«Доклассические» теории бюрократии Н. Макиавелли, Т.Гоббс, Ж-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, А. Токвиль, Дж. Милль, К. Маркс, В. Вильсон, Ф. Гудноу
В. Вильсон – Ф. Гудноу «Изучение администрации» (1887 г.), Политика и администрация (1900 г.) Исполнительная власть – не только реализует решения Представительной ветви, но и принимает в них участие. Исполнительная власть: политические руководители и администраторы.
Идеальный тип бюрократии М. Вебера Четкая иерархия должностей Каждая должность – определенная сфера полномочий Найм на основе контракта Отбор на основе конкурса и профессиональных знаний Постоянное вознаграждение Должность – единственный вид деятельности Система продвижения по службе в соответствии с заслугами Жесткая дисциплина и контроль
Модели поведения бюрократии (теория общественного выбора) Модель Доунса (Downs) – «плюралистическая модель» Модель Нисканена (Niskanen) – «новая правая модель»
Модели поведения бюрократии (теория общественного выбора) Возникли в 70-е гг. прошлого века. Основные работы: -Бюрократия изнутри (Энтони Доунс, 1967 г.). Акцент – внутриведомственная координация деятельности. -Бюрократия и правительство (Нисканен, 1970 г.). Акцент – поведение бюрократии и деятельность ведомства как единого организма
Предпосылка моделей Бюрократы, аналогично потребителям, максимизируют собственную полезность.
Плюралистическая модель Доунса Мотивация бюрократии 5 эгоистических мотивов: –Власть; –Деньги; –Престиж; –Удобство (минимизация усилий); –Безопасность (низкая вероятность будущих потерь власти, денег, престижа, удобства)
Плюралистическая модель Доунса Мотивация бюрократии 4 «альтруистических» мотива: –Преданность (коллективу, ведомству, правительству, народу); –Самоидентификация с определенной деятельностью; –Гордость от собственного профессионализма; –Желание служить общественным интересам.
Плюралистическая модель Доунса Особенности поведения бюрократии Искажают информацию при взаимодействии с вышестоящим начальством, политиками, представителями законодательной власти в собственных интересах. По-разному реагируют на решения, принятые политиками, быстро реализуя те, которые соответствуют их интересам. Поиск новых путей решения задач, поставленных политиками, сильно зависит от личных интересов чиновников.
Типы бюрократии в зависимости от мотивации Карьеристы – максимизируют собственную власть, доходы, престиж. Могут поддержать радикальные реформы. Консерваторы – главный мотив – спокойствие и стабильное существование. Противятся радикальным реформам. Фанатики. Преданы областям деятельности, в которые вовлечены. Могут поддержать радикальные реформы (если они затрагивают их сферы деятельности), но безразличны к прочим преобразованиям.
Ярые сторонники. Ориентированы на максимизацию власти своего ведомства с тем, чтобы лучше выполнять возложенные на него функции. Идентифицируют собственное благополучие с благополучием ведомства. Политики. Идеалистический тип, нацеленный на повышение благосостояния всего общества. Делают карьеру для воплощения идеалистических замыслов.
Закон несовершенного контроля – никто не может полностью контролировать деятельность крупной организации. Закон ухудшающегося контроля – чем крупнее организация, тем хуже контроль за деятельностью сотрудников, осуществляемый начальством. Закон контрконтроля - чем больше усилий прилагает начальство для осуществления контроля за подчиненными, тем больше усилий прилагают подчиненные, чтобы избежать контроля или препятствовать ему. Контроль в ведомстве
Деятельность ведомств определяется деятельностью множества чиновников, реализующих собственные интересы, а также процессами ужесточения контроля и уклонения, свойственными любой иерархической организации. Деятельность ведомств определяется их жизненным циклом. Новые ведомства конкурируют со старыми Вышестоящие и нижестоящие ведомства находятся в постоянной конфронтации. Рациональная стратегия бюрократии
Бюрократия максимизирует размер ведомства, т.к. это позволяет обладать большей властью, деньгами, престижем, делает жизнь высших чинов более стабильной и комфортной. Модель Доунса Вывод
В рамках модели производится сравнение ведомств с фирмами в условиях рынка с точки зрения производственной эффективности и эффективности по Парето. Модель Нисканена Новая правая модель
Производственная эффективность измеряется отношением между затратами и производством общественных благ / услуг. Эффективность по Парето Эффективность
В условиях существования двух миров X и Y, где могут жить абсолютно одинаковые люди и присутствуют абсолютно одинаковые ресурсы, и никто не предпочитает мир X, кроме одного человека, то мир X в целом предпочтительнее. Эффективность по Парето
AB - граница оптимальности по Парето w y z v x r BuBu АuАu
Экономичность - минимизация расходов и затрат Производственная эффективность - соотношение затрат и выпуска Аллокационная эффективность – распределение общественных благ и услуг среди населения Эффективность по издержкам – оценка и выбор менее затратных альтернатив Справедливость Критерии оценки бюрократии по К.Политу
СправедливостьЭффективность Парето- эффективность Аллокационная эффективность Производственная эффективность Эффективность по издержкам Экономия
Поведение чиновников аналогично поведению менеджеров и собственников фирм, максимизирующих прибыль. Что максимизируют чиновники? Модель Нисканена Мотивация бюрократии
В ситуации отсутствия прибыли бюрократия максимизирует бюджет ведомства, т.е. объем финансовых средств, предоставляемых ведомству ежегодно вышестоящей организацией. Модель Нисканена Мотивация бюрократии
Бюрократия взаимодействует с представительной властью, обладая монополией на информацию об издержках и реальном объеме выпуска. Модель Нисканена Рациональное поведение бюрократии
MC F E Q2Q2 Q1Q1 D B A
При слабом контроле со стороны финансирующего органа ведомства будут производить почти вдвое больше, чем в оптимальном случае требуется обществу. Модель Нисканена Рациональное поведение бюрократии
B=aQ-bQ 2, где 0
При заданных условиях и спросе и бюджет и выпуск ведомства могут быть почти в двое больше, чем у конкурентных фирм, действующих в тех же условиях. Модель Нисканена Вывод