ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 9. Издержки входа, стратегическое поведение и структура рынка Цель – объяснить структуру рынка ( количество продавцов ) и факторы, воздействующие.
Advertisements

Внимание ! Дополнительная лекция по курсу пройдет 18 ноября 2011 в в аудитории Г 510 Объявление.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Олигополия - 3 Модель Штакельберга Сопоставление равновесия с равновесием модели Курно Вариации модели Бертрана: дифференцированные товары, ограничение.
ТЕМА 4. СГОВОР: ЯВНЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ 1.Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2.Сговор и ценовые войны 3.Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
1 Тема 3. Олигополистические рынки: характеристика, виды, равновесие и стратегии конкуренции.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Факультет менеджмента 2006/2007 учебный год Лекция 2. Стратегическое взаимодействие в IO 1. «Цена или количество»? Бертран встречает Курно Парадокс.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
ТЕМА 5. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА И РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Ранняя IO (Гарвардская школа): эмпирические исследования и.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
«М ОДЕЛЬ Б ЕРТРАНА » Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета, группы э 122 б.
Выполнила : студент 2 курса ВШКУ Колобкова Дарья.
Тема 5. Рыночная структура и рыночная власть: методы и результаты эмпирических исследований 1. Ранняя IO (Гарвардская школа): эмпирические исследования.
Олигополия - 1 Модель Курно: классическая формулировка: сравнение с монополизированной и конкурентной отраслью модель Курно с большим числом фирм Модель.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие на неё 1.Факторы формирования структуры рынка [в отраслях с экзогенными издержками входа]. 2.Стратегическое ограничение входа: развитие теории «Традиционные» представления об ограничения входа Мощности как инструмент ограничения входа. Модель Спенса-Диксита-Штакельберга и проблема достоверного обязательства 2.3. Рынки с сетевыми эффектами потребления: парадоксы ограниченного входа без ограничений

1. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЫНКА: РОЛЬ ИЗДЕРЖЕК ВХОДА И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Пусть издержки входа нового продавца F i >0 Равновесное количество [идентичных] продавцов (SPNE) определяется условием i (n, S) = F, Где n – число [идентичных] продавцов i / n 0 От чего же зависит N*? от издержек входа от емкости рынка от модели стратегического взаимодействия после входа Связь между моделью стратегического взаимодействия и числом продавцов может выглядеть нетривиальной [вспомним модель Салопа]

ВХОД ПРОДАВЦОВ: ПРИ КОНКУРЕНЦИИ EX-POST ПО БЕРТРАНУ (СЛЕВА) И КУРНО (СПРАВА), СПРОС P=1-Q, МС=0, ИЗДЕРЖКИ ВХОДА = F. ПУСТЬ РЕШЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ (ХОТЯ ЧТО ИЗМЕНЯТ ОДНОВРЕМЕННЫЕ?) Второй ВходитьНе входить ПервыйВходить (-F; - F)(1/4 – F; 0) Нев ходить (0; ¼ - F)(0; 0) Второй ВходитьНе входить ПервыйВходить (1/9 – F; 1/9 – F) (1/4 – F; 0) Нев ходить (0; ¼ - F)(0; 0)

ВОЗДЕЙСТВИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАВНОВЕСНЫЙ УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ

ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК ВХОДА Есть ограниченный ресурс, необходимый для производства (напр.: патент, полоса радиочастотного спектра). Сравним две модели размещения между продавцами. Спрос P = 1 – Q, MC =0 При эндогенных издержках входа концентрация выше, и слабее реагирует на изменение спроса

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ВХОДА Bain (1956). Классификация рынков по высоте барьеров входа: рынки со свободным входом (*издержки входа так низки, что укоренившиеся продавцы не могут ограничить вход новых участников) ; рынки с неэффективными барьерами входа (*достаточно высоки, чтобы укоренившийся продавец мог ограничить вход, но недостаточно высоки, чтобы он этого захотел); рынки с эффективными барьерами входа (*достаточно высоки, так что хотят и могут); рынки с блокированным входом (*так высоки, что независимо от действий укоренившегося продавца, новые участники не войдут). Обратим внимание на взаимосвязь эндогенных и экзогенных издержек входа. Однако все модели ограничения входа основаны на предположении (постулат Сайлоса-Лабини), что выбор выпуска или цены – достоверное обещание (новичок верит, что укоренившаяся компания не изменит выпуск/ цену после его входа) Проблема credible commitment (см. A.Dixit)

