О развитии профессионального образования в Костромской области Быстрякова Т.Е., директор департамента образования и науки Костромской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Кульмач Е.Г. заместитель директора департамента образования и науки Костромской области О реализации государственной политики в сфере профессионального.
Advertisements

Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
О состоянии и перспективах развития системы профессионального образования Архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ КРАЕВОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Транксрипт:

О развитии профессионального образования в Костромской области Быстрякова Т.Е., директор департамента образования и науки Костромской области

В учреждениях профессионального образования Костромской области: Ведется обучение по более чем 250 профессиям и специальностям; Обучается учащихся, студентов, 650 аспирантов и докторантов; Трудится 3180 педагогических работников; Ежегодно выпускается более 11 тысяч рабочих и специалистов, в том числе, по очной форме обучения – около 8 тысяч Система профессионального образования Костромской области Костромской области Система профессионального образования в Костромской области 4 ВУЗа и 4 филиала ВУЗов 26 учреждений среднего профессионального образования (учреждений федерального подчинения – 9; областного подчинения – 15; негосударственных – 2) 12 колледжей 14 техникумов 21 учреждение начального профессионального образования 9 профессиональных лицеев 12 профессиональных училищ

Основные направления развития системы профессионального образования в гг. Приведение в соответствие рынка труда и рынка образовательных услуг Повышение качества профессионального образования в соответствии с требованиями современного производства Создание системы непрерывного профессионального образования Внедрение результатов научных исследований в производство и практическую деятельность организаций

Закон Костромской области от 30 сентября 2008 года ЗКО «О начальном профессиональном образовании в Костромской области» Постановление администрации Костромской области от г а «О перечне профессий для организации профессиональной подготовки со сроком обучения от 1 до 6 месяцев, профессиональной переподготовки и повышения квалификации отдельных категорий граждан» Создание центров (служб) содействия трудоустройству выпускников содействия трудоустройству выпускников Постановление администрации Костромской области от 26 ноября 2009 года 389-а «О порядке определения объёма и структуры приёма обучающихся в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования за счёт средств областного бюджета» Нормативно-правовая база 8 Отраслевых рабочих групп «Агропромышленный комплекс», «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», «Промышленность, транспорт, связь», «Лесопромышленный комплекс», «Сфера обслуживания», «Социальная сфера», «Транспорт и дорожное хозяйство», «Топливно- энергетический комплекс» Эксперимент по введению модели эффективного модели эффективного социального партнерства социального партнерства (13 образовательных учреждений, 17предприятий) учреждений, 17предприятий) Ежегодно заключаются около 900 трехсторонних договоров; 86% учебных планов и программ согласованы с работодателями; Ежегодно открывается от 3 до 10 новых образовательных программ; 3 учреждения стали победителями конкурсных отборов в рамках ПНПО на федеральном уровне Приведение в соответствие рынка труда и рынка образовательных услуг в Костромской области, повышение качества профессионального образования Реализуется схема персонифицированного персонифицированного содействия в трудоустройстве выпускников трудоустройстве выпускников

Создание системы непрерывного профессионального образования в Костромской области Принят ряд новых нормативно-правовых актов (Закон Костромской области от г ЗКО «О начальном профессиональном образовании в Костромской области», Областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в годах»), разработана Стратегия развития непрерывного профессионального образования в Костромской области В системе общего образования учащимся предложено более 25 профилей обучения. 12% городских и 17% сельских школ осуществляют сетевое взаимодействие с 25 учреждениями начального, среднего профессионального образования и ВУЗами нашей области В годах созданы: 7 многоуровневых учреждений профессионального образования (техникумов, колледжей), реализующих программы начального и среднего профессионального образования; 10 ресурсных центров профессионального образования. С 1 сентября 2010 года: Реорганизация 15 учреждений НПО и СПО, создание 7 многоуровневых учреждений

