ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2013 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
Advertisements

М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Роль оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в процессе подготовки технических регламентов.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: специфика, механизмы и тенденции развития института.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на региональном уровне.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия» 28 ноября 2012 г.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О перспективах внедрения института оценки регулирующего воздействия в Республике Башкортостан.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
Даниленко Екатерина Сергеевна Руководитель проектов ОАО НПП "Гранит-Центр" Министерство экономического развития Российской Федерации Единый интернет-портал.
«Итоги работы по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Камчатском крае за I квартал 2014 года»
18 ноября 2013ТПП РФ О ЦЕНКА Р ЕГУЛИРУЮЩЕГО В ОЗДЕЙСТВИЯ Задачи. Результаты. Перспективы Минэкономразвития России Департамент оценки регулирующего воздействия.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Новый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Транксрипт:

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2013 года

Оценка регулирующего воздействия: цели, задачи, создание инфраструктуры для осуществления процесса оценки регулирующего воздействия (определение уполномоченного органа, принятие порядка проведения оценки, разработка стандарта публичных консультаций). Законодательное закрепление процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов. Организация взаимодействия региональных бизнес-ассоциаций с уполномоченными органами и разработчиками нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия. Механизм системной реализации процедуры оценки регулирующего воздействия на интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти субъектов Российской Федерации - regulation.gov.ru. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, в части внедрения института оценки регулирующего воздействия. Вопросы для обсуждения 2

Ведение бизнеса – это… 3 …БЕСКОНЕЧНЫЕ согласования …ТЫСЯЧИ нормативных документов …ГОРЫ отчетности

«…снижение административных барьеров…» «…улучшение инвестиционного климата…» «…развитие предпринимательства…» «…создание комфортных условий для бизнеса…» «…формирование делового сообщества…» «…соблюдение баланса интересов власти и бизнеса…» ОТВЕТСТВЕННЫЕ? Органы государственной власти Задачи и национальные приоритеты 4

Разобраться в содержании ПРОБЛЕМЫ и ее масштабах Найти наиболее эффективные и современные РЕШЕНИЯ Рассчитать возможные ВЫГОДЫ и ИЗДЕРЖКИ Учесть ПРЕДЛОЖЕНИЯ, МНЕНИЯ И ОПЫТ экспертов Не допустить новых административных барьеров и ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ на бизнес Повысить ЭФФЕКТИВНОСТЬ законодательства Инструмент? ОРВ! Как это возможно? 5

Внедрение института ОРВ в странах Европы и странах-членах ОЭСР (а также СНГ) Австралия США Польша Великобритания Н. Зеландия Нидерланды Ирландия Чехия Япония Австрия Норвегия Венгрия Испания Мексика ФранцияДания Канада ФинляндияИталия Германия Турция Украина Киргизия Узбекистан Казахстан Словакия Россия Ю. КореяШвеция Швейцария Греция Бельгия Португалия ОРВ в странах ОЭСР и СНГ 6

Суть ОРВ. Что это? 7

8 ОРВ требует: 1. Увидеть и детально изучить проблему 2. Услышать участников и обсудить варианты 3. Рассчитать выгоды и издержки 4. Спрогнозировать и оценить эффекты АНАЛИЗ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПУБЛИЧНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ОРВ Публичное обсуждение с бизнесом

Миф: «ОРВ = аналог существующих процедур» 9 правовая экспертиза ведомственное согласование антикоррупционная экспертиза ОРВ

10 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года 260 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года 1009 Постановление Правительства РФ от N 1318 «О порядке проведения ФОИВ оценки регулирующего воздействия проектов НПА, …» Приказ Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года 398 «О порядке проведения Министерством экономического развития Российской Федерации оценки регулирующего воздействия» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» Нормативно-правовая и концептуальная база института ОРВ Нормативно-правовая и концептуальная база института ОРВ

