Проект «Повышение энергоэффективности зданий бюджетной сферы г.Сургута» С.Б. Сиваев, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возможности реализации энергосервисных контрактов С.Б. Сиваев, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города.
Advertisements

Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
Правовые аспекты энергосервисных услуг Анастасия Прозор, Юрист | CMS, Россия Новые инструменты реализации энергоэффективности Пресс-центр ИА «Интерфакс»,
Рыночные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Фонд «Институт экономики города»
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
Обязанности государственных и муниципальных учреждений в соответствии с требованиями энергетической эффективности Ерофеева Татьяна Павловна
Основные условия проекта энергосервисного договора энергосервисного договора при реализации энергосервиса в бюджетной сфере г. Омска г. Омск 16 апреля.
Кредитные продукты для корпоративных клиентов ОАО «Банк Москвы», исполнителей государственного и муниципального заказа.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Энергосервисные контракты Ерзикова А.В. проректор по социально-экономической деятельности государственного автономного образовательного учреждения дополнительного.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Организация энергосервисной деятельности как механизм реализации потенциала энергосбережения. Возможности и проблемы. Саморегулируемая организация Некоммерческое.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
Установка и эксплуатация приборов учета в многоквартирных домах: требования и варианты реализации.
ЭСКО и перфоманс- контракты как инструменты повышения энергоэффективности в бюджетном секторе Российской Федерации Свистунов Павел Центр исследования бюджетных.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Ведущий специалист Реев Степан Николаевич. реализация положений закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» реализация.
Транксрипт:

Проект «Повышение энергоэффективности зданий бюджетной сферы г.Сургута» С.Б. Сиваев, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города

IПри существующих Российских нормах 192 IIПо нормам ЕС139 кВт*ч/м 2 год Актуальность проблемы: нормы энергоэффективности зданий в Европе и России N >270 A25-40 B C D E F G H I J K L M II I

Концепция энергосервисного бизнеса деятельность энергосервисных компаний (ЭСКО) на основе перформенс-контрактов или контрактов, по которым эти компании на свой риск обязуются провести определенные мероприятия по ресурсосбережению, причем в контракте оговаривается, что весь экономический эффект (или его часть) на время действия контракта останется в распоряжении компании.

Цели проекта реализация пилотного проекта по заключению и исполнению перформенс– контракта между городом и ЭСКО; содействие созданию конкурентного эгнергосервисного бизнеса путем конкурсного заключения перформенс- контрактов, направленных на повышение эффективности зданий бюджетной сферы.

Реализация проекта обеспечит существенное повышение энергоэффективности зданий бюджетной сферы; оптимизацию бюджетных расходов на поставку коммунальных ресурсов в указанные здания при снижении их общего объема; привлечение внебюджетных финансовых ресурсов в модернизацию зданий бюджетной сферы; развитие энергосервисного бизнеса.

Задачи проекта создание правовой схемы путем заключения договоров, основанных на показателях деятельности (перформенс- контракты), которая обеспечит соблюдение интересов всех участников проекта (города, ЭСКО, ресурсоснабжающих организаций, кредиторов и др.) формирование условий для бизнеса в сфере профессионального выполнения работ по управлению зданиями бюджетной сферы, которые включают, в том числе, обеспечение надлежащей эксплуатации зданий, обеспечение комфортных условий в зданиях, снижение энергопотребления зданиями бюджетной сферы в размерах и на условиях, определенных договором;

Задачи проекта создание экономических стимулов для привлечения частных инвестиций для финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности зданий бюджетной сферы; создание действенных процедур мониторинга деятельности ЭСКО для обеспечения надлежащего выполнения обязательств ЭСКО перед городом (обеспечение надлежащей эксплуатации зданий бюджетной сферы, обеспечение комфортных условий в зданиях бюджетной сферы, снижение энергопотребления зданиями бюджетной сферы).

