаса промышленных центров для сбалансированного социального, экономического и экологического развития страны. По основным характеристикам город Пермь может быть отнесен к 1, 2 и 4-й группам.

Основные тенденции в развитии «старопромышленных городов» с середины XX века 1. Деиндустриализация - экономический структурный сдвиг, обусловленный смещением от промышленности как главного работодателя экономики к сфере услуг. Это связывают с возрастанием запросов населения на качественные и разнообразные услуги и возможностями предоставления различного рода качественных и совершенно новых услуг на основе достижений научно-технической революции. 2. Субурбанизация и контрурбанизация, обусловленные оттоком населения и основных сфер занятости из крупных городов в пригороды, более мелкие города и сельские районы, что связывают с возрастанием пределов транспортной доступности. 3. Реурбанизация – возрастание экономической активности города как технологического центра, центра инноваций.

Редевелопмент территориальных образований - реинжиниринг социальных, экономических, экологических и институциональных процес- сов территориального образования от их дисбаланса к балансу с точки зрения устойчивого развития, реализуемый посредством территориального планирова- ния.

Законы и нормативные акты о редевелопменте в США приняты в 49 штатах и округе Колумбия California Community Redevelopment Law. Article 2. Redevelopment Redevelopment defined: «Redevelopment» means the planning, development, replanning, redesign, clearance, reconstruction, or rehabilitation, or any combination of these, of all or part of a survey area, and the provision of those residential, commercial, industrial, public, or other structures or spaces as may be appropriate or necessary in the interest of the general welfare. Общий объем постоянно обновляемого закона о редевелопменте штата Калифорния – 314 страниц. Осуществляют реализацию законов и нормативных актов о редевелопменте Community Redevelopment Agencies. В штате Флорида действует более 170 агентств редевелопмента. В штате Калифорния числится 425 агентств, из них 399 осуществляют 750 проектов. Агентства штатов объединяются в ассоциации. Ежегодный отчет «Community Redevelopment Agencies Annual Report» контроллера штата Калифорния (California State Controller) о деятельности агентств занимает около 700 страниц.

В отличие от штатов США в Пермском крае и его территориальных образованиях в последние годы наблюдается методологическая и методическая неопределенность в области стратегического и территориального планирования. Это особенно заметно на примере жилищного строительства. 1. В Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края от , в качестве целевого показателя результативности деятельности Правительства Пермского края в 2015 году планируется «Ввод общей площади жилья в субъекте» тыс. кв. м. Далее – до 2026 года – значений этого и других показателей нет. 2. В Схеме территориального планирования Пермского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от г. 780-п, в разделе 2.3. Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры утверждается: В целях развития жилищного строительства в генеральных планах городских округов и поселений необходимо планировать территории (инвестиционные площадки), предназначенные для малоэтажного строительства. Успешность реализации жилищной политики в Пермском крае определяется:

а) уровнем жилищной обеспеченности: - к 2016 г. планируется достижение показателя по уровню жилищной обеспеченности среднего по Пермскому краю - 25,9 кв. м на 1 человека, в т.ч. в сельской местности - 29,4 кв. м на 1 человека, в городской местности - 24,8 кв. м на 1 человека; - к 2026 г. планируется достижение показателя по уровню жилищной обеспеченности среднего по Пермскому краю - 32,3 кв. м на 1 человека, в т.ч. в сельской местности - 40 кв. м на 1 человека, в городской местности - 30 кв. м на 1 человека. б) общим количеством жилищного фонда: к 2016 г. общее количество жилого фонда планируется довести до 69,5 млн. кв. м, а к 2026 г. до 89,1 млн. кв. м. В целях достижения требуемых объемов жилищного фонда к 2015 г. необходимо достичь уровня нового жилищного строительства не ниже 0,7 кв. м на душу населения, к 2025 г. - 0,9 кв. м на душу населения. Т.е. ввод жилья, иначе – уровень нового жилищного строительства, в 2015 году ожидаем – 1,89 млн. кв. м. против 1,0 млн. кв. м согласно Стратегии

3. В проекте КДЦП «Стимулирование развития жилищного строительства в Пермском крае в годах», вроде бы согласованной в 2010 году с МРР РФ, но до сих пор не принятой в Пермском крае Раздел 6. Оценка социально- экономической, бюджетной и экологической эффективности Программы. Социально-экономическими последствиями достижения результатов при реализации Программы являются: - улучшение жилищных условий граждан, проживающим на территории Пермского края, за счет обеспечения ввода в годах 5061 тыс. кв. метров жилой площади; - увеличение уровня обеспеченности населения Пермского края общей площадью жилья до 22,9 кв. метров на человека; - создание условий для ввода в годах не менее 3127,9 тыс. кв. метров общей площади малоэтажных жилых домов и т.д. Успешная реализация Программы к 2015 году позволит обеспечить: - улучшение жилищных условий населения, увеличение уровня обеспеченности жильем до 22,9 кв. метров на человека.

Приложение 8 к КДЦП "Стимулирование РЖС в Пермском крае на годы» Плановый ввод жилья по видам застройки Вид земель малоэтажн ое многоэтаж ное малоэтажн ое многоэтаж ное малоэтажн ое многоэтаж ное малоэтажн ое многоэтаж ное малоэтажн ое многоэтаж ное Федеральные земли , Муниципальн ые земли 255,5284,4194,3303,6133,6577,3181,3408,1264,1463 Частные земли 228,354,2255, ,510489,240213,250 ИЖС Итого495,8338,6534,8421,6561,4587,3715,5448,1852,3513 Всего 834,4956,41148,71163,6 1365,3

4. В проекте Программы социально-экономического развития Пермского края на годы, обсуждаемого в настоящее время экспертными группами губернатора, согласно разделу ввод общей площади жилья в субъекте в 2016 году составит 1,5 млн. кв. м (по сравнению с 2011 годом произойдет увеличение на 100%, в 2 раза). ИТОГО: Стратегия СЭР ПК СТП ПК (принята 2011 г.) (принята 2009 г.) 2015 г. – 1,0 млн. кв. м 2015 г. – 1,89 млн. кв. м КДЦП СРЖС ПК Программа СЭР ПК (проект гг) (проект гг) 2015 г. – 1,3653 млн. кв. м 2016 г. – 1,5 млн. кв. м

Приведенная на примере показателя ввода жилья методологическая и методическая неопределенность указывает на необходимость создания краевого института территориального планирования, позволяющего свести методологически и методически задачи краевого и местного стратегического и территориального планирования, исходя из определения, что Схема территориального планирования (генплан) – есть картографическая визуализация стратегии, комплексной, целевых и отраслевых программ развития территориального образования.