Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан Министр экономики Республики Татарстан Марат Рашитович Сафиуллин г.Бавлы, 16 июля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прогноз социально- экономического развития Республики Татарстан на 2010 год КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
Advertisements

О жилищном строительстве Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Экономического и социального развития Кемского муниципального района 2007 – 2010 Администрация Кемского муниципального района.
Докладчик: начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Школьников Игорь Александрович О результатах оценки эффективности деятельности.
Итоги социально-экономического развития МО «Томаринский городской округ» за текущий финансовый год и о прогнозе социально-экономического развития на
1 Основные итоги и перспективы развития жилищной сферы в Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской Федерации МИНРЕГИОН.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Отчет О работе отдела экономики за 1 полугодие 2013 года года.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
1 ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И В МОНОПРОФИЛЬНЫХ ГОРОДАХ Правительство Самарской области Правительство Самарской области 15 декабря.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» Создана в соответствии с Федеральным законом от г. 145-ФЗ «О Государственной компании.
ИНФОРМАЦИЯ о выполнении Плана мероприятий Правительства Хабаровского края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному.
Программа комплексного социально- экономического развития Катайского района Курганской области на годы докладчик: Малышев Юрий Геннадьевич,
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Программа комплексного социально- экономического развития Катайского района Курганской области на годы докладчик: Малышев Юрий Геннадьевич,
Транксрипт:

Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан Министр экономики Республики Татарстан Марат Рашитович Сафиуллин г.Бавлы, 16 июля 2009

Юго-Восточная экономическая зона 2 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: нефтедобыча; производство нефтяного оборудования; геолого- разведка. Сарманово Альметьевск Уруссу Бавлы Бугульма Лениногорск Черемшан Азнакаево

3 Основные сравнительные показатели социально- экономического развития России и Татарстана, в % к январю-июню 2008 года ВРП/ВВП*/ВТП* ИПП ИПЦ, июнь в % к декабрю 2008 года Розничная торговля *) оценка

Индекс промышленного производства в Юго-Восточной экономической зоне январь-май 2008г. январь-май 2009г. ранг среди МО в январе- мае 2009г. Российская Федерация106,984,6 Республика Татарстан107,385,3 Азнакаевский 105,8103,9 11 Альметьевский 105,5111,8 6 Бавлинский 106,197,0 20 Бугульминский 105,399,1 18 Лениногорский 106,4106,2 8 Сармановский 110,0100,2 16 Черемшанский 108,3103,5 12 Ютазинский 132,294,0 21 4

Заработная плата в Юго-Восточной экономической зоне, руб. Январь-май 2009г. Темп роста, % Реальная заработная плата, % Российская Федерация ,598,0 Республика Татарстан ,293,9 В среднем по Юго- Восточной ЭЗ ,694,3 Азнакаевский ,692,5 Альметьевский ,791,7 Бавлинский ,996,4 Бугульминский ,897,2 Лениногорский ,899,9 Сармановский ,998,2 Черемшанский ,697,0 00Ютазинский ,4101,3 5

Уровень безработицы в Юго-Восточной экономической зоне, % 6 на 1 октября 2008 г.на 1 июля 2009 г. Российская Федерация1,772,90 Республика Татарстан0,993,09 Азнакаевский 1,383,89 Альметьевский 1,203,28 Бавлинский 1,654,17 Бугульминский 1,272,85 Лениногорский 0,822,33 Сармановский 1,144,01 Черемшанский 1,241,79 Ютазинский 0,822,94

Схема взаимодействия республиканских, федеральных и муниципальных органов власти в условиях кризиса Федеральный уровень Республиканский уровень Муниципальный уровень Республиканский и муниципальный перечень предприятий 295 системо- образующих предприятий 11 предприятий Республики Татарстан +10 предприятий, вошедших в ГК «Ростехнологии» Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики Республиканская комиссия по обеспечению развития экономки Республики Татарстан в условиях мирового кризиса Экономический совет Межведомственные антикризисные группы Президент Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан Республиканские и федеральные органы исполнительной власти 736 предприятия, имеющих существенное значение для экономики Республики Татарстан и ее муниципальных образований Программы территорий Антикризисный штаб Органы местного самоуправления Программы предприятий Антикризисные группы Предприятия 1148 предприятий регионального значения 39 предприятий Республики Татарстан