Нормативно-правовые рамки заключения перформенс-контракта заключение долгосрочных муниципальных перформенс-контрактов возможно в случае принятия муниципалитетом долгосрочной целевой программы повышения энергоэффективности зданий бюджетной сферы бюджетное законодательство позволяет гибко использовать средства на содержание зданий бюджетной сферы и на предоставление коммунальных услуг в рамках перформенс-контрактов Законодательство о государственных закупках допускает указание в государственном или муниципальном контракте не фиксированной цены контракта, а порядка ее определения, формулы расчета цены контракта в зависимости от изменения регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Проведение торгов на заключение перформенс-контракта не несет серьезных правовых рисков Анализ бюджетного законодательства и законодательства о государственных (муниципальных закупках) показал возможность заключения долгосрочных муниципальных перформенс-контрактов на повышение энергоэффективности зданий бюджетной сферы.

О возможности заключения долгосрочного контракта Действующий Бюджетный Кодекс Российской Федерации определяет, что бюджет должен не только формировать бюджетные обязательства, но и в обязательном порядке отражать уже принятые ранее органами власти долгосрочные обязательства. После принятия изменений (63- ФЗ от ) в Бюджетный Кодекс ст. 72 п.3 устанавливает возможность заключения государственных (муниципальных) контрактов на срок действия соответствующих долгосрочных целевых программ. Размер контракта не должен превышать сумм указанных в долгосрочных целевых программах на соответствующие цели. Следовательно, в случае принятия муниципалитетом Долгосрочной целевой программы повышения энергоэффективности зданий бюджетной сферы заключение долгосрочных муниципальных перформенс-контрактов возможно.

Договорные отношения проекта Кредитный договор Получение кредита Договоры купли- продажи энергоресурсов Возврат кредита кредита Банк (ЕБРР) Строительные компании Инжиниринговые компании Компании, предоставляющие услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы (maintenance company) Ресурсоснабжающие предприятия (электричество, тепло, вода, газ) Обязательства города по выполнению контракта Фиксированные платежи за коммунальные услуги (X) и содержание здания (Y) Договор на управление, включая: - обслуживание здания - обеспечение комфорта - задание по сокращению энергопотребеления ЭСКО Обеспечивает содержание зданий бюджетной сферы и повышение их энергоэффективности. Собственный доход: P=X+Y- Xφ - Yφ -Q-Z Оплата фактически потреблённых ресурсов Х φ

Договор между муниципалитетом и ЭСКО – основные положения три группы обязательств ЭСКО: содержание здания, комфортные условия; повышения энергоэффективности здания заключается на период 5-7 лет в рамках выполнения муниципальной целевой программы цена договора – стоимость работ по содержанию и текущему ремонту здания в базовый период с учетом индексации и стоимость базового количества коммунальных ресурсов с учетом изменения тарифов оплата коммунальных ресурсов ЭСКО - из собственных средств по факту их потребления на основании договоров с ресурсоснабжающими предприятиями Разница между стоимостью базового количества коммунальных ресурсов и стоимостью фактически потребленных коммунальных ресурсов является доходом ЭСКО, за счет которого выполняются работы по повышению энергоэффективности.

Договоры ЭСКО с контрагентами с энергоснабжающими компаниями (тепловые сети, водоканал, электрические сети) на поставку необходимых ресурсов для достижения комфортных условий с подрядными организациями на выполнение работ по обслуживанию здания с поставщиками энергосберегающего оборудования для выполнения мероприятий по ресурсосбережению со строительными компаниями на выполнение тех или иных строительных и/или ремонтных работ, связанных с ресурсосбережением кредитные договоры

Управление рисками проекта Внутренние риски минимизируются за счет включения специальных положений в договоры Внешние риски, не поддающиеся регулированию в рамках договоров, должен взять на себя заказчик услуг ЭСКО (муниципалитет). Определение внутренних рисков и их минимизация в рамках договоров – важнейшая задача эффективной реализации проекта.

