« Совещание в Министерстве экономического развития и торговли Чувашской Республики » 26 февраля 2010 года, Чебоксары, Дом Правительства Виктор Котов Заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Нормативно-правовая база и юридические формы государственно-частного партнерства» Виктор Кабашкин Центр ГЧП, Внешэкономбанк.
Advertisements

Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации... бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств.
Порядок отбора, подготовки и реализации проектов ГЧП Ярославской области, механизмы и схемы их реализации. Обзор изменений законодательства о концессионных.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Об опыте взаимодействия структурных подразделений Правительства Ярославской области и муниципальных образований при предоставлении земельных участков в.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ – УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 7 октября 2009 год Перспективы казначейского исполнения местных бюджетов в 2010 году.
Региональная инициатива как механизм развития Калужской области. Как привлечь средства Инвестиционного фонда РФ V Калужский Инвестиционный Форум 15 мая.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Использование концессионных соглашений в здравоохранении Российская Неделя ГЧП /03/2014.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Мэрия города Архангельска 19 марта 2009 года.
Система правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере реализации ГЧП проектов Регули- рующие отраслевые особенности реализации ГЧП проектов Совокупность.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Транксрипт:

« Совещание в Министерстве экономического развития и торговли Чувашской Республики » 26 февраля 2010 года, Чебоксары, Дом Правительства Виктор Котов Заместитель генерального директора ЗАО «Юридические консультанты по праву стран АТЭС (ЮКАТЭС)»

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство) Государственно-частное партнерство представляет собой сложную совокупность общественных отношений, которые находятся на стыке «ведения» публичного и частного права и регулируются различными отраслями права

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Конституция Российской Федерации как акт прямого действия: принципы равенства перед законом, недопустимости дискриминации (ст. 19), недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34), возможность заключения публичных соглашений между органами исполнительной власти федерального и регионального уровня в целях передачи полномочий с одного уровня на другой (ст. 78) и т.д.),

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Административное законодательство, регулирующее деятельность органов власти по реализации государственной политики в области государственно- частного партнерства, определяющее статус и компетенцию органа власти, представляющего Правительство РФ или субъекта РФ в ГЧП проекте в отношениях с частным партнером Указ Президента РФ от 1 марта 2004 г. 314 «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти», изменениями в редакции от г., ряд Постановлений Правительства РФ, утверждающих типовые положения о федеральных органах исполнительной власти);

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Гражданское законодательство и законодательство об инвестиционной деятельности, регулирующее отношения между партнерами при выполнении инвестиционных соглашений Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от г. 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон РСФСР от г I «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»);

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Бюджетное законодательство, регулирующее возможные формы и порядок финансового участия бюджета публичного субъекта в проекте, включая порядок финансирования расходов бюджета на стадии подготовки проекта Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы об утверждении бюджета на соответствующий плановый период, Постановление Правительства РФ от г. 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного Фонда Российской Федерации») (изменения от ПП РФ).

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Градостроительное законодательство, устанавливающее требования к порядку осуществления проектирования и строительства (реконструкции) проектного объекта Градостроительный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от г. 20 «О выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», Постановление Правительства РФ от г. 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов проектных изысканий», Постановление Правительства РФ от г. 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и т.д.

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Земельное и иное законодательство, регулирующее порядок подготовки территории строительства, включая изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изменение категории земельных участков и т.д. Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от г. 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», Постановление Правительства РФ от г. 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», Постановление Правительства РФ от г. 830 «О порядке консервации земель с изъятием их из оборота» и т.д.)

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Законодательство о государственных закупках, регулирующее порядок размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд в случае непосредственного финансового участия публичного субъекта в проекте Федеральный закон от г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от г. 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет федерального бюджета», в редакции от г.

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Налоговое законодательство, определяющее порядок налогообложения хозяйственных операций в рамках реализации ГЧП проекта Налоговый кодекс РФ

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Законодательство о тарифах Федеральный закон от г. 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановление Правительства РФ от г. 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в редакции от г., Постановление Правительства РФ от г. 787 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте», Постановление Правительства РФ от г. 136 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» и т.д.

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Специальные нормативные правовые акты, регулирующие правовой режим отдельных видов инфраструктуры Федеральный закон от г. 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от г. 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от г. 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от г. 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т.д.).

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Специальные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к эксплуатации проектного объекта Федеральный закон от г. 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановление Правительства РФ от г. 233 «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог», Постановление Правительства РФ от г. 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» и т.д.).

