Ограничение конкуренции на отраслевых рынках: равновесное и общественно эффективное число фирм Макольская Я.С., Филатов А.Ю. Иркутский государственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.
Advertisements

Модели олигополии: обзор. Часть 1. Олигополия без сговора Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Модель ценовой олигополии с дифференцированным продуктом Филатов А.Ю. к.ф.-м.н., с.н.с. ИСЭМ СО РАН, доцент ИГУ, каф. математической экономики Работа выполнена.
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Модели олигополии. ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Олигополия - 3 Модель Штакельберга Сопоставление равновесия с равновесием модели Курно Вариации модели Бертрана: дифференцированные товары, ограничение.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Транксрипт:

Ограничение конкуренции на отраслевых рынках: равновесное и общественно эффективное число фирм Макольская Я.С., Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет

Олигополия Особенности: 1.Небольшое количество фирм (максимальное число которых зависит от информационной открытости рынка). 2.Однородный (нефть) либо дифференцированный (сотовая связь) продукт. 3.Стратегическое взаимодействие между производителями. 4.Наличие барьеров входа. Олигополия без сговора – каждая из фирм, ориентируясь на действия кон- курентов, самостоятельно максимизирует прибыль, управляя своей ценой и объемом поставок продукции. Виды олигополии без сговора: 1.Количественная олигополия (более адекватна в ситуации, когда фирмам после принятия плана относительно трудно изменить производственные мощности, а, следовательно, и объем поставок). 2.Ценовая олигополия (более адекватна, когда фирмы в состоянии за не- большое время существенно изменить объем поставок, в том числе, при возможности, завоевать весь рынок).

Модель Курно (1838) n олигополистов с объемами поставок продукции и функциями издержек. Отраслевой спрос задан некоторой функцией. Прибыль каждого i-олигополиста зависит от объемов поставок конкурентов и составляет Кривые реакции – оптимальные отклики каждого олигополиста на меня- ющиеся условия функционирования рынка Недостаток модели Курно: экзогенно задаваемое число фирм на рынке При отсутствии барьеров входа положительные прибыли означают вход новых фирм на рынок. В реальной экономике вход ограничен наличием постоянных издержек. Пересечение кривых реакции – равновесие Нэша (ситуация, в которой ни одному из участников рынка невыгодно в одностороннем порядке ме- нять собственную стратегию поведения).

Концентрация фирм на рынке Показатели концентрации: 1.Индекс концентрации CR k – сумма рыночных долей крупнейших компаний, действующих на рынке. 2.Индекс Линда IL k – показатель, ориентированный на учет различий в ядре. 3.Индекс энтропии E – средняя доля фирм, действующих на рынке, взвешен- ная по логарифму обратной величины 4.Индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI – сумма квадратов долей всех компа- ний, действующих на рынке Низкая степень концентрации: Средняя степень концентрации: Высокая степень концентрации:

Россия, эмпирические данные Современное состояние рынков и тенденции (С.Авдашева): 1.Концентрация в большинстве отраслей соответствует мировому уровню. При этом CR 4 примерно на 10 пунктов выше, чем в США, однако насто- лько же ниже, чем в Японии. 2.На высококонцентрированных рынках концентрация незначительно сни- жается, на низкоконцентрированных – повышается. 3.Показатели концентрации в долгосрочной перспективе устойчивы. При этом наблюдается перераспределение рынка между производителями, в том числе, за счет входа/выхода фирм. Табл.1. Россия, химическая и нефтехимическая промышленность: Высококонцентр.CR 3 HHIСреднеконцентр.CR 3 HHIНизкоконцентр.CR 3 HHI Горнохимическая93,84931Пр-во синт. красит.59,01570Азотная40,4938 Содовая100,04369Пр-во синт. каучука65,62151Лакокрасочная32,1632 Химико-фотографич.87,85636Пр-во шин52,71358Химико-фармацевт.27,0462 Пр-во калийн. удобр.100,03682Пр-во изд. из пласт.57,22459

Барьеры входа Входной барьер – всё, что позволяет укоренившимся фирмам получать сверх- прибыли без угрозы входа. Барьеры, устанавливаемые государством (лицензии, патенты, разрешения). ## Продажа лицензий на предоставление услуг мобильной связи (в т.ч., 3G). Барьеры, не связанные с деятельностью государства (абсолютные преиму- щества в издержках, эффект масштаба, доступ к ресурсам и технологиям…) ## «Polaroid» – ограничение доступа на рынок моментальной фотографии. Блокированный вход. Укоренившиеся фирмы конкурируют, не обращая вни- мания на возможный вход новичков. Но даже отсутствие специальных мер, ог- раничивающих вход, не делает рынок привлекательным для новых фирм. Сдерживаемый вход. Вход невозможно блокировать, но укоренившиеся фир- мы модифицируют свое поведение, чтобы эффективно мешать входу. Предоставляемый вход. Укоренившиеся фирмы (каждая в отдельности) нахо- дят более выгодным позволить новичкам войти, нежели возводить дорогостоя- щие входные барьеры.

