Сравнительный анализ методов расчета индексов цен. Исследование рынков несовершенной конкуренции Айзенберг Н.И., Киселева М.А., Солонина З.В., Филатов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель ценовой олигополии с дифференцированным продуктом Филатов А.Ю. к.ф.-м.н., с.н.с. ИСЭМ СО РАН, доцент ИГУ, каф. математической экономики Работа выполнена.
Advertisements

Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.
Модели олигополии: обзор. Часть 1. Олигополия без сговора Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
Модели олигополии. ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель.
Олигополия - 3 Модель Штакельберга Сопоставление равновесия с равновесием модели Курно Вариации модели Бертрана: дифференцированные товары, ограничение.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
ТЕМА 7 Теория производства. Вопросы: 1. Основные категории анализа 2. Производство с одним переменным фактором 3. Выбор производственной технологии.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Выполнила студентка 1 курса экономического факультета Редок Полина.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Кривошеев О.И. МФПА, каф. ММПР. Случай n игроков Объём который занимают n-1 игрока Половина от оставшегося.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Олигополия - 2 Модель ценового лидерства: Предпосылки, идея и графическая иллюстрация равновесия Аналитический пример Модель Штакельберга: Предпосылки,
Транксрипт:

Сравнительный анализ методов расчета индексов цен. Исследование рынков несовершенной конкуренции Айзенберг Н.И., Киселева М.А., Солонина З.В., Филатов А.Ю. ИСЭМ СО РАН (Иркутск)

Основные направления работы 1.Сравнительный анализ экономических индексов. Изучение особенностей их динамики при различной интенсивности колебаний цен. 2.Исследование формул расчета фондовых индексов с помощью имитаци - онных моделей. 3.Исследование индексов Дивизиа. Построение непрерывных траекторий изменения цен и объемов. 4.Построение математических моделей естественной монополии. Иссле - дование методов регулирования цен и тарифов на продукты естествен - ной монополии, в том числе, электро - и теплоэнергетики. 5.Разработка математических моделей олигополии при несовершенной эластичности спроса.

Индексы цен. Некоторые расчетные формулы – средний геометрический – средний гармонический – средний арифметический – Ласпейреса – Пааше – Фишера – Уолша – Эджворта

Аналитический подход. Модель с одинаковой эластичностью Если, то получаем оптимальные объемы, порождаемые ква - зиоднородной функцией полезности. В этом случае возможно построение аналитического однозначно представимого индекса цен и объемов. Рассмотрено 5 моделей рынка: Возмущенные данные: 1.5% – относительно небольшие колебания цен и объемов; 2.15% – средняя интенсивность колебаний; 3.30% – высокая интенсивность колебаний. Для каждой из 15 ситуаций проводилось по 100 статистических испытаний.

Определение качества индексов при расчетах по исходным данным 1.Транзитивность: 2.Обратимость во времени: 3.Отклонение индекса, рассчитанного по постоянной базе, от эталонного индекса: 4.Отклонение индекса, рассчитанного цепным методом, от эталонного индекса: Вычисляются показатели отклонений индексов по критериям (1)-(4) Вычисляются средние отклонения по всем периодам

Отклонения индексов по всем критериям для δ = –1 Колебания данныхСр.геомСр.гармЛаспейрПаашеФишераУолшаЭджвор Нарушение теста транзитивности, % 0%0,002,702,822,702,505,140,55 5%1,424,223,212,702,345,270,94 15%8,9819,105,024,253,516,002,53 30%38,7488,709,8310,746,609,255,81 Отклонения индексов, рассчитанных по постоянной базе, от аналитического индекса, % 0%0,0011,2119,1611,214,027,000,98 5%2,9811,1219,6910,645,118,672,89 15%9,0914,9421,8611,749,5712,318,09 30%19,2527,5828,1618,8217,8120,0416,62 Отклонения индексов, рассчитанных цепным способом, от аналитического индекса, % 0%0,0013,3515,9813,351,762,600,43 5%2,4915,0316,2412,743,203,742,53 15%11,6234,7617,9413,388,108,457,75 30%46,93131,5624,3221,9116,9917,4516,80