65 научных школ и направлений КГУ 24 КГУ 24 КГТУ 18 КГТУ 18 КГСХА 9 КГСХА 9 ВАРХБЗ 5 ВАРХБЗ 5 Филиалы ВУЗов и НИИ 9 Филиалы ВУЗов и НИИ 9 Нормативно-правовая база: Внедрение результатов научных исследований в производство и практическую деятельность организаций Закон Костромской области от ЗКО «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» Распоряжение администрации Костромской области от г. 237-ра «О приоритетных направлениях развития науки и техники в Костромской области» По заказу органов власти выполнено 238 курсовых и дипломных проектов

Проблемы развития системы профессионального образования в Костромской области - недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в учреждения профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда; несовершенные механизмы регулирования контрольных цифр приема в федеральные ВУЗы и УСПО; - отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, в том числе, на условиях целевой контрактной подготовки; - недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений; - несоответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам материально – техническая база учреждений - неблагоприятные тенденции в возрастной структуре педагогических кадров (старение педагогических кадров); - отсутствие четкого перспективного планирования научных работ, выполняемых в интересах области, а также недостаточный уровень финансирования научных исследований

Варианты функционирования системы НПО и СПО НПО и СПО 1. Передача функций учредителя учреждений НПО и СПО от департамента образования и науки Костромской области департаменту по труду и занятости населения Костромской области; 2. Передача функций учредителя учреждений НПО и СПО от департамента образования и науки Костромской области отраслевым департаментам; 3. Сохранение функций учредителя учреждений НПО и СПО за департаментом образования и науки Костромской области при условии повышения роли департамента по труду и занятости населения Костромской области, работодателей, отраслевых департаментов (экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, агропромышленного комплекса Костромской области, лесного хозяйства Костромской области, строительства архитектуры и градостроительства Костромской области, жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области) в подготовке кадров и закрепляемости их на предприятиях области.

Совместное заседание Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу «О приоритетах развития профессионального образования в Российской Федерации» (31 августа 2010 года) Поручение: К 1 февраля 2011 года обеспечить при участии объединений работодателей разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития Приоритетные направления развития системы профессионального образования системы профессионального образования Реализация эффективных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной органов исполнительной власти и работодателей власти и работодателей по формированию по формированию государственного задания для системы профобразования для системы профобразования на основе согласованных на основе согласованных прогнозных данных прогнозных данных о потребностях в кадрах о потребностях в кадрахСоздание территориально- территориально-экономических кластеров за счет концентрации ресурсов образовательных образовательных учреждений учреждений различного уровня и работодателей и работодателей Разработка и реализация механизмов оценки результативности оценки результативности системы системы профобразования профобразования по ее вкладу по ее вкладу в решение задач регионально-отраслевого регионально-отраслевого развития развития

Разработка комплексное программы модернизации профессионального образования в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона Программа социально- экономического развития субъекта РФ 1. Формирование конкурентоспособной системы кадрового обеспечения приоритетных отраслей развития экономики 2. Развитие кадрового потенциала, обеспечивающего в долгосрочной перспективе социально- экономическое развитие субъекта РФ Типовая программа модернизации профессионального образования субъекта Российской Федерации Результаты анализа системы профессионального образования субъекта РФ Инфраструктура Управление Содержание и качество образования Переподготовка кадров Состояние рынка труда Структура системы ПО Инфраструктура образования Нормативно-пра- вовая база Основная логика проекта Стратегическая цель модернизации системы профессионального образования – превращение ее в полноценный ресурс инновационного развития региона на основе консолидации учреждений начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научно- исследовательских организаций и реального сектора экономики

Схема разработки комплексной программы модернизации профессионального образования Провести детальный анализ потребности в кадрах Оценить текущую ситуацию в системе образования Определить сценарий программы модернизации Разработать и апробировать программу Имеющийся задел: 1.С учетом решений Госсовета откорректирована Стратегия развития непрерывного профессионального образования в Костромской области до 2020 года; 2. Разработана Программа «Комплексное развитие начального и среднего профессионального образования Костромской области в гг.». Основные разделы: «Создание образовательных кластеров в соответствии с ведущими отраслями экономики Костромской области», «Поддержка внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов», «Формирование позитивного имиджа рабочих профессий и социальная поддержка выпускников учреждений профессионального образования». Этапы разработки:

