Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Стратегия развития системы образования: цели, институты, электронная среда » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной.
Advertisements

Тенденции инновационного развития: проблематика и перспективы А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Современное представление о результатах образования Часть 1 А.И.Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
«Проектирование стратегических институтов развития образовательной политики Российской Федерации» Адамский А.И., научный руководитель АНО Института проблем.
« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области Окружная конференция педагогических работников «Формирование ИКТ – компетентности.
Концепция создания сети опорных школ по физико-математическому направлению Калининградская область, 2013 Л.А.Зорькина, ректор Калининградского областного.
Оценка эффективности «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки» А.И. Адамский, научный.
Институциональная модернизация системы образования А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Перспективы развития образования до 2030 года А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 18 октября 2014.
Стратегия модернизации общего и дошкольного образования в рамках реализации «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности.
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования : неопределенность результатов 1.
Важно, чтобы каждый учитель совершенствовал использование современных информационных технологий, так как в школе человек получает не только необходимые.
Организация информационно- образовательного пространства колледжа с целью повышения эффективности методической работы Степаненко Вера Николаевна, руководитель.
«Программный продукт для интерактивного, в том числе, дистанционного управления процессами в общеобразовательных учреждениях» Тарасенко М.М., эксперт АНО.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Об основных результатах в области информатизации образования Хабаровского края и основных задачах в 2013 году Флейдер Наталья Геннадьевна, начальник отдела.
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Транксрипт:

Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»

Стратегия и тактика модернизации образования (развилки и интеграция) Стандартизация Унификация Индивидуализац ия Массовость Рамочное управление «Ручное» управление Качество Эффективность 25

Статистика & Информатизация школ

Мониторинг состояния информатизации образовательных учреждений электронный мониторинг KPMO.ru (декабрь 2012)

В мониторинг включено образовательных учреждений. Показатели: оборудование, коммуникации Мультимедийный проектор: есть (как минимум один) в 91% ОУ Интерактивная доска: есть (как минимум одна) ̶ 74% Компьютерные классы (компьютеры) Всего классов ̶ Всего компьютеров ̶ В среднем по РФ на одно ОУ ̶ 1.4 компьютерный класс, на один компьютер ̶ 9,5 учащихся Скорость интернет (критически низкие скорости) 128 Кб/c имеют 69% ОУ 2 Мб/с имеют 26% ОУ более 2 Мб/с ̶ 5% ОУ

Мониторинг скорости подключения интернет (данные от ОУ, заявленные провайдером) (март 2013)

Мониторинг скорости подключения интернет (март 2013)

Интернет-каналы связи (2012 год) 58% россиян выходят в интернет хотя бы раз в полгода 55% (около 40 млн. абонентов) проникновение мобильного интернета Доступность сети интернет Интернет: Дальневосточный округ: 1Мб Интернет: Средняя по регионам: 6,4Мб Интернет: ЦФО: 16,5 М/с. Школы: 1-2Мб среднее по регионам. ЦФО, Южный, Сибирский ФО: до 10Мб. Устройства 2012 год: 27,5 млн. владельцев смартфонов (рост 80% в 2012) Прогноз 2015 год: Смартфонов 63 млн. Планшетов 12 млн. Инфраструктура (интернет) (Статистика по РФ, 2012)

Цифровая компетентность подростков (Результаты всероссийского исследования, январь 2013 Фонд развития интернета, МГУ, Левада-центр) Время в сети Каждый 7-й подросток (12-17 лет) в будни проводит в интернете 5-8 часов и больше 89% детей пользуются интернетом ежедневно Устройства Собственный компьютер (ноутбук) 63% Семейный компьютер 39% Телефон, смартфон, планшет 30% / 13% / 11% Компетентность Средний уровень цифровой компетентности (% от максимально возможного уровня) 31% (но по собственной оценке - 80%). Источник компетентности: самостоятельно (75%), школа (13%), друзья (24%), родители (16%) Деятельность Поиск информации (фото, видео, новости) 76% Поиск информации для учебы 49% Общение, поиск друзей 40% Онлайн и мобильные игры 33%

