«Противоречия в мотивации участников программы по энергоэффективности - основной тормоз инновационности» 21 марта 2005 года Член Экспертного Совета С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
Advertisements

Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Энергосервисные контракты Ярош Антон Железников Роман.
Тенденции развития рынка жилищно- коммунальных услуг Марина Сергеевна Румянцева Фонд «Институт экономики города»
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Частно-государственное партнерство в сфере энергетической эффективности.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
Рыночные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Фонд «Институт экономики города»
Меры поддержки энергосберегающих проектов на территории Республики Коми.
Схема имущественных договорных отношений Котельные, ТЭЦ, ГРЭС ОАО; ООО Аренда источников тепловой энергии, концессионные соглашения УК; ТСЖ; договоры непосредственного.
ПРОГРАММА модернизации жилищно- коммунального хозяйства Республики Казахстан.
ЭНЕРГОСЕРВИС ПРОГРАММА ЭНЕРГОСЕРВИСА Промышленная Группа «Приводная Техника»
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Владимир Владимирович ГРИШАНОВ Председатель РЭК Свердловской области Практика тарифообразования при комплексном освоении территории (КОТ) на примере жилого.
Партийный проект «Управдом» Всероссийская политическая партия «Единая Россия» г. Москва, 9 сентября 2009 г.
Транксрипт:

«Противоречия в мотивации участников программы по энергоэффективности - основной тормоз инновационности» 21 марта 2005 года Член Экспертного Совета С. Ляпунов

2 Отсутствие пакета нормативно-правовых документов, гарантирующих инвесторам возврат инвестиций. Недостаток на рынке заинтересованных игроков, способных формировать, финансировать и реализовывать долгосрочные проекты. Отсутствие прозрачности в учете затрат бюджетных и жилищно-коммунальных организаций, затрудняющее расчет экономических выгод. Препятствия успешной реализации Программы энергосбережения

3 Основные препятствия - отсутствие побудительных мотивов проведения энергоэффективных мероприятий у различных участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов, а также разнонаправленность их экономических интересов в цепочке создания добавленной стоимости

4 Результат двойного энергетического кризиса (1973 и 1978г.г.) на Западе Многие страны разработали и стали экспортерами энергосберегающих технологий (Япония …), В США создана и успешно реализована новая технология финансирования энергосберегающих проектов: перфоманс-контрактинг

5 Реализация энергосберегающих мероприятий на основе принципа «перфоманс-контракта»

Можем ли мы реализовать проекты на основе перфоманс-контрактов?

7 Эксплуатирующие организации ДЭЗ, ЖЭК и пр.) Потребители Участники программы повышения энергоэффективности Сбытовые организации (региональные энергосистемы, водоканалы, тепловые сети) Муниципалитеты

8 Противоречия в мотивации на уровне муниципалитетов При ликвидации дотаций населению муниципальные органы, как правило перестают быть заинтересованными в энергосбережении: эффект экономии бюджетных средств был очевиден, когда дотации на покрытие разницы в тарифах составляли %, но с ростом доли населения в оплате услуг ЖКХ этот эффект утрачивается. Отношение - проще снижать бюджетные расходы не за счет повышения энергоэффективности, а за счет искусственного сдерживания роста цен на услуги. Ресурсоснабжающие организации Эксплуатирующие организации Муниципалитеты Потребители

9 Противоречия в мотивации на уровне ресурсоснабжающих организаций Компаниям-поставщикам в коммунальном секторе легче доказать необходимость повышения цен на энергоресурсы, чем найти инвестиции для их снижения, легче жаловаться на недофинансирование, чем снижать себестоимость. Индикаторы эффективности работы больше ориентированы на функционирование, чем на ресурсосбережение. Снижение потребления ресурсов клиентами ведёт к ухудшению показателей. Ресурсоснабжающие организации Эксплуатирующие организации Муниципалитеты Потребители