Ключевые стейкхолдеры, вовлеченные в процедуру ОРВ Ключевые стейкхолдеры, вовлеченные в процедуру ОРВ 7 11 Минэкономразвития России Правительство и Аппарат Правительства РФ Органы государственной власти субъектов РФ Деловое сообщество: отраслевые ассоциации, союзы, предприниматели Экспертные и научные организации Федеральные органы исполнительной власти Минюст России ЕЭК и таможенный союз

12 Регламентом Правительства РФ установлено направление проектов актов на ОРВ в Минэкономразвития России Сферы ОРВ: Государственный контроль (надзор); Установление и применение обязательных требований; Безопасность процессов производства; Оценка соответствия Налоговое и таможенное законодательство Цель ОРВ – предотвращение новых административных барьеров, недопущение избыточных ограничений, обязанностей и затрат предпринимателей, расходов бюджета Заключение об ОРВ Результат ОРВ – обоснованное принятие решений и подготовка качественных проектов актов Действующая процедура ОРВ

13 Приказ Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года 398 Минэкономразвития РоссииРазработчик (ФОИВ) 2. Предварительная оценка 5 дней 3. Углубленная оценка 20 дней 4. Подготовка заключения 5 дней 1. Поступление проекта акта Бизнес – сообщество Направление уведомления о том, что ОРВ не требуется Направление положительного заключения Направление положительного или отрицательного заключения Размещение заключения на сайте Проведение публичных 15 дней консультаций 15 дней Направление проекта акта Действующий порядок подготовки заключений об ОРВ

ОРВ сегодня ФОИВ… 1807 заключений об ОРВ… > 40 субъектов РФ… подготовлено Минэкономразвития России на >12500 мнений и замечаний… поступило и рассмотрено в рамках публичных консультаций от участников обсуждения регулярно направляют подготовленные проекты актов на ОРВ принимают участие в процедуре ОРВ 0 вариантов… …решения проблемы кроме принятия нового НПА предлагается разработчиком

Результаты ОРВ. Отдельные цифры (1) 12,5 млрд. рублей… 20 млрд. рублей… 480 млн. рублей в год … дней… … сэкономлено в результате признания избыточным требования о выдаче 160 тыс. разрешений на перевозку опасных грузов … издержки, которых удалось избежать при оснащения вагонов аппаратурой ГЛОНАСС (оборудовано 60 тыс.) … необходимо Ростехнадзору для исполнения требования о согласовании охранных зон объектов электроэнергетики … ежегодных издержек субъектов малого бизнеса, осуществляющих торговую деятельность организаций… … затронет законопроект о наделении органов госвласти субъектов РФ полномочиями по установлению правил определения обязательств застройщика млрд. рублей… …возрастут затраты на строительство федеральных автодорог при их отнесении к технически сложным объектам

Результаты ОРВ. Отдельные цифры (2) 16 от 840 до миллиардов рублей… составит возможный ущерб от отмены экспертизы проектной документации 24 млрд. рублей… излишние страховые сборы при страховании владельцев ОПО с 37 до 14 копеек был снижен… размер минимального тарифа страхования ответственности перевозчика за причинение вреда пассажиру 51 млрд. рублей ежегодно… предполагалось собрать в качестве платы за проезд по федеральным дорогам автомобилей с разрешенной массой более 12 тонн (3,5 рубля за км) понадобится затратить владельцам объектов электросетевого хозяйства на подготовку межевых планов от 1,147 до 163,2 трлн рублей…

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (пункт 2, подпункт «д») Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (пункт 2, подпункт «д») 7 До 1 января 2013 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, в том числе: Развитие и законодательное закрепление в регионах – с 2014 года, муниципальных образованиях – с 2015 года; Обязательный для ФОИВ порядок проведения ОРВ на всех стадиях подготовки проектов НПА; Распространение ОРВ на области таможенного и налогового законодательства; Достаточные сроки для обеспечения полноты и объективности такой оценки; ОРВ законопроектов, подготовленных к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении 17 Постановление Правительства РФ 1318 от Проект федерального закона