Выводы 1.Увеличение интенсивности случайных колебаний цен и объемов ведет к увеличению отклонений индексов цен по тестам транзитивности и обра - тимости во времени, а также их отклонений от аналитических индексов. 2.При разной эластичности зависимости объемов товаров от цен сохраня - ются общие тенденции поведения индексов. IF p, IW p, IE p во всех случаях имеют наименьшие смещения по требованиям обратимости и транзити - вности, наименьшие отклонения от аналитического индекса и наиболее устойчивы к росту колебаний цен и объемов товаров. Наиболее чувстви - тельны индексы I pA, I pH и I pG ; IL p и IP p дают средние результаты. 3.При расчете по невозмущенным исходным данным значения индексов имеют определенную последовательность. Во всех случаях наименьшее значение имеет индекс I pH, а наибольшее – I pA. Во всех ситуациях, кроме нулевой эластичности, индексы IF p, IW p, IE p находятся в диапазоне меж - ду IL p и IP p. Изменение последовательности индексов, рассчитанных раз - ными методами, от периода к периоду свидетельствует об увеличении случайных колебаний цен.

Индексы Дивизиа. Построение непрерывных траекторий цен и объемов P i (k) – уровень цены в момент времени k для товара i = 1,…,n. Q i (k) – интенсивность потока объемов в момент времени k для товара i = 1,…,n. V i (k) – интенсивность потока стоимости в момент времени k для товара i = 1,…,n Индексы Дивизиа цен I pD и объемов I qD : 1.Индексы цен и объемов Дивизиа всегда согласованны, т.е. их произведение всегда дает индекс стоимости. 2.Индексы Дивизиа можно представить как произведение индексов Дивизиа за последовательные периоды.

Значения индекса цен Дивизиа по различным траекториям Траек- тории Линейная Экспонен- циальная Со степенями Ершова IЕршова II Периодk=6k=1/ , ,808,758,478,7538,478, ,3125,0824,4325,1124,2824, ,3951,9150,5751,9850,6550, ,0357,4756,0657,5556,1155, ,9863,3761,8163,4662,3961, ,30131,90128,90132,1129,7128, ,20161,40157,90161,7158,6156, ,50190,40186,20190,7187,3184, ,10231,60226,50231,9227,7224,50

Проверка требования стоимости по различным траекториям Траек- тории Линейная Экспонен- циальная Со степенями Ершова IЕршова II Индекс стоимости Периодk=6k=1/ ,0 1, ,7 9,38,77,8 8, ,6127,626,127,625,9 27, ,5 54,155,552,452,355, ,5 62,262,459,359,262, ,269,169,269,166,5 69, ,8 133,7133,8132, ,3149,2151,6149,2148,1 149, ,2 189,9190,1187,5 189, ,9252,0251,4251,6 251,7251,44

Выводы 1.Индексы Дивизиа не решают проблему выбора метода расчета ин - декса цен. При аппроксимации индекса Дивизиа известными дискрет - ными формулами индексов получаем существенно различающиеся меж - ду собой значения. При этом осуществляется переход к цепным индек - сам, которые имеют ряд отрицательных черт. 2.Принципиальным при построении непрерывного индекса Дивизиа является выбор траектории изменения цен и объемов в течение рас - сматриваемого периода. Так как не существует сведений о непрерывной динамике измеряемых явлений, то значение индекса будет зависеть от предложенного самим исследователем пути.

Естественная монополия Оптимальным результатом деятельности монополии является результат, который обеспечивает наибольший совокупный избыток (потребитель - ский избыток + прибыль монополии) D AC MC 2 1 Q P D AC MC 2 1 Q P Большие мертвые потери Малые мертвые потери 1 – «первое наилучшее решение», 2 – «второе наилучшее решение».