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства (модели проектов, контрактная документация, законодательство» Кроме этого, действуют специальные нормативные правовые акты, регулирующие те или иные аспекты ГЧП Федеральный закон от г. 115-ФЗ (в редакции от г.) «О концессионных соглашениях» и ряд подзаконных нормативных правовых актов, принятых в его развитие; Постановление Правительства РФ от г. 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» и ряд подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы конкурсного отбора проектов для предоставления бюджетных ассигнований Фонда.

Модели проектов, контрактная документация, законодательство I. Концессия Предмет контракта: концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить права владения и пользования объектом концессионного соглашения Концессионные соглашения заключаются по результатам конкурса. Допускаются открытые конкурсы (публичное приглашение) и, в определенных случаях, закрытые конкурсы (в связи с гостайной, стратегическое значение объекта концессии) Между органами власти разграничены полномочия по принятию решений о заключении концессионного соглашения – по общему правилу, Правительством РФ в отношении объектов федеральной собственности, органами государственной власти субъектов РФ – в отношении объектов собственности субъектов РФ, органами местного самоуправления – в отношении объектов муниципальной собственности; в отношении объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны – Правительством РФ по решению Президента.

«Юридические формы ГЧП» Сфера ответственности публичного субъекта: Императивно: подготовка и передача концессионеру земельных участков для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Дополнительно: передача проектной документации на объект концессии концессионеру, в случае, если подготовку проектной документации на объект осуществлялась концедентом; проектом может быть предусмотрены обязательства концедента по частичному финансированию объекта концессии; предоставление бюджетных гарантий кредитно-финансовым организациям; предоставление компенсации концессионеру в случае не достижения определенных финансовых показателей Сфера ответственности частного субъекта: финансовое закрытие (т.е. обеспечение финансовыми ресурсами всех необходимых этапов реализации концессионного проекта) строительство или реконструкция объекта концессии. соблюдение требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству. осуществление эксплуатации в соответствии с концессионным соглашением внесение концессионной платы (если она предусмотрена), исполнение других финансовых обязательств (перед банками, платежи за землю)

Региональный инвестиционный проект СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ через реку КАМА и реку БУЙ в районе г. КАМБАРКА ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТА Правительство субъекта РФ Направляет Объявляет Заявка в Инвестиционный фонд РФ Заявка в Инвестиционный фонд РФ Распоряжение Правительства РФ о предоставлении субсидий Инвестфонда (23,9%) Распоряжение Правительства РФ о предоставлении субсидий Инвестфонда (23,9%) Банки (43,6 %) (Внешэкономбанк, Сбербанк) Банки (43,6 %) (Внешэкономбанк, Сбербанк) Концессионер – финансирует (25,3%) привлекает кредиты строит эксплуатирует Концессионер – финансирует (25,3%) привлекает кредиты строит эксплуатирует Конкурс на право заключения концессионного соглашения на финансирование и строительство мостового перехода Конкурс на право заключения концессионного соглашения на финансирование и строительство мостового перехода Пользователи мостового перехода, согласно тарифным группам 1-4 Пользователи мостового перехода, согласно тарифным группам 1-4 Соинвесторы Подрядчики 12 Заключает концессионное соглашение Заключает концессионное соглашение Субсидии бюджета субъекта РФ (6,5%) и Инвестфонда (23,9%) Субсидии бюджета субъекта РФ (6,5%) и Инвестфонда (23,9%) 17

Схема организации концессионного конкурса Одобрение конкурсной документации Объявление конкурса Получение заявок Предоставление конкурсной документации Проведение открытых консультаций Подготовка конкурсных предложений Оценка конкурсных предложений Протокол по результатам конкурса Отправление протокола и проекта концессионного соглашения Опубликование результатов конкурса Подписание концессионного соглашения и финансовое закрытие 9 месяцев-1 год в течение 15 дней 2- 3 месяца 1, 5 месяца Предварительный отбор Внесение конкурсных предложений в течение 5 дней Объявление результатов предварительного отбора

Схема финансирования промышленной части проекта в проектах «складчины» государства и бизнеса Государственно-частное партнерство – альтернатива бюджетному финансированию капитальных вложений при дефиците и профиците бюджета Суть государственно-частного партнерства – привлечение на контрактной основе частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, в ситуации бюджетных, финансовых, мотивационных, компетентностных ограничений, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций сторон За счет привлечения опыта частного сектора и распределения риск в отношении стороны, которая способна более эффективно справиться с таким риском, можно повысить общую эффективность проекта

