Как работать банку в рамках Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынков? Александр Мосягин,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Advertisements

Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Участники РЦБ – это физические лица или организации, которые продают или покупают ц/б или обслуживают их оборот и расчёты по ним; то есть те, кто вступает.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Обзор законодательства по рынку ценных бумаг. Конституция Республики Казахстан гарантирование собственности законом; право на свободу предпринимательской.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.
Тема 3. Участники рынка ценных бумаг. План: 1. Участник рынка ценных бумаг – государство. 2. Участник рынка ценных бумаг – эмитенты ценных бумаг. 3. Участник.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Государственное регулирование биржевой деятельности в Республике Беларусь.
Правовые основы использования сертифицированных по требованиям безопасности информации программных продуктов в организациях Егоркин Игорь Васильевич начальник.
Правовое регулирование валютной деятельности. Три режима валютного регулирования Валютная монополия государства, при которой национальная денежная единица.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
Соблюдение требований законодательства о персональных данных органами государственной власти и местного самоуправления по Ярославской области Начальник.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополь Контактный телефон: ( ) Сайт Управления : 1 Тема:
Транксрипт:

Как работать банку в рамках Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынков? Александр Мосягин, 01 марта 2012 года

2 СОДЕРЖАНИЕ 1.Основные положения Закона об инсайде 2.Основные обязанности кредитных организаций, подпадающих под сферу действия Закона (п.4 ст.4) 3.Как определить инсайдерскую информацию? 4.Кого включать в список инсайдеров? 4.1. Соотношение понятий «инсайдер» и «инсайдерская информация» 4.2. Ведение списка инсайдеров – в чем смысл? 5.Основания для включения в список инсайдеров по п.5 ст.4 Закона 6.Сравнение Закона 224-ФЗ с европейским законодательством об инсайде

3 1. Основные положения Закона об инсайде (1/2) Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынков» («Закон») разрабатывался на основе опыта противодействия инсайдерской торговле в США и государствах-членах ЕС; тем не менее, создает для участников рынка больше обязанностей, чем в большинстве западных стран (США, Великобритания, Германия): вводит новые для российского права понятия «инсайдерская информация» и «инсайдер», уточняет понятие «манипулирование рынком»; устанавливает запрет на неправомерное использование инсайдерской информации и совершение действий по манипулированию рынком; устанавливает целый комплекс мер организационного характера, обязательных к выполнению организациями-субъектами Закона (кроме государственных органов и органов местного самоуправления) предусматривает гражданскую, административную и уголовную ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации; помимо запретов Закон вводит дополнительные обязанности для субъектов Закона, направленные на осуществление контроля за использованием инсайдерской информации

4 1.Основные положения Закона об инсайде (2/2) Хронология вступления в силу: 3 основных этапа Сопутствующие изменения законодательства: ФЗ «О банках и банковской деятельности»: в части отзыва лицензии + раскрытии банковской тайны ФЗ «О рынке ценных бумаг»: в части отзыва лицензии + изменения терминологии ФЗ «Об инвестиционных фондах»: в части отзыва лицензии УК: в части введения нового состава уголовного правонарушения КоАП: в части введения новых составов административного правонарушения и уточнения имеющихся ранее («манипулирование рынком» вместо «манипулирование ценами») Большинство положений Закона вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Административная ответственность за нарушение Закона введена с Уголовная ответственность за нарушение закона будет введена через 3 года после дня официального опубликования 27 января июля июля 2013

5 утвердить перечень инсайдерской информации и опубликовать его на сайте КО; назначить инсайд-контролера либо создать структурное подразделение, в обязанности которого входит контроль за соблюдением требований Закона (подотчетно Совету Директоров КО) разработать и утвердить правила о доступе к инсайдерской информации, охране её конфиденциальности и контроле за соблюдением Закона, довести до сведения сотрудников определить подразделение/должностное лицо, отвечающее за ведение и передачу списка инсайдеров, а также за уведомление лиц, включенных в/ исключенных из списка инсайдеров; разработать и утвердить процедуру мониторинга и репортирования сделок, совершаемых КО как инсайдером с финансовыми инструментами, иностранной валютой и/или товарами, которых касается инсайдерская информация третьих лиц, к которой КО имеет доступ 2. Основные обязанности кредитных организаций, подпадающих под сферу действия Закона (п.4 ст.4)

6 3. Как определить инсайдерскую информацию? Важно: если КО является профессиональным участником РЦБ, то следует разграничивать перечень инсайдерской информации, связанный с совершением КО по поручению клиентов биржевых сделок купли-продажи иностранной валюты (= банковская функция), от перечня инсайдерской информации, связанного с совершением КО в интересах клиентов операций с финансовыми инструментами (= функция брокера, депозитария или доверительного управляющего) Закон определяет, каким образом инсайдер, являющийся владельцем инсайдерской информации, может выделить ее из общего массива информации, составляющей служебную или коммерческую тайну Владелец инсайдерской информации обязан самостоятельно определить, когда исполнение клиентских поручений может оказать существенное влияние на цену соответствующего актива. перечень устанавливается ФСФР В случае с иностранной валютой можно установить ценовой порог, в случае с ЦБ – долевой порог (например, сделка купли/продажи более 1% от общего выпуска данных ЦБ)

