Автор : Николаева Марина Александровна, учитель истории МОУ « СОШ 80 с УИОП » Скрытые возможности формулировки тем уроков истории
1.Указание точного места и времениУказание точного места и времени 2.Вопросительная форма заголовкаВопросительная форма заголовка 3.Траектория развития исторических процессовТраектория развития исторических процессов 4.План изучения новой темыПлан изучения новой темы 5.Проблема со скрытым или явным противоречием в оценке исторического фактаПроблема со скрытым или явным противоречием в оценке исторического факта 6.Недописанные в заголовке ключевые словаНедописанные в заголовке ключевые слова 7.Альтернативные заголовкиАльтернативные заголовки 8.Исторические и художественные текстыИсторические и художественные тексты 9.Прием отстраненияПрием отстранения 10.Графическое оформление заголовкаГрафическое оформление заголовка 11.Знаки препинания с особым смысломЗнаки препинания с особым смыслом 4 Формулировки тем уроков
1. Греко - персидские войны : гг. до н. э. Аравия – колыбель новой религии.
2. Была ли неизбежна феодальная раздробленность на Руси ? СССР в х гг. – какое общество было построено ?
3. От свободы немногих к свободе для всех : вектор раскрепощения российского общества в XIX в. От коллективного руководства к единоличному правлению : парадоксы реформаторского курса.
4. « Первые земледельцы и скотоводы » 1. Что такое земледелие ? 2. Что такое скотоводство ? 3. Когда появляются эти занятия ? 4. Где складываются районы земледелия и скотоводства ? 5. Каковы причины появления новых занятии именно в это время и в этих районах мира ? 6. Что изменилось в жизни людей с появление земледелия и скотоводства ?
5. Внук Петра и принцесса Фике : кому царствовать на Руси ? Греция или Македония ? Филипп или Демосфен ? Москва и Петербург : спор двух столиц.
6. …? Под предводительством Е. Пугачева …? Война в Афганистане ».
7. « Физики » - « Борьба Рима с Карфагеном за господство в Восточной Средиземноморье » « Лирики » - « Карфаген должен быть разрушен !».
8. « Откуда есть пошла Русская земля » « Дней Александровых прекрасное начало …» « Нидерланды - жемчужина в короне Габсбургов » « Мастерская мира ».
9. « По следам аргонавтов » « Усталая Азия » « Рай, превращенные в ад : европейцы в Центральной и Южной Америке ».
10. « ЦЕНТР + АЛИЗА + ЦИЯ » ( собирание русских земель вокруг Москвы )
11. « Годуновы ? Шуйские ? Романовы !...» « Царская семья. Расстреляли !!! Или ??? Или …»
Литература Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе : Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1999 г. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе : Практическое пособие. – М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2000 г.