А.В. Гребенников Председатель Комитета по промышленной политике некоммерческой организации «Ассоциация машиностроителей Кузбасса», Начальник отдела машиностроения Администрации Кемеровской области Тяжелое машиностроение как основа инновационного развития Сибири
Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Новосибирск 26 февраля 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения.
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Основные проблемы в развитие тяжелого машиностроения (горношахтного и горнорудного) на примере Кузбасса Высокое конкурентное давление на внутреннем рынке со стороны не только традиционных поставщиков (европейский, американских) но и производителей динамично развивающихся стран, прежде всего Китая; Отсутствие инвестиций в НИОКР и модернизацию оборудования; Отсутствие условия для проведения испытаний и сертификации новой техники по добыче руды, угля и других полезных ископаемых.
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Основные проблемы в развитие тяжелого машиностроения (горношахтного и горнорудного) на примере Кузбасса Полная деконструкция государственной системы разработки и постановки на производство новых видов ГШО, включая испытание и сертификацию Институциональный хаос 1995 – 2010 г.г. Разрыв хозяйственных связей и полное прекращение кооперации в сфере тяжелого машиностроения Отмена ввозных таможенных пошлин на ввоз оборудования из-за рубежа
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Емкость рынка ГШО в Кемеровской области: Потребление ВСЕГО млрд.рублей в год из них млрд. открытая добыча Производство в России и Кузбассе 7-9 млрд.рублей Подземная добыча 50 млрд.рублей из них 25 млрд. конвейера, крепи, комбайны.
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Основные внешние причины: более выгодные условия продажи ГШО на региональном рынке зарубежными производителями Связанные кредиты зарубежных банков на выгодных условиях под залог экспортируемого угля Наличие мощной научно-технической базы и испытательных полигонов 6 Использование лизинговых схем при поставке дорогостоящего оборудования на срок от 5 до 7 лет под 5% годовых.
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ на федеральном уровне : создание аналогичных условий продажи ГШО на внутреннем рынке российскими производителями Включение производителей горношахтного и горнорудного оборудования в перечень получателей государственной поддержки (205 ПП РФ) и программные мероприятия по созданию новой технике Включение производителей горношахтного и горнорудного оборудования в перечень получателей государственной поддержки (205 ПП РФ) и программные мероприятия по созданию новой технике Создание на базе отраслевых институтов и частных предприятий - научно-технической базы и испытательного полигона в Кемеровской области 7 Организация системы лизинговых платежей за ГШО с бюджетным субсидированием процентных ставок
На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ на уровне региона : создание условий продажи ГШО на внутреннем рынке российскими производителями Поддержка кластерных инициатив по инновационному развитию с включением мероприятий в региональные программы развития Создание на базе ГЧП института сводного территориального заказа с участием машиностроительных, угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий региона 8 Развитие института государственно- частного партнерства и поддержка некоммерческих организаций Комиссия РСПП 2013 г.
На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ на уровне МО : ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕСНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПЛОЩАДОК Поддержка кластерных инициатив по инновационному развитию предприятий тяжелого машиностроения Решение инфраструктурных и земельных вопросов в реализации инвестиционных проектов 9 Развитие института муниципальной- частного партнерства и поддержка инфраструктурных проектов Включение значимых проектов развития в программные мероприятия Территориального развития. Включение значимых проектов развития в программные мероприятия Территориального развития.
Комплексное решение проблемы развития предприятий ТМ в условиях членства России в ВТО: Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Для снятия ограничений в развитии тяжелого машиностроения необходимо изменение технологической платформы отрасли. Это можно осуществить через развитие кластерных инициатив и создание в рамках Сиб. ФО Территориального кластера тяжелого машиностроения на базе некоммерческой организации «Ассоциация машиностроителей Кузбасса».
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Виды производств Производство горнорудного оборудования НО АМК Кооперация и сотрудничество с наукой (ВУЗы.НИИ) Участие в программах, сотрудничество с фондами Опыт работы с новаторами и разработчиками Наличие координирующего центра (Комитеты и структуры) Собственные программы и проекты. (инструмент, кадры и др.) Опыт работы с федеральными и региональными органами власти Некоммерческая организация «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» – как основа формирования кластерных инициатив
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Некоммерческая организация «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» объединяет сейчас более 34 крупных, средних и малых машиностроительных предприятия цель Ассоциации – путем взаимодействия с малыми научно-внедренческими предприятиями и научными учреждениями на основе глубокой кооперации и модернизации производства осуществить перевод машиностроения Кузбасса на инновационный путь развития. задача Ассоциации – закрепление экономических позиций отечественного машиностроения на внутреннем рынке и выход на основе сотрудничества с зарубежными партнерами на внешние рынки как ближнего зарубежья так и рынки развитых стран Европы, Азии и др.
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Формирование и реализация кластерных инициатив НО АМК Формирование кластерных инициатив НО АМК Создание условий по развитию государственно- частного партнерства Рис. 1 Институциональные задачи по развитию внутреннего рынка Содействие привлечению инвестиций в модернизацию и инновационное развитие Построение внутри кластерной инновационной системы и создание основных структурных элементов инновационного процесса
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Некоммерческая организация «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» – как основа формирования Центра развития инновационных технологий (ЦРИТ) Проект «Инструмент» Проект «Сварка и сварочные технологии» ЦРИТ – ООО «ИНПЦ «ИННОТЕХ» Проект «новые сплавы и материалы» Проект «Водоподготовка и теплоснабжение » Новые разработки и технологии для машиностроительных предприятий – членов НО АМК Промышленная площадка проекта НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» Блок конструкторских, технологических и организационных задач в региональном машиностроении Институт угля СО РАН сектор машиноведения
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Формирование и реализация кластерных инициатив НО АМК Рис. 1 Институциональные задачи по развитию внутреннего рынка- сводный территориальный заказ
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Кластер как инфраструктурная форма поддержки предприятий тяжелого машиностроения в условиях ВТО Сводный территориальный заказ Потребность предприятий в товарах и услугах, выполнение которых осуществляется в пределах территориального образования и является предметом соглашения ГЧП о социально-экономическом сотрудничестве между институциональными структурами и региональными органами исполнительной власти. Сводный территориальный заказ формируется на основе добровольных обязательств власти и бизнеса.
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Кластер как инфраструктурная форма поддержки предприятий тяжелого машиностроения в условиях ВТО Институциональные задачи по развитию внутреннего рынка. Организация государственной технической лизинговой компании (ГТЛК)
Комиссия РСПП 2013 г. На примере горношахтного машиностроения Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения. Кластер как форма инновационного развития предприятий тяжелого машиностроения 3-ий этап создание структуры (институтов развития и точек роста) и органов управления (поддержки) кластером ТМ; 4 этапа реализации проекта Общий срок реализации этапов от 5 до 8 лет. 4-ый этап – организация кластера тяжелого машиностроения как целостной территориальной структуры с институтом поддержки и институтом развития (научно-технологическая платформа развития). 2-ой этап. Формирование нормативно-правовой базы и институциональной среды поддержки кластера ТМ; 1-ый этап. Реализация кластерных инициатив НО АМК Создание инновационного ядра кластера и механизмов поддержки кластера на первом этапе )
А.В. Гребенников Председатель Комитета по промышленной политике некоммерческой организации «Ассоциация машиностроителей Кузбасса», Начальник отдела машиностроения Администрации Кемеровской области Подходы в решении задач по развитию отечественных предприятий тяжелого машиностроения.