Тема 9. Правовое регулирование процесса ценообразования Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Advertisements

Тема 6. Государственное регулирование рынка в области конкурентных отношений Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции.
Республиканское совещание «Итоги государственного регулирования в Республике Бурятия на 2008 год и основные задачи на годы» «Об изменениях в.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
8. Государственное регулирование цен Ценообразование Маркетинг Институт международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон.
Тема 1. Понятие и источники предпринимательского права 1.Понятие, предмет предпринимательского права 2.Принципы предпринимательского права 3.Источники.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Транксрипт:

Тема 9. Правовое регулирование процесса ценообразования Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции

Содержание лекции 1.Система государственного регулирования цен. 2.Правовая регламентация свободных рыночных цен. 3.Формирование цен на продукцию для государственных нужд. 4.Ответственность за нарушение порядка ценообразования.

Система государственного регулирования цен В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании. Политика цен это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением. Осуществляется посредством: анализа практики формирования цен и их регулирования; контроля за соблюдением государственной дисциплины цен; ограничения негативных последствий монополистической деятельности. Регулируемой признается цена, которая формируется на товарном рынке при государственном воздействии на нее.

Значение ценовой политики Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение: Содействует развитию рыночных отношений; Служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; Способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий; Способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Виды государственного регулирования цен В сфере государственного регулирования цен выделяет методы прямого (директивного) и косвенного (экономического) регулирования цен. К методам прямого регулирования можно отнести установление твердых цен (тарифов), базовых цен, предельных коэффициентов изменения базовых цен и т.д. К методам косвенного регулирования можно отнести льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации и компенсации (см. след слайд). Косвенное государственное регулирование цен осуществляется постоянно, и действует на рынок в целом. Прямое регулирование означает жесткое адресное вмешательство государства в процесс ценообразования.

Виды государственного регулирования цен Прямое регулированиеКосвенное регулирование Установление фиксированных цен Установлен. предельного уровня рентабельности Установлен. предельных коэффиц. изменения цен Установление предельных min/max цен Установлен. предельного размера торгов.надбавки Льготное кредитование Предоставление субсидий Выделение дотаций Введение таможенных ограничений Декларирование повышения цен

Государственная политика ценообразования В настоящее время государственная политика ценообразования базируется на положениях : Указа Президента РФ от 28 февраля 1995г. 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Постановлением Правительства РФ утверждено три перечня продукции, товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. Перечни являются закрытыми, по другим видам продукции (не указанных в постановлении) прямого государственного регулирования цен не производиться

Разграничение компетенции государственных органов в сфере государственного регулирования цен Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти: - газ природный; -продукция ядерно-топливного цикла; -продукция оборонного назначения; -драгоценные металлы и др. Органы исполнител. власти субъектов РФ (по усмотрению): - услуги ж.д. транспорта на промыш. подъездных путях; - перевозк.грузов и пассажир.автотрансп.в пределах области; - торговые надбавки на продукты детского питания и др. Органы исполнительной власти субъектов РФ (в обязательном порядке): - газ природный для населен.; - оплата население жилья и коммунальных услуг; -ритуальные услуги; - услуги водоснабжения и канализации и др.

Государственная политика ценообразования Вторым направлением осуществления государственного регулирования цен и тарифов – жесткое регулирование в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. В качестве примера рассмотрим систему государственного регулирования цен на примере тарифов на электрическую и тепловую энергию. Регулируется данный процесс ФЗ от 14 апреля 1995 г. 41- ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Цели государственного установления тарифов на электрическую и тепловую энергию защитить экономические интересы потребителей от монопольного повышения тарифов; создать механизм согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии; формировать конкурентную среду в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов; создавать экономические стимулы, обеспечивающие использование энергосберегающих технологий в производственных процессах; обеспечивать юридическим лицам производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм равный доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии.

Государственная политика ценообразования Помимо прямого государственного регулирования функции регулирования цен заложены в системе антимонопольного законодательства. Антимонопольным законодательством запрещены установление монопольно высоких и монопольно низких цен, которые определены в ст. 6 и 7 Закона « О защите конкуренции». Обязанность по пресечению и недопущению установления монопольно высоких/низких цен возложена на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные управления. Не признается монопольно высокой/низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа, определенного органом регулирования естественной монополии.

Монопольно высокая цена товара Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, устанавливают хоз. субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует одному из критериев.

Монопольно низкая цена товара Монопольно низкой ценой товара, является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на рынке. 2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов. 2. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Кроме того, не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Формирование цен на продукцию для государственных нужд Законодательство предусматривает контрактные цены на продукцию государственных нужд: 1. Устанавливаемые без проведения торгов. Когда контракт заключается на монополизированную продукция и нет возможности провести торги. В этом случае цена формируется по специальным экономическим методикам. 2. Устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов. Когда между поставщиками создается климат конкуренции, что позволяет заказчику выбрать наиболее оптимальную цену и условия выполнения контракта.

Ответственность за нарушение порядка ценообразования Указом Президента «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено: санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере; при повторном нарушении – штрафа в двойном размере. В отношении хоз. субъекта применяющего монопольно высокие/низкие предусмотрена ответственность Законом «О защите конкуренции». В т.ч. ФАС может признать незаконными данные цены и участники рынка имеют право перезаключить ранее заключенные договора. Ст КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение порядка ценообразования. Нарушение порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц.

Вопросы для самоконтроля 1.Понятие «свободной» и «регулируемой» цены, особенности формирования. 2.Какие методы ценового регулирования относятся к прямым методам? Почему? 3.Перечислите косвенные методы ценообразования. 4.Дайте понятие монопольно высоких и монопольно низких цен. Назовите основные критерии их определения. 5. Назовите последствия установления монопольно высоких и монопольно низких цен. 6.Укажите прямые методы государственного регулирования цен. Перечислите основные виды продукции, на которые распространяется прямое государственное регулирование цен. 7. В чем суть метода ценового регулирования, связанного с декларированием цен? Приведите примеры.

Литература для подготовки к занятиям Основная литература 1. Шевченко Ю.А. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учеб. пособие. –Владивосток:Изд-во ВГУЭС, 2007 Нормативные документы 1. Гражданский кодекс с комментариями 2. Закон РФ «О защите конкуренции» 135 – ФЗ от г. 3. Приказ ГКАП РФ «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» 169 от г. 4. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов) 239 от г. 5. ФЗ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»

Использование презентационных материалов Презентационные материалы предназначены для аудиторной работы и самостоятельной подготовки студентов, обучающихся во ВГУЭС по специальности «Маркетинг», всех форм обучения. Коммерческое использование материалов без согласия владельца не допускается. Владельцем материалов является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).