ГБОУ СОШ 1215 им. Р.Роллана ЦАО г. Москвы Автор: учитель математики Коновалова Ольга Владимировна Коновалова Ольга Владимировна Соавтор: ученица 8Б Князева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трапеция Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны. Трапеция называется равнобедренной, если.
Advertisements

Геометрия 9 класс Многоугольники. Содержание Правильные многоугольники Параллелограмм Прямоугольник Ромб Трапеция Теоремы о площади четырехугольника.
Прямоугольник. Прямоугольник Чем прямоугольник отличается от параллелограмма?
Учитель математики СОШ 3 г. Лениногорска РТ Санатуллина Г.И,
Презентация по геометрии на тему:Четырехугольники Презентация по геометрии на тему: Четырехугольники Выполнила: Ученица 8-б класса Карташова Ирина.
Трапецией называется четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. Параллельны стороны трапеции, называются основаниями трапеции.
Параллелограмм Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
1© Богомолова ОМ. Сумма двух углов параллелограмма равна 80 о. Найдите один из оставшихся углов Ответ: 140 о 2 Богомолова ОМ.
Трапеция Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны. Трапеция называется равнобедренной, если.
Средняя линия треугольника Урок 1. I. Устная работа 1) Может ли треугольник быть невыпуклым? 2) Где расположена точка пересечения высот прямоугольного.
Перпендикуляр Перпендикуляром, опущенным из точки A на прямую а, называется отрезок AB, соединяющий точку A с точкой B прямой a, перпендикулярный прямой.
МНОГОУГОЛЬНИК, плоская геометрическая фигура с тремя или более сторонами, пересекающимися в трех или более точках (вершинах). Они называются в соответствии.
Тема: ТРАПЕЦИЯ. Определение: Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны, называется трапецией. A BC D ABCD – трапеция BC, AD – основания.
МНОГОУГОЛЬНИК, плоская геометрическая фигура с тремя или более сторонами, пересекающимися в трех или более точках (вершинах). Они называются в соответствии.
ПОДОБИЕ В ГЕОМЕТРИИ ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ Афанасьева С.А. МОУ «СОШ 64» 2015 г.
Параллелограмм. Определение Параллелограмм – это четырехугольник, у кото- рого противоположные стороны попарно парал- лельны В начало Вперед.
Свойства Свойства Свойства Свойства
Сборник задач по геометрии из открытого банка данных Разработан ученицей 8 «А» класса МБОУ СОШ 3 г. Канска Воробьевой Аленой.
Работа ученицы 9Б класса Медведевой Ларисы. Руководитель: Малышева Р. Н.
Прямоугольник, ромб, квадрат Урок 2. Новый материал Вопрос - Могут ли в параллелограмме диагонали быть перпендикулярными? Попробуем изобразить такой параллелограмм.
Транксрипт:

ГБОУ СОШ 1215 им. Р.Роллана ЦАО г. Москвы Автор: учитель математики Коновалова Ольга Владимировна Коновалова Ольга Владимировна Соавтор: ученица 8Б Князева Светлана

Цель проекта: Создание электронного интерактивного пособия для Создание электронного интерактивного пособия для изучения отдельных тем по геометрии 8 класса. Актуальность проекта: 1.Самостоятельное изучение пропущенного материала длительно отсутствующими на уроках материала длительно отсутствующими на уроках учащимися. учащимися. 2. Самостоятельное повторение учащимися пройденного материала. пройденного материала. 3.Применение проекта учителем на уроках.

Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.

Урок 1. Тема: Определение и виды трапеций. Урок 1. Тема: Определение и виды трапеций. Урок 2. Тема: Свойства равнобокой трапеции. Урок 2. Тема: Свойства равнобокой трапеции. Урок 3. Тема: Средняя линия трапеции. Урок 3. Тема: Средняя линия трапеции. Теорема о средней линии трапеции. Теорема о средней линии трапеции. Урок 4. Тема: Решение задач. Урок 4. Тема: Решение задач. Урок 5. Тема: Тестирование. Урок 5. Тема: Тестирование.

