Первый этап реформы – начало (2006) После 1 января 2006 года До 1 января 2006 года Вся информация о государственных закупках на сайтах в сети Интернет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА О создании федеральной контрактной системы.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием.
Реформа системы государственного и муниципального заказа. Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ.
Электронные закупки 1. Открытый аукцион в электронной форме В настоящее время в Российской Федерации более 25 процентов государственных контрактов в стоимостном.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
Управление государственного заказа Мурманской области Предложения по оптимизации системы государственных закупок Мурманской области.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
СПК ПС ОМС 1 Порядок проведения аукциона в электронной форме Тема 3.5.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 1.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Функционирование системы государствен- ных закупок в государствах-членах Единого экономического пространства. Ключевые положения Соглашения от 9 декабря.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Некоторые особенности применения Правил оценки заявок на участие в конкурсе (ПП РФ от вступил в силу )
ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ. Сферы регулирования 1 94-ФЗ: Размещение Контроль 44-ФЗ (КС): Планирование Контроль Размещение Исполнение Мониторинг Аудит.
Управление государственного заказа и организации торгов Воронежской области О внесении изменений в Федеральный закон от ФЗ "О размещении.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» Создана в соответствии с Федеральным законом от г. 145-ФЗ «О Государственной компании.
Транксрипт:

Первый этап реформы – начало (2006) После 1 января 2006 года До 1 января 2006 года Вся информация о государственных закупках на сайтах в сети Интернет. Произвольные требования чиновников заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (административная предварительная квалификация заменена на экономическую). Информация размещалась только в печатных СМИ Произвольный выбор победителя, отсутствие аукционов Введены аукционы в т.ч. в электронной форме (заказчик получает товар заданного им качества по минимальной цене). Чиновники устанавливали к участникам любые требования (административная предварительная квалификация) Результаты конкурса можно обжаловать только в суде в течении многих месяцев (к этому времени контракт исполнен) Введена короткая процедура административного обжалования (решение - за 5 дней). У предпринимателей появилась возможность действенной защиты своих прав. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 94-ФЗ

Всего за три года экономия по всем бюджетам (фед, суб, муниц.): более 500 млрд. руб. ВАЖНО: сэкономленные деньги ушли в реальный сектор экономики, но с большей отдачей (больше куплено продовольствия, лекарств и т. д.). Первый этап реформы – итоги ( ) 58 7,03% 92 9,54% Всего Всего Региональный уровень Федеральный уровень Федеральный уровень ,7% ,32% ,65% ,38% РАЗМЕР ЭКОНОМИИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ГОСНУЖД (МЛРД.РУБ)

Первый этап реформы – итоги ( ) Эффективность аукционов Практика проведения аукционов (различные примеры) Экономическая эффективность аукционов по сравнению с конкурсами при размещении заказов на одни и те же товары составляет в среднем 20%. Экономическая эффективность аукционов по сравнению с конкурсами при размещении заказов на одни и те же товары составляет в среднем 20%. Практические примеры: (контракты исполнены с надлежащим качеством зачастую теми же компаниями, которые работали с заказчиками ранее): Практические примеры: (контракты исполнены с надлежащим качеством зачастую теми же компаниями, которые работали с заказчиками ранее): Начальная цена, млн.руб. Конечная цена, млн.руб. Снижение цены Заказчик / Предмет 62,37,1688,5%Росздрав / вакцина ,2%Росздрав / вакцина 39,60,9997,5%Росздрав / вакцина %ФМС / тех. поддержка 13,22,878,8%ФМС / миграционные карты ,437,7%МГТУ имени Баумана / строительство общежития

Первый этап реформы – итоги ( ) Эффективность аукционов (продолжение) Наименование Начальная (максимальна я) цена контракта, руб. Заявки: подано\ допущен о Предлож ение победите ля Экономи я, % Поставка автоматических иммуноферментных анализаторов. ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ( годы)» \ ,0 Поставка лекарственного препарата Инсулин лизпро. ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ( годы)» \ ,5 Поставка анализатора иммуноферментного автоматического. ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ( годы)» \ ,0 Поставка ультразвукового аппарата с датчиками для исследования органов брюшной полости, сердца, сосудов, щитовидной железы, урологии и проктологии с режимом ЦДК и энергетическим допплером. ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ( годы)» \ ,5 Поставка противотуберкулезного лекарственного препарата Изониазид. ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ( годы)» \ ,3 Практика аукционов в Минздравсоцразвития России (новые примеры)

