Сети и сбыты. Кто виноват? Что делать? Где деньги?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Правила коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках Обзор Проекта постановления Правительства Российской Федерации Михеев Дмитрий ОАО.
Advertisements

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
СЕТИ и СБЫТ - ПАРТНЁРЫ Докладчик: Генеральный директор ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» Сергей Иконников Группа
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Розничные рынки электрической энергии. 2 Правила РРЭ 2.Дата вступления в силу – Текст документа:
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
1 Технологическое присоединение Шапошникова Н.Я. Директор филиала Вольские ГЭС ОАО «Облкоммунэнерго»
Стратегические задачи энергосбытовых компаний или легенды и мифы о ГП Е.Н. Орешкин 1.
2010 Выход предприятия на Оптовый Рынок Электроэнергии и Мощности (ОРЭМ)
Установка и эксплуатация приборов учета в многоквартирных домах: требования и варианты реализации.
Выход предприятия на Оптовый Рынок Электроэнергии и Мощности (ОРЭМ)
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Прохождение ОЗМ и гарантирующие поставщики электрической энергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления НП ГП и ЭСК Желябовский.
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Концепция введения на розничных рынках электроэнергии механизма приобретения сетевыми организациями в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Транксрипт:

Сети и сбыты. Кто виноват? Что делать? Где деньги?

Основные претензии сетевых организаций к сбытовым: 1. Платежи; 2. Потери; 3. Учет; 4. Введение ограничений

Платежная дисциплина. Проблема дебиторской задолженности ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» Просроченная дебиторская задолженность за услуги по передаче МРСК на 1 января 2009 г. на 1 января 2010 г. на 1 января 2011 г. 23,85 млрд. рублей 23,12 млрд. рублей 11,21 млрд. рублей +112,7 % - 3 % Неплатежи за услуги по передаче э/э срыв сроков и объемов выполнения инвестиционных и ремонтных программ снижение надежности и качества энергоснабжения потребителей снижение энергобезопасности регионов Продолжение сложившейся динамики неизбежно приведет к кризису в электросетевом комплексе России

Платежная дисциплина. Структура дебиторской задолженности за услуги по передаче ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» Структура потребителей На Задолженность на Доля в общей задолженнос ти Изменение за 2010 г. Всего В том числе просроченная млн. рублей % % ИТОГО %100,00%4 0408,75% ГП %68,62%7082,10% ЭСК %9,89%-272-5,19% ТСО %13,75% ,14% Прямые потребители %7,75% ,79%

Несинхронность сроков оплаты на РРЭ. Проблема кассового разрыва у ТСО. Срок, в течение которого ГП пользуются денежными средствами, полученными в оплату за электроэнергию, не оплачивая услуги ТСО: до 1,5 месяцев Кассовый разрыв у ТСО (оплата потерь/ получение платы): до 1 месяца

Несинхронность сроков оплаты на РРЭ. Предложения по решению проблемы.

Установление принципа пропорциональности в расчетах на ОРЭ и РРЭ Установить обязанность для ГП, ЭСО/ЭСК – участников одновременно ОРЭ и РРЭ соблюдать в расчетах пропорциональность относительно размера требований субъектов ОРЭ и РРЭ. НЕТ нормативно установленного принципа пропорциональности в расчетах с субъектами ОРЭ и РРЭ Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:… соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии п.1 ст. 6 ФЗ «Об электроэнергетике» остаточный принцип оплаты услуг инфраструктурных организаций РРЭ (прежде всего, ТСО) - после полного удовлетворения требований субъектов ОРЭ нарушение баланса интересов, ущемление прав инфраструктурных организаций РРЭ

Как сделать? -Добавить очередной лозунг в ФЗ «Об электроэнерг етике» -Ввести штрафные санкции за непропорцио нальность в договоре -Создать ЕРЦ на рознице Без дополнительной ответственности бесполезно Не администрируется Затраты?

Совершенствование порядка оплаты ТСО стоимости нормативных потерь. Принципы. Исключить влияние свободной непрогнозируемой цены за электрическую энергию (мощность) на деятельность ТСО Предоставить ТСО право приобретать электрическую энергию в целях компенсации потерь по долгосрочным договорам поставки электроэнергии (мощности), заключаемым с поставщиками и производителями электроэнергии Схема реализации: Основная задача Механизм решения ТСО Конкурс др.ОГКТГК НВВ $

Отсутствие предложений от поставщиков по фиксации цены на весь период регулирования Противодействие ГП в связи с переходом ТСО на прямые отношения с производителями э/э Превышение предельного уровня тарифа на электрическую энергию для населения при полном учете доли НВВ на компенсацию потерь, приходящейся на данную категорию потребителей Неверный расчет или занижение технологических потерь электрической энергии и мощности Влияние «ухода» с рынка законтрактованных ТСО сетевыми организациями объемов электроэнергии на цены ОРЭ, влияние может быть положительным, т.к. сети в силу ФЗ-35 контрактуют «дорогую» генерацию - ВИЭ Сохранение темпов либерализации ОРЭ Минимизация рисков выпадающих доходов ТСО Возможность реализации положения ФЗ- 35 о первоочередной покупке электроэнергии у ВИЭ Прозрачность расчетов за услуги по передаче Прогнозируемость затрат потребителей услуг в части их оплаты; Повышение мотивации у сетевой организации снижать потери электрической энергии, проводить мероприятия по повышению энергоэффективности; Повышение инвестиционной привлекательности ТСО и программ энергосбережения; Создается возможность применять концепцию энергосбережения, определенную ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» 261 Совершенствование порядка оплаты ТСО стоимости нормативных потерь. Оценка механизма.