A Вопросы: 1.Какая из представленных на рисунках фигур вам знакома? 2.Дайте определение параллелограмма. B C D C DA B Рис. 1Рис. 2 Урок 1 Вопросы

A BC D Определение: Четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны, называется трапецией. AD, BC – основания трапеции. AB, CD – боковые стороны. Урок 1 Определение трапеции

Определение: Трапеция, у которой боковые стороны равны, называется равнобокой трапецией. MNKR – равнобокая трапеция, т. к. MN = KR. K R M N Урок 1 Определение равнобокой трапеции

A BC D Определение: Трапеция, имеющая прямые углы при боковой стороне, называется прямоугольной трапецией. ADC – прямой (90 ). BCD – прямой (90 ). Урок 1 Определение прямоугольной трапеции

Решение: 1.HP || MK – по определению трапеции, т.к. MHPK – трапеция (по условию). 2.PE || MH – по условию. Следовательно, MHPE – параллелограмм (по определению параллелограмма). Дано: MHPK – трапеция PE || MH Определите вид MHPE P KM H Урок 1 E Задача 1

Решение: 1.DE AC – по теореме о свойстве средней линии треугольника, т.к. DE – средняя линия (по условию). AD = DB, BE = EC (по определению средней линии треугольника) и ABC- равносторонний, значит AD = EC, следовательно, ADEC – равнобокая трапеция (по определению равнобокой трапеции). 2. AC = AB = BC = 8см; AD = EC = ½AB = 4см. 3.DE = ½AC = 4см – по теореме о свойстве средней линии треугольника. Дано: ABC- равносторонний AC = 8см DE – средняя линия Определите вид ADEC; Найдите стороны ADEC. Урок 1 A B C D E Задача 2

Урок 2 Сумма углов при боковой стороне трапеции равна 180. A BC D

Доказательство: 1.AD BC (по определению трапеции). 2. DAB + ABC = 180, как внутренние односторонние при AD BC и секущей AB (свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых и секущей). Дано: ABCD – трапеция Урок 2 Свойство углов при боковой стороне трапеции A B C D Доказать: DAB + ABC = 180

В равнобокой трапеции углы при основании равны. A B D C Урок 2

Доказательство: 1. Дополнительное построение: BM AD и CN AD. 2. Рассмотрим ABM и DCN 1)AB = CD - по условию, как боковые стороны равнобокой трапеции. 2) AMB = DNC = 90 - по построению. 3) BM = CN, как расстояние между параллельными прямыми BC и AD. Следовательно: ABM = DCN по катету и гипотенузе. Значит, BAD = CDA, как соответствующие углы в равных треугольниках Примечание:. ABС = DСB, как внутренние односторонние углы с равными углами BAD = CDA. Дано: ABCD – равнобокая трапеция Доказать, что BAD = CDA. A B D M N C Урок 2 Теорема «О свойстве углов при основании равнобокой трапеции»

Урок 2 A B D M N C Высоты равнобокой трапеции, проведенные из концов меньшего основания, делят трапецию на два равных прямоугольных треугольника и один прямоугольник.

Доказательство: 1.BM AD, CN AD (по условию BM, CN - высоты) => BM CN, по признаку параллельных прямых (две прямые перпендикулярные третьей параллельны). BC MN (по определению трапеции); Следовательно, BCNM – параллелограмм по определению параллелограмма. Если хоть один угол в параллелограмме – прямой ( BMN=90, по условию), то BCNM – прямоугольник (признак прямоугольника). 2. Рассмотрим ABM и DCN 1)AB = CD по определению равнобокой трапеции.(ABCD – равнобокая трапеция по условию); 2) AMB = DNC = 90, т.к. BM, CN – высоты; 3) BM = CN, как расстояние между параллельными прямыми BC и AD. Следовательно ABM = DCN по катету и гипотенузе. Дано: ABCD – равнобокая трапеция BM, CN - высоты Доказать: 1. BCNM – прямоугольник; 2. ABM = DCN и ABM,DCN – прямоугольные. A B D M N C Урок 2 Следствие из теоремы «О свойстве углов равнобокой трапеции»

Урок 3 A BC D Определение: Отрезок, соединяющий середины боковых сторон называют средней линией трапеции. M N Определение средней линии трапеции

Урок 3 A B DM C Вопросы: 1. Какая фигура называется трапецией? 2. Какие четырёхугольники являются трапециями? 3. Назовите их основания и боковые стороны.Вопросы P ORN AB1B1 C1C1 B C S T H

Урок 3 A B DMN C Вопросы: 1. Какая трапеция называется равнобокой? 2. Как называются перпендикуляры BM и CN, опущенные на основание? 3. На какие фигуры разбивают данные высоты ВМ и CN равнобокую трапецию? 4. Какие свойства равнобокой трапеции вы знаете?Вопросы

Урок 3 Вопросы Вопрос: 1. На какие фигуры разбивает KR равнобокую трапецию? R N PM K KR MN