Выбор малого бизнеса: «за» / «против» Закона 94-ФЗ (2008 год) В целях выявления отношения предпринимателей к проводимой реформе госзаказа в сентябре 2008 года на федеральном портале был проведен опрос: 74 % опрошенных поддержали новую экономическую идеологию Закона 94-ФЗ

Продолжение первого этапа реформы - основа, начало (2007) ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА от ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «…Надо навести порядок и с заключением государственных контрактов. Полностью перейти на такую систему договоров, при которой стоимость государственного заказа не менялась бы в течение всего периода его исполнения. При распределении государственных заказов - в подавляющем большинстве случаев перейти на аукционную систему…»

Продолжение первого этап реформы Продолжение первого этап реформы реализация (2007) Проблемы первого этапа Решения (Бюджетное послание Президента РФ, 53-ФЗ, 218-Фз) 1. Торги - фикция: -в конкурсах выигрывают в основном «свои» компании (т. к. не ограничена субъективная оценка); -госзаказчики не идут по крупным (строительн.) контрактам на применение прозрачного аукциона); - после проведения торгов независимо от их результатов в процессе реализации меняются усл. контрактов (цена, сроки и др. ) 1. Сделано: 1. Сделано: -на конкурсах ограничен вес субъективной оценки (баланс «цена – качество»); -переход к обязательному проведению аукциона (609- р, 236-р), вывод строительства исключительно на аукцион (с прозрачной предквалификацией); -правило «твердой» цены и неизменности условий контрактов (отв-ть подрядчика за исполнение контракта на условиях, которые позволили ему выиграть торги). 2. Отсутствие реальных санкций за неприменение норм Закона 94-ФЗ: -полномочия ФАС установлены, но отсутствуют санкции (штрафы) за нарушения правил торгов; - решения ФАС игнорируются в отсутствие санкций за неисполнение предписаний ФАС. 2. Сделано: - установлены штрафы в КОАП и определены составы правонарушений; - установлены штрафы в КОАП и определены составы правонарушений; - установлены штрафы за неисполнение предписаний ФАС. - установлены штрафы за неисполнение предписаний ФАС. 3. Сигналы правоприменительной практики – появилась потребность в учете ряда отраслевых особенностей в Законе 94-ФЗ 3. Установлены: - особенности проведения творческих конкурсов; -дозакупка без торгов товаров на сумму экономии, возникшей при проведении торгов (во избежание неосвоения); - урегулированы вопросы срочных закупок жизненоважной продукции (лекарства, продовольствие, топливо); - ряд закупок по объективным причинам - без торгов.

Продолжение первого этапа реформы Продолжение первого этапа реформы первые итоги (2007) Первые итоги первого этапа реформы: -рост экономии на строительных аукционах (особенно на региональном уровне); -рост жалоб со стороны предпринимателей в ФАС -доверие предпринимателей к системе госзаказа (равнодоступность) За 2006, 2007 и 2008 годы рассмотрено жалоб и проведено проверок: Обоснованными признаются более 50% жалоб. По результатам опроса – 74% предпринимателей проголосовали за заложенную в 94-ФЗ новую в 94-ФЗ новую экономическую идеологию (опрос на портале госзакупок)