Предложения в проект протокольных поручений 1. Департаменту образования и науки Костромской области (Быстрякова Т.Е.) сформировать состав межведомственной рабочей группы по разработке комплексной программы развития профессионального образования Костромской области с участием отраслевых департаментов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Костромской области, учреждений профессионального образования, общественных объединений работодателей, отраслевых объединений профессиональных союзов. Срок исполнения: до 15 ноября 2010 года 2. Департаменту экономического развития, промышленности и торговли Костромской области (Алексеев П.В.) совместно с исполнительными органами государственной власти Костромской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Костромской области разработать перспективный прогноз отраслей экономики и социальной сферы Костромской области в кадрах рабочих и специалистов Срок исполнения: до 1 декабря 2010 года

Предложения в проект протокольных поручений 3. Департаменту образования и науки Костромской области (Быстрякова Т.Е.), департаменту экономического развития, промышленности и торговли Костромской области (Алексеев П.В.), департаменту по труду и занятости населения Костромской области (Брезгин В.М.): 1) совместно с отраслевыми департаментами Костромской области сформировать состав образовательных кластеров, ориентированных на кадровое обеспечение приоритетных отраслей экономики области (агропромышленного, лесопромышленного, строительного комплексов, ювелирной отрасли, машиностроения и металлообработки, легкой промышленности и сферы обслуживания, сферы транспорта и дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и др.). Срок исполнения: до 1 декабря 2010 года 2) разработать концепцию комплексной программы развития профессионального образования Костромской области и направить в исполнительные органы государственной власти Костромской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Костромской области, учреждения профессионального образования для внесения предложений по программным мероприятиям Срок исполнения: до 15 декабря 2010 г.

Предложения в проект протокольных поручений 4. Исполнительным органам государственной власти Костромской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Костромской области, Совету ректоров ВУЗов Костромской области (Рассадин Н.М.), советам директоров учреждений среднего и начального профессионального образования Костромской области (Смирнов В.А., Ипатов А.Н.) представить предложения в проект комплексной программы развития профессионального образования Костромской области с учетом приоритетов развития отраслей экономики и планируемых инвестиционных проектов в департамент образования и науки Костромской области (Быстрякова Т.Е.). Срок исполнения: до 31 декабря 2010 года 5. Департаменту образования и науки Костромской области (Быстрякова Т.Е.) совместно с межведомственной рабочей группой обеспечить разработку комплексной программы развития профессионального образования Костромской области. Срок исполнения: до 1 февраля 2011 года.

15

16 Опыт Республики Татарстан по подготовке кадров в областных государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования Функции Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по управлению областными государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования Функции Министерства образования и науки Республики Татарстан по управлению областными государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования Управление государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования в соответствии с полномочиями учредителя Методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса, разработки и внедрения инновационных технологий обучения Нормотворческая деятельность по совершенствованию системы образования в соответствии с потребностями рынка труда Повышение квалификации и аттестации педагогических кадров Установление объема и профессиональной структуры подготовки кадров для учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с расчетами перспективной потребности рынка труда Лицензирование и аккредитация государственных образовательных учреждений профессионального образования Финансовое обеспечение выполнения государственного заказа (государственного задания) подведомственными государственными образовательными учреждениями профессионального образования на основе нормативно-подушевого финансирования. Мониторинг и контроль качества профессионального образования