Урок 3 Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме. A B D Q C P

Доказательство: 1.Дополнительное построение BP AD = E. 2.PBC = PED (по стороне и двум прилежащим углам). 1) CP = PD (т.к. QP средняя линия трапеции); 2) BPC = EPD (как вертикальные углы); 3) BCP = EDP (как внутренние накрест лежащие углы при BC AD и секущей CD); 3. QP – средняя линия ABE, т.к. BP = PE, как соответствующие элементы в равных треугольниках (из п.2) и АQ = QВ т.к. QP средняя линия трапеции. Значит QP AD и QP = ½ AE по свойству средней линии треугольника. 4. Т.к. АЕ=AD + DE, а DE = BC, как соответствующие элементы в равных треугольниках (из п.2), то QP = ½ AE = ½ (AD + DE) = ½ (AD + BC). Таким образом QP AD BC и QP = ½ (AD + BC), что и требовалось доказать. Дано: ABCD – трапеция QP – средняя линия Доказать: 1.QP AD BC; 2. QP = ½ (AD + BC) A B D Q E C Урок 3 Теорема «О средней линии трапеции» P

Решение: С = В, как прилежащие углы к основанию равнобокой трапеции. A+ B = 180, как внутренние односторонние при параллельных прямых AD, BC и секущей AB. Значит, A+ C = 180 Пусть х = A ( х+40 ) = C. Составим уравнение: ( х+40 ) + х = 180, 2х + 40 = 180, 2х = 140, х = 70. Дано: ABCD – равнобокая трапеция С – А = 40 Найти: A, B, C, D. A B D C Урок 4 Задача 1 A = 70 С = 110 D = 70 B = 110 Ответ: 70 ; 110 ; 110 ; 70.

Решение: 1.Дополнительное построение: BM AD и CN AD. 2.Рассмотрим ABM: M = 90 (по построению) А = 60 (по условию) B = 180 ( А+ M) = 30 Следовательно, AM = 0,5м (как сторона, лежащая против угла 30 в прямоугольном треугольнике). 3. AM = ND = 0,5м (т.к. ABM = DCN). 4.BC = AD AM ND = 2,7м 0,5м 0,5м = 1,7 м. Ответ: BC = 1,7 м. Дано: ABCD – равнобокая трапеция AB=CD AB=1м, AD=2,7м А = 60 Урок 4 Задача 2 B D M N C Определить BC. A ,7м

Решение Урок 5 Тестирование Варианты ответов: B=140 D=70 B=70 D=140 B=40 D=110 Задача 1 В трапеции ABCD с основаниями AD и BC угол A равен 40, а угол С равен 110. Найдите остальные углы трапеции. При решении использовать свойство углов при боковой стороне трапеции. BC AD Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 10 см 4 см 7 см Задача 2 Средняя линия трапеции равна 7см, а большее основание – 10 см. Найдите меньшее основание трапеции. При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». Решение BC D A M N Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

При решении использовать признак равнобедренного треугольника. Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 21 см 22 см 23 см Решение BC D A Задача 3 Диагональ равнобокой трапеции с основаниями 8 см и 5 см является биссектрисой острого угла трапеции. Найдите периметр трапеции. Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Урок 5 Тестирование Задача 4 Диагональ AC делит прямоугольную трапеции ABCD на два треугольника – прямоугольный и равносторонний. Найдите среднюю линию трапеции, если ее большеe основание равно 12 см. BC AD При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». Варианты ответов: 6 см 9 см 12 см Решение MN Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Используемая в проекте литература: Используемая в проекте литература: Геометрия: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / А.В. Погорелов. – 10-е изд. – М.: Просвещение: ОАО «Московские учебники», Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии: для 8 кл. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: ИЛЕКСА,

Вы ознакомились с заключительным уроком Вы ознакомились с заключительным уроком по теме «Трапеция». Вернуться к оглавлению Вернуться к оглавлению

Урок 5 Тестирование Варианты ответов: B=140 D=70 B=70 D=140 B=40 D= A + B = 180 (свойство углов при боковой стороне трапеции), B = 180 A = = С + D = 180 (свойство углов при боковой стороне трапеции), D = 180 C = = 70. Ответ: B=140, D=70. Задача 1 В трапеции ABCD с основаниями AD и BC угол A равен 40, а угол С равен 110. Найдите остальные углы трапеции. При решении использовать свойство углов при боковой стороне трапеции. BC AD Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4 Решение

