СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО ФОНДА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (EFQM) Ярославский государственный университет 2006 г. Лахтионова Ольга Львовна ведущий специалист отдела управления качеством ЯрГУ
Основан в 1803 г. Основан в 1803 г. ЯрГУ сегодня – это 6400 студентов и более 400 преподавателей ЯрГУ сегодня – это 6400 студентов и более 400 преподавателей Имеет факультеты естественных, гуманитарных, социальных наук, информатики и права Имеет факультеты естественных, гуманитарных, социальных наук, информатики и права В ЯрГУ открыт один из первых Интернет центров в России В ЯрГУ открыт один из первых Интернет центров в России ЯрГУ делит 23 место в рейтинге 180 классических университетов России ЯрГУ делит 23 место в рейтинге 180 классических университетов России Ежегодный бюджет ЯрГУ миллионов евро Ежегодный бюджет ЯрГУ миллионов евро Ярославский госуниверситет имени П.Г. Демидова
Что такое MANRU? MANRU - это международный проект, выполняемый в рамках программы Европейского Сообщества Tempus MANRU - это международный проект, выполняемый в рамках программы Европейского Сообщества Tempus В центре внимания программы Tempus - совершенствование систем высшего образования в том числе и в России с помощью максимально сбалансированного сотрудничества с партнерами из всех стран-членов ЕС В центре внимания программы Tempus - совершенствование систем высшего образования в том числе и в России с помощью максимально сбалансированного сотрудничества с партнерами из всех стран-членов ЕС MANRU MANRU -Raising Management Quality in a Russian University -Повышение качества управления в Российском университете Это 3-х летний проект Это 3-х летний проект
Европейский Фонд Менеджмента Качества (EFQM) Основан в Брюсселе в 1989 (14 ведущих европейских компаний) Основан в Брюсселе в 1989 (14 ведущих европейских компаний) Национальные партнерские организации (NPOs) в 24 странах (в России – ВОК) Национальные партнерские организации (NPOs) в 24 странах (в России – ВОК) EFQM Excellence Model используется европейских организаций, включая: - 60% крупнейших компаний предприятий мелкого и среднего бизнеса EFQM Excellence Model используется европейских организаций, включая: - 60% крупнейших компаний предприятий мелкого и среднего бизнеса
Шеффилд Халам университет (Sheffield Hallam University) Основан в 1969 г. как Sheffield Polytechnic Основан в 1969 г. как Sheffield Polytechnic Получил статус университета в 1992 г. Получил статус университета в 1992 г. Включает 4 факультета и 25 структурных подразделений Включает 4 факультета и 25 структурных подразделений студентов и аспирантов, 3200 преподавателей студентов и аспирантов, 3200 преподавателей Бюджет 150 миллионов фунтов Бюджет 150 миллионов фунтов
Цели MANRU Общая цель: Фундаментальная переориентация университетского управления к организации, ориентированной на заказчика, где "заказчиком" являются и студенты и работодатели Фундаментальная переориентация университетского управления к организации, ориентированной на заказчика, где "заказчиком" являются и студенты и работодатели Специфические цели: Использование новых процессов управления, ориентированных на заказчика (прием студентов и ориентация на рынок занятости посредством управления учебным планом) Использование новых процессов управления, ориентированных на заказчика (прием студентов и ориентация на рынок занятости посредством управления учебным планом) Непрерывное совершенствование управления в вузе, включая ректорат, факультеты и отделы с помощью внедрения Модели качества Европейского фонда менеджмента качества Непрерывное совершенствование управления в вузе, включая ректорат, факультеты и отделы с помощью внедрения Модели качества Европейского фонда менеджмента качества
«Заказчики» Консультации партнеров Ректорат Факультеты Администрация (отделы) Схема MANRU
Наши проблемы Чрезмерная централизация принятия решений в ректорате Слабая мотивация карьерного роста Отсутствие общей стратегии развития ЯрГУ Недостаточно определены и не управляются отношения между факультетами и отделами Отсутствие системы качественных критериев и их мониторинга
Движение вперед
Модель Совершенствования EFQM Процессы 140 для клиентов 200 для общества 60 политика и стратегия 80 сотрудники 90 лидерство 100 ключевые результаты деятельности 150 для сотрудников 90 партнерство и ресурсы 90 Инновации и обучение Возможности Результаты
Мотивы применения модели EFQM дать объективную оценку текущего состояния организации; дать объективную оценку текущего состояния организации; определить области для первоочередных преобразований; определить области для первоочередных преобразований; определить движущие силы бизнеса; определить движущие силы бизнеса; сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон; сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон; способствовать распространению лучшей бизнес- практики. способствовать распространению лучшей бизнес- практики.
Что такое самооценка ? Самооценка = Что мы делаем ? Насколько хорошо мы это делаем ? Что мы могли бы делать лучше ? Как мы могли бы делать это лучше ?