п.2 ст. 35 ФЗ «Об электроэнергетике»: в части оплаты потерь, возникающих в их сетях ТСО получают статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии на оптовом рынке в рамках Правил оптового рынка (ППРФ 643): возможность и порядок оплаты электрической энергии (мощности) ТСО отсылка к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка в части особенностей покупки ТСО электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в сетях документы НП «Совет рынка»: Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка. особенности регистрации ТСО в торговой системе оптового рынка Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка Совершенствование порядка оплаты ТСО стоимости нормативных потерь. Предложения. Необходимые изменения в нормативные правовые акты и иные документы для реализации п.2 ст.35 ФЗ-35: - по аналогии с порядком для ФСК

Обеспечение системной надежности. Усиление технологической дисциплины. Установка отключающих устройств у потребителей (коммутационные аппараты с возможностью дистанционного управления) Дополнение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (раздел XIII ППРФ 530): ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков в т.ч. сетевым организациям; установить порядок взаимодействия владельцев объектов электросетевого хозяйства (ТСО, генерация при опосредованном присоединении), к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии, в отношении которого существуют основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии Обязанность потребителя, обращающегося за осуществлением технологического присоединения по истечении срока действия договора о ТП, возместить сетевой организации фактически понесенные ей расходы, но не более руб.

ППРФ 530: «188. В случаях когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони. Порядок определения величины технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.» Дополнение перечня обязательных приложений к заявке о заключении договора энергоснабжения / купли-продажи электроэнергии (ППРФ 530): допустимые параметры технологических режимов работы порядок действий потребителя и сетевой организации в случае несоблюдения потребителем установленных параметров технологических режимов, в том числе по ограничению потребления; порядок разработки и применения графиков аварийного ограничения; порядок выполнения заданий по настройке и режимам работы релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, определяемых субъектом ОДУ и ТСО; порядок ограничения режима потребления при выводе в ремонт объектов электроэнергетики. Обеспечение системной надежности. Усиление технологической дисциплины.

пересечение условий, при которых устанавливается технологическая или аварийная броня. неопределенность в понимании данных понятий по тексту настоящих Положений. Обеспечение системной надежности. Установление технологической и аварийной брони. Разграничение режимов брони: условие для технологической брони - необратимое нарушение технологического процесса (т.е. экономические риски). Условия для аварийной брони - угроза жизни и здоровью людей, экологической безопасности + угроза безопасности государства Обязательные независимые резервные источники электроснабжения для 1-ой и 2-ой категорий надежности Обязательное наличие автономного источника питания для потребителей 1-ой категории надежности Обязанность потребителя определить необходимость установки автономного источника питания и согласовать с ТСО технические условия его подключения Обязанность потребителя поддерживать автономный источник питания в состоянии готовности к использованию В случае неисполнения потребителем данных требований исключается ответственность ТСО при отключении подачи электрической энергии вследствие внерегламентных отключений или при повреждении сетевого оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий СЕЙЧАС:

Обязательные государственные или муниципальные гарантии по потребителям, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства до 1 мая - «технологический список» (утверждает губернатор по представлению регионального штаба), включающий потребителей, имеющих согласованный акт аварийной брони до 1 июля - «финансовый перечень», включающий потребителей, по которым предоставляется государственная или муниципальная гарантия Обеспечение системной надежности. Установление технологической и аварийной брони. Финансовые гарантии для ТСО: МОТИВАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОГЛАСОВЫВАТЬ АКТ АВАРИЙНОЙ/ТЕХНОГИЧЕСКОЙ БРОНИ

16 Регулирование коммерческого учета. «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии» (постановление Правительства РФ 530) Условия договоров между субъектами рынков В отсутствие ПКУ отношения в области КУ на розничных рынках определяют: Разнонаправленность интересов в ряде аспектов взаимодействия субъектов РРЭ самостоятельное определение сторонами условий коммерческого учета недопустимо

x достоверные данные о фактическом производстве и потреблении x прозрачность формирования учетных показателей на РРЭ x легитимная информация для определения взаимных финансовых обязательств и требований x фундамент для повышения энергоэффективности (способность потребителей понять источники и оценить выгоды экономии энергоресурсов, а также эффективность расходования средств на энергосбережение) x благоприятные условия для развития конкуренции между сбытовыми компаниями (возможность смены сбытовой компании или тарифного плана); x адресное взаимодействие с субъектами, сформировавшими (оказавшими влияние на) стоимость энергоснабжения; x возможность защиты интересов конечных потребителей – многоквартирные жилые дома; 2 – частный сектор; 3 – потребители более 150 кВА; 4 – потребители менее 150 кВА; 5 – ВСЕГО. По данным ОАО « Холдинг МРСК» 88% 77% 60%47% 66% 66 % точек поставки не имеют надлежащих систем учета массовое отсутствие и/или несоответствие систем учета нормативным требованиям Споры по организации систем учета при заключении договоров Резерв снижения потерь от установки приборов учета электроэнергии – 6-9 % Регулирование коммерческого учета. Текущая ситуация. Оснащенность приборами учета