Устройства 98% обладают каким либо эл.устройством 87% ноутбук 50% стационарный компьютер 53% смартфон / 8% планшет 32% используют облачные технологии Цифровые привычки 70% делают записи электронно 78% заявляют что не могут учится без эл.гаджетов, технологий 91% общаются с преподавателями по 31% считает что преподаватели должны использовать для коммуникации соц.сети Время Каждые 10 мин. проверяют смс, сообщения, фото, видеозаписи 25% времени посвящено занятием с устройстовом/ресурсами не относящимися к уроку Цифровые привычки (Западные исследования, студенты колледжей)

Технологии & Оборудование в Образовании

Технологии и Оборудование в образовании ВЧЕРА, СЕГОДНЯ Стационарные компьютеры быстрое устаревание техники «Стационарный» медленный интернет ограниченная доступность современных ресурсов 1-2 мобильных компьютерных классов на ОУ нет персонализации устройств, возможности использования на любом занятии (вне класса) Дорогое лицензионное программное обеспечение централизованные, не эффективные закупки

Технологии и Оборудование в образовании НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ИНФРАСТУКТУРА Интерактивные (сенсорные) панели (парты, стены, гибкие дисплеи) Мобильный интернет (WiFi от 10 до 100Мб/с) BYOD: персональное устройство для каждого учащегося Цифровые исследовательские лаборатории НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Массовые открытые онлайн курсы (МООС). Coursera. Edx, Uniweb.ru, Universarium.org Flipped classes: «перевернутые» уроки (KhanAcademia) Геймификация (игровые технологии в образовании) Облачные сервисы для доступа к образовательным ресурсам Платформы для онлайн-обучения (электронная образовательная среда: протоколы занятий, автоматизация оценивания, мониторинга результатов)

Технологии и Оборудование в образовании ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ( ) Технологии дистанционного обучения (системы с максимальным эффектом присутствия) Приложения и среды для групповых исследований на основе облачных, гибридных технологий Дополненная реальность (виртуальные среды) Инструменты проектирования, 3D-печать

Жизненный цикл перспективных технологий прототип – лаборатория – популяризация – спад интереса – внедрение (массовое) или сход с дистанции –

Что нужно делать сейчас, чтобы быть готовыми к «завтра»? 1. Развитие инфраструктуры Гос.программа: развитие каналов связи (скоростной мобильной связи) для ОУ. Развитие учебных, исследовательских лабораторий (робототехника, виртуальные среды, 3D-печать) Привлечение ИТ-сообществ, инновационных структур в школы, вузы (оборудование аудиторий, реализация учебно-практических проектов) 2. Развития пространств образовательных, социальных, городских Образовательное вдохновляющее-вовлекающее (inspired) пространство: архитектурная, электронная, коммуникационная среда ОУ Интеграция в локальные городские сообщества, прозрачность границ ОУ 3. Интеграция, адаптация технологий для образования Проекты: моделирование пространств, социальных сообществ, миров (новые продукты, услуги в рамках ограниченности ресурсов, неопределённости условий) Командная, распределенная учебная и внеучебная деятельность Выход за рамки класса, ОУ, расширения социального круга учащегося: привлечение в образование специалистов из сфер экономики, науки, культуры Развития русскоязычных онлайн-массовых курсов (Coursera.org - 2% российских слушателей)

Источники вызовов образованию & Технологические уклады и педагогика

Источники вызовов образованию «Все общества сталкиваются с проблемой выживания перед лицом неопределенности, бесконечного ряда новых вызовов, дилемм и кризисов. Источники этих вызовов бывают различными: изменения относительных цен, макроэкономические кризисы, этнические конфликты, гражданские войны, технологические изменения и защита от конфликтов с другими странами». «Насилие и социальные порядки», (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст)Дуглас НортДжон УоллисБарри Вайнгаст

Известно пять технологических укладов (волн). Первая волна ( гг.) новые технологии в текстильной промышленности, использование энергии воды. Вторая волна ( гг.) строительство железных дорог, паровое судоходство, возникновение механического производства на основе парового двигателя. Третья волна ( гг.) использование в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Радиосвязь, телеграф, автомобили. Какой тип образования соответствовал, поддерживал и развивал эти уклады? Технологические уклады и педагогика