Основные новеллы проекта ФЗ Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части распространения процедуры оценки регулирующего воздействия» Основные новеллы: Обязательность проведения ОРВ и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации (с 2014 года) и муниципальных образованиях (с 2015 года). за исключением уставов и муниципальных НПА о внесении изменений в уставы, а также оформленных в виде НПА решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан) Методическое обеспечение деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов осуществляются Минэкономразвития России Порядок проведения устанавливается –органами государственной власти субъектов РФ –органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Приказ Минэкономразвития России от г. 623 «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения ОРВ в субъектах Российской Федерации» Развитие ОРВ в регионах субъекта РФ внедрили процедуру ОРВ 33 субъекта РФ нормативно закрепили порядок проведения ОРВ 54 субъекта РФ определили уполномоченный орган 44 субъекта РФ участвуют в ОРВ на федеральном уровне

Формирование единого подхода к внедрению ОРВ в субъектах РФ Подход Минэкономразвития России Рамочные положения федеральных законов 184, методические рекомендации Цель ОРВ – оценка позитивных и негативных эффектов для участников отношений ОРВ проводит разработчик на «ранней стадии» подготовки проекта акта Область применения ОРВ - проекты НПА: предпринимательская деятельность, контроль-надзор, иное Форма сводного отчета и ЗОРВ: закрепляется нормативно Публичные консультации: единый формат (аналог regulation.gov.ru), обязательность рассмотрения и публикации сводки предложений Подход АСИ Требования к нормативному правовому акту по ОРВ субъекта РФ Критерии оценки нормативных актов: целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности (содержание не определено) ОРВ проводит уполномоченный орган Область применения ОРВ – НПА (сфера не определена). Форма отчета об ОРВ: проблема, цели, варианты (Отдельно) шкала жесткости, рекомендуемый вариант, его реализация и последующий мониторинг Публичные консультации и учет мнения заинтересованных групп (обязательность не определена) 20

21 Как встроить процедуру ОРВ в существующую правотворческую деятельность органов власти? Как сформулировать предметную область ОРВ на региональном уровне? Какая «инфраструктура» (уполномоченный орган, порядок оценки, стандарт ПК и т. д.) необходима для проведения ОРВ? Каким должен быть «статус» заключения об ОРВ? Как привлечь бизнес-сообщество к участию в процессе нормотворчества и получить содержательный отклик? Ключевые вопросы внедрения ОРВ на региональном уровне Ключевые вопросы внедрения ОРВ на региональном уровне Готово ли общество участвовать в обсуждении нормотворческих инициатив органов власти?

ОРВ на Едином портале REGULATION.GOV.RU 22 Возможность публичного обсуждения и проведения ОРВ на едином портале Широкий круг участников Отображение мнения экспертов

ОРВ на Едином портале REGULATION.GOV.RU Заключение об ОРВ 1.Решение о разработке нового регулирования 2. Проект нормативного правового акта 3. Сводный отчет: оценка последствий Федеральные органы исполнительной властиМинэкономразвития России Правительство Российской Федерации ОРВ на Едином портале REGULATION.GOV.RU

24 Портал regulation.gov.ru и региональные порталы

25 Переход на региональный портал

26 Единый портал REGULATION.GOV.RU (Региональный уровень) Единый портал REGULATION.GOV.RU (Региональный уровень) regulation.gov.ru Региональный компонент федерального портала regulation.gov.ru Свободный и удобный доступ участников обсуждения к информации о региональных проектах НПА Единый порядок и регламент проведения публичных консультаций Обеспечение размещения проектов НПА на всех стадиях процедуры Доступа к аналитическим и новостным материалам, к досье с материалами уже проведенных консультаций в отраслевом разрезе

Информационные ресурсы 27

Внедрение института ОРВ в странах Европы и странах-членах ОЭСР (а также СНГ) Девиз ! 28 I have read the Regulatory Impact Assessment and I am satisfied that the benefits justify the costs «Я прочитал настоящее заключение об оценке регулирующего воздействия и убежден, что выгоды оправдывают издержки»

Контактная информация Фоминых Александр Карпович тел.: 8 (499) Сорокина Наталья Владимировна тел.: 8 (499)