18 условия для манипулирования споры между субъектами неопределенность порядка взаимодействия и ответственности x распределение ответственности за организацию учета и формирование объемов x контроль соблюдения условий договоров, x механизм санкций к нарушителям требований коммерческого учета, x стимулирование ответственных потребителей; x методы определения учетных показателей в отсутствие приборов учета или для случаев невозможности ежемесячного сбора данных приборов учета в объеме: не оплаченном потребителем; потерянном в бесхозяйных сетях и сетях многоквартирных жилых домов (сетях иных собственников); потребленном без договора и/или безучетно; повышенных технологических потерь в собственных сетях. рост потерь в распределительных сетях Резерв снижения потерь от ликвидации споров субъектов розничного рынка составляет 8-10 млрд.кВтч Регулирование коммерческого учета. Отсутствие единства и однозначности требований

19 Формирует: сводный реестр точек поставки и объем потребленной электрической энергии и оказанных услуг передачи электрической энергии; сводный реестр точек поставки и объем принятой электрической энергии в сеть сетевой компании; сводный баланс электрической энергии; Передает информацию о показания приборов учета в соответствии с условиями договора купли-продажи э/э и/или договора на оказание услуг передачи электрической энергии Снимает показания приборов учета физических лиц; Снимает показания приборов учета исполнителей коммунальных услуг; Контрольное снятие показаний приборов учета потребителей-юридических лиц; Контролирует снятые показания потребителями всеми субъектами розничного рынка ( по необходимости); Формирование объема продаж физическим лицам по снятым показаниям приборов учета; Работа с дебиторской задолженностью. потребитель Сетевая организация Сбытовая компания Показания приборов учета Договор купли-продажи электрической энергии Реестр снятых показаний Регулирование коммерческого учета. Оптимальный порядок формирования учетных показателей

20 Правила коммерческого учета однозначный порядок мероприятий и взаимодействия при КУ; единые требования к исчерпывающему перечню иных процессов, неразрывно связанных с КУ: Требования к системам коммерческого учета и автоматизированным системам сбора и передачи данных; Порядок присвоения средству измерения статуса расчетного; Требования к эксплуатации приборов учета и проверке их технического состояния; Методика определения потребленной электрической энергии потребителем при отсутствии снятых показаний и/или несоответствия даты снятых показаний и расчетного периода; Порядок определения значений фактически использованной активной мощности; Порядок определения значений соотношения потребления активной и реактивной мощности; Методика формирования учетных показателей; Порядок действий при выявлении нарушения правил коммерческого учета. Регулирование коммерческого учета. Отдельные аспекты концепции Правил КУ

21 Регулирование коммерческого учета. Отдельные аспекты концепции Правил КУ Проект ПКУ определяет технические требования: к средствам измерения; к защите средств измерения от несанкционированного доступа; к установке средств измерения; к метрологическим документам; к проверке; к системе сбора и передачи; к порядку формирования значений учетных показателей; к порядку определения фактически использованной мощности; к порядку формирования значений соотношения активной и реактивной мощности. Текущая концепция по ППРФ 530 Концепция ОАО «Холдинг МРСК» ответственность за создание учета - за чей счет создается учет, - кто его эксплуатирует, - уровень ответственности за состояние учета и тд порядок сбора и формирования учетных показателей права и обязанности субъектов при выявлении нарушений коммерческого учета механизмы стимулирования организации коммерческого учета. Уровень нормативного правового акта - Приказ Минэнерго РФ Уровень нормативного правового акта - Постановление Правительства РФ кто снимает показания, -кто обрабатывает, -порядок согласования, -что делать при нарушении порядка - кто контролирует - кто фиксирует, - кто устраняет нарушения, - кто несет ответственность за нарушения

22 Дает возможность получения достоверных данных о фактическом производстве и потреблении электроэнергии, фактически оказанных услугах по передаче электрической энергии; Обеспечивает прозрачность формирования учетных показателей розничных и оптового рынков электроэнергии; Обеспечивает легитимность информации для определения взаимных финансовых обязательств и требований субъектов рынков электроэнергии (мощности); Минимизирует споры субъектов розничного рынка по объему потребленной электрической энергии и объему оказываемых услуг передачи электрической энергии; Дает возможность защиты интересов конечных потребителей. Регулирование коммерческого учета. Преимущества предложенной концепции Правил КУ