Критика 1 этапа реформы. Ответы на критику КритикаОтветы 1. Административная предквалификация При допуске на госзаказ произвольные требования чиновников заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (администр. финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (администр. предквалификация заменена на экономическую).Таким образом, Законом 94- ФЗ предусмотрена предквалификация, но она зависит не от субъективного мнения чиновника, а от экономической возможности компании исполнить контракт. контракт. Как это работает? 1) чиновник прописывает в условиях торгов «что он хочет купить» (предмет закупки), а не « у кого купить»; 2) компания – участник торгов предлагает только то, что описано самим заказчиком. В противном случае компания не допускается к торгам; 3) все допущенные компании конкурируют по цене, выигрывает наилучшее ценовое предложение. ВАЖНО ! ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ РАБОТАЕТ В СОВОКУПНОСТИ С ДВУМЯ КЛЮЧАМИ (ЗАЩИТА ОТ ДЕМПИНГА): 1) участвовать в торгах можно только после внесения 5 % задатка. Если участник «заигрался», упал в цене и отказывается от подписания контракта, он теряет весь задаток. При этом, новые торги проводить не надо! Контракт заключается со следующим участником; 2) до подписания контракта участник должен принести финансовое обяз-во 3-ей стороны, которая поручится за исполнение контракта (банк, крупный поручитель) либо внести залог. Если контракт не исполняется, поставщик теряет до 30 % (!) от стоимости контракта. Для поставщиков нет ничего сильнее экономической мотивации исполнить контракт.

Критика 1 этапа реформы. Ответы на критику (продолжение) КритикаОтветы 2. Демпинг, однодневки В некоторых случаях проблема была. Вопрос в том, чем она была вызвана. ВАЖНО: не отсутствием административной предквалификации, а неудовлетворительным качеством некоторых видов экономической предквалификации, а именно, страхования ответственности по контрактам. Почему страхование не годится? Потому что общий принцип страхования по ГК РФ таков: страховая компания не отвечает за убытки, причиненные умышленно (контракт может не исполняться умышленно). Поэтому 23 августа 2009 года вступили в силу поправки в 94-ФЗ, которые полностью исключили применение страхования в электронных аукционах и позволили заказчику не принимать страхование при проведении обычных торгов. В будущем и на обычных торгах страхование необходимо исключить. Т. о. фактически остались только банковские гарантии, поручительства крупных финансово надежных компаний и залог самого поставщика. ВАЖНО: проводили масштабный анализ неисполнения контрактов. Нет ни одного случая неисполнения контрактов, которые были обеспечены данными видами финансовых гарантий. 3. Посредники - перекупщики Экономическая сила на стороне производителя. Посредник зависит от производителя и не может дать условий иных, чем производитель. Производитель всегда может предложить условия лучшие, чем у посредника и выиграть аукцион, если у него есть желание участвовать в нем.

Критика 1 этапа реформы. Ответы на критику (продолжение)КритикаОтветы 4. Поддержка отечественных производителей Действует Приказ Минэкономразвития России о 15-процентной ценовой преференции, что дает отечественным производителям реальные возможности выигрывать торги. Затачивание требований и недопуск на торги отечественных производителей - это другая проблема. Ее надо решать с помощью типовых отраслевых требований, исключающих затачивание 5. Твердая цена, неизменность условий контрактов Уход от правила «твердой цены» и неизменности условий исполнения контрактов приведет к «фиктивным» торгам и размыванию бюдж. расходов. 6. Закупка сложной продукции на аукционе Заказчик должен заранее провести анализ имеющейся продукции на рынке и определиться, что ему надо. Затем побеждает тот, кто предложит требуемое заказчиком качество по минимальной цене. Недопустимо расходование бюджетных средств заказчиком, пока он не определится, что ему необходимо. Недопустимо введение этапности торгов, первый этап которого предполагает административную предквалификацию. Возможно уточнение норм законодательствава, позволяющие уточнять до проведения торгов условия торгов, техническое задание на закупку и т. д. 7. Право выбора проводить конкурс или аукцион Если не будет обязанности госзаказчика идти на аукцион, электронных аукционов не будет. 8. Отсутствует федеральная контрактная система Все процедуры планирования, отбора поставщика и исполнения контракта регламентированы в БК РФ, ГК РФ и 94-ФЗ. В совокупности это и является федеральной контрактной системой Российской Федерации, и совершенствовать необходимо в первую очередь, планирование и качество результата исполнения контракта – наименее проработанные вопросы. Идея создания ФКС не должна подменять отмену идеологии 94-ФЗ.

