Среди уравнений, данных на слайде, выбрать те, которые решаются Заменой переменной; Приведением к квадратному; Делением на старшую степень синуса или косинуса,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ Учитель: Копеина Наталья Васильевна 10 класс МОУ «Киришский лицей»
Advertisements

УРОК АЛГЕБРЫ В 1О-М КЛАССЕ ТЕМА: «Решение тригонометрических уравнений (с использованием информационных технологий)»
Нет ли ошибки? Разложить на множители Урок обобщения по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Повторим значения синуса косинуса у π/2 90° 120° 2π/3 1 π/3 60° 135° 3π/4 π/4 45° 150° 5π/6 1/2 π/6 30° 180° π ° x /2 ½ 2π 360 (cost)
Основные типы задач на расположение корней квадратичной функции, зависящей от параметра.
Тригонометрические уравнения. Т р и г о н о м е т р и ч е с к и е у р а в н е н и я. Работа учеников 11 «А» класса гимназии 5 Научный руководитель, учитель.
Преобразование тригонометрических выражений Формулы Тригонометрии.
А. Б.В.С. 1)Решите уравнение: sin x=0 2)Решите уравнение: cos 2x=0 3)Решите уравнение: cos (2 )=1 А.Б.В.С. 4)Решите уравнение: 5)Решите уравнение: А.Б.В.С.
Повторение алгебры в 11 классе ( подготовка к ЕГЭ ) Учитель Богдашкина В. А. С. Троицкое, 2012 год.
Շնորհակալություն մեր ռուս կոլեգաներին : Նյութերը համացանցից ներքաշվել են 2009 թ. վերապատրաստումների ժամանակ : Վերապատրաստումները անցկացվել են Կոտայքի մարզի.
Способы решения тригонометрических уравнений Уравнения, приводимые к квадратным уравнениям Уравнения, приводимые к квадратным уравнениям Однородные уравнения.
Белова Елена Анатольевна, учитель математики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5»
Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
Cos x + sin x =a Повторить формулы для решения простейших тригонометрических уравнений. Закрепить навык решения тригонометрических уравнений.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация к уроку Методы решения тригонометрических уравнений
Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений» ГАОУ НПО «ОКТУ» г. Обнинск Червакова Ирина Валериевна 1 курс.
МБОУ «СОШ 6», Дорофеева Лилия Ильинична Алгебра и начала анализа 10 класс Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.
Решение тригонометрических уравнений Мишурова Любовь Александровна, учитель математики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24» Алгебра и начала анализа 10 класс Восемь способов решения одного тригонометрического.
Тригонометрическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком тригонометрических функций. Уравнения вида sin x = a; cos x = a;
Транксрипт:

Среди уравнений, данных на слайде, выбрать те, которые решаются Заменой переменной; Приведением к квадратному; Делением на старшую степень синуса или косинуса, т. е. как однородные; Понижением степени; С помощью формул суммы или разности; Методом вспомогательного аргумента.

1. 2sin ²x - 5cos²x = 3sinx cosx 1. sin²x + cos²2x = 3/2. 1. cosx·sin7x = cos3x·sin5x, 2. sin²x - 2sinx – 3 = 0, 3. 2 cosx – sinx = 0, 4. sinx + sin3x = sin5x – sinx, 5. sinx – sin2x + sin3x – sin4x = 0, 6. 3sin²x + 2cos²x +2 cosx = 0, 7. sin²x - 3/3 sin2x = cos²x, 8. sinx + cosx = 1.

Приведением к квадратному и заменой переменной решаются уравнения 4, 8. sin²x - 2sinx – 3 = 0 пусть sinx = t, тогда t²+ 2 t – 3 = 0, где t = -3; 1. Учитывая, что lsinхl1, а -31, ЗНАЧИТ, cosx = -1, Х = ¶ + 2¶n, n Є Z. Ответ: ¶ + 2¶n, n Є Z.

Делением на старшую степень решаются уравнения 1, 5, 9. 2sin ²x - 5cos²x = 3sinx cosx Разделив каждое слагаемое на cos²x,получим. 2tg²х - 3tgх - 5 = 0, Пусть tgх = p, тогда 2p² - 3p - 5 = 0, где p = 2,5; - 1, tgх =2,5, х = arctg2,5 + ¶n, n Є Z; tgх = -1, х =¶/4 +¶n, n Є Z. Ответ: arctg2,5 + ¶n, n Є Z; ¶/4 +¶n, n Є Z.