Модернизация образования – технологический уклад: Ян Амос Коменский В 1627 Коменский приступил к созданию труда по В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) ( ), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания «Материнская школа» (1632).дидактикеПольшу

Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивавшие звезд. Коменский: система образования поддержка изменений Богатая история подвигов и свершений и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нил, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось просить институциональную брешь. Институциональная образовательная политика

Технологические уклады и педагогика Четвертая волна ( гг.) развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Компьютеры, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Пятая волна ( гг.) микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, новые виды энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Какой тип образования поддерживает эти изменения?

Пятый уклад Индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др. Насколько характеристики технологический укладов коррелируют с направлениями модернизации образования? Массовизация и индивидуализация Общественные стандарты образовательная среда

11 марта 1811 года в английском городе Ноттингемшир группа неизвестных ворвалась на трикотажную фабрику и принялась крушить станки для производства чулок. Повредив 63 станка, злоумышленники скрылись.

Сопротивление модернизации: восстание луддитов Уничтожение машин (индустриальный саботаж) было объявлено преступлением, наказуемым смертной казнью, и 17 человек были казнены в 1813 году. Множество людей было отправлено в Австралию.саботажсмертной казнью1813 году «Самое упорство, с которым действуют эти несчастные, служит тому доказательством; ибо что, кроме самой крайней нужды, могло бы побудить такое большое количество людей, до тех пор честных и трудолюбивых, к совершению поступков, столь опасных для них самих, для их семей и для общества?» (Первая речь Байрона в палате лордов, произнесенная им 27 февраля 1812 г. в защиту луддитов разрушителей станков)

Институциональная образовательная политика Развитие деятельности через развитие норм, правил, принципов Ожидаемое индивидом вознаграждение должно соответствовать «объективным результатам его усилий, а не их субъективным достоинствам» (Ф.Хайек, «Индивидуализм и экономический порядок») «Идеология финансирования воспитательной системы должна быть сонаправлена идеологии самой воспитательной системы» И.Калина Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевой взаимодействие Общественное управление. Качество образования - самореализация, социализация человека Электронная образовательная среда

Полное обеспечение функционирования ОУ через информационную систему Состояние основных фондов, муниципальное задание, система оплаты труда, кадры, образовательная программа, проведение занятий, фиксация всех достижений учащихся Протоколы занятий: «рабочее тело» занятия готовит учитель учащиеся имеют возможность отнестись к материалу занятия Среда агрегирует все данные в нужные базы Внешний мониторинг агрегация всех необходимых данных в нужные базы

Институты и стимулы образования Что стимулирует учащегося? Что стимулирует родителей учащихся? Является ли эта система стимулов рациональной? Что стимулирует учителя? Являются ли стимулы учителя рациональными? Как управлять стимулами образования? 11

Технологические прогнозы

Быстрое прототипирование 3D-печать

Направления применения 3D-печати

Кол-во персональных компьютеров на человека (США) 1975 год: 0,0002 компьютера на чел год: 1 компьютер на чел год: 0,0002 компьютера на чел год: 1 компьютер на чел.

Персональный 3D-принтер, 2030 год?

В зоне «ближайшего развития» ( ) в лабораториях, пилотные проекты, удешевление Интернет-вещей (промышленные, бытовые устройства подключенные к сети, управляемые дистанционно) Запросы на естественном языке (голосовое управление устройствами, поисковыми инструментами) Кремниевые аноды (сверхёмкие батареи для мобильных устройств) Самоуправляемые автомобили (Google-автомобиль) Мобильные роботы (автономные беспилотные летательные аппараты или складские роботы) Голографические 3D-дисплеи (прототипы дисплеев, искусственно генерирующих голографическую интерференционную картину) 3D-сканеры (сегодня «томограф» – результат удешевления технологии) Трёхмерные биопринтеры («печать» клеток, кровеносных сосудов) Усовершенствование человека (бионические протезы, нейроинтерфейсы)

Дополненная реальность, виртуальные среды