Второй этап реформы - основа, начало ( ) НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ (утв. Президентом РФ от Пр-1568) «…2. Правительству Российской Федерации: а) предусмотреть разработку и финансирование мероприятий: по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме онлайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд;…»

Второй этап реформы - основа, начало ( ) Базовые направления второго этапа реформы ( ): - антидемпинговые меры (усиление экономической предквалификации подрядчиков); - ориентир на инновационное развитие госзакупок (сложная техника на электронном аукционе); - создание общероссийского портала госзакупок - аналитическая доска объявлений о всех закупках РФ, рабочее место госзаказчика; - переход на обязательное проведение электронных аукционов; - отбор пяти электронных площадок и уход от большого количества региональных электронных площадок.

Второй этап реформы - реализация (2009) Проблемы второго этапа Решения (Национальный план противодействия коррупции, 93-ФЗ, 164-ФЗ) 1. Реализация антидемпинговых мер в госзаказе 1. В случае неисполнения контракта поставщик несет риски потери денежных средств (фин.обеспечения). С 23 августа 2009 г. вступили в действие поправки, исключающие некачественное фин. обеспечение (исключено страхование ответственности), фирмы-однодневки просто не смогут придти на госзаказ. 1. В случае неисполнения контракта поставщик несет риски потери денежных средств (фин.обеспечения). С 23 августа 2009 г. вступили в действие поправки, исключающие некачественное фин. обеспечение (исключено страхование ответственности), фирмы-однодневки просто не смогут придти на госзаказ. Основные проблемы со страхованием: 1. Страхование ответственности не покрывает умысел (если страховой случай наступил по вине поставщика). 2. Нет безусловного списания в пользу заказчика. 3. Правила страхования действуют в интересах страховщика (нет возможности установить регламентацию в интересах заказчиков). За период с 2006 по 2009 год было выплат ! не более 10% ! по обращениям заказчиков к страховщикам. 2. Недостаточное понимание заказчиками, как ориентировать госзакупки на инновации 2. У заказчиков есть возможность на этапе подготовки технических условий закупки в ситуации, когда заказчик в силу отсутствия новационных знаний не может сформулировать четко предмет закупки, уточнять ТЗ, проводить консультации, переговоры и т. д. с потенциальными поставщиками. После всех необходимых переговоров проводятся торги. В торгах имеют право участвовать любые поставщики, которые готовы предложить продукцию с учетом уточненного ТЗ.

Второй этап реформы - реализация (2009) (продолжение) Проблемы второго этапа Решения (Национальный план противодействия коррупции, 93-ФЗ, 164-ФЗ) 3. Наличие разрозненных региональных и муниципальных сайтов госзакупок. Создание с 1 января 2011 г. Единого общероссийского портала государственных и муниципальных закупок 3. Цели создания: - уход от разрозненных и многочисленных региональных и муниципальных квази-сайтов (отсутствие возможности что-либо найти на сайтах, несанкционированная замена сведений на сайтах («задним числом»), отсутствие возможности обеспечить должный контроль за разрозненными сайтами). Изложенное важно, так как сайты - единственный источник информации о торгах для предпринимателей; -создание единого аналитического ресурса госзакупок (анализ цен, условий поставок); -единый формат поиска для всех предпринимателей, доступность информации о закупках и создание рабочего места каждому государственному и муниципальному заказчику. 4. Добровольный порядок проведения аукционов. Переход к обязательному проведению эл. аукционов на пяти общеросс. электр. площадках 4. Причины перехода с «обычного» аукциона на электронный аукцион: -сговор на обычных торгах (участники « в одном кабинете», знают друг друга, «делят рынок госзаказа»). На электронных аукционах – принцип конфиденциальности участия (каждый поставщик с любого компьютера с Интернетом участвует в аукционе); - у каждого региона своя электронная площадка - у каждого своя «закрытая» экономика в госзаказе. Только местные поставщики знают о «своей» электронной площадке. Как результат – участие в региональном госзаказе только регионального поставщика. По сути, создана искусственная преференция для «своих» региональных поставщиков. В итоге в некоторых случаях произошел резкий спад конкуренции на торгах («поделили рынок»), резкий рост несостоявшихся аукционов и, как следствие, завышенная цена закупки (см. далее про электронный аукцион).