Схема процесса Самообследования Разработать обязательства по самооценке Провести самооценку Обсудить планы- самооценки Сформировать команду/ы для самооценки План самооценки Разработать план действий Осуществить план действий Оценить прогресс
Результаты первого года проекта Февраль - апрель – знакомство с Моделью Совершенствования EFQM и процессным подходом Февраль - апрель – знакомство с Моделью Совершенствования EFQM и процессным подходом Май – подготовка лидеров внедрения качества Май – подготовка лидеров внедрения качества Май – самообследование факультетов биологии и психологии Май – самообследование факультетов биологии и психологии Июль – самообследование 6 отделов и приемной комиссии как виртуального отдела Июль – самообследование 6 отделов и приемной комиссии как виртуального отдела Сентябрь-октябрь – планы совершенствования работы факультетов и отделов Сентябрь-октябрь – планы совершенствования работы факультетов и отделов
Результаты первого года проекта Октябрь – самообследование ректората, подготовка плана Октябрь – самообследование ректората, подготовка плана Июль-ноябрь – подготовка проектов по разработке и совершенствованию процессов приема студентов и введения новой специализации (2 смешанные команды) Июль-ноябрь – подготовка проектов по разработке и совершенствованию процессов приема студентов и введения новой специализации (2 смешанные команды) Апрель - декабрь – создание и расширение Образовательной Сети Совершенствования (20 организаций) Апрель - декабрь – создание и расширение Образовательной Сети Совершенствования (20 организаций)
Второй год проекта Февраль - апрель – знакомство с Моделью Совершенствования EFQM и процессным подходом новых факультетов и отделов Февраль - апрель – знакомство с Моделью Совершенствования EFQM и процессным подходом новых факультетов и отделов Май – повторное самообследование 2 факультетов и 6 отделов Май – повторное самообследование 2 факультетов и 6 отделов Май – самообследование добавившихся 3 факультетов и 6 отделов Май – самообследование добавившихся 3 факультетов и 6 отделов Июнь – внешний аудит проекта заместителем директора национального офиса программы ТЕМПУС в России Июнь – внешний аудит проекта заместителем директора национального офиса программы ТЕМПУС в России
Наши выводы Диалог и разъяснительная работа с персоналом НЕОБХОДИМЫ Диалог и разъяснительная работа с персоналом НЕОБХОДИМЫ Групповой метод работы - объединение персонала для решения конкретных задач, определения проблем и областей, требующих улучшения Групповой метод работы - объединение персонала для решения конкретных задач, определения проблем и областей, требующих улучшения Кроссдиагональный метод формирования групп – учет мнения сотрудников всех уровней ответственности и компетенций Кроссдиагональный метод формирования групп – учет мнения сотрудников всех уровней ответственности и компетенций Самообследование – новый способ выработки идей и совместного использования знаний Самообследование – новый способ выработки идей и совместного использования знаний Положено начало общевузовского открытого обсуждения Положено начало общевузовского открытого обсуждения Меняется отношение к студентам и абитуриентам Меняется отношение к студентам и абитуриентам Создаются новые структуры в вузе Создаются новые структуры в вузе
Планы на будущее Разработка «рыночной» политики и стратегии вуза Активный брендинг Ориентация на потребителя и результат Ежегодные исследования потребностей рынка на специалистов различных специальностей, ожиданий заказчиков – абитуриентов, их родителей, студентов, работодателей Четкое описание основных процессов вуза Четкое описание основных процессов вуза Ежегодные базовые самообследования по Модели Совершенствования с анализом достижений и планированием работы на будущее Создание внутренней информационной системы Укрепление корпоративного духа Развитие партнерства с другими вузами и заинтересованными организациями в рамках Образовательной сети совершенствования
Приглашение к сотрудничеству – Learning Network of Excellence - Собрать вместе, объединить партнерские организации для обмена знаниями по вопросам совершенствования качества управления в учреждениях образования - Предоставить возможность всем партнерам поделиться опытом, обменяться мнениями относительно совершенствования систем управления в образовании - Поддерживать устойчивое развитие знаний и практики в области менеджмента качества в долгосрочной перспективе в образовательном сообществе цели сети Learning Network
Приглашение к сотрудничеству – Learning Network of Excellence Приглашаем Вас 14 декабря 2006 года принять участие в V совещании Партнеров образовательной сети совершенствования Learning Network of Excellence "Получение обратной связи от сотрудников и клиентов в академической среде. Проблемы и практические решения"
Открытость & Доступность w w w. m a n r u. u n i y a r. a c. r u
Модель Совершенствования EFQM Процессы 140 для клиентов 200 для общества 60 политика и стратегия 80 сотрудники 90 лидерство 100 ключевые результаты деятельности 150 для сотрудников 90 партнерство и ресурсы 90 Инновации и обучение Возможности Результаты
процессы, осуществляемые организацией 140 удовлетворенность потребителей качеством продукции или услуг 200 влияние организации на общество 60 политика и стратегия организации в области качества 80 персонал 90 лидирующая роль руководства 100 результаты работы организации 150 удовлетворен- ность персонала 90 партнерство и ресурсы 90 Возможности Результаты Модель премии правительства Российской Федерации в области качества
Модель и критерии конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» удовлетворен- ность работодателей качеством подготовки специалистов вуза 100 удовлетворенность студентов уровнем качества и содержанием подготовки 80 влияние вуза на общество 120 рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских) 100 использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов 100 политика и стратегия в области обеспечения качества подготовки специалистов 150 баллов результаты, которых добился вуз в отношении запланирован- ных целей повышения качества подготовки специалистов 120 удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе 80 управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов 150 Возможности Результаты
Лахтионова Ольга Львовна ведущий специалист отдела управления качеством ЯрГУ имени П.Г. Ярославский государственный университет 2006 г. Спасибо за внимание!