Риски ЭСКО установление тарифа на энергоресурсы, недостаточного для окупаемости мероприятий по энергосбережению недостаточное финансирование работ по содержанию зданий досрочное расторжение договора по требованию города несвоевременной оплаты по договору городом отсутствие полной информации о состоянии зданий бюджетной сферы увеличение необходимого количества потребляемых энергоресурсов отсутствие необходимого количества и/или качества ресурсов для обеспечения комфортных условий в зданиях бюджетной сферы

Риски ОМС предоставление ЭСКО услуг ненадлежащего качества расторжение договора со стороны ЭСКО недостижение ожидаемого сокращения энергопотребления несогласование вопроса собственности на оборудование, установленное ЭСКО резкое ухудшение качества здания после окончания договора

Этапы реализации проекта I этап создания муниципальной энергосервисной компании (ЭСКО) с ЭСКО заключается перформанс-контракт на срок пять–семь лет путем проведения торгов; необходимо исключить возможность выигрыша неквалифицированной компании. для реализации договора муниципальное ЭСКО получает кредит ЕБРР; город принимает на себя обязательства перед Банком по исполнению своих обязательств по перфрменс- контракту по истечении срока договора на управление предприятие будет приватизировано.

Этапы реализации проекта II этап (после трех–пяти лет реализации договора на основе ожидаемых положительных результатов) формирование рынка услуг по повышению энергоэффективности зданий бюджетного сектора путем проведения публичных конкурсов на заключение договоров на управление зданиями бюджетной сферы с целевыми показателями повышения энергоэффективности. В конкурсах могут принимать участие компании любой организационно- правовой формы. До этого проводится публичная подготовка конкурса, а также обучение заинтересованных в развитии ЭСКО участников бизнес-сообщества ЕБРР оказывает финансовую поддержку в реализации перформенс-контрактов. Для этого открывается кредитная линия в одном из местных банков для финансирования таких проектов, его специалистам оказывается консультационная помощь

Оценка эффективности мер по ресурсосбережению Проанализировано 295 общественных зданий, управляемых ДЭАЗиИС. 4 группы мер по ресурсосбережению: освещение отопление вентиляция водоотведение. Экономия на оплате коммунальных ресурсов 44.6 млн.руб. в год. Общие затраты на внедрение мер по энергосбережению млн.руб. Общие затраты по проекту (включая энергоаурит, проектные работы, строительно-монтажные работы, обслуживание оборудования, но без административных расходов ЭСКО) 202 млн.руб. Окупаемость 6-7 лет

Необходимая подготовительная работа Принятие долгосрочной целевой программы по повышению энергоэффективности зданий бюджетной сферы; Реорганизация МУ «ДЭАЗиИС» и создание МУП (ОАО), которое будет работать в качестве ЭСКО на первом этапе реализации проекта; Подготовку проектов перформенс-контрактов, а также других договоров, необходимых для реализации проекта; Согласование с ЕБРР условий кредитного договора; Подготовка тендерной документации

Целевая муниципальная программа повышения энергоэффективности зданий Основная цель – снижение расходов бюджета на оплату коммунальных услуг путем повышения ресурсо- и энергоэффективности зданий Задачи: Совершенствование нормативной базы, определяющей взаимодействие сторон в ходе реализации перформенс-контракта Достижение максимально возможных параметров энергоэффективности зданий Проведение тендеров с целью заключения договоров на управление зданиями бюджетной сферы, обеспечения комфорта в них и достижения заданного уровня снижения потребления энергоресурсов Организация и совершенствование контроля за выполнением перформенс-контрактов Принятие целевой муниципальной долгосрочной программы повышения энергоэффективности зданий бюджетной сферы – обеспечение возможности заключения перформанс-контракта между муниципалитетом и ЭСКО.

Реорганизация МУ «ДЭАЗиИС» на базе МУ «ДЭАЗиИС» создается муниципальное унитарное предприятие (или ОАО, 100% акций которого принадлежат муниципалитету), которое должно работать как ЭСКО на основе перформенс-контрактов специалисты именно этой организации имеют положительный опыт реализации энергосберегающих проектов сегодня это бюджетное муниципальное учреждение выполняет как административные, так и хозяйственные функции функции по формированию муниципального заказа на содержание бюджетных зданий и предоставление коммунальных услуг могут остаться у реорганизованного МУ «ДЭАЗиИС» или перейдут к Департаменту городского хозяйства.

Подготовка договоров Подготовка договора управления бюджетными зданиями с целевыми показателями деятельности (перформенс- контракта) Пересмотр договоров ресурсоснабжения зданий бюджетной сферы (в первую очередь – договора теплоснабжения) а также других договоров, необходимых для реализации проекта;

Благодарю за внимание!