10 Противоречия в мотивации на уровне эксплуатирующих организаций Извлечение сэкономленных средств (возврат в бюджет) при внедрении энергоресурсосберегающих мероприятий снижает заинтересованность эксплуатирующих организаций в получении качественного тепло- и водоснабжения и в контроле за количеством тепла и воды, продаваемого им сбытовыми организациями. В настоящее время эксплуатирующие организации НЕ несут юридической ответственности перед потребителями за некачественное предоставление услуг ЖКХ Ресурсоснабжающие организации Эксплуатирующие организации Муниципалитеты Потребители

11 Противоречия в мотивации на уровне потребителей Потребители почти не участвуют в оценке качества и количества предоставляемых услуг ЖКХ по дому, району, городу. Не могут ни отказаться от потребления воды, тепла, электроэнергии, ни выбрать других поставщиков теплоэнергоресурсов, ни изменить условия договоров и уровень цен, ни получить компенсацию за низкое качество услуг. Потребители, у которых не стоят счетчики, оплачивают потери и утечки воды и тепла при транспортировке от источников до дома/квартиры. Рост тарифов идет быстрее, чем снижается оплачиваемое потребление ресурсов при установке энергосберегающего оборудования. Ресурсоснабжающие организации Эксплуатирующие организации Муниципалитеты Потребители

12 Какими будут: Действия Теплосетей при необходимости провести обязательное согласование проекта, который выявит потери по их вине? Действия Районного МУП при необходимости принять новую технологию, качественно эксплуатировать которую они не могут и после внедрения которой дотация бюджета будет снята?

13 Проблемы очевидны. Система нуждается в коренном переустройстве. Можно ли сегодня на рынке услуг ЖКХ для жителей и потребителей из бюджетной сферы: Выявить востребованные услуги (услуги, которые не могут предоставляться имеющимися игроками рынка)? Выявить востребованные услуги (услуги, которые не могут предоставляться имеющимися игроками рынка)? Привлекать инвестиции в инновационные энергосберегающие проекты? Привлекать инвестиции в инновационные энергосберегающие проекты? Создать условия для развития инновационных фирм, занимающихся энергосбережением?

14 Некоторые предложения: Поскольку на рынке не хватает услуг по квалифицированной эксплуатации и обслуживанию (O&M) [по некоторым данным до 80% экономии обеспечивается за счет этой сферы] энергосберегающего оборудования, необходимо целенаправленно их создавать, в т.ч. и в фирмах с частно-государственной собственностью.

15 Отсутствие таких фирм приводит к: Невозможности внедрения передовых технологий (например, современные системы управления: – в ЦТП позволяют дистанционно управлять и диагностировать функционирование; –в котельных позволяют снизить потребление топлива и эксплуатационные затраты на котлы, на водоподготовку и т.д.).

16 ??? Может ли выгодоприобретатель разработать и реализовать бизнес- план по предложенной инновации? ДА

17 Отсутствующая услуга: Содействие образованию сообществ (ТСЖ, ТОКУ,кванта-территории), представляющих мелким потребителям реализовывать свою потребность влиять на эффективность услуг. РЕЗУЛЬТАТ: Нет влияния потенциального инвестора и самого заинтересованного в энергосбережении игрока

18 Выгодоприобретатель - бюджет муниципалитета Есть ли опыт внедрения? ДА В Ростове-на-Дону ведется большая работа по активизации процесса создания Товариществ собственников жилья. Более 2-х лет Ассоциация товариществ активно участвует в ревизии договоров на теплоснабжение. Для стимулирования их работы из бюджета города покрывается часть затрат на подготовку техдокументации при их регистрации. В Ростове-на-Дону ведется большая работа по активизации процесса создания Товариществ собственников жилья. Более 2-х лет Ассоциация товариществ активно участвует в ревизии договоров на теплоснабжение. Для стимулирования их работы из бюджета города покрывается часть затрат на подготовку техдокументации при их регистрации. Мы можем развить эту инновацию

19 Уже сегодня имеются интересные находки в реализации региональных программ энергосбережения, в совершенствовании процедур и схем тарифообразования, в повышении собираемости платежей с населения, в реструктуризации субсидий, в создании систем мониторинга энергосберегающего эффекта, в активизации процесса организации Товариществ собственников жилья (ТСЖ), в нахождении источников финансирования проектов.