7 Group Management & Services 4. Кого включать в список инсайдеров? Статья 4. К инсайдерам относятся следующие лица: 1)эмитенты и управляющие компании; 2) хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; 3) организаторы торговли и связанные с ними лица; 4) проф. участники РЦБ и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с ФИ, ИВ и/или Т (напр. банки); 5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами; 7) члены органов управления и контроля лиц, указанных в пунктах 1 - 6, 8, 11 и 12 настоящей статьи, управляющих организаций; 11) информационные агентства; 12) рейтинговые агентства; 13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 8, 11 и 12 настоящей статьи, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами. Лица, включаемые в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 1-4 ст.4

Соотношение понятий «инсайдер» и «инсайдерская информация» Источник проблемы: логическая ошибка законодателя, объединившего организации, обязанные принимать меры по защите «собственной» инсайдерской информации («владельцы инсайдерской информации»), которой они обладают в силу своего правового статуса и/или специфики хозяйственной деятельности (пп. 1-4, 9, 11, 12 ст.4 Закона), в один перечень с другими организациями и лицами, которые получают статус инсайдера только в результате определенных отношений с владельцами инсайдерской информации, позволяющих получить доступ к их инсайдерской информации (пп. 5, 6-8, 13 ст.4 Закона). Проблема: лица в пунктах 7 и 13 определяются через ссылки на других инсайдеров, включая тех, у кого не может быть собственной инсайдерской информации (напр. пп. 5- 7) – означает ли это, что при составлении списка инсайдеров организации нужно включать не только акционеров и контрагентов, получивших доступ к инсайдерской информации, но и всех (!) членов их органов управления (п.7), а также их сотрудников, имеющих доступ к инсайдерской информации (п.13) данной организации?

Ведение списка инсайдеров – в чем смысл? Основная цель законодателя : обеспечить наличие у регулятора актуальной информации обо всех (!) лицах, которые гипотетически могут стать нарушителями запрета на инсайдерскую торговлю На практике, однако, это приводит к существенному увеличению затрат у субъектов рынка + созданию правовой неопределенности, грозящей привлечением их должностных лиц к административной ответственности: сложности в выявлении инсайдеров «второго уровня», которых можно выявить только при содействии инсайдеров «первого уровня»; сложности в сборе персональной информации по инсайдерам-физическим лицам (особенно, в отношении нерезидентов) + обеспечение защиты их персональных данных; разное толкование положений Закона и заключенных с третьими организациями договоров владельцами инсайдерской информации и их контрагентами (например, договор банковского счета, обязывающий клиента- эмитента сообщать банку об истечении срока полномочий исполнительных органов)

10 5. Основания для включения в список инсайдеров по п.5 ст.4 Закона Проблема: условия договоров следует подвергать экспертизе на предмет того, влекут ли они предоставление контрагенту/его органам управления и сотрудникам доступа к инсайдерской информации Решение: внедрить процесс по отслеживанию тех типов договоров, которые с большой вероятностью приводят к предоставлению третьим лицам доступа к инсайдерской информации Первичный анализ положений договора отв. сотрудником на выявление критериев ИИ: предмет договора (размещение облигаций) вид контрагента (аудитор, оценщик, регистратор и т.д.) положения, обеспечивающие доступ к ИИ/создание ИИ Последующий контроль со стороны инсайд- контролера + запрос информации об органах управления, сотрудниках, получающих доступ к ИИ Внесение в список инсайдеров + уведомление всех инсайдеров

11 1. Сделки, являющиеся объектом инсайд-контроля Россия: финансовые инструменты (ЦБ + ПФИ), иностранная валюта и товары Германия: финансовые инструменты (включая деривативы на товары) 2. Ведение списка инсайдеров Россия: обязанность вести список и направлять его организаторам торгов по мере изменения, регулятору по требованию Великобритания и Германия: обязанность вести список (статья 5 Директивы ЕК 2004/72/EC от ), нет обязанности направления списка организаторам торгов 3. Уведомление регулятора и владельца инсайдерской информации о сделках, совершенных инсайдером, где возможно использование инсайда Россия: обязанность уведомления всеми (!) инсайдерами в отношении всех (!) владельцев инсайдерской информации с раскрытием существенных условий сделки Великобритания и Германия: обязанность уведомления распространяется только на сделки, совершенные руководящими сотрудниками эмитента или их аффилированными лицами, с инструментами данного эмитента. Обязанность доведения до сведения регулятора лежит на эмитенте. Вывод: Закон 224-ФЗ излишне формализован, казуистичен и не отвечает потребностям развития российского финансового рынка 6. Сравнение 224-ФЗ с европейским законодательством об инсайде