Равновесие общественная эффективность Вопрос: могут ли барьеры увеличивать общественную эффективность? Увеличение числа фирм: + усиление конкуренции, снижение цен, расширение продаж. – многократно дублирующиеся постоянные издержки производства. Примеры: 1.Дилемма заключенного (доминирующие стратегии ведут к худшему исходу). 2.Недофинансирование общественных благ. 3.Трагедия общины (истощение ресурсов из-за чрезмерного использования). 4.Асимметричность информации (отрицательный отбор, моральный риск). Не созн.Созн. Не созн.15сут. / 15сут.10 лет / 0 Созн.0 / 10 лет5 лет / 5лет ДорогоДешево Дорого5 млн. / 5 млн.0 / 6 млн. Дешево6 млн. / 02 млн. / 2 млн.

Предположения модели: 1.Линейный отраслевой спрос 2. n одинаковых олигополистов с линейными издержками 3.Олигополисты конкурируют по объемам. 4.Количество фирм n определяется эндогенно из условия нулевой прибыли. Модель с линейными издержками Максимизация прибыли: Равновесные значения объемов поставок, цен и прибылей: Равновесное число фирм на рынке: Равновесное число фирм на рынке

Общественно эффективное число фирм на рынке Общественное благосостояние = потребительский излишек + прибыль: p Q a p*p* c (a – p*)/b RD n ( + f ) – общественно эффективное число фирм меньше равновесного!

Ситуация сговора Оптимальный объем поставок при сговоре n одинаковых фирм: Общественное благосостояние при сговоре n одинаковых фирм: nqQpПRDnПnПSW nqQpПRDnПSW 72, , Объемы, цены, благосостояние в модели олигополии без сговора Объемы, цены, благосостояние в модели олигополии со сговором Равновесное число фирм: Общественно эффективное число фирм: SW при n Численный пример – 1

Издержки вероятного сговора при сократившемся числе фирм При высоких постоянных издержках даже сговор оказывается предпочтительнее конкуренции равновесного числа фирм. Переход от конкуренции равновесного числа фирм к сговору эффективного числа фирм:

Издержки вероятного сговора при сократившемся числе фирм При высоких постоянных издержках моно- полия оказывается предпочтительнее конкуренции равновесного числа фирм. Переход от конкуренции равновесного числа фирм к монополии:

Модель с квадратичными издержками Численные примеры Объемы, цены, благосостояние в модели олигополии без сговора Объемы, цены, благосостояние в модели олигополии со сговором Равновесное число фирм:Общественно эффективное число фирм: nqQpПRDnПSW 92,522,532, ,92,721,233,83, Равновесное число фирм: Общественно эффективное число фирм: nqQpПRDnПSW 91,715408, ,91,814,540,511, nqQpПRDnПSW ,213,515,839, ,5 40, nqQpПRDnПSW 27,615,239, ,212,614,740, ,5 40,

Если постоянные издержки не выше критического уровня на рынке работает положительное количество фирм Предположения модели: 1.Линейный отраслевой спрос 2. n одинаковых олигополистов с квадратичными издержками 3.Олигополисты конкурируют по объемам. 4.Количество фирм n определяется эндогенно из условия нулевой прибыли. Модель с квадратичными издержками Максимизация прибыли: Равновесные значения объемов поставок, цен и прибылей: Равновесное число фирм на рынке: Свойство:

Функция общественного благосостояния: При g(x) > 0 SW, при g(x) < 0 SW, при g(x) = 0 SW достигает максимума. При (условии выгодности работы фирм на рынке) С учетом монотонности перехода от n к x(n) – общественно эффекти- вное число фирм всегда меньше равновесного и для квадратичных издержек! g(x(n)) x(n 2 ) x(n1)x(n1) SW b(b+2d) SW x(n)x(n) Модель с квадратичными издержками

Выводы 1.С точки зрения максимизации общественного благосостояния на рынке должно находиться меньше, чем в равновесии, более крупных, чем в рав- новесии, фирм. 2.Вывод применим не только к линейным издержкам, для которых справе- длива возрастающая отдача от масштаба, но и к квадратичным функциям общего вида, для которых с некоторого объема производство становится заведомо невыгодным даже при фиксированных ценах. 3.Ограничения входа, инициируемые укоренившимися фирмами, не всегда уменьшают общественное благосостояние. 4.В некоторых случаях целесообразно не стимулировать избыточную кон- куренцию, а напротив, ограничивать вход на рынок новых компаний. 5.При малых постоянных издержках значительную опасность представляет увеличение вероятности сговора при ограничении числа фирм. При высо- кой доле постоянной составляющей в издержках их уменьшение является более важным, чем возможный сговор. 6.При ограничении входа через систему лицензирования важным является недопущение коррупции, весьма вероятной при распределении лицензий чиновниками, а не через аукцион.

Спасибо за внимание!