Делением на старшую степень решаются уравнения 1, 5, 9. 2 cosx – sinx = 0l׃ cosx, cosx0, tgх = 2, х = arctg2 + ¶n, n Є Z ответ: arctg2 + ¶n, n Є Z

Делением на старшую степень решаются уравнения 1, 5, 9. sin²x - 3/ 3sin2x = cos²x l׃ cos²x, cosx0 tg²х - 3/3 tg x- 1=0, tgх = 3/6(1 ± 13), х = arctg 3/6(1 ± 13)+ ¶n, n Є Z; ответ: arctg 3/6(1 ± 13)+ ¶n, n Є Z

Понижение степени используют при решении уравнения 2. sin²x + cos²2x = 3/2 sin²x + ½(1 +cosx) =3/2, 2 sin²x + 1 +cosx -3 = 0, cos²x + 1 +cosx -3 = 0, 2 cos²x - cosx = 0, cosx(2 cosx – 1) = 0, cosx = 0 или cosx =1/2 Х = ¶/2 + ¶n, n Є Z или Х = ±¶/3 + 2¶n, n Є Z. Ответ: ±¶/3 + 2¶n, n Є Z; ¶/2 + ¶n, n Є Z.

С помощью формул суммы или разности решаются уравнения sinx + sin3x = sin5x – sinx 2 sin2x cosx - 2 sin2x cos3x = 0, sin2x (cosx - cos3x) = 0, sin²2x sinx = 0, sin2x = 0 или sinx = 0, Х = ¶/2 n, n Є Z или Х = ¶n, n Є Z. Объединив множества, получим, Х = ¶/2 n, n Є Z Ответ: ¶/2 n, n Є Z

Методом вспомогательного аргумента, который состоит в преобразовании выражения asinx ± bcosx к виду a² + b² sin(x±φ), где φ = b/a² + b² решается уравнение 10. sinx + cosx = 1. Учитывая, что a= 1, b = 1, получим уравнение 2 sin(x+φ) = 1, где φ = arcsin2/2, sin(x+¶/4) = 2/2, х = -¶/4 + (-1) ¶/4+¶ n, n Є Z. Ответ: -¶/4 + (-1) ¶/4+¶ n, n Є Z.

Найти а, при которых данные уравнения имеют решения : 2sinx -3 cosx = а. Поделим обе части уравнения на 2²+ 3² = 13, получим 2/13 sinx – 3/13cosx = а/13. Так как (2/13)² + (3/13) ² = 1, то, обозначая 2/13 = cosφ, 3/13 = sinφ, приведем уравнение к виду sin(х – φ) = а/13, где φ = arctg3/2. Из условия lsin(х – φ)l1 получаем lаl13. Ответ: а Є [-13;13].

Найти а, при которых данные уравнения имеют решения: а cosx – sinx = 3. Поделим обе части уравнения на (a²+ 1), получим а cosx/(a²+ 1) - sinx /(a²+ 1) = 3/(a²+ 1),где sinφ =а /(a²+ 1) cosφ =а /(a²+ 1),отсюда, sin (х – φ) = 3/(a²+ 1). Из условия 3/(a²+ 1)1 имеем a²+ 19, значит,lаl22. Ответ: а Є(-,-22]υ[ 22,+).

Найти а, при которых данные уравнения имеют решения : sin²x - 5 cosx + а = 0. Используя формулу sin²x + cos²x = 1, получим, 1 - cos²x - 5 cosx + а = 0. После замены cosx = t уравнение примет вид ƒ (t) = 0,.

Окончание решения уравнения sin²x - 5 cosx + а = 0. ƒ (t) = t²+ 5 t – (а + 1 ) абсцисса вершины параболы у = t²+ 5 t – (а + 1 ) t = -5/2 не принадлежит [-1;1], следовательно, уравнение ƒ (t) = 0 на отрезке [-1;1] может иметь не более одного корня. Искомые значения а находим из неравенства ƒ (-1) ƒ (1) 0, значит, (-5- а) (5 – а) 0. Ответ: а Є [-5;5].

Определить при каких значениях параметра а уравнения не имеют решений. х + 2х sinά - cos² ά + 2 sinά= 0, ά Є (-¶/2;¶/2) Уравнение не имеет решений, если 1/4D < 0, т. е. при условии sin²ά + cos² ά + 2 sinά < 0, sinά > ½, откуда, учитывая условие ά Є (-¶/2;¶/2), получаем ά Є (¶/6;¶/2). Ответ: ά Є (¶/6;¶/2).

Определить при каких значениях параметра а уравнения не имеют решений. 2 sinх = (а + 1)׃(а – 3), а 3. Уравнение не имеет корней при условии l(а + 1)׃(а – 3)l>2. Так как l а + 1l >2l а – 3)l, то (а а – 6)(а + 1 – 2а + 6)>0, А, отсюда, ( 3а – 5)(а – 7) < 0, поэтому, а Є ( 5/3;7). С учетом а 3, получим а Є ( 5/3;3)υ(3;7). Ответ: а Є ( 5/3;3)υ(3;7).

Домашнее задание. Выясните при каких значениях параметра а уравнения имеют решения: sinх + 2 cosx = а, sin ²x + 3sinx cosx - 2cos²x = а, sin2х = -3а² + 6а – 4

Домашнее задание. При каких значениях параметра а уравнения не имеют решений. 2tg²х + 5tgх + а = 0, sin ²x ²x – 2(а – 3) sinx + а² - 6а + 5 = 0