17 1. Передача функций учредителя учреждений НПО и СПО от департамента образования и науки Костромской области департаменту по труду и занятости населения Костромской области Варианты функционирования системы НПО и СПО Положительные аспекты Отрицательные аспекты и проблемы, требующие дополнительного решения 1. Наличие оперативной информации о потребности работодателей в кадрах рабочих и специалистов в разрезе профессий, а также о количестве безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости и направленных на переобучение по востребованным на рынке труда области профессиям и специальностям 2. Обеспечение соответствия объема и структуры приема в УНПО и УСПО перспективной потребности рынка труда на основе оценки состояния и прогноза развития занятости населения. 3. Развитие системы краткосрочной профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения. 4. Организация профессионального обучения с учетом требований работодателей к квалификационным характеристикам выпускников 5. Усиление взаимодействия органов службы занятости населения с работодателями Костромской области 1. Отсутствие у департамента по труду и занятости населения функций и подведомственных структур, обеспечивающих организацию в образовательных учреждениях учебно-воспитательного процесса, в том числе, научно-методической работы, воспитательной и социальной работы, повышения квалификации и аттестации педагогических работников. 2. Разделение между департаментами функций учредителя образовательного учреждения и организатора методического обеспечения учебно-воспитательного процесса понизит управляемость учебным заведением. 3. Обеспечение единого учебно-методического руководства, финансового обеспечения деятельности передаваемых учреждений потребует увеличения штатной численности департамента по труду и занятости населения Костромской области. 4. Департамент по труду и занятости населения Костромской области не располагает целостной информацией о перспективной потребности рынка труда на основе оценки состояния прогноза социально- экономического развития области. 5. Отсутствие тесного взаимодействия с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, затруднит работу по организации допрофессиональной подготовки школьников.

18 2. Передача функций учредителя учреждений НПО и СПО от департамента образования и науки Костромской области отраслевым департаментам Варианты функционирования системы НПО и СПО Положительные аспекты Отрицательные аспекты и проблемы, требующие дополнительного решения 1. Наличие оперативной информации о потребности предприятия и организаций отрасли в кадрах рабочих и специалистов в разрезе профессий, а также перспективного отраслевого прогноза в кадрах. 2. Обеспечение соответствия объема и профессиональной структуры приема в УНПО и УСПО перспективной потребности отрасли в кадрах, в том числе, в разрезе муниципальных образований. 3. Организации профессионального обучения с учетом требований работодателей к квалификационным характеристикам выпускников 4. Повышение заинтересованности отраслевых департаментов в обеспечении предприятий отрасли кадрами рабочих специальностей 1. Отсутствие у отраслевых департаментов функций и подведомственных структур, обеспечивающих организацию в образовательных учреждениях учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации и аттестации педагогических работников. 2. Разделение между департаментами функций учредителя образовательного учреждения и организатора методического обеспечения учебно-воспитательного процесса понизит управляемость учебным заведением. 3. Обеспечение единого учебно-методического руководства, финансового обеспечения деятельности передаваемых учреждений потребует увеличения штатной численности отраслевого департамента. 4. В Костромской области практически отсутствуют однопрофильные учебные заведения, в связи с чем учреждения начального и среднего профессионального образования трудно отнести к конкретным отраслевым департаментам. 5. В случае преобразования учреждений НПО и СПО в однопрофильные снижается доступность образовательного процесса в связи с территориальными особенностями расположения учреждений. 6. Отраслевой департамент не располагает целостной информацией о перспективной потребности рынка труда на основе оценки состояния прогноза социально-экономического развития области. 5. Отсутствие тесного взаимодействия с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, затруднит работу по организации допрофессиональной подготовки школьников.

19 3. Сохранение функций учредителя учреждений НПО и СПО за департаментом образования и науки Костромской области при условии повышения роли департамента по труду и занятости населения Костромской области, работодателей, отраслевых департаментов 3. Сохранение функций учредителя учреждений НПО и СПО за департаментом образования и науки Костромской области при условии повышения роли департамента по труду и занятости населения Костромской области, работодателей, отраслевых департаментов в подготовке кадров и закрепляемости их на предприятиях области Варианты функционирования системы НПО и СПО Положительные аспекты Отрицательные аспекты и проблемы, требующие дополнительного решения 1. Наличие у департамента образования и науки Костромской области функций и подведомственных структур, обеспечивающих организацию в образовательных учреждениях учебно- воспитательного процесса, повышения квалификации и аттестации педагогических работников. 2. Департамент образования и науки Костромской области осуществляет взаимодействие как с муниципальными органами управления в сфере образования, так и с отраслевыми департаментами и органами занятости населения, что позволяет осуществлять работу по развитию системы непрерывного профессионального образования. 3. В Костромской области сформирована законодательная и нормативная правовая база, направленная на приведение в соответствие рынка труда и рынка образовательных услуг, развитие системы непрерывного профессионального образования, с участием работодателей, исполнительных органов государственной власти Костромской области и образовательных учреждений. 1. Недостаточно точный перспективный прогноз отраслей экономики области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в учреждения начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда; 2. Отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, в том числе, на условиях целевой контрактной подготовки; 3. Недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно- материальной базы образовательных учреждений.