Региональная программа (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан 8 Республиканская адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Республиканская программа по обеспечению жильем граждан Республики Татарстан на льготных условиях (социальная ипотека) Программа развития транспортного комплекса Республики Татарстан Программа развития транспортного комплекса Республики Татарстан В Республике Татарстан реализуются: 1,2 млрд.руб. 9,7 млрд.руб. 17,1 млрд.руб. 14,1 млрд.руб. Заявка Республики Татарстан на приобретение автомобильной и коммунальной техники в рамках выделяемой субсидии по Постановлению Правительства Российской Федерации от (ОАО «КамАЗ» автомобилей, ООО «Соллерс» автомобилей) 1,3 млрд.руб. 5% от ВРП 5% от ВРП Кредиты Банка России, полученные самостоятельными кредитными организациями Республики Татарстан 104,36 млрд.руб.

Антикризисная деятельность в муниципальных районах Юго-Восточной экономической зоны Структуры, ответственные за реализацию антикризисных мероприятий Планы (программы) антикризисных мероприятий Азнакаевский Экономический Совет 1. План антикризисных мероприятий 2. План мероприятий поддержки малого предпринимательства Альметьевский Экономический совет 1. План мероприятий Экономического совета по стабилизации и оздоровлению ситуации в экономике Бавлинский Экономический совет 1. Программа по организации оплачиваемых общественных работ на 2009 год Бугульминский Экономический совет 1. Перечень предложений для разработки комплексного плана мероприятий антикризисных действий на рынке труда Лениногорский Комиссия по обеспечению развития экономики в условиях мирового кризиса 1.Программа развития общественных работ на 2009 год Сармановский Районная комиссия по обеспечению развития экономики в условиях кризиса 1. План антикризисных мероприятий 2. Программа развития общественных работ Черемшанский Комиссия по реализации антикризисных мероприятий 1.Антикризисная программа на 2009 год 2. План антикризисных мероприятий 3. Программа развития общественных работ Ютазинский Районная межведомственная комиссия по повышению уровня жизни и легализации доходов 1. План антикризисных мероприятий 2. Программа развития общественных работ на 2009 г. 9

Число предприятий, имеющих существенное значение для экономики РФ, РТ и МО 10 * ОАО «Татнефть», Альметьевский завод «Радиоприбор» ** ОАО «АЛНАС»

Итоги реализации антикризисных мер в Юго-Восточной экономической зоне ( за июнь) (I полугодие 2009 года) Наименование показателей Азнакаевский Альметьевский Бавлинский Бугульминский Лениногорский Сармановский Черемшанский Ютазинский Число созданных рабочих мест всего 888,03 041,0640,01 614,01 306,0284,0535,0143,0 в т.ч. общественных 888,02 942,0517,01 467,01 281,0251,0338,0107,0 по типу самозанятости 54,099,083,0147,025,033,046,036,0 Доля открытых аукционов в электронной форме в общем объеме муниципальных закупок до 1 млн. рублей, % 1,52,4 *23,513,473,824,631,27,1 Доля контрактов, заключенных муници- пальными заказчиками с местными това- ропроизводителями, в общем объеме зак- люченных муниципальных контрактов, % 78,616,0*99,7100,024,945,10,060,6 Доля контрактов, заключенных муници- пальными заказчиками с субъектами малого предпринимательства, в общем объеме заключенных муниципальных контрактов, % 2,832,0*64,634,065,714,312,663,9 11 * - показатели за январь-май 2009 года