Почему на электронном аукционе экономия больше? Факторы, влияющие на экономию КонкурсАукцион Электронный аукцион Наличие субъективной оценки да Различные критерии оценки, в том числе субъективные нет Нет субъективной оценки нет Возможность оказывать давление на участников даданет Заказчик заранее не знает кто является участником аукциона - конфиденциальность Возможность сговора между участниками нетданет Участникам не известны конкуренты - конфиденциальность Возможность сговора между участником и заказчиком данетнетКонфиденциальность

Почему должно быть ограниченное количество (5) электронных площадок: 2. Минимизация затрат За услугу проведения эл. аукциона площадке платит победитель. За счет ограниченного количества площадок на них обеспечивается более высокая концентрация участников, за счет чего минимизируется стоимость проведения электронных аукционов (~до 3 тыс. рублей за лот). 3. Высокая концентрация заказчиков и участников аукционов Обеспечивается быстрый и единый поиск информации, аукционы проходят с высоким уровнем конкуренции. 1. Обеспечение информационной безопасности Обеспечить постоянный мониторинг и надежный контроль за технологиями, используемыми на электронной площадке, можно только тогда, когда их ограниченное количество и очень высоки требования к качеству работы площадок*. * - Мы не должны получить ситуации, когда поставщики, нажимая на кнопку «Enter», не «проходят» на аукцион или «ставка не проходит» - это вопрос контроля только за ограниченным числом площадок и безопасности выдачи авансов при проведении электронных аукционов.

Критика отбора электронных площадок. Ответы на критику ВопросыОтветы 1. Стоимость электр. аукционов 1. Ограниченное число площадок позволяет сосредоточить на них большое количество участников (предпринимателей), что минимизирует стоимость проведения электронных аукционов (не более 3-х тыс. руб.). При этом данная плата будет взиматься исключительно с победителя аукциона, когда он уже будет твердо знать, что получит прибыль по контракту. Для предпринимателей (участников аукциона) и заказчиков участие в аукционе бесплатное. бесплатное. Стоимость электронного аукциона (3 тыс. руб.) рассчитана с привлечением большого количества специалистов в области IT технологий, исходя из срока окупаемости вложений в площадку (разработка программного обеспечения, железо, персонал и т.д.) только на третий год при общем сроке отбора функционирования площадок на 5 лет. В настоящее время стоимость проведения электронных аукционов на двух из трех пилотных площадок, действующих до отбора, составляет около 5 тыс. руб. за электронный аукцион. Поэтому переход на 3 тыс. руб. за аукцион значительно ужесточает работу площадок и заставит их быть более конкурентными и организованными в своих расходах. 2. Ликвидность электронных площадок 2.Высокая концентрация заказчиков и участников электронных аукционов позволит проводить аукционы с высоким уровнем конкуренции, осуществлять быстрый поиск информации о размещаемом заказе (предпринимателям не надо отслеживать интересующие их заказы на товары, работы, услуги на многочисленных сайтах действующих сейчас региональных электронных площадках). 2. Высокая концентрация заказчиков и участников электронных аукционов позволит проводить аукционы с высоким уровнем конкуренции, осуществлять быстрый поиск информации о размещаемом заказе (предпринимателям не надо отслеживать интересующие их заказы на товары, работы, услуги на многочисленных сайтах действующих сейчас региональных электронных площадках).