Методы регулирования естественной монополии Регулировать с целью выхода на «первое наилучшее решение»: Субсидии, ценовая дискриминация, особые тарифы и др. Возможно ли введение конкуренции Регулировать с целью выхода на «второе наилучшее решение»: Цены Рамсея, ценовые лимиты, норма отдачи и др. Вводить одну из форм конкуренции Большие мертвые потери Малые мертвые потери Нет Да

Выводы 1.Тарифы должны быть разными для разных групп потребителей в зависимости от предельных издержек обслуживания этих групп и эластичности их спроса. Число групп должно быть как можно бо́ль - шим. Если у регулирующего органа стоит задача социальной защиты населения, то нельзя следовать принципу обратной эластичности, про - диктованного ценами Рамсея. 2.Тарифы для каждой группы потребителей должны быть блочными понижающимися многоставочными, включать фиксированную плату за доступ к рынку. Число блоков в тарифе должно быть как можно бо́льшим. Цены внутри блока следует устанавливать соответственно эластичности и предельным издержкам. Для социальной защиты насе - ления необходимо использовать повышающийся блочный тариф. 3.Общий уровень тарифов должен позволять фирме покрывать свои издержки, включая нормальную прибыль. Необходимо проводить периодические корректировки, отражающие изменения спроса и затрат производства.

ОЛИГОПОЛИЯ БЕЗ СГОВОРА СО СГОВОРОМ ЦЕНОВАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ Равновесие Курно Равновесие Штакельберга (лидер – последователь) Неравновесие Штакельберга (лидер – лидер) Модель Бертрана Модель Эджворта Модель с возрастающими предельными издержками Модель с несовершенной эластичностью спроса Модель Форхаймера Картель Картель + конкурентное окружение Модель Спенса МОДЕЛИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ВХОДА Модель Салопа

Модель дуополии Бертрана Дилемма заключенного не созн.созн. не созн.15сут / 15сут10 лет / 0 созн.0 / 10 лет5 лет / 5лет 4 руб.3 руб. 4 руб.10тыс / 10тыс0 / 12тыс 3 руб.12тыс / 05тыс / 5тыс Парадокс Бертрана Равновесие на рынке с небольшим количеством фирм достигается при продаже продукции по издержкам. Фирмы не в состоянии обеспечить себе положительную прибыль, производя однородную продукцию.

Модель дуополии в матричном виде Модель олигополии в матричном виде (n фирм) При повышении цены в j-фирме на 1 руб. объем продаж в ней падает на b, у конкурента растет на b. При повышении цены в первой фирме дополнительно на величину b сокращается весь рынок, и это бремя равномерно ложится на обе фирмы в размере b/2

Модель олигополии в скалярном виде Кривые реакции

Рассмотренные варианты значений Изменение цены в любой из фирм приводит к изменению объема ее продаж, не зависящему от количества конкурентов. В то же время, при большом числе фирм на рынке влияние на каждого из конкурентов становится минимальным Увеличение числа конкурентов резко усиливает реакцию потребителей на из - менение цены одного из них. В этом случае продажи каждого из (n-1) конку - рентов изменяются на фиксированную величину, вне зависимости от их числа. Продажи самой фирмы меняются прямо пропорционально числу конкурентов. Реакция потребителя на изменение цены в одной из фирм при увеличении числа конкурентов усиливается, однако для конкурентного рынка влияние всего вдвое сильнее, чем в случае дуополии. Если p 2 =p 3 =…=p n =p*,

Выводы 1.В модели олигополии с несовершенной эластичностью спроса есть рав - новесие Нэша с различными ценами и объемами поставок одинаковых фирм-производителей. 2.Увеличение числа фирм на рынке и усиление реакции потребителя на разницу цен приводит к снижению и выравниванию цен, снижению при - былей фирм (в том числе, суммарной) и их выравниванию, однако даже при большом количестве фирм, все они в состоянии получать прибыль. 3.При высоких ценах возможна ситуация «инверсии»: дорогой фирме вы - годнее занять дешевый сегмент рынка, выиграв в объеме продаж сильнее, чем потеряв в удельной прибыли. При низких ценах ситуация обратная. 4.В двухуровневой модели «лидер-последователи» в равновесии Нэша ли - дер, повышая цену, увеличивает свою прибыль, но (в отличие от коли - чественной олигополии Штакельберга) последователи увеличивают свои прибыли еще сильнее. Симметричный случай дорогого лидера реализуется только в ситуации сговора. 5.На основе ценовой дискриминации олигополисты могут получать при - быль больше монопольной.

Спасибо за внимание!