Оценка эффективности деятельности ОМС за 2008 год (по некоторым показателям докладов глав МР и ГО РТ) * Экономическое развитие (10 из 12) Доходы населения (2 из 2) Здоровье (2 из 15) Дошкольное и дополнительное образование детей (1 из 6) Образование (общее) (2 из 6) Азнакаевский Альметьевский Бавлинский Бугульминский Лениногорский Сармановский Черемшанский Ютазинский * итоги суммарного ранжирования по блокам 12

Оценка эффективности деятельности ОМС за 2008 год (по некоторым показателям докладов глав МР и ГО РТ) * Физическая культура и спорт (1 из 1) Доступность и качество жилья (1 из 5) Организация муниципального управления (3 из 10) Итоговый суммарный рейтинг РАНГ Азнакаевский Альметьевский Бавлинский Бугульминский Лениногорский Сармановский Черемшанский Ютазинский * итоги суммарного ранжирования по блокам 13

Регистрация нового предприятия Регистрация прав собственности на объекты недвижимости Получение земельного участка для строительства Получение разр. на строительство и эксплуатацию объекта * Показатели всех индексов, как по отдельным процедурам, так и сводного индекса, варьируются от 0 до 1, где 1 соответствует лучшей практике, 0 – худшей (или полное отсутствие информации) 14 Проект «МУНИЦИПАЛЬНАЯ БИЗНЕС-КАРТА»: СВОДНЫЕ ИНДЕКСЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ПРОЦЕДУРАМ* Социально- экономическое развитие Общий индекс 0,59 0,57 0,56 0,53 0,52 0,51 0,45 0,44 У всех МО есть как сильные, так и слабые стороны

15 Общий индекс является суммой 1/5 каждого из 4 сводных индексов по процедурам и сводного индекса социально-экономического развития. Среди муниципалитетов нет таких, которые либо лидируют, либо отстают одновременно по всем процедурам. В связи с этим общий индекс отличается незначительным разбросом значений: при наличии слабых моментов по одним вопросам, есть сильные стороны по другим вопросам. В ряде случаев, о чем говорилось ранее, низкие баллы индексов свидетельствуют о серьезных сложностях с получением информации (Лаишево и Альметьевск). По совокупности показателей (общему индексу) лидерами являются Казань, Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск. Лениногорск и Лаишево по общему индексу незначительно отстают от всех остальных муниципалитетов. При этом Лаишево характеризуется довольно высокими показателями по процедуре регистрации прав собственности на объекты недвижимости, а также индексу социально- экономического развития (в основном за счет показателей динамики), а Лениногорск отличается средними показателями по большинству индексов СВОДНЫЕ ИНДЕКСЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ПРОЦЕДУРАМ

ОБЩИЙ РЕЙТИНГ Регистрация нового предприятия Регистрации права собственности на объекты недвижимости Получение земельного участка для строительства Получение разрешений на строительство и эксплуатацию объекта Социально- экономи- ческое развитие 1КазаньНижнекамскЕлабугаАльметьевск Казань 2ЕлабугаКазаньЛаишевоЧистопольКазаньНаб. Челны 3НижнекамскЧистопольБугульмаКазаньНижнекамскАльметьевск 4 ЗеленодольскАльметьевскЗеленодольскЛаишевоЕлабуга 5Наб. ЧелныЕлабугаНижнекамскЛениногорскЕлабугаЛаишево 6ЧистопольНаб. Челны НижнекамскБугульмаЧистополь 7Бугульма ЧистопольЕлабугаНаб. ЧелныБугульма 8ЗеленодольскЛениногорскЗеленодольскНаб. ЧелныЛениногорскНижнекамск 9Лаишево ЛениногорскБугульмаЗеленодольск 10ЛениногорскАльметьевскКазаньЛаишевоЧистопольЛениногорск 16 РАНГИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕЙТИНГЕ ПО ПРОЦЕДУРАМ Новое предприятие проще всего зарегистрировать в Нижнекамске, Казани, Чистополе, Зеленодольске. Лидерами по процедуре регистрации права собственности на объекты недвижимости являются: Елабуга, Лаишево, Бугульма, Альметьевск. Наиболее благоприятные условия для получения земельного участка под строительство сложились в Альметьевске, Чистополе, Казани. По процедуре получения строительных разрешений лидируют Альметьевск, Казань, Нижнекамск, Лаишево. Самые высокие показатели социально-экономического развития у городов Казани, Набережные Челны, Альметьевска.