Критика отбора электронных площадок. Ответы на критику ВопросыОтветы 3. За счет чего обеспечивается качество работы ограничен. кол-ва электр. площадок? 3.Качество работы площадок во многом будет определять конкуренция между 3. Качество работы площадок во многом будет определять конкуренция между ними, поскольку заказчики не будут привязаны к одной из площадок, а смогут самостоятельно выбирать, на какой площадке им работать. Стоимость участия в аукционе (3 тыс. руб.) не зависит от того, крупный заказ или мелкий, т.к. это не отражается на себестоимости работы площадки. В то же время каждая площадка становится заинтересованной в привлечении максимального количества заказчиков для получения валовой прибыли, а, следовательно, в работе с каждым заказчиком вне зависимости от того, крупный он или мелкий. При этом в случае, если на электронный аукцион никто не пришел или пришла только одна компания, площадка денег не получает. Поэтому площадки будут заинтересованы и в предпринимателях. 4. За счет чего обеспечивается удобство работы на огранич. кол-ве электр. площадок? 4. На ограниченном количестве электронных площадок возможно использование единой системы ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Предпринимателю достаточно получить ЭЦП всего один раз, чтобы иметь возможность участвовать в любых электронных аукционах на любых из 5 площадок. Процедуру регистрации необходимо проходить ограниченное число раз (только на пяти площадках, а не на множестве региональных). 5. Как будут определены пять электр. площадок? 5. Отбор площадок фактически будет осуществляться как конкурс проектов, при котором ценовой критерий стоимости аукционов использоваться не может. Губернаторы готовы за счет бюджет. средств профинансировать стоимость аукционов для получения возможности административного влияния на них. Поэтому бессмысленно устраивать соревнование бюджетных возможностей регионов. Критика противников ограниченного количества площадок будет сосредоточена именно на отсутствии ценового критерия.

Критика отбора электронных площадок. Ответы на критику ВопросыОтветы 6. Почему счета площадок не в Федеральном казначействе, а в коммерческих банках 6. - Федеральное казначейство технологически не готово производить массовые операции со средствами предпринимателей по обеспечению заявок. - Многое в качестве работы площадок зависит от банковского сервиса (оперативности, предоставления дополнительных услуг), которое Федеральное казначейство предоставить не сможет в силу направленности казначейской системы на другие цели и отсутствия мотивации к предоставлению сервиса и невозможности предоставления дополнительных услуг (кредитование, клиринг и т.д.). - Условия работы площадок таковы, что предприниматели от площадок (которым будут платить банки за использование средств, поскольку в банках будут счета площадок) будут получать проценты на денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок по ставке как для срочных вкладов (около 5-6%). Таким образом, получение дополнительных доходов, которых нет на обычных аукционах и конкурсах (так как деньги предпринимателей хранятся в казначействе), делает электронные аукционы значительно более привлекательными для предпринимателей. - Предпринимателям обеспечен своевременный возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, поскольку это будет производиться автоматическими средствами площадки. В настоящее время на обычных конкурсах и аукционах большой проблемой являются массовые задержки возврата обеспечения предпринимателям из казначейской системы, в связи с чем была даже с августа 2009 г. введена специальная административная ответственность заказчиков за несвоевременный возврат средств.

Критика отбора электронных площадок. Ответы на критику ВопросыОтветы 7. Что делать с регионал. эл. площадками? 7. - Региональные площадки стоили весьма скромные деньги (до 10 млн. руб.) в связи с отсутствием требований к их технологической безопасности, низким уровнем нагрузки и т.д. При этом данные площадки у регионов уже давно Окупились, и поэтому отказ от них не может рассматриваться как финансовые потери регионов. - На действия многих площадок поступают жалобы предпринимателей в связи с невозможностью им физически зарегистрироваться на проходящие аукционы, рассматривать данные жалобы невозможно, т.к. технологически площадки никак не контролируемы и как определяется победитель нельзя проверить. - Когда-то и вместо компьютеров использовали счеты, а вместо сайтов – газеты. Но страна сделала шаг вперед и отказалась и от газет, и от счетов, хотя их в свое время тоже покупали за деньги. Такая же ситуация и с технологически неразвитыми площадками регионов – страна переходит на централизованные и контролируемые электронные аукционы (в госзаказе создается единое экономическ. пространство, не поддающееся регионал. административному влиянию). За счет предполагаемого экономического эффекта, в том числе, для региональных бюджетов, окупаются все «бывшие» расходы на площадки. - Отобранные 5 площадок должны стать общероссийскими площадками, в Наблюдател. советы которых (или в учредительство) должны иметь возможность на равных правах войти в любые желающие регионы. Это дает возможность регионам принимать управленческие решения по улучшению качества работы площадок. - Существующие региональные площадки могут быть использованы в регионах для реализации на электронных аукционах конфиската, судебных торгов, прав аренды и др.