Верно Урок 5 Тестирование Варианты ответов: B=70 D=140 B=40 D=110 Задача 1 В трапеции ABCD с основаниями AD и BC угол A равен 40, а угол С равен 110. Найдите остальные углы трапеции. При решении использовать свойство углов при боковой стороне трапеции. BC AD Решение Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Не верно Урок 5 Тестирование Варианты ответов: B=140 D=70 B=40 D=110 Задача 1 В трапеции ABCD с основаниями AD и BC угол A равен 40, а угол С равен 110. Найдите остальные углы трапеции. При решении использовать свойство углов при боковой стороне трапеции. BC AD Решение Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Не верно Урок 5 Тестирование Варианты ответов: B=140 D=70 B=70 D=140 Задача 1 В трапеции ABCD с основаниями AD и BC угол A равен 40, а угол С равен 110. Найдите остальные углы трапеции. При решении использовать свойство углов при боковой стороне трапеции. BC AD Решение Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 10 см 4 см 7 см Задача 2 Средняя линия трапеции равна 7см, а большее основание – 10 см. Найдите меньшее основание трапеции. При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». BC D A 1. По теореме о свойстве средней линии трапеции: MN = ½ (BC + AD), => BC = 2MN AD = 27 см 10 см = 4 см. Ответ: BC = 4 см. M N Решение Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Не верно Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 4 см 7 см Задача 2 Средняя линия трапеции равна 7см, а большее основание – 10 см. Найдите меньшее основание трапеции. При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». BC D A Решение M N Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Верно Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 10 см 7 см Задача 2 Средняя линия трапеции равна 7см, а большее основание – 10 см. Найдите меньшее основание трапеции. При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». BC D A Решение M N Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Не верно Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 10 см 4 см Задача 2 Средняя линия трапеции равна 7см, а большее основание – 10 см. Найдите меньшее основание трапеции. При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». BC D A Решение M N Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

При решении использовать признак равнобедренного треугольника. Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 21 см 22 см 23 см BC D A Задача 3 Диагональ равнобокой трапеции с основаниями 8 см и 5 см является биссектрисой острого угла трапеции. Найдите периметр трапеции. 1. BAC = CAD (т.к. АС – биссектриса CAD по условию) и BCA = CAD (как внутренние накрест лежащие при AD BC и секущей AC), следовательно, BAC = BCA. 2. ABC – равнобедренный (по признаку равнобедренного треугольника), т.к. BAC = BCA из п AB = BC = 5 см (по определению равнобедренного треугольника). 4. P = AD + BC + 2AB = 8 см + 5 см + 25 см = 23 см. Ответ: 23 см. Решение Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Не верно При решении использовать признак равнобедренного треугольника. Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 22 см 23 см Решение BC D A Задача 3 Диагональ равнобокой трапеции с основаниями 8 см и 5 см является биссектрисой острого угла трапеции. Найдите периметр трапеции. Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Не верно При решении использовать признак равнобедренного треугольника. Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 21 см 23 см Решение BC D A Задача 3 Диагональ равнобокой трапеции с основаниями 8 см и 5 см является биссектрисой острого угла трапеции. Найдите периметр трапеции. Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Верно При решении использовать признак равнобедренного треугольника. Урок 5 Тестирование Варианты ответов: 21 см 22 см Решение BC D A Задача 3 Диагональ равнобокой трапеции с основаниями 8 см и 5 см является биссектрисой острого угла трапеции. Найдите периметр трапеции. Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Решение Урок 5 Тестирование Задача 4 Диагональ AC делит прямоугольную трапеции ABCD на два треугольника – прямоугольный и равносторонний. Найдите среднюю линию трапеции, если ее большее основание равно 12 см. BC AD При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». Варианты ответов: 6 см 9 см 12 см 1. ACD – равносторонний, значит AD = AC = CD =12см и ACD = CDA = CAD = ABCD – прямоугольная трапеция (по условию), => BAD = BAC = BAD CAD = = BC = ½ AC = 6 см (т.к. сторона, противолежащая углу 30, равна ½ гипотенузы). 5. MN = ½ (AD + BC) = ½ (12 см + 6 см) = 9 см (по свойству средней линии трапеции). Ответ: 9 см. MN Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Урок 5 Тестирование Задача 4 Диагональ AC делит прямоугольную трапеции ABCD на два треугольника – прямоугольный и равносторонний. Найдите среднюю линию трапеции, если ее большеe основание равно 12 см. BC AD При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». Варианты ответов: 9 см 12 см Решение Не верно MN Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Урок 5 Тестирование Задача 4 Диагональ AC делит прямоугольную трапеции ABCD на два треугольника – прямоугольный и равносторонний. Найдите среднюю линию трапеции, если ее большеe основание равно 12 см. BC AD При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». Варианты ответов: 6 см 12 см Решение Верно MN Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4

Урок 5 Тестирование Задача 4 Диагональ AC делит прямоугольную трапеции ABCD на два треугольника – прямоугольный и равносторонний. Найдите среднюю линию трапеции, если ее большеe основание равно 12 см. BC AD При решении использовать теорему «О свойстве средней линии трапеции». Варианты ответов: 6 см 9 см Решение Не верно MN Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4