Модели проектов, контрактная документация, законодательство II. Аренда с инвестиционным условиями Предмет контракта: передача государственного имущества в пользование и владение частному инвестору, с обязательствами инвестора по осуществлению инвестиций в данный объект. В отличие от концессии, договор аренды может заключаться не только в отношении объектов недвижимости, но и движимого имущества. Такое имущество должно существовать на момент заключения договора. Законодательно ограничены возможности изъятия собственником имущества у лиц, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении оно находится. Договоры аренды государственного и муниципального имущества заключаются на торгах (конкурсы в порядке для концессионных соглашений, аукционы – в порядке приватизации). Ответственность частного партнера: выполнение «инвестиционных условий» контракта; привлечение финансирования, соблюдение условий использования объекта аренды; Внесение арендной платы; Риск повреждения или случайной гибели имущества (если иное не предусмотрено соглашением)

Модели проектов, контрактная документация, законодательство III. Договор подряда с оплатой в рассрочку возврат кредита Банку гарантируется юридическими обязательствами по оплате строительных работ, которые Администрация принимает на себя по государственному контракту. Заключение таких контрактов на долгосрочный период разрешено, если есть соответствующая долгосрочная целевая программа. Обязательства Администрации по оплате не зависят от будущих законов о бюджете, что придает ситуации юридическую стабильность. Риск невозврата инвестиций гарантируется бюджетом. риск недостижения запланированного уровня трафика остается на Администрации. Это позволяет кредитовать и те проекты, в отношении окупаемости которых есть сомнения. И снижает стоимость кредитных ресурсов. госконтракт и кредитное соглашение между Банком и подрядчиком будут предусматривать права регресса – если Администрация не платит подрядчику, Банк может обратиться с прямым требованием к Администрации. администрация может наполнять бюджет не только за счет платы за проезд, но за счет развития прилегающих территорий. Это остается ее внутренним делом. эксплуатацию объекта Администрация организует сама. Эксплуатирующей организацией может быть региональный автодор, другое ГУ или специальная компания. Может быть и частный оператор за вознаграждение.

На примере платного участка дороги регионального значения Схема организации проекта ГЧП на основе ДЦП Правительство субъекта РФ Принимает Объявляет 1. Долгосрочную целевую программу, позволяющую разместить государственный заказ на строительство дороги 1. Долгосрочную целевую программу, позволяющую разместить государственный заказ на строительство дороги 2. Решение об использовании дороги на платной основе 2. Решение об использовании дороги на платной основе Внешэкономбанк выдает кредит на финансирование строительства Внешэкономбанк выдает кредит на финансирование строительства Генеральный подрядчик привлекает долгосрочные кредиты строит «под ключ» сдает объект заказчику получает бюджетные платежи с рассрочкой согласно контракту рассчитывается с Банком Генеральный подрядчик привлекает долгосрочные кредиты строит «под ключ» сдает объект заказчику получает бюджетные платежи с рассрочкой согласно контракту рассчитывается с Банком Государственный конкурс на право заключения договора генерального подряда на строительство объекта (на основе контракта EPC) Государственный конкурс на право заключения договора генерального подряда на строительство объекта (на основе контракта EPC) ГУ эксплуатирует и взимает плату за пользование дорогой в бюджет ГУ эксплуатирует и взимает плату за пользование дорогой в бюджет Соинвесторы Подрядчики 12 Заключает государственный контракт с рассрочкой бюджетных платежей (15-30 лет) Заключает государственный контракт с рассрочкой бюджетных платежей (15-30 лет) 3.По окончанию строительства – решение о передаче дороги в эксплуатацию ГУ 3.По окончанию строительства – решение о передаче дороги в эксплуатацию ГУ

И в ГЧП проектах и в проектах «складчины» государства и бизнеса Инвестор всегда сталкивается с рядом ключевых вопросов, от решения которых напрямую зависит скорость и эффективность реализации проекта и, как результат, размер экономической выгоды каждого из спонсоров ? ? ? Где учредить проектную Компанию? Как минимизировать регресс и управлять проектными рисками? Как быть с регулированием и законодательными требованиями, которые «мешают»? Какие схему и источники финансирования выбрать для Проекта? Как интересы отдельных спонсоров могут повлиять на структуру и экономику проекта? Нужно ли консолидировать обязательства проектной компании на балансе основных акционеров и как этого добиться или избежать? Как определить структуру тарифа и условия предоставления услуг, чтобы соблюсти баланс коммерческих интересов спонсоров, заказчиков и кредиторов?

Виктор Котов ЗАО «Юридические консультанты по праву стран АТЭС (ЮКАТЭС)» тел.|факс: +7 (495)