ИЗДЕРЖКИ ВХОДА И ВОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ВХОДА Количество Цена, издержки Цена, ограничивающая вход P L Издержки новичка С E Прибыль, которую получает новичок, должна не достигать его издержек входа F: -Чем выше его издержки входа, тем меньше нужно понижать цену P L,по сравнению с желаемой для укоренившегося продавца -- Тем меньше потери прибыли укоренившегося продавца от стратегического ограничения входа в данный момент -- Тем выше стимулы ограничивать вход Остаточный спрос Продажи новичка q E

SPENCE-DIXIT-STACKELBERG-1 Предпосылки: 2 компании, incumbent, entrant MCi=MCe=0 F – [экзогенные] издержки входа (только для новичка) Рыночный спрос: P = 1 - Q Модель взаимодействия: Стакельберговское лидерство. e = (1 –(q i +q e ))q e q* e = (1 – q i )/2 P = (1 – q i )/2 e (q* e ) = 0.25(1 – q i ) 2 – F Найдем выпуск укоренившейся компании, при котором прибыль новичка неположительна: q i (1 - 2F); q i L = 1 - 2F

SPENCE-DIXIT-STACKELBERG-2

SPENCE-DIXIT-STACKELBERG-3 Предотвращение входа не всегда выгодно, а только если i (q i L ) Иначе говоря, предотвращение входа выгодно только при достаточно высоких издержках входа потенциального конкурента Однако если учесть временную последовательность принятия решений (укоренившийся продавец пересматривает цену, наблюдая за тем, войдет или не войдёт продавец на рынок), количество q i L не будет служить равновесием по Нэшу (выгодно изменить количество на 0.5)

ОТКАЗ ОТ ВХОДА НЕ ВСЕГДА ВЫЗВАН ИЗДЕРЖКАМИ ВХОДА - ЭКЗОГЕННЫМИ ИЛИ ЭНДОГЕННЫМИ Положительные сетевые эффекты потребления 100 идентичных пользователей: 50 приобрели продукт раньше и продолжают использовать, 50 новых Пусть готовность платить каждого пользователя положительно зависит от размера сети Два продавца: укоренившийся (чей продукт покупатели используют) и новичок, обладающий преимуществом в издержках: Издержки входа нулевые, репутация неважна Если бы сетевых эффектов не было, новичок бы вытеснил конкурента. А сейчас?

ПРОБЛЕМЫ ВХОДА НА РЫНКИ С СЕТЕВЫМИ ЭФФЕКТАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ Два равновесия по Нэшу 1) Новичок назначает цену P E = 3.91, укоренившийся цену P I = 4; все 50 новых покупателей составляют сеть новичка. Проверим: если 1 покупатель перейдет к сети укоренившегося, его P i = ) Укоренившийся продавец назначает цену P I = 4,69, новичок любую более низкую цену; все 50 новых покупателей присоединяются к старой сети укоренившегося, Проверим: если 1 покупатель перейдет к сети продавца, его P i = 0 Во втором случае укоренившийся получает прибыль, несмотря на то, что на рынке есть продавец с преимуществом в издержках Существует равновесие, при котором имеющий преимущество в издержках новичок не войдет на рынок при отсутствии стратегического ограничения входа

ВЫВОДЫ Модели входа (основанные на SPNE) дают нетривиальные (c точки зрения традиционной микроэкономики) предсказания о связи между конкуренцией и концентрацией На закономерности формирования структуры рынка ключевое влияние оказывает характер издержек входа (экзогенные vs. эндогенные) «Невозможность» рационального ограничения входа представляет еще один парадокс Чикагской школы (который, очевидно, имеет объяснения***) Вход может быть ограничен благодаря особенностям рынка (напр., сетевые эффекты потребления) при отсутствии издержек входа и стратегического предотвращения входа