20 Некоторые примеры достижения баланса интересов В Череповце применяются двухставочные тарифы на тепло и воду, создан специализированный орган, отвечающий за рассмотрение и утверждение тарифа, определены процедуры принятия решений по утверждению тарифов, объем информации необходимый для его рассмотрения, что сделало процесс тарифообразования контролируемым и прозрачным. Повышению сбора платежей за услуги ЖКХ с населения в немалой степени способствует создание в городах единых рассчетно-кассовых центров, выполняющих функции биллинговых компаний. В Ростове-на-Дону, например, благодаря деятельности РКЦ и планомерной работе среди населения количество должников снизилось за год на 18%, процент сбора достиг 95%.

21 Некоторые примеры достижения баланса интересов В С.-Петербурге с ноября 2001 г. была объявлена пеневая амнистия, когда жители могли оплатить долги за электроэнергию без взимания с них пеней. Итог – 428 тыс. потребителей воспользовались льготой. В марте 2002 г. в Костроме должники за коммунальные услуги получили уникальную возможность погасить наколенные долги с 10-процентной скидкой. В Ростове-на-Дону ведется большая работа по активизации процесса создания Товариществ собственников жилья. Более 2-х лет Ассоциация товариществ активно участвует в ревизии договоров на теплоснабжение. Для стимулирования их работы из бюджета города покрывается часть затрат на подготовку техдокументации при их регистрации.

22 Некоторые примеры достижения баланса интересов В Новгороде на замену ветхих стояков ГВС в жилых домах служба заказчика привлекла средства населения – своеобразный кредит под освобождение от жилищно- коммунальных платежей. Оказалось разумнее вложить свои средства в ремонт в обмен на освобождение от квартплаты, чем жаловаться на отсутствие горячей воды или постоянно находиться под угрозой ее отключения. Для оценки экономического эффекта от внедрения энергосберегающих технологий созданы программные комплексы, позволяющие наладить мониторинг проектов модернизации объектов ЖКХ – муниципальных котельных, тепловых сетей, жилых и общественных зданий. Так в Зеленодольске экономический эффект от энергопотребления в бюджетной сфере составляет около 200 тыс. руб в месяц.

23 Есть ли возможности расширения рынка для развития инновационных фирм в сфере энергосбережения? В региональных программах энергосбере- жения целесообразно сделать акцент на раздел «Механизм реализации», содержащий подробное описание ролей выгодо- приобретателей и партнеров, а также нормативного стимулирования энергосбережения. «Услышать» сигналы бизнеса о преградах развития в этом сегменте рынка.

24 Предлагаемый проект решения Для повышения восприимчивости к использованию энергосберегающих технологий считать необходимым: 1. Проработку концепции вытеснения административных принципов управления эффективностью экономическими в бюджетной сферы и ЖКХ. Отв.: Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. 2. Расширить применение опыта Республики Беларусь по мотивации энергосбережения через индикаторы (нормативные показатели) энергопотребления с учетом имеющегося опыта эксплуатации системы мониторинга, разработанной специалистами бывшего ФГУ «Чувашгосэнергонадзор» (Ю.Г.Ефремов)

25 Предлагаемый проект решения (продолжение) 3. Провести серию деловых игр с участниками реализации Программы энергосбережения по отработке технологии снятия противоречий при внедрении инновационных, энергосберегающих проектов. Отв. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики и ЧГУ. 4. Провести круглый стол компаний Чувашской Республики, занимающихся энергосберегающими технологиями, с целью выявления проблем, ограничивающих развития их бизнесов. Отв. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.

26 Предлагаемый проект решения (продолжение) 5. Учитывая, что в 2005 г. завершается Республиканская программа энергосбережения, провести научно- практическую конференцию по подведению итогов и выработки новой концепции очередной программы, в т.ч. поиска подходов по проблемам: - организационных механизмов по снижению жесткости среды в сегменте рынка энергосбережения; - выявления механизма консолидации разобщенных сил бизнес-структур и организаций, работающих в сегменте энергосбережения; - выработки механизмов фокусирования на «секторах потерь».