Существовавшие проблемы: ограниченность финансовых ресурсов годовым планированием несбалансированность инвестиций в разрезе муниципальных районов субъективность в принятии решений Как следствие: дифференциация районов по уровню обеспеченности недостаток средств на ликвидацию объектов с техническим состоянием «ветхое» или «аварийное»; рост объема незавершенного строительства объектов социальной сферы; превышение стоимости строительства объектов от плановых Концепция развития общественной инфраструктуры РТ 17

Объем финансирования, предусмотренный долгосрочной концепцией развития общественной инфраструктуры РТ по Юго-Восточной экономической зоне 18 млн.рублей (в ценах 2001 года) Республика Татарстан ,9 Азнакаевский 80,4 Альметьевский 542,6 Бавлинский 168,4 Бугульминский 292,7 Лениногорский 121,4 Сармановский 84,6 Черемшанский 93,3 Ютазинский 133,0 ДОЛЯ Юго-Восточной ЭЗ в общем объеме по РТ, % 10,9

Внедрение высокоэффективной технологии производства современных материалов для градостроительства на заводе крупнопанельного домостроения (ЗАО «Нефтестрой»); Строительство жилого микрорайона «Алсу» в г. Альметьевск; Реконструкция брагоректификационных установок на Александровском спиртовом заводе и строительство цехов по переработке барды спиртзавода (с.Александровка, ОАО «Татспиртпром»); Реконструкция брагоректификационных установок на Сармановском спиртовом заводе и строительство цехов по переработке барды спиртзавода (ОАО «Татспиртпром»); Строительство электро-металлургического завода «Татсталь» мощностью 1,0 млн.тонн стали в год в г.Лениногорске (ЗАО «Татсталь»). Проекты, вошедшие в Инвестиционный меморандум РТ (ПКМ РТ от ) 19

Альметьевский район Размещение производства продукции для автомобильной промышленности КАМАЗ, АвтоВАЗ, Sollers (Северосталь-Авто), ГАЗ; Логистический центр на пересечении автострады и железнодорожных путей. Бавлинский район Строительство кирпичного завода (по производству керамического кирпича); Производство по изготовлению ячеистого бетона; Переработка отходов полимеров; Создание предприятия по вторичной переработке полимеров; Развитие инфраструктуры и логистических услуг при строительстве платной автомобильной дороги «Шали- Бавлы»; Внедрение новых технологий в сфере металлообработки (ООО «Восток БурСервис»). Примерный перечень инвестиционных проектов муниципальных образований Юго-Восточной экономической зоны 20

Бугульминский район: Размещение производства продукции для автомобильной промышленности ОАО «КамАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ГК «Солерс», ГАЗ на базе Бугульминского электронасосного завода; Строительство логистического центра на пересечении автострады и железнодорожных путей; Переработка отходов полимеров (ООО «НПО «Универсал»); Реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи аэропорта Бугульма; Модернизация производства кирпичного завода с целью расширения ассортимента продукции (ОАО «Бугульминский кирпичный завод»); Развитие инфраструктуры и логистических услуг при строительстве платной автомобильной дороги «Шали – Сорочьи Горы»; Капитальный ремонт системы водоснабжения в г.Бугульме (очистка и благоустройство водоема с мостовым переходом). Примерный перечень инвестиционных проектов муниципальных образований Юго-Восточной экономической зоны 21

