Словарная работа. ГазИфИкацИя ЭлЕктрИфИкацИя ЭтИмОлогия КлИшЕ АВтОбИОграфия АмфИтЕатр ФЕлЬетон ЭкспрЕССивный ДИФФерЕнцировать ПЕССИмист ЭкОлогия ОптИмист
Орфографическая разминка 1 группа Вставьте, где нужно, Ь после шипящих. Обозначьте наличие Ь цифрой 1, отсутствие – цифрой 2. Пряч … ся, пустош …, тягуч …, с крыш …, стелеш … 2 группа Вставьте Н или НН в причастия и прилагательные. Обозначьте буквы цифрами : Н – 1, НН – 2. Плете … ый, плете.. ая из ивовых прутьев корзина, ветре … ый, безветре … ый, ледя … о й. 3 группа Вставьте Е или И в окончаниях глаголов. Обозначьте буквы цифрами : Е -1, И - 2. Верт … т, гор … т, тян … т, пиш.. т, плач … т, ненавид … т – 1 группа группа – 3 группа
Печален я со мною друга нет. ( ? ) Наступила весна закапало с крыш, появились проталины. ( ? ) Я знаю вы мне напишите. (?) Егор оглянулся скачет кто то вдали. ( ? )
Анализ предложений. 1. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад. 2. Над Россиею – небо синее. 3. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году. 4. Светло не от утра – светло от луны. 5. Воистину сладчайшая обуза – домой торжественно арбуз нести. 6. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. 7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно. 8. Морозный воздух чист – гляди насквозь. 9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро ! 10. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту.
Тема урока : «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Цель урока : 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении. 2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире ; производить синонимическую замену предложений ; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.
Сравни предложения. 1. Труд человека кормит – лень портит. Труд человека кормит, а лень портит. Схема: - ( ? ) 2. Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело – гуляй смело. ? Если есть терпение, будет и умение. Есть терпение – будет и умение. ? -. 4.Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны. Земля кругла – на ней не скроешь тайны. - ?. 5.Сыр выпал и с ним была плутовка такова. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. -. ( ? )
п \ п Условие постановки тире, Схемы СоюзыПример 1 - ( противопоставлен ие ) А, НО 2 время - КОГДА 3 условие - ЕСЛИ 4 - вывод. ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ 5 -. ( быстрая смена событий ) И
Работа с текстом параграфа 17 Знак « галочка » (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию ; Знак « плюс » (+) – отметьте новую информацию ; Знак « минус » (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе.
Запомни !!! Тире можно поставить, Коль нужно противопоставить. Условие и время в первой части, Тире и вывод в вашей власти.
Прочитать, соблюдая интонацию, обосновать постановку тире. Делу время – потехе час. Наступят каникулы – поедем на море. Солжешь сегодня – не поверят завтра. На стене ни одной иконы – дурной знак.
1 группа 2 группа 3 группа 1)Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. 2)Жить бесполезно – лучше уж не жить. 3)Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают. 4)Земля кругла – на ней не скроешь тайны. 5)Берешься делать дело – делай, но непременно до конца. 6)Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости 1)Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой. 2)Хочешь быть счастливым силы не жалей. 3)Назвался груздем – полезай в кузов. 4)Зацветут заливные луга – не надышишься. 5)Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат. 6)Расчищали сугробы – их наметало снова. 1)Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна. 2)Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки. 3)Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни. 4)Затерялись в полях гармони – их до зорьки не отыскать. 5)Не снег кружится в чистом поле – пух одуванчиков летит. 6)Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
Ответы к тесту. предло жения ответа 1 группа аб\вб\вавбг\вг\в ответа 2 группа гбвбаа ответа 3 группа бгбб\вб\вав
1.Волков бояться – в лес не ходить. 2.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 3.Кончил дело – гуляй смело. 4.Поспешишь – людей насмешишь. 5.Сказано – сделано. 6.Любишь кататься – люби и саночки возить.
п \ п Условие постановки тире, Схемы СоюзыПример 1 - ( противопоставлен ие ) А, НО 2 время - КОГДА 3 условие - ЕСЛИ 4 - вывод. ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ 5 -. ( быстрая смена событий ) И
Кто быстрее выполнит указанные разборы ?
Заполнить маркировочную таблицу. «V» ЗНАЛ «+» УЗНАЛ « - » ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ «?» ХОЧУ ЗНАТЬ