Дальнейшее развитие реформы госзаказа ( гг.) – ближайшие планы ЗАДАЧИРЕШЕНИЯ 1. Постоянные попытки противников реформы отменить ключевые принципы Закона 94-ФЗ 1.Недопустимы поправки в закон 94-ФЗ, которые «перечеркивают» идеологию Закона: -не допустить возврата к чиновничьей предквалификации; -сохранить принцип неизменности твердой цены и иных существенных условий контракта; -неизменность аукционного принципа при размещении заказов, в т. ч. на строительство и закупку технически сложной продукции. 2. Сговор участников на торгах 2. Внести поправки, направленные на введение поэтапного обязательного электронного аукциона (в течение 2010 года перевести всех заказчиков (федеральных, региональных, муниципальных) на электронный аукцион по утвержденному Правительством РФ перечню 236-р (сейчас действует для обычных аукционов). 3. Единый общероссийский сайт государственных и муниципальных закупок 3. В установленный (до 1 января 2011 г.) срок ввести в эксплуатацию новый сайт, обеспечив в течение 2010 года (совместно с Федеральным казначейством) выдачу всем представителям госзаказчиков (около 1 млн. чел.) электронно-цифровых подписей для работы на сайте и зарегистрировать их на сайте. 4. Пять электронных площадок 4. До конца 2009 года обеспечить (Минэкономразвития России и ФАС России) отбор пяти общероссийских электронных площадок, обеспечив (соглашение, регламенты работы) начало их работы с января 2010 г. 5. Длительная судебная процедура расторжения контрактов 5. Ввести для целей госзаказа специальную короткую судебную процедуру расторжения контрактов (не более полутора месяцев) при их ненадлежащем исполнении.

Дальнейшее развитие реформы госзаказа ( гг.) (продолжение) ЗАДАЧИРЕШЕНИЯ 6. Невыставление заказчиками требований по финансовому обеспечению контрактов 6. Поправки, направленные на введение обязательности выставления требования об обеспечении исполнения всех контрактов в целях защиты бюджетных средств от мошенников (обязательная экономическая предквалификация). 7. Инновационное развитие госзакупок, в т. ч. при закупке сложной техники 7. Конкретизация положений Закона 94-ФЗ о праве заказчиков на этапе подготовки Технических условий закупки в ситуации, когда заказчик в силу отсутствия новационных знаний не может сформулировать четко предмет закупки, уточнять ТЗ, проводить консультации, переговоры и т. д. с потенциальными поставщиками. После всех необходимых переговоров проводятся полноценные электронные аукционы. Одновременно необходимо поручить отраслевым ФОИВ разработать типовые требования (типовые контракты) к закупаемой продукции в целях создания полноценного ориентира для госзаказчиков на закупку инновационной продукции. 8. Отсутствие мотивации госзаказчиков к экономии 8. Поправки в бюджетное законодательство, устанавливающие переход от принципа обязательности «освоения» бюджетных средств к принципу поощрения заказчиков, достигших поставленных задач и получивших при этом экономию бюджетных средств. 9. Долгосрочные контракты 9. Поправки в бюджетное законодательство, обеспечивающие возможность заключения государственных контрактов на период, превышающий период доведения лимитов бюджетных средств (не только в рамках ФЦП). Сейчас практически все контракты заключаются на один год, что создает затруднения в случаях закупки длящихся услуг и работ и препятствует инновационному развитию госзакупок.

Международные тенденции в госзаказе По информации (на 2008 г.) МИДа России, в Европейском союзе, так же как и в Российской Федерации, обозначен переход на создание Единого информационного пространства в сфере госзаказа и электронные аукционы. По информации МИДа России, препятствием к внедрению электронных аукционов в Европейском союзе признается наличие в ряде случаев административной предквалификации (что противоречит идеологии электронного аукциона). Констатируется, что единственная страна, где данный вопрос решен - Российская Федерация.