Сармановский район Строительство элеваторного завода для обработки семян рапса; Строительство кирпичного завода; Строительство цеха по изготовлению и ремонту с/х машин; Строительство цеха по производству погружных насосов; Строительство деревообрабатывающего цеха; Строительство цеха по ремонту двигателей и силовых агрегатов автомобилей КамАЗ; Строительство мясоперерабатывающего цеха; Изготовление кронштейна оси балансира на производственных площадях ООО «Сельстрой». Примерный перечень инвестиционных проектов муниципальных образований Юго-Восточной экономической зоны 22

Ютазинский район Строительство современной промывочно-рециркуляционной станции для внутренней и наружной обработки железнодорожных цистерн; Размещение производства с использованием пара и электрической энергии ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС»; Расширение мощностей ООО «Уруссинский электро-механический завод». Азнакаевский район Строительство кирпичного завода мощностью 30 млн. шт. условного кирпича. Лениногорский район Капитальный ремонт системы водоснабжения в сельских поселениях (н.п.Каркали, н.п.Новый Иштеряк, н.п.Сугушла, н.п.Старый Кувак, н.п.Ивановка); Капитальный ремонт системы газоснабжения в сельских поселениях (п.Подлесный, с.Старая Письмянка, с.Кузайкино, с.Верхний Каран). Примерный перечень инвестиционных проектов муниципальных образований Юго-Восточной экономической зоны 23

Механизмы решения проблемных вопросов (г.Бугульма, 25 июня 2008 года) 24 Необходимость долгосрочного планирования Программы капитальных вложений Принята долгосрочная Концепция развития общественной инфраструктуры (ПКМ РТ 358 от ) Формируется программа капитальных вложений Неэффективное использование научно- производственного потенциала муниципальных районов Приняты: - Инновационный меморандум РТ (ПМК РТ 875 от с изменениями ПКМ РТ 357 от ), Инвестиционный меморандум РТ (ПКМ РТ 143 от ), Справочник инвестора; - Разработан проект закона «Об инновационной деятельности в РТ» Поддержка малого бизнеса, создание муниципальных гарантийных фондов Программы «Новое дело», «Гарантийный фонд», «Скорая юридическая помощь», «Программа кредитования субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в реальном секторе экономики», «Револьверный фонд», субсидирования затрат на техприсоединение и энергосбережение (Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ)

Механизмы решения проблемных вопросов (г.Бугульма, 25 июня 2008 года) 25 Реализация совместных инвестиционных проектов (инвестиции в промышленность строительных материалов, строительство мусороперерабатывающих предприятий, предприятий деревообработки и т.п.) Предлагается создание при МЭ РТ органа управления развитием экономических зон (агентства регионального развития, дирекции и т.п.) Проблемы занятости и трудоустройства Принята «Программа популяризации рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на годы» (ПКМ РТ 245 от ) Разработана Концепция кадровой политики РТ; Создан реестр независимых директоров; Выпускники МВА руководят дипломными проектами слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров

Основные направления работы Инвестиционные паспорта территорий Механизмы снижения административных барьеров Справочник инвестора Республики Татарстан Привлечение инвестиций Продвижение товаров на внешние рынки Повышение эффективности социальной защиты Индексация мер социальной поддержки населения Содействие занятости инвалидов Повышение эффективности государственного управления 26

Выполнение социальных обязательств перед населением в полном объеме, усиление адресности и обеспечение надлежащего качества государственных и муниципальных услуг; Существенное повышение мотивации органов местного самоуправления по наращиванию налогооблагаемой базы; Разработка действенных механизмов для развития реального сектора экономики и стимулирования спроса на продукцию республиканских товаропроизводителей; Повышение эффективности системы государственного управления; Переход на организацию системы закупок и продажи за счет бюджетных и корпоративных средств исключительно на республиканской электронной торговой площадке. Основные приоритеты развития Татарстана («О бюджетной и финансовой политике Республики Татарстан на годы» – доклад Президента РТ на сессии ГосСовета РТ ) 27

Благодарю за внимание! Министр экономики Республики Татарстан Марат Рашитович Сафиуллин