Типовая программа как инструмент модернизации региональной системы профессионального образования Управление системой профобразования субъекта на основе стратегий социально- экономического развития Реструктуризация сети учреждений профессионального образования субъекта РФ, сетевое взаимодействие Оптимизация экономических и финансовых механизмов системы профессионального образования субъекта РФ Детализация требований работодателей к качеству и содержанию образовательных программ Формирование инфраструктуры базовых центров Разработка и управление Программой Мониторинг реализации Программы Внедрение новой модели управления Внедрение системы управления качеством профобразования Переподготовка и повышение квалификации Разработка и адаптация существующих образовательных программ Построение системы оценки качества образования Подготовка УМК для переподготовки и повышения квалификации Организация переподготовки по: управлению, педагогике, отраслевым знаниям, ИТ.

21 1. Реализация мероприятий по созданию системы непрерывного профессионального образования от допрофессиональной подготовки школьников до обучения различных категорий взрослого населения по профессиям, востребованным на рынке труда, на основании Стратегии развития непрерывного профессионального образования в Костромской области до 2020 года; 2. Создание 8 современных образовательных кластеров, ориентированных на кадровое обеспечение агропромышленного, лесопромышленного, строительного комплексов, ювелирной отрасли, машиностроения и металлообработки, легкой промышленности и сферы обслуживания, сферы транспорта и дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, обеспеченных материально-техническими, кадровыми, информационными и другими ресурсами; 3. Повышение точности формирования прогнозной потребности отраслей экономики в кадрах рабочих и специалистов и установление контрольных цифр приема в учреждения начального и среднего профессионального образования на основе государственного задания (заказа); 4. Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности учреждений – переход на нормативно-подушевое финансирование, совершенствование правового статуса учреждений начального и среднего профессионального образования (создание бюджетных и автономных образовательных учреждений); 5. Поддержка и развитие деятельности профильных ресурсных центров по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих кадров и специалистов, профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений; 6. Создание регионального центра сертификации профессиональных квалификаций; 7. Обеспечение внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, адекватных им современных образовательных программ и технологий в практику учреждений начального и среднего профессионального образования; удовлетворение потребности регионального рынка труда в рабочих кадрах и специалистах повышенного уровня квалификации; Мероприятия по развитию профессионального образования Костромской области

22 8. Развитие системы профессиональной ориентации школьников; формирование позитивного имиджа рабочих профессий и специальностей; организация допрофессиональной подготовки школьников на базе всех учреждений начального и среднего профессионального образования; 9. Развитие системы целевой контрактной подготовки рабочих кадров и специалистов, а также мер социальной поддержки выпускников учреждений профессионального образования, трудоустраивающихся на работу в сельской местности 10. Создание эффективных условий для профессионального роста мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования; 11. Создание эффективной системы поддержки лучших образовательных учреждений, талантливой молодежи, обучающейся в системе начального и среднего профессионального образования; 12. Совершенствование системы социального партнерства образовательных учреждений и работодателей по вопросам подготовки рабочих кадров и специалистов. 13. Создание необходимых условий лицам с ограниченными возможностями здоровья для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении, развитие системы дистанционного образования; 14. Создание механизма координации деятельности органов государственной власти Костромской области и учреждений высшего профессионального образования в целях использования научного потенциала вузов для выполнения приоритетных научно- исследовательских программ и проектов по перспективным направлениям социально- экономического развития Костромской области. 15. Содействие комплексному развитию высшего профессионального образования Костромской области: созданию университетских комплексов; развитию инновационной деятельности малых предприятий при ВУЗах; созданию инновационной инфраструктуры (технопарков, научно- исследовательских лабораторий, инновационных ресурсных центров и др.). Мероприятия по развитию профессионального образования Костромской области