Здравствуйте! На этом уроке мы продолжим изучать рациональные уравнения. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели нашего урока: повторить алгоритм решения рациональных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здравствуйте! Данный урок посвящён рациональным уравнениям. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели урока: выработать алгоритм решения рациональных уравнений;
Advertisements

Ребята, не так давно мы с вами изучили новое множество чисел - иррациональные числа. Мы договорились называть любое число содержащее корень квадратный.
Вычислите lg 2 + lg 5 log 3 3 – 0,5 log 3 9 log 2 1/8 log log
Целое уравнение и его корни.
Целое уравнение и его корни Подготовила: учитель математики МОУ сош 30 имени А.И.Колдунова Кутоманова Е.М учебный год.
Рациональные уравнения это уравнения, в которых правая и левая части являются рациональными выражениями. Рациональными выражениями называют.
Ребята, на этом уроке мы займемся обобщением знаний о показателях степеней. Мы умеем вычислять степени с любым целочисленным показателем, но как, же быть.
Системы двух уравнений с двумя переменными Каждая пара значений переменных, образующая в верное равенство каждое уравнение системы, называется решением.
Вишняков А.Ю. 2008год. В данной презентации достаточно полно изложена теория решения различных видов рациональных уравнений, за исключением линейных и.
Рациональные уравнения Целые Способ подстановки возвратные распадающиеся биквадратные (x + a) 4 + (x + b) 4 = c (x + a) 4 + (x + b) 4 = c симметричные.
Выполнили: Шевкунов Алексей, Осипов Максим, Мирсаитов Айдар, Мустафина Альбина- ученики 11а класса МОУ СОШ 3 г. Аши.
1 Уничтожение радикалов Рогозина Елена Геннадьевна Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей ПУ-97.
Уравнения, приводимые к квадратным.. Тест: 1.Квадратным уравнением называется уравнение вида….. 2.Количество корней квадратного уравнения зависит от…..
Проведем экскурс в тему. 1. Какие уравнения называются квадратными? 2. Какое квадратное уравнение называется полным, неполным? 3. Какое уравнение называется.
Методы решения тригонометрических уравнений Метод замены переменной Этот метод хорошо известен, он часто применяется при решении различных уравнений. Покажем.
Методы решения уравнений, содержащих модуль Тема урока:
Метод введения новой переменной Приложение 4 Дмитриева Е. А
Выполнила Обухова А.А. ученица 8Б класса школы год.
Урок по алгебре в 9 классе Уравнения, приводимые к квадратным.
Ребята, на данном уроке мы наконец научимся решать полные квадратные уравнения. Рассмотрим уравнение: у которого все коэффициенты отличны от нуля. Давайте.
Транксрипт:

Здравствуйте! На этом уроке мы продолжим изучать рациональные уравнения. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели нашего урока: повторить алгоритм решения рациональных уравнений; рассмотреть решение рациональных уравнений различного уровня сложности, а так же биквадратные уравнения и уравнения, решаемые с помощью замены переменной; развивать умение решать рациональные уравнения. Здравствуйте! На этом уроке мы продолжим изучать рациональные уравнения. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели нашего урока: повторить алгоритм решения рациональных уравнений; рассмотреть решение рациональных уравнений различного уровня сложности, а так же биквадратные уравнения и уравнения, решаемые с помощью замены переменной; развивать умение решать рациональные уравнения.

Для лучшего усвоения темы вам необходимо повторить предыдущий материал. I. Самостоятельная работа. (письменно) Решить уравнения в тетради: а) б) Для лучшего усвоения темы вам необходимо повторить предыдущий материал. I. Самостоятельная работа. (письменно) Решить уравнения в тетради: а) б)

Проверь себя: 1)2х 2 -17х=0, х 1 =0, х 2 = 8,5 2) Проверь себя: 1)2х 2 -17х=0, х 1 =0, х 2 = 8,5 2), х 0, х =

Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной. Метод введения новой переменной вам знаком, мы не раз им пользовались. Рассмотрим на примерах, как он применяется при решении рациональных уравнений. Пример: Решить уравнение х 4 + х = 0.

Решение: Введем новую переменную у = х 2. Так как х 4 =(х 2 ) 2 =у 2, то заданное уравнение можно переписать в виде у 2 + у-20 = 0 Мы получили квадратное уравнение, корни которого найдем, используя известные формулы, получим у 1 = 4, у 2 = -5. Так как у = х 2, значит, задача свелась к решению двух уравнений: х 2 = 4, х 2 = - 5 Из первого уравнения находим х 1,2 = ± 2, второе уравнение не имеет корней. Ответ: 2

Определение: (записать в тетрадь) Уравнение вида ах 4 + вх 2 + с = 0 называют биквадратным уравнением («би» - два, т.е. дважды квадратное уравнение) Только что решенное уравнение было именно биквадратным. Алгоритм решения биквадратных уравнений (записать в тетрадь) Любое биквадратное уравнение решается так же, как уравнение из примера: 1.вводят новую переменную у = х 2 ; 2.решают полученное квадратное уравнение относительно переменной у; 3.возвращаются к переменной х.

Пример 1. Решить уравнение Решение: Заметим, что здесь дважды встречается одно и то же выражение х 2 + З х. Значит, имеет смысл ввести новую переменную у = х 2 + З х. Это позволит переписать уравнение в более простом и приятном виде (что, собственно говоря, и составляет цель введения новой переменной и запись упрощается, и структура уравнения становится более ясной):

А теперь воспользуемся алгоритмом решения рационального уравнения. 1) Перенесем все члены уравнения в одну часть: 2) Преобразуем левую часть уравнения Итак, мы преобразовали заданное уравнение к виду

3) Из уравнения - 7у у -4=0 находим у 1 = 4, у 2 = (мы с вами уже решили довольно много квадратных уравнений, так что всегда приводить в учебнике подробные выкладки, наверное, не стоит). 4)Выполним проверку найденных корней с помощью условия (у - 3) (у + 1)0. Оба корня этому условию удовлетворяют. Итак, квадратное уравнение относительно новой переменной у решено: у 1 = 4, у 2 = Поскольку у = х 2 + Зх, а переменная у, как мы установили, принимает два значения: Н ам еще предстоит решить два уравнения: х 2 + Зх = 4; Корнями первого уравнения являются числа 1 и -4, корнями второго уравнения – числа: Ответ: -4; 1; 5) х 2 + Зх =

Пример 2. Решить уравнение х(х-1)(х-2)(х-3) = 24. Решение: Имеем х(х-3)=х 2 -3х (х-1)(х-2) = х 2 -3х+2 Значит, заданное уравнение можно переписать в виде (х 2 -Зх)(х 2 -Зх + 2)=24. Вот теперь новая переменная «проявилась»: у = х 2 - Зх С её помощью уравнение можно переписать в виде: у (у + 2) = 24 Далее у 2 + 2у - 24 = 0. Корнями этого уравнения служат числа: 4 и -6. Возвращаясь к исходной переменной х, получаем два уравнения: х 2 - З = 4 и х 2 - Зх = - 6 Из первого уравнения находим: х 1 = 4, х 2 = - 1; второе уравнение корней не имеет. Ответ: 4, 1.

Закрепление нового материала. 1) Решить уравнения в рабочей тетради: б) в) 2х - 5 = г) х 4 -10х = 0 а)

Проверь себя: а) х 1 = 4, х 2 = - 4; б) х = 1; в) х 0, Д=121, х 1 = 4, х 2 = - 1,5; г) х 2 = t, t 0, t 2 -10t +9=0, Д=64, t 1 = 9, t 2 =1, х 1 = 3, х 2 = 1